Рейтинг
Порталус

А. Н. КОПЫЛОВ. КУЛЬТУРА РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СИБИРИ В XVII-XVIII ВВ.

Дата публикации: 18 ноября 2016
Автор(ы): Л. А. ГОЛЬДЕНБЕРГ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Вопросы истории, № 5, Май 1969, C. 158-160
Номер публикации: №1479502355


Л. А. ГОЛЬДЕНБЕРГ, (c)

Изд-во "Наука". Сибирское отделение. Новосибирск. 1968. 167 стр. Тираж 2800. Цена 65 коп.

 

Широкую известность получили исследования Б. Д. Грекова, М. Н. Тихомирова, Б. А. Рыбакова, Н. Н. Воронина, Д, С. Лихачева и других ученых о русской культуре различных этапов развития феодальной России. Однако эти работы освещают истерические достижения общества во всевозможных областях духовной жизни на территории преимущественно центральных районов страны. В нашу эпоху, когда освоение и преобразование Сибири идут невиданными темпами, когда судьба этого огромного края служит замечательным свидетельством успехов нашей Родины за минувшие полвека, исследование вопросов, связанных с прошлым Сибири, относится, без сомнения, к числу важных задач советской исторической науки. Труд сибирского ученого кандидата исторических наук А. Н. Копылова - Первая серьезная попытка создать общий очерк по истории культуры русского населения в Сибири XVII-XVIII веков. Два очерка книги (конец XVI-XVII в. и XVIII в.) освещают вопросы развития просвещения и литературы, искусства, зодчества, здравоохранения и научных знаний. Уделено внимание описанию осо-

 
стр. 158

 

бенностей устного народного творчества и народного театрального искусства, деятельности сибирских землепроходцев XVII в. и зарождению краеведения. А. Н. Копылов раскрывает ход интенсивного развития древнерусской культуры в Сибири, показывает культурную жизнь русского населения края, творческую мощь народного гения, богатство и самобытность русской науки и культуры, развивавшейся в едином русле общерусской культуры.

 

На основе накопленного материала и архивных документов автор достаточно четко устанавливает общие закономерности и тенденции культурного развития Сибири, характерные явления и черты культуры русского населения, а также региональные (сибирские) особенности. Убедителен вывод о том, что Сибирь в конце XVI-XVII вв. была в культурном отношении сколком русского Севера, ибо основной поток переселенцев шел в то время из Поморья, и что поселенцы стремились приспособить свои культурные навыки к новым условиям жизни, В процессе становления культуры в Сибири в XVIII в. русское население создало немеркнущие духовные ценности. Формирование сибирской специфики культуры русского населения, прежде всего в архитектуре, живописи, фольклоре, летописании, происходило под длительным воздействием сложного переплетения северо- и южнорусской культурных струй, а также культур коренных сибирских народностей и порубежных народов Средней и Центральной Азии. Однако желательно было бы проследить развитие культуры русского населения Сибири до конца XVIII в., а не заканчивать рассмотрение только 80-ми годами, в связи с чем оказался, например, обойденным интереснейший вопрос о влиянии на сибирское общество идей А. Н. Радищева. Заслуживают внимания и другие вопросы. Нельзя не отметить, с одной стороны, в ряде случаев эскизный, конспективный стиль, а с другой - непропорциональность отдельных разделов книги. Так, довольно пространно рассмотрено состояние просвещения в XVIII в. с детальным описанием деятельности духовных и светских школ; интересным материалом насыщены страницы раздела "Здравоохранение", Гораздо меньше по объему и по содержанию весьма важный раздел - "Наука". Здесь более половины его занял пересказ биографий Э. Лаксмана, И. И. Ползунова и К. Д. Фролова.

