Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО есть новые публикации за сегодня \\ 21.07.17

П. А. МАЛАФЕЕВ. РОССИЯ: СОВЕТЫ И КУЛЬТУРА

Дата публикации: 22 июня 2017
Автор: Л. М. ЗАК
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1498126130 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Л. М. ЗАК, (c)

найти другие работы автора

М. Изд-во "Советская Россия". 1974. 207 стр. Тираж 25 000. Цена 1 руб. 2 коп.

Книга П. А. Малафеева посвящена современной русской советской культуре. Она показывает те высоты, которых достигла Советская Россия в культурном развитии нашего времени. Автор поставил перед собой задачу - раскрыть роль и место Советского государства и его органов в руководстве культурным строительством РСФСР в последнее десятилетие, проследить, как, на практике осуществляя одну из своих основных функций - культурно-воспитательную, Советское государство проводит в жизнь директивы КПСС по вопросам культуры и искусства. В литературе по истории совет-

стр. 168


ской культуры это одна из первых работ обобщающего характера, посвященная ее современным проблемам.

В книге освещен опыт многообразного культурного строительства за последние 10 лет в масштабе Российской Федерации - огромного многонационального государства, которое являет собой пример того, как под руководством Коммунистической партии решаются проблемы культуры социализма. Много внимания уделяет автор механизму государственного руководства учреждениями культуры. В работе раскрыта роль государственного планирования сети культурных учреждений. Органы Советской власти снизу доверху участвуют в выработке этих планов. Интересны специальные социологические обследования, помогающие совершенствовать планирование, определять насущные потребности в ценностях и благах культуры по отдельным регионам страны. Рост расходов на содержание сети учреждений культуры и искусства, укрепление материально-технической базы культуры, стимулирование творческих поисков и открытий (государственная дотация, заказы на произведения искусства и их закупка) - вот что определяет госбюджет по культуре. В книге убедительно показано, что забота о развитии культуры представляет собой важнейший участок деятельности местных Советов. В последние годы более половины расходов по бюджетам областей, краев, решающая доля общественных фондов потребления приходятся на финансирование социально-культурного строительства (стр. 46).

Через всю работу красной нитью проходит идея о развитии демократизации руководства и управления культурным строительством. Впечатляют цифры состава постоянных комиссий по культуре и народному образованию (стр. 67). Показателем демократизации культуры является широкая сеть ее общественных институтов - от советов клубов, Домов культуры, парков, художественных советов до народных университетов, народных театров, музейных коллективов и т. д. Подробно говорится в книге о проведении всероссийских совещаний и съездов работников культуры в изучаемый период, о таких же съездах на местах, в частности в Алтайском и Красноярском краях, Ростовской, Липецкой, Владимирской и других областях (в которых, кстати, принимал участие и автор - сотрудник аппарата Совета Министров РСФСР).

В книге рассказано о постановке ряда важных вопросов развития культуры на заседаниях Совета Министров РСФСР. Большое внимание уделено автором анализу инициативы местных Советов и обобщению практики их работы. П. А. Малафеев правильно отмечает, что формирование культурных центров - это длительный и сложный процесс, который отражает развитие духовной культуры советских людей. С полным основанием можно говорить сегодня о постепенном исчезновении провинции в ее старом, дореволюционном обличье. В каждом центре республики, области, автономии имеются в настоящее время драматический или музыкальный театр, кукольный театр, филармония, библиотека, музыкальное училище, детские музыкальные и художественные школы, картинная галерея, планетарий, парк культуры и отдыха, Дом народного творчества, сеть кинотеатров и книжных магазинов.

Раскрывается в книге и важное явление нашей современной культурной жизни - создание стройной системы клубного и библиотечного обслуживания населения. В каждом районном центре создается полноценный комплекс учреждений культуры, активно влияющий на подъем духовной жизни села. В его составе: районный Дом культуры, библиотеки для взрослых и детей, детская музыкальная школа, кинотеатр, парк культуры и отдыха, музей. С 1968 г. для государственных клубных учреждений впервые введены в действие нормативы оснащения их культинвентарем, музыкальными инструментами и техническими средствами (стр. 137).

Одним из главных условий развития советской культуры является подготовка высококвалифицированных кадров. К 1974 г. кадры специалистов в области культуры и искусства готовили 27 вузов и 236 средних учебных заведений. В девятой пятилетке предусмотрено открытие еще 10 высших и 15 средних специальных учебных заведений. Широко развивается система повышения квалификации (например, успешно работают высшие режиссерские курсы и т. п.). Почти 200 вузов ввели у себя факультеты общественных профессий (стр. 75). Однако, несмотря на бурные темпы подготовки кадров, их количество и качество не удовлетворяют сегодня растущих культурных потребностей народа.

П. А. Малафеев рассматривает и состо-

стр. 169


яние различных отраслей культуры. По-видимому, "отраслевой" подход к явлениям культурной жизни еще сильно довлеет над исследователем. Однако в каждом из разделов автор пытается показать то новое, особенное, что характеризует ее сегодняшние проблемы. Современность является главной темой в советском изобразительном искусстве. Аудитория его выросла, о чем говорит огромная тяга народа к художественным выставкам. Автор анализирует содержание этих выставок, показывает новые их формы, рожденные инициативой масс и самих людей искусства. В дореволюционной России лишь 12 народов имели свои театры. Теперь только в 16 автономиях РСФСР работает 59 театров, среди которых 33 национальных (стр. 88). "Радостной статистикой" по праву названы в книге данные о детском театре, рожденном революцией. Интернациональный характер репертуара, единая государственная система подготовки кадров свидетельствуют о межнациональном общении в области театральной жизни.

Состояние советской культуры характеризуется сегодня и бурным развитием художественной самодеятельности масс. Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила сотни тысяч и миллионы талантов из гущи народа. В наше время советский человек выступает как потребитель и творец культуры. Именно этот процесс раскрывается при анализе республиканских смотров самодеятельности 1963- 1965, 1967, 1970, 1972 - 1973 гг., фестивалей культуры и искусства в отдельных городах и областях. Особенно интересно изучение новых народных праздников, являющих собой синтез лучших исторических традиций народа и новых, советских традиций, складывающихся в наши дни. Автор рассказывает о ежегодном "Дне поэзии" в пушкинских местах, ставшем подлинно всенародным днем советской культуры; о празднике "Серпа и Молота" в Берендеевке Костромской области, о "празднике улиц" в Перми, о празднике колхоза имени Ленина Ростовской области в память первой борозды, проведенной членами интернациональной коммуны "Сеятель"; о традиционном смотре "Песни нашего села", проводимом в клубе села Черново Липецкой области.

Этот по крупицам собранный опыт народной инициативы говорит о формировании новых черт, присущих современному развитию народного творчества. Однако хотелось бы видеть здесь анализ репертуара художественной самодеятельности и более полную характеристику ее качественных особенностей. Проблему роли самодеятельности в профессиональной подготовке кадров искусства пора было бы поставить и исследовать на конкретно-историческом материале.

Охрана памятников культуры и истории всегда была одной из неотъемлемых задач советской культуры. В РСФСР учтено около 40 тыс. памятников; в настоящее время более 2 тыс. образцов истории и архитектуры, разрушенных фашистами в годы Великой Отечественной войны, восстановлены и снова включены в культурный фонд страны. П. А. Малафеев показывает объединение усилий государства и общественности на этом поприще. Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры, научно-реставрационные учреждения (где, кстати, разработана новая советская методика исследования и реставрации памятников) действуют в тесном контакте с добровольным Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

"Музейным взрывом" называет пресса необычайно выросший приток посетителей в музеи, особенно художественные. Автор придает этому явлению важное значение, использует данные социологических обследований. Однако следовало сказать здесь и о том, что именно нашей страной внесен немалый вклад в научную разработку проблем музееведения. Исследование их советскими учеными пользуется признанием во многих странах. Непонятно, почему в книге не упоминается о специальном научно-исследовательском институте культуры Министерства культуры РСФСР и ряде социологических лабораторий, разрабатывающих актуальные вопросы современного культурного развития страны, а также о значении Государственной библиотеки имени В. И. Ленина как научно-исследовательского и координирующего центра по вопросам библиотековедения, библиографии и истории книги. Эти организации непосредственно занимаются разработкой научных проблем культуры и призваны поднять на новую, более высокую ступень методы руководства культурным строительством в Российской Федерации.

