Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО есть новые публикации за сегодня \\ 23.07.17

Н. К. КРУПСКАЯ И ПЕРВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ РОЛИ В. И. ЛЕНИНА В ТЕАТРЕ И КИНО

Дата публикации: 08 октября 2016
Автор: Г. Ф. Киселев
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 1966, C. 203-208
Номер публикации: №1475878632 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Г. Ф. Киселев, (c)

найти другие работы автора

Уже само по себе воспроизведение образа В. И. Ленина на сцене таит огромную трудность и ответственность. Но к этой трудности присоединяется еще и другая, связанная зачастую с отсутствием достаточного количества документальных материалов о разных периодах жизни Владимира Ильича. Тогда начинается творческий вымысел. От мастерства актера, от удачи его поиска зависит успех работы над образом. А раз так, следует признать, что каждый актер в какой- то мере должен быть исследователем. И вполне естественно, что лучшим советчиком всем тем, кто брался за исполнение труднейшей роли В. И. Ленина, была Надежда Константиновна Крупская.

 

Первой кинокартиной, в которой был воплощен образ В. И. Ленина, явился фильм "Октябрь" (1927 г.), охватывавший события от Февральской революции до взятия Зимнего дворца и II съезда Советов. Его поставил кинорежиссер С. М. Эйзенштейн по заданию ВЦИК. Роль В. И. Ленина была там поручена В. Н. Никандрову, рабочему Лысьвенского металлургического завода Пермской области, имевшему внешнее сходство с Владимиром Ильичам. Выбор исполнителя роли был одобрен Н. К. Крупской и М. И. Ульяновой 1 .

 

Просмотрев фильм, Надежда Константиновна написала отзыв, в котором отмечала, что у нас "оформляется уже новое искусство... отображающее жизнь масс, их переживания... У этого искусства колоссальное будущее. Фильма "Октябрь" - кусок этого искусства будущего". Однако исполнение роли В. И. Ленина ее не удовлетворило. "...Неудачно изображение Ильича. Очень уж суетлив он как-то. Никогда Ильич таким не был. Что, пожалуй, хорошо - это ноги Ильича, передающие правильно свойственный ему непроизвольный жест нетерпения..." 2 . Эти и другие высказывания Н. К. Крупской в дальнейшем пригодились создателям образа Ильича. В середине двадцатых годов многие драматурги взялись за подготовку сценариев и пьес о В. И. Ленине. Но исполнение замысла было далеко не всегда удачным. В связи с этим ряд произведений был подвергнут серьезной критике со стороны Надежды Константиновны. "Мне уже не в первый раз приходится просматривать пьесы из жизни Ильича, - писала Н. К. Крупская. - Как ни соблазнительно дать живую картину жизни Ильича - отдельных ее эпизодов - я думаю, от этой задачи надо отказаться. Выходит ужасная фальшь. Какая-нибудь мелочь - ив корне изменяется тон всей картины"3 . В Центральном партийном архиве Института марксизма- ленинизма при ЦК КПСС, в фонде Н. К. Крупской, хранятся письма писателей, сценаристов, художников, которым Надежда Константиновна помогала в создании образа вождя4 . При этом Н. К. Крупская всегда старалась предостеречь их от чрезмерного увлечения описанием деталей быта и жизни В. И. Ленина. "Я с большой осторожностью отношусь к описаниям жизни Ленина художниками, беллетристами, - писала она. - Выходит, как говорилось, то, да не то..."5 . Такая настороженность была вполне оправданной, ибо она вызывалась низким историческим и художественным уровнем некоторых произведений из числа тех, которые посылались Н. К. Крупской на отзыв.

 

В 1936 г. ЦК ВКП(б) обратился к советским писателям с призывом принять участие в создании литературных и драматических произведений, посвященных Великому Октябрю. При этом ЦК отмечал важность и сложность такой задачи, как вопло-

 

 

1 "Н. К. Крупская об искусстве и литературе". Л. -М. 1963, стр. 258.

 

2 См. "Н. К. Крупская об искусстве и литературе", стр. 144 - 145.

 

3 "Н. К. Крупская об искусстве и литературе", стр. 78.