 

Конечно, исследователь часто зависим от степени изученности отдельных элементов, слагающих духовную культуру, от числа и достоверности введенных в оборот источников. Безусловно, эту зависимость испытал и А. Н. Копылов. К сожалению, в перечне использованных трудов попадаются работы слабые и компилятивные и в то же время отсутствует ряд исследований обобщающего характера, неиспользование которых весьма ощутимо. Среди последних следует назвать целую серию научных биографий выдающихся деятелей отечественной науки и культуры XVIII в. и в первую очередь - книги А. И. Алексеева о братьях Шмалевых (Магадан, 1958), Г. А. Сарычеве (М., 1966), Н, Дауркине (Магадан, 1961), капитальный труд А. А. Тиц "Русское каменное жилое зодчество XVII века" (М., 1966), наконец, фундаментальный "Атлас географических открытий в Сибири и в Северо-Западной Америке XVII-XVIII вв." (М., 1964). Следует отметить также монографию молодого якутского ученого, который выяснил роль местного населения в географическом изучении северо-востока Сибири и проследил истоки дружбы сибирских и русского народов1 .

 

Если автор приводит кое-какие сведения о географическом изучении Сибири в XVII в., то для XVIII в. таких сведений почти нег. Между тем исследование культуры русского населения Сибири в эпоху великих русских географических открытий немыслимо без анализа динамики географических представлений русских людей о Сибири XVII-XVIII вв. на фоне общей картины хода географических открытий. В книге не получила почему-то освещения проблема влияния Камчатских и Академических экспедиций на развитие русской культуры к востоку от Уральского хребта; не объяснены проблемы мировоззренческие, например, процесс проникновения и распространения космогонических теорий или факт сосуществования теологических понятий с идеей о шарообразности Земли, и т. п. Автор не использовал замечательный памятник истории культуры конца XVII -первой половины XVIII в. - "Астрономический журнал", хранящийся в То-

 

 

1 С. Е. Мостахов. Сподвижники путешественников и исследователей. (Участие местного населения в географическом изучении северо-востока Сибири в XVIII - начале XX в.). Якутск. 1966.

 
стр. 159

 

больском краеведческом музее, для суждений о культуре сибирских народов, в том числе и русского населения, не привлечены в достаточной мере археологические и этнографические материалы.

 

В дальнейшей работе над избранной темой автору, на наш взгляд, необходимо более тщательно очертить и расширить круг вопросов и проблем, подлежащих изучению. Тогда бы и сведения о быте, нравах, местных обычаях и традициях русского народа в сибирских условиях заняли свои места в структуре исследования, тем самым обогащая его. Специальному рассмотрению, по-видимому, должны быть подвергнуты даже такие факторы, влияющие на развитие культуры в Сибири, как вытеснение приказного делопроизводства коллежским, введение гражданской печати, а также арабских цифр вместо древнерусской цифири. В последние годы весьма интересные результаты приносят работы по топонимии, и в частности по русской сибирской топонимике, которая, как оказалось, сложилась на северорусской основе. Историку культуры, конечно, очень важно проследить формирование русских сибирских старожильческих говоров и суммировать достижения в области изучения русской диалектологии Сибири XVII-XVIII вв.

 

Укажем на некоторые неточности. Приведенная в качестве иллюстрации страница с ремезовским автографом из "Служебной чертежной книги" ошибочно названа фрагментом из "Истории Сибирской". Как и автор этих строк, А. Н. Копылов, по-видимому, ошибается, утверждая, что С. У. Ремезов на государственную службу был зачислен лишь в 1682 г. Более правдоподобно недавно высказанное мнение В. А. Александрова о том, что при общей нехватке служилых кадров в Сибири С. У. Ремезов вполне мог находиться на "государевой" службе, будучи и неверстанным сыном боярским.

 

Современный читатель о жизни общества прошлых эпох судит не только по его научным и техническим достижениям, но и по успехам в области просвещения, искусства и в других областях духовной жизни. Книга А. Н. Копылова бережно донесла до нас мысли, чувства и свершения русского народа XVII-XVIII вв. в Сибири.

Опубликовано на Порталусе 18 ноября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама