Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО есть новые публикации за сегодня \\ 27.07.17

Клод Шаброль: Чем больше иронии, тем больше любви

Дата публикации: 13 октября 2016
Автор: Елена ПЛАХОВА
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Новая газета, 12-15-97
Номер публикации: №1476356127 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Елена ПЛАХОВА, (c)

найти другие работы автора


Проходящая на REN TV ретроспектива Клода Шаброля не является полной. Стоит пожалеть о том, что не покажут ранних прославивших его работ - "Красавчик Серж" и "Кузены", а также двух последних, ставших фестивальными хитами, - "Церемония" и "Ставки сделаны". С другой стороны, радует, что телезрители смогут познакомиться с менее известными работами мастера ("Надя" и "Чудовищная декада"), а также с несколькими для него типичными, среди которых "Неверная жена" - самая-самая шабролевская. Эта семейно- криминальная драма (приставка мело- к фильмам Шаброля не подходит) дает образец того в меру интеллигентного, в меру буржуазного "мейнстрима", которого так не хватает нашему отечественному кино.

Первые фильмы Шаброля снимались ручной камерой, с почти непрофессиональными актерами, с участием друзей, жен и других родственников, а часто и на их деньги: то были типичные продукты малобюджетного "независимого кино". При этом они проникнуты стремлением к достоверности жизненных деталей. В то же время Шаброль, как и другие пионеры французской "новой волны", был страстным фаном американского жанрового кино. Просидев юность в залах парижской синематеки, они приобрели репутацию киногурманов, "хомо синематикус". Но в отличие от остальных "новых" Шаброль был гурманом и в более материальном смысле слова. Самые поэтические моменты его фильмов - это чисто французские, сугубо буржуазные ритуалы поглощения пищи (в последнее время к ним добавились домашние прослушивания опер - тоже буржуазная блажь). Один из зачинателей "новой волны", отчасти революционной и антибуржуазной, очень скоро не без иронии, но с искренним знанием дела стал воспевать стиль жизни французского среднего класса.

С годами для идеологически неангажированных наблюдателей стало очевидно, что Шаброль загнал себя в рамки одного-единственного криминально-бытового жанра в порядке своеобразного протеста. Он стал последним поэтом и отпевальщиком загнивающей буржуазии, ее скромного очарования. Чем больше иронии в его фильмах, тем больше любви. Нарастание этих противоречий венчает "Церемония" - "последняя марксистская картина", где неподдельное восхищение буржуазией достигает пика в тот момент, когда предельной точки достигает и убийственный сарказм.

А недавно Шаброль представил публике свой 50-й фильм - "Ставки сделаны". Он не поднимает решительно никаких актуальных проблем. Эта криминальная комедия, действие которой происходит на фешенебельных курортах и в пятизвездочных отелях, сделана в традиции Хичкока. Режиссер прослеживает аферы старого авантюриста и его более молодой, но не менее рисковой подруги, которой приходится принимать разные обличья, в том числе и русской "дамы в соболях" по имени Сисси Петровна. В паре они "кидают" клиентов казино. А потом выходят на действительно крупное дело, обводят вокруг пальца латиноамериканских мафиози и скрываются с кругленькой суммой, к удовольствию самих героев и зрителей.

Удовольствие - ключевое слово не только для этого фильма, но и для всего творчества Шаброля. Вот уж поистине этот режиссер ни за что глупости не скажет, а в его "пустых" диалогах блещет парадоксальный ум, достойный Оскара Уайльда.

 

15.12.97

Опубликовано 13 октября 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?