 

4 ЦПА ИМЛ, ф. 12, оп. 2, дд. 175, 177 и др.

 

5 Там же, д. 175, л. 57.

 
стр. 203

 

щение образа В. И. Ленина в театре и кино. В результате появилось несколько пьес и кинофильмов, в которых были отражены пафос революции и образ ее вождя. Постановка этих пьес и кинофильмов выдвинула несколько талантливых исполнителей роли В. И. Ленина.

 

Воссоздавая образ человека, занимавшего огромное место в умах, чувствах и мечтах людей всего мира, исполнитель роли В. И. Ленина должен был донести до зрителей величие его личности, покоряющее обаяние речи и облика.

 

В. И. Ленин был современником тогдашнего поколения. Многие люди знали его, работали с ним, под его руководством создавали Советское государство или просто не раз видели его и встречались с ним. В то же время миллионы людей никогда не видели живого В. И. Ленина. Таким образом, всякое искажение, фальшь, упрощение в изображении Владимира Ильича на сцене или киноэкране вызвали бы естественный протест со стороны одних и неправильные представления в сознании других. Успех первых кинофильмов и спектаклей ("Ленин в Октябре", сценарий А. Я. Каплера; "Правда", пьеса А. Е. Корнейчука) показал, что советское искусство справилось с разрешением труднейшей задачи. И в этом нашему искусству во многом помогла Н. К. Крупская.

 

А. Я. Каплер передал киностудии "Мосфильм" свой сценарий "Восстание". Позднее фильм, снятый по нему, был назван "Ленин в Октябре". Роль В. И. Ленина в фильме была поручена одному из виднейших советских драматических актеров, Борису Васильевичу Щукину. Одновременно с работой в кино Б. В. Щукин должен был сыграть В. И. Ленина в Театре имени Евг. Вахтангова. Здесь готовилась премьера пьесы Н. Ф. Погодина "Человек с ружьем". "С большим трепетом я приступил к выполнению столь ответственного поручения, - писал Борис Васильевич. - В короткий подготовительный период я проделал сложную работу над изучением богатейшего материала, относящегося к моей работе. И чем больше я познавал, тем больше я чувствовал сложность и ответственность задачи и тем сильнее я волновался за результат" 6 .

 

Жадно искал Борис Васильевич ключ к своей роли. Особенно важны для него были встречи с теми, кто знал Ильича, работал с ним многие годы. "Меня интересовал путь человека, профессионала-революционера, ученого, вождя, учителя и товарища, - отмечал позднее Б. В. Щукин. - Изучал его голос по грамзаписи, внешний вид и движения - по снимкам, картинам, скульптурам, кинохроникам и по рассказам людей, которые его хорошо знали. А потом из всего этого материала я попытался, как мог, выразить своим способом образ Владимира Ильича"7 . Значительную помощь при этом ему оказали Л. А. Фотиева, В. Д. Бонч-Бруевич, Д. З. Мануильский.

 

Одновременная работа Б. В. Щукина над ролью В. И. Ленина в театре и в кино не позволила коллективу вахтанговцев подготовить спектакль "Человек с ружьем" к годовщине Октября, и премьера состоялась только 13 ноября 1937 года. Большой интерес к работе театра проявила Н. К. Крупская. Она побывала на одном из первых спектаклей "Человека с ружьем", а после его окончания беседовала с Б. В. Щукиным и другими артистами театра. Надежда Константиновна взволнованно рассказывала актерам об Ильиче. Но "...это не был рассказ жены об умершем муже. Нет, это мужественный, боевой помощник и вместе с тем трепетно любящий друг рассказывает о великих, делах друга..."8 , - вспоминал об этой беседе артист театра А. Д. Козловский. Надежда Константиновна говорила о привычках, симпатиях и антипатиях Владимира Ильича, о его литературных и художественных наклонностях, о том, как он работал и отдыхал. В своей оценке спектакля Н. К. Крупская была тверда и определенна, но тактична. В ее словах чувствовалось, что она понимает всю трудность воплощения образа В. И. Ленина на сцене.

