Рейтинг
Порталус

Площадь, о которой никто не знает

Дата публикации: 19 декабря 2015
Автор(ы): Алексей ФИЛИППОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Известия, 02-16-2000
Номер публикации: №1450518142


Алексей ФИЛИППОВ, (c)


В Москве есть театры, которые знают все: Большой, "Ленком", "Сатирикон"... Некоторые известны театральной публике - критики, режиссеры и актеры высоко оценивают спектакли театра Анатолия Васильева, театра-студии Петра Фоменко, театра "Около Дома Станиславского". Но есть в столице и такие театры, о которых и широкая публика, и театральные профессионалы имеют самое туманное представление, - они-то и стали героями фестиваля "Театральная площадь-2", информационным спонсором которого выступили "Известия". Автор проекта, Валерий Магдьяш, двадцать лет был чиновником (помощником первого заместителя министра культуры России), а потом круто изменил свою судьбу, стал актером у Сергея Арцибашева и сейчас играет несколько главных ролей в театре на Покровке. Сегодня он рассказал корреспонденту "Известий" о том, какова цель этого необычного фестиваля.

- Если бы не событие, случившееся пять лет тому назад и не имеющее никаких внешних связей с тем, что мы показываем москвичам в нынешнем феврале, фестиваль "Театральная площадь" не появился бы на свет. В 1995 году театр на Покровке, где я работаю актером, представлял Россию на Пятнадцатом международном фестивале экспериментальных театров в Каире - там был показан спектакль "Месяц в деревне". И Ришар Мартен, член жюри этого фестиваля и вице-президент деятелей театра Средиземноморья, попросил нас приехать на гастроли в Марсель. Отдельный театр не мог отправиться на гастроли - и мы за одну ночь, прямо в номере каирской гостиницы, написали положение о русском фестивале в Марселе. Через некоторое время мы и в самом деле его провели. Сначала в Марсель приезжала одна Покровка, потом мы привезли туда и Малый театр, и ТЮЗ Яновской, затем театры из Казани, Новосибирска, Геленджика... Из Фестиваля русских театров в Марселе и родилась "Театральная площадь-1": в прошлом году мы привезли в Москву "Кабалу святош" - спектакль, который главный режиссер театра на Покровке Сергей Арцибашев поставил вместе с французами, - а также одну из постановок Ришара Мартена.

Фестиваль получился не слишком громким, но нас тем не менее заметили - и мы решили превратить его в фестиваль совершенно нового типа. "Театральная площадь-2" посвящена режиссерам среднего поколения, работающим без стационаров и финансирования и все же делающим настоящее искусство, ведущим за собой актеров-единомышленников, которые получают гроши (а то обходятся и без них).

Мы не собираемся определять, кто из них лучше, а кто хуже; важно было подбодрить этих людей и рассказать о них театральной Москве, - ведь она плохо знает тех, кто существует на "театральной обочине", не "засвечен" и не "раскручен". Но это далеко не все: я рассчитываю, что после фестиваля в широкий профессиональный обиход войдут новые режиссерские и актерские имена. Наш театр все время тасует одну колоду, обходится одними и теми же лицами, а ведь среди нынешнего театрального подполья есть много талантливых людей. Надеюсь, что нам удастся им помочь. А третью "Театральную площадь" мы посвятим драматургам - многие из тех, кто работает в этом цехе, неизвестны даже театральным профессионалам, не говоря уже о публике.

В фестивале принимает участие театр "черноеНЕБОбелое", которым руководит Дмитрий Арюпин; этот театр больше известен за рубежом, чем в нашей стране. (Нынешним летом они были в Польше, Румынии, Венгрии, Югославии.) Сейчас мы показываем москвичам их спектакль "Игрушки Бертрана" - и зрители принимают его на ура.

А Геннадий Шапошников, тоже учредивший свой театр довольно давно и живший очень сложно, блеснул на фестивале спектаклем "Страсти по Адели" (по "Дому Бернарды Альбы" Лорки) - по этой постановке можно судить о немалых возможностях и режиссера, и его труппы. Рядом с ним в программе фестиваля странный, ни на что не похожий "Театр без вывески" - его организовала Маша Дроздова, и ему уже около двадцати лет. Недавно я видел его на выездном спектакле: три троллейбусных остановки от метро "Войковская", а зал полон - цветы, аплодисменты, крики "браво". К тому, что происходит на сцене, можно относиться по-разному - но у театра есть свой, воспитанный им, зритель, и это, на мой взгляд, важно.

Театр "Город" Владимира Красовского работает в Долгопрудном - он участвовал во многих всероссийских фестивалях, недавно привез кучу дипломов из Питера. Сам театр, несмотря на то, что в нем работают профессиональные актеры, достаточно скромен, но у него, безусловно, есть свое лицо. Центр драматургии и режиссуры покажет "Юдифь", спектакль Данцигера, самого молодого режиссера из фестивальной обоймы. Центр открывался этой постановкой; как и чем он живет сейчас, широкая публика не знает. Мы постараемся вновь привлечь к нему внимание и обычных зрителей, и людей театра.

На "Театральной площади" можно увидеть работу яркого и агрессивного режиссера Миши Горевого - его спектакль "Черта" легок, свободен и азартен. Это очень профессиональная постановка, и премию "Чайка" она получила не зря. Театр "Апарте" Андрея Любимова покажет "Мокрый снег"; по документам этот театр является стационаром, но за свое помещение он судится вот уже десять лет - и до сих пор не может получить то, что ему обещало правительство Москвы. А самого Андрея Любимова знают и за границей, и в России: он много гастролирует на Западе, ставит в театрах русской провинции. "Мокрый снег" относится к числу его лучших работ. Завершит фестиваль "Три сестры" театра на Покровке, одна из лучших работ успевшего завоевать и популярность, и профессиональное имя Сергея Арцибашева.

Невостребованность - всего лишь миф; если ты будешь упорно работать, то твой дар не пропадет, - вот мысль, ради которой возник фестиваль "Театральная площадь".

Опубликовано на Порталусе 19 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама