Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО есть новые публикации за сегодня \\ 22.07.17

Ч. ВАЗОЛИ. ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

Дата публикации: 11 декабря 2016
Автор: М. А. ГУКОВСКИЙ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Вопросы истории, № 12, Декабрь 1970, C. 190-191
Номер публикации: №1481456084 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. А. ГУКОВСКИЙ, (c)

найти другие работы автора

Не многие исторические периоды или события вызывают столько дискуссий и споров, сколько итальянское Возрождение. Спорят о самом существовании этого периода1 о его природе2 и особенно о его хронологических рамках3 . Споры эти носили и носят очень страстный характер, им посвящаются не только многочисленные книги, статьи, но и специальные научные конференции4 . Уже делались попытки создать обзор различных точек зрения на итальянское Возрождение, например, В. Фергюсоном5 . В определенной мере этот пробел восполняет менее известная книга Анжелери "Религиозная проблема Возрождения"6 (недаром подзаголовок ее гласит: "История критики и библиография").

 

Историки, философы, филологи и искусствоведы давно испытывали нужду в работе, рассматривающей различные и часто противоречивые теории относительно границ Возрождения. В 1969 г. она наконец появилась - это труд Чезаре Вазоли, изданный в серии "История критики". Эта большая книга делится на две резко отличающиеся между собой части. Первая посвящена обзору различных взглядов на Возрождение от Петрарки до наших дней. В этой части сомнения вызывает глава первая "Гуманизм и Возрождение", в которой рассматриваются взгляды современников Возрождения на эту эпоху и дается ее общая характеристика, так как автор не определяет здесь своей идейной позиции. Затем следуют главы, посвященные XVII и XVIII вв., безусловно, необходимые, но, к сожалению, не содержащие ничего нового и поэтому не представляющие большой ценности для специалистов.

 

Наибольший интерес книга вызывает начиная с главы третьей "От романтиков до Дильтея", и по мере приближения к современности этот интерес возрастает. Важно, что автор хотя и весьма расплывчато, но указывает на роль Маркса и Энгельса в развитии и формировании научной концепции Возрождения (глава четвертая). Ч. Вазоли пишет: "Ясно, что за этими и подобными спорами всегда стоит действительно решающий фактор современной социальной

 

 

1 См. например, K. Burdch. Reformation, Renaissance, Humanismus. В. 1926 или G. Toffanin. Che cosa fu l'umanesimo. Firenze. 1928.

 

2 Например: F. Olgiati. L'anima dell' umanesimo e del rinascimento. Milano. 1924; V. Zabughin. Storia del Rinascimento cristiano in Italia. Milano. 1924.

 

3 См. D. Canimori. La periodizzazione deli'eta del Rinascimento. "Relazioni al X Congresso Internazionale di Scienze Stori-che"- Vol. IV. Firenze, 1955, а также C. Ang eleri. Il problema religioso del Rinascimento. Firenze. 1952.

 

4 "II Rinascimento. Significato e Limiti". Atti del III Convegno Internazionale sul Rinascimento. 25 - 28 Settembre 1952. Firenze. 1953.

 

5 W. K. Ferguson. The Renaissance in Historical Thought. Five Centuries of Interpretation. Cambridge. 1948.

 

6 CAngeleri. Op. Cit.

 
стр. 190

 

и исторической науки, законы исторического материализма, гениальные плоды исторической интуиции Маркса и Энгельса, так же как прямые и косвенные отражения этих концепций... в области изучения истории. И я не думаю, что можно было бы понять некоторые наиболее важные и интересные положения современной литературы о Возрождении без учета влияния, прямого или косвенного, этих идей, легко обнаруживаемого уже в конце девятнадцатого века, но позже все более явного..." (стр. 193).

 

Известная расплывчатость и нечеткость типичны для всей книги. Но это особенно заметно в характеристике концепции Возрождения, содержащейся в сочинениях Антонио Грамши (стр. 253 - 256). Здесь довольно подробно излагаются взгляды одного из основателей Итальянской коммунистической партии, которые в основном сводятся к тому, что Возрождение принадлежит средним векам, а не новому времени и является скорее реакционным и аристократическим движением, хотя в этот период и сложились многие тенденции будущего развития, восторжествовавшие в новое время. Эти взгляды (хотя и гораздо менее резкие и более разумные), близкие к воззрениям Дж. Тоффанина, под влиянием которого одно время находился Грамши, не разделяются автором, который признает прогрессивность эпохи, открывающей новое время. Однако не вполне ясно, поддерживает ли сам Ч. Вазоли эту концепцию, повторяющую, правда, с некоторыми изменениями, оценку Я. Буркхарда.

 

Та же неопределенность и осторожность автора сказываются и в характеристике взглядов одного из крупнейших современных историков Возрождения - П. О. Кристеллера (стр. 210 - 212). Положительно оценивая его работы, автор в то же время пишет: "С другой стороны, работы Кристеллера, начиная с его грандиозной монографии о Фичино до многочисленных работ, ставящих целью проиллюстрировать разные духовные составные элементы философской культуры Возрождения, несмотря на эрудицию и филологическую остроту, весьма обогащающие эту область науки, не всегда соответствуют его целостному историческому видению, которое не во всем приемлемо" (стр. 211). Хотя эта оценка Ч. Вазоли научного вклада Кристеллера в целом правильна, критика его общей концепции, повторяющаяся несколько раз, неопределенна и недостаточно остра.

 

Вазоли, опираясь на источники, твердо придерживается той точки зрения, что итальянское Возрождение - это радикально новый и революционный период, порывающий со средневековьем и формирующий многое из того, тем характеризуется новое время.

 

Вторая часть книги содержит своеобразную хрестоматию высказываний различных авторов от Петрарки до современного французского историка Броделя о природе Возрождения и его своеобразии. К сожалению, здесь приводится очень мало высказываний о границах Возрождения. Отрывки эти иногда недостаточно полны и не всегда удачно выбраны, однако и в таком виде эта подборка чрезвычайно полезна и может быть использована исследователями.

 

Не вполне безукоризненна композиция книги; она построена по хронологическому принципу, поэтому странно, что в последних главах первой части (VIII-IX) автор придерживается систематического принципа, что вызывает неизбежные повторения. Принятая в книге система примечаний затрудняет нахождение нужных авторов и не дает полного перечисления даже их основных произведений.

 

В целом же содержательная книга Ч. Вазоли может заинтересовать исследователей и сослужить им большую пользу.

Опубликовано 11 декабря 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?