 

С большой заинтересованностью и вниманием отнеслась Надежда Константиновна и к работе Б. В. Щукина в фильме "Ленин в Октябре". Премьера состоялась 6 ноября 1937 г. в Большом театре после торжественного заседания, посвященного

 

 

6 П. Новицкий. Борис Щукин. М. -Л. 1948, стр. 196.

 

7 Там же.

 

8 "Советское искусство", 28 февраля 1939 года.

 
стр. 204

 

двадцатилетию Великого Октября. Тогда же был показан отрывок из спектакля "Человек с ружьем" 9 .

 

Закончив работу в фильме "Ленин в Октябре" и исполняя роль В. И. Ленина в пьесе "Человек с ружьем", Б. В. Щукин считал, что он далеко еще не исчерпал имеющихся возможностей, и продолжал совершенствовать свое исполнение. В январе 1938 г. Борис Васильевич писал: "...Прошло, два с половиной месяца с момента выпуска картины "Ленин в Октябре" и спектакля "Человек с ружьем", а у меня такое ощущение, что я образа Владимира Ильича еще не решил, а только сделал несколько, штрихов, несколько шагов, к решению его. Я вижу в моей работе много, недочетов, которые буду устранять в следующей картине и которые стараюсь преодолевать сейчас, в спектакле" 10 .

 

Вот почему, когда Б. В. Щукину предложили сниматься в новой кинокартине - "Ленин в 1918 году", он вновь обратился за помощью к Н. К. Крупской. Она приняла его в Кремле, в той же квартире, где жил Владимир Ильич, напоила чаем, посадила на любимое место Ильича. Но разговора об образе В. И. Ленина и возможности воспроизведения его на сцене и в кино у них тогда не получилось. Вот как вспоминает, об этой встрече В. С. Дридзо: "Щукин настолько разволновался, что забыл, о чем ему нужно спрашивать. Он только нахваливал черносмородинное варенье, которым угощала его Надежда Константиновна" 11 . В беседе приняли участие А. Я. Каплер, по сценариям которого снимались кинофильмы "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году", и постановщик этих фильмов М. И. Ромм. На прощание Надежда Константиновна дала Щукину на несколько дней альбом с теми 24 фотокарточками Владимира Ильича, которые больше всего ей нравились.12 . Этот альбом очень помог Б. В. Щукину: непосредственность и неожиданность многих запечатленных ракурсов, исключительная простота я ясность выражения в снимках позволили Б, В. Щукину сделать множество ценных наблюдений. Этот альбом хранится сейчас в квартире-музее В. И. Ленина в Кремле. Копия, снятая с альбома, имеется в фонде Н. К. Крупской13 .

 

Б. В. Щукин до конца своей жизни испытывал глубокую признательность к Надежде Константиновне. В архиве артиста сохранился номер "Правды" от 26 февраля 1939 г., посвященный семидесятилетию Н. К. Крупской. На нем начертано рукой Щукина следующее приветствие юбиляру: "Дорогая и глубокоуважаемая Надежда Константиновна! От всего сердца приношу Вам горячее поздравление. Желаю Вам здоровья и долгих лет творческой деятельности для счастья нашего народа и величия партии и родины. Я буду помнить всю жизнь Ваше внимание ко мне и беседы о Владимире Ильиче, с которым Вы рука об руку прошли такую изумительную жизнь. Большое Вам спасибо. Никогда не забуду Вашего внимания, которое Вы дважды уделили мне. Щукин" 14 . Однако отправить приветствие ему не удалось. Утром 27 февраля Надежда Константиновна скончалась.

 

Еще один исполнитель роли Ленина, Максим Максимович Штраух, работавший параллельно с Б. В. Щукиным, шел к раскрытию внутреннего мира великого вождя своим путем. Как и Б. В. Щукин, он начал с документального изучения жизни Владимира Ильича. Артист перечитывал по несколько раз важнейшие ленинские работы, письма Ильича к родным, переписку с друзьями, изучал биографии многих большевиков, разыскивал живых свидетелей деятельности Ленина, посещал музей В. И. Ленина, просматривал кадры кинохроники, слушал записи голоса Владимира Ильича, изучал черты ленинского характера, отраженные в скульптуре, живописи, поэзии и музыке.

 

Над образом Владимира Ильича Ленина М. М. Штраух работал и раньше, но не как актер. Вместе с С. М. Эйзенштейном он снимал кинокартину "Октябрь", и ему пришлось принять участие в поисках человека для исполнения роли В. И. Ленина. После того, как выбор остановился на уже упоминавшемся нами В. Н. Никандрове, М. М. Штраух занимался с ним как режиссер.

 

 

9 П. Новицкий. Указ, соч., стр. 210.

 

10 Там же, стр. 196.

 

11 См. выступление В. С. Дридзо, секретаря Н. К. Крупской, на конференции Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС 6 - 7.XII.1960 г. на тему "Образ В. И. Ленина в литературе и искусстве".

 

12 П. Новицкий. Указ, соч., стр. 190.

 

13 ЦПА НМЛ, ф. 12, оп. 2, д. 62.

 

14 П. Новицкий. Указ, соч., стр. 190 - 191.

 
стр. 205

 

Времени на постановку пьесы "Правда"15 , в которой роль В. И, Ленина было поручено играть М. М. Штрауху, было очень мало. После составления графика работы выяснилось, что на подготовку спектакля к юбилейной дате остается около тридцати репетиционных дней. И Штраух пишет письмо Надежде Константиновне: "Глубокоуважаемая Надежда Константиновна! Я - актер Московского театра Революции. Мне поручили в юбилейной пьесе Корнейчука "Правда" работать над образом Владимира Ильича. В жизни мне ни разу не приходилось видеть Владимира Ильича. Этот пробел я восполняю сейчас чтением и изучением воспоминаний и тем, что без конца смотрю и слушаю фильм, демонстрируемый сейчас в Музее В. И. Ленина. Я обращаюсь к Вам, Надежда Константиновна, с большой просьбой: побеседовать со мной и этим помочь мне в этой (очень, очень трудной!) задаче. М. Штраух. 23 сентября 1937 г." 16 .

 

Но ответа на это письмо он не получил. Чем же это было вызвано? На регистрационной карточке к письму Штрауха стоит надпись, сделанная рукой Н. К. Крупской: "Не сделано было своевременно"17 . Эта запись говорит о том, что какие-то серьезные обстоятельства помешали Надежде Константиновне исполнить просьбу Штрауха. По-видимому, дело заключалось в том, что, когда письмо Штрауха пришло к Н. К. Крупской (26 сентября 1937 г.), до Октябрьских праздников оставалось немногим больше месяца. Только что начался новый учебный год. Шла перестройка работы Наркомпроса. Вот что отмечала Надежда Константиновна в письме к В. С. Дридзо от 19 сентября 1937 г.: "Сентябрь какой-то напряженный очень. Во-первых, уйма заказов на статьи к Октябрьским дням. За сентябрь написала уже с десяток. При перестройке аппарата, освежении его, очень много организационной] работы, смотришь, где можно выудить людей, со многими приходится видеться. Дома... приходится много возиться с разбором и организацией библиотеки и папок... В НКП бываю по полдня" 18 . Надо полагать, что именно эта занятость помешала Н. К. Крупской своевременно ответить М. М. Штрауху.

 

Но пьесу "Правда" Надежда Константиновна посмотрела. Премьера состоялась 5 ноября 1937 года. Пьеса рассказывала о событиях лета и осени 1917 года. Действие ее заканчивалось выступлением В. И. Ленина на II съезде Советов. Надежда Константиновна приехала на пятое или шестое представление "Правды". Это было 23 ноября 1937 года. Вот как вспоминал об этом дне постановщик спектакля, народный артист РСФСР Н. В. Петров: "Надежда Константиновна с интересом смотрела, как развиваются события в пьесе... Она была прекрасным зрителем и доверчиво воспринимала сценическую жизнь. Но, конечно, не эти сцены и акты волновали нас19 . Начало третьего акта Надежда Константиновна продолжала смотреть так же просто и доверчиво, как и первые два... Мы притаились в ложе, внимательно наблюдая за ней, зная, что вот сейчас настанет решительная секунда в спектакле. Именно секунда, так как первое же появление Штрауха в роли В. И. Ленина решало и всю дальнейшую судьбу нашего театрального представления. И эта решающая секунда наступила. Как будто что-то ослепило Надежду Константиновну. Она откинулась на спинку стула и правой рукой закрыла глаза. Зал грохнул оглушительными аплодисментами, все встали и бурно приветствовали появление образа Ленина на сцене. Трудно было начать диалог, так как зрительный зал продолжал аплодировать. Надежда Константиновна медленно опустила руку и серьезно, внимательно, но несколько удивленно начала вглядываться в Штрауха. Как бы великолепно ни играл актер, как бы ни был он похож на близкого тебе человека, но, право, есть что-то страшное в таких удивительных мгновениях... Но она продолжала внимательно смотреть на сцену. Судьба спектакля в оценке его самым строгим зрителем была решена в положительную сторону. Вероятно, восприятию Надеждой Константиновной того, что происходило на сцене, помогла и реакция зрительного зала. В этой небольшой сцене, длившейся минут 12 - 15, на каждом спектакле зрительный зал всегда бурно аплодировал.

 

 

15 Пьеса А. Корнейчука "Правда" была подготовлена театром Революции к двадцатилетию Октября. Первый спектакль (закрытый) состоялся 4 ноября 1937 года.

 

16 ЦПА ИМЛ, ф. 12, оп. 2, д. 221, л. 8.

 

17 Там же, л. 7.

 

18 Там же, оп. 1, д. 777, лл. 71 - 73.

 

19 В пьесе "Правда" А. Корнейчука образ Владимира Ильича выведен только в последней картине.

 
стр. 206

 

Спектакль окончился. Зрители много раз вызывали исполнителей, а Надежда Константиновна продолжала сидеть в ложе, как будто даже не замечая ни зрителей, ни нас, погруженная в свои думы и, вероятно, в воспоминания. И когда уже стихли аплодисменты и зрители начали расходиться, она обратилась к нам с просьбой пригласить в ложу Штрауха и всех исполнителей. Очень высокую оценку дала Н. К. Крупская и спектаклю в целом и всем исполнителям, а главное М. М. Штрауху, удивленно и внимательно разглядывая его, когда он стоял перед ней без грима, столь разительно не похожий на только что созданный им образ Ленина. Мы долго беседовали с Надеждой Константиновной. Она говорила о просмотренном спектакле, который заставил ее вспомнить и вновь пережить грозные дни Октября. Говорила о роли и значении театра как могущественного фактора в деле коммунистического воспитания. Говорила о новой роли актера в жизни, о трудности тех задач, которые сейчас поставлены перед советскими художниками" 20 .

 

М. М. Штраух из этой встречи почерпнул очень многое. Его поразило, что Надежда Константиновна подошла к гримеру, который скромно стоял в углу, и пожала ему руку. Тогда же Надежда Константиновна призналась, что она сомневалась ранее, можно ли достаточно полно воплотить образ Владимира Ильича на сцене, а теперь поколебалась в своем прежнем мнении. Прощаясь, Н. К. Крупская обещала, что напишет о спектакле. Такая статья - "О пьесах, посвященных Октябрю" - была опубликована в газете "Правда" 13 декабря 1937 года.

 

Этой статье предшествовала тщательная подготовка. Надежда Константиновна собрала вырезки из множества газет с рецензиями на спектакли и кинофильмы. Эти вырезки с ее пометками хранятся в фонде Н. К. Крупской и представляют несомненный интерес для исследователей21 . Надежда Константиновна дала высокую оценку творчеству Б. В. Щукина и М. М. Штрауха, она писала, что им "...удалось показать Ленина на трибуне. У тов. Штрауха даже в голосе слышатся иногда нотки Ильича, у тов. Щукина удалась манера Ильича говорить на большом собрании, удалась жестикуляция" 22 . Надежда Константиновна постоянно подчеркивала, что в поисках внешнего рисунка нужно использовать исключительно фотографии. При этом она замечала, что надо обязательно знать, к какому периоду и моменту жизни они относятся. Известно, что хроникальный фильм о Ленине создан из кадров, снятых со скоростью, не соответствующей скорости нынешней съемки. Поэтому при его демонстрации движения у людей, в том числе и у Владимира Ильича, получаются ускоренными, суетливыми. Учитывая это, Надежда Константиновна предостерегала, что этот фильм может дезориентировать артистов, никогда не видавших В. И. Ленина. Ильич изображен здесь слишком быстро идущим, слишком размахивающим руками и т. п. "Это неправильно, - говорила Н. К. Крупская, - это искажает образ Ильича"23 . Чтобы показать Ленина "на ходу", отмечала Надежда Константиновна, "...надо дать не только физический облик Ильича, надо отобразить, как он воспринимает, как он переживает... Он тоже ведь переживал, и не в одних словах эти переживания выражались. В момент сильных переживаний, бывало, подолгу тихо ходит Ильич по комнате, заложив руки за жилет, тихо, тихо, иногда на цыпочках. Или сидит подолгу не двигаясь, не шевелясь, весь уйдет в свои думы" 24 .

 

Надежда Константиновна говорила, что Ильича часто изображают как поучающего, как наставника. И выходит, что, поговорив с рабочим, он издалека, как-то свысока протягивает ему руку. "Не так здоровался и прощался Ильич, а попросту... Он подходил к рабочим, крестьянам, товарищам не менторски, не свысока, а как равный к равному. Поучительный жест сразу искажает образ Ильича. Он был простой, близкий, - в этом его сила" 25 .

 

Категорически возражала Н. К. Крупская против раздвоения некоторыми авторами личности Владимира Ильича. "В корне неправильно считать, - отмечала она, - что в Ильиче было два человека - один в домашнем быту: веселый, улыбающийся, внима-

 

 

20 "Комсомольская правда", 19 октября 1957 года.

 

21 ЦПА НМЛ, ф. 12, оп. 2, д. 177, лл. 8 - 19.

 

22 "Правда", 13 декабря 1937 года,

 

23 Там же.

 

24 Там же.

 

25 Там же.

 
стр. 207

 

тельный к людям, чуткий, и другой в общественной жизни - неулыба, не интересующийся людьми, т. е, чем они живут, что думают. Двух людей не было в Ильиче. Как в быту, так и в борьбе он был один и тот же... Он был замечательно цельным человеком. Может быть, благодаря такой неправильной установке авторов, Ильич на сцене ни разу не улыбается ни в той, ни в другой пьесе, может, поэтому не прищуривается у него насмешливо глаз... Впрочем, - замечала Надежда Константиновна, - дать улыбку Ильича не так-то легко. Это я понимаю" 26 .

 

Н. К. Крупская оценивала не только создание образа В. И. Ленина. Ее интересовали и другие роли в спектаклях, то, как на их фоне будет выглядеть образ Ильича; волновала историческая достоверность изображавшихся эпизодов и отношение зрителей к пьесам. Она писала: "...Игра артистов хороша. Надо только доработать еще образ Ильича... Дело это трудное, но с тем горячим желанием дать подлинный образ Ленина, которое имеется и у тов. Щукина, и у тов. Штрауха, и у авторов пьес, можно многое еще сделать"27 . Это была высокая похвала артистам, однако вместе с тем и призыв к ним трудиться дальше. Все это серьезно помогло позднее Б. В. Щукину в его последней работе - над фильмом "Ленин в 1918 году", который вышел на экраны страны в 1938 г., а также М. М. Штрауху в его дальнейшей работе над образом вождя. Фильм "Ленин в Польше", где роль В. И. Ленина исполняет М. М. Штраух, можно увидеть на экранах.

 

Тему о В. И. Ленине нельзя исчерпать не только в историческом плане, но и в художественном творчестве, ибо неисчерпаем сам его великий образ. Материалы фонда Н. К. Крупской могут послужить и сейчас большим подспорьем для тех, кто работает над образом Ильича. К сожалению, режиссеры и актеры студий и театров не очень часто обращаются к этому важнейшему источнику.

 

Г. Ф. Киселев

 

 

26 Там же.

 

27 Там же.

Опубликовано 08 октября 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?