Специальный раздел посвящен автором книгоиздательскому делу как могучему духовному оружию партии и государства, ставшему важной самостоятельной отрас-

стр. 170


лью народного хозяйства и культуры. Потребности в книге неуклонно растут. Об этом красноречиво свидетельствует факт, приведенный одним из корреспондентов "Комсомольской правды". Приехав на строительство КамАЗа, в Набережные Челны, он распространил анкету среди строителей, в которой был вопрос: "В чем остро нуждается город?" "Нужны книги" - таково было главное требование молодежи (стр. 171). П. А. Малафеев правильно подчеркивает, что научно-техническая революция, бурное распространение радио и телевидения не привели у нас в стране к падению интереса к книге. Не сбылось "предсказание" буржуазных ученых о том, что якобы наступил конец "эры Гутенберга". Однако проблемы, вставшие перед культурой, в том числе и в СССР в связи с развитием радио и особенно телевидения как новых средств информации и идеологического воздействия, настолько крупны и глобальны, что требуют особого анализа в книге о современной культуре. И, конечно, краткие замечания по этому вопросу (стр. 172 - 173) вряд ли удовлетворят читателя.

Автор приводит интересные данные о росте киносети, расширении производственной базы кино, ставит вопрос о все большем значении организации кинопроката. 7 млн. зрителей ежедневно смотрят в РСФСР различные фильмы союзного и мирового экрана. Какова же роль кино в эстетическом воспитании масс? Этого П. А. Малафеев не показывает. Проблемы проката, поставленные им, сводятся лишь к необходимости установления новых киноточек и модернизации аппаратуры. А ведь самое массовое из искусств обладает огромным идеологическим воздействием. Думается, что автору, как и другим исследователям современной культуры, явно недостает материалов современных социологических обследований в этой области.

Завершается работа краткой характеристикой творческих союзов художественной интеллигенции РСФСР1 . Автор правильно подчеркивает, что творческий облик советской интеллигенции немыслим без активной общественной жизни, что интеллигенция нашей страны - верный помощник Коммунистической партии и Советского государства во всех общественных делах, прежде всего в области развития культуры.

Главная идея, пронизывающая всю книгу, - сочетание государственного руководства и инициативы общественности, является ведущей идеей в культурной революции с первых дней победы Великого Октября. Выработанная В. И. Лениным, партией, эта линия успешно проводится на протяжении всего строительства советской культуры, что неоднократно отмечалось в трудах А. В. Луначарского, Н. К. Крупской и других деятелей Коммунистической партии и Советского государства. Автор пишет о новом, качественном скачке в развитии современной культуры, культуры периода развитого социализма, но почти не аргументирует это свое положение. К сожалению, научных обобщений и выводов в его работе немного, хотя содержащийся в ней материал дает пищу для размышлений по ряду актуальных проблем. Как, например, осуществляется культурный обмен между народами, взаимосвязь и взаимообогащение их культур в такой многонациональной республике, как РСФСР? В чем закономерности развития культуры советского народа как новой исторической общности? Каким образом осуществляются международные культурные связи и каково влияние советской культуры на развитие всемирной цивилизации? Как развиваются у нас сегодня революционные традиции и какова их роль в идейно- нравственном воспитании народа? Немаловажными являются вопросы, пока что поставленные П. А. Малафеевым лишь в общей форме: как преодолевается аполитичность, бескультурье, пьянство, хулиганство, каковы методы борьбы нашей культуры с этими уродливыми явлениями, еще имеющими, к сожалению, место в нашем обществе? Не рассматривает автор и вопросы охраны природы Советским государством.

Несколько слов о композиции книги: она не совсем удачна - в ряде разделов встречаются повторы; вызывают недоумение некоторые недостаточно продуманные литературные экскурсы, ссылки на летопись 1068 г. и иные случайные примеры. Ощущается и перегрузка цифровым материалом, который вне сравнений работает "вхолостую". Гораздо полезнее было бы в ряде мест свести его в таблицы.

Работа написана на основе большого до-


1 Представляется, что понятие "творческая интеллигенция" не вполне научно: нельзя ведь не считать творческой интеллигенцией ученых, педагогов, инженеров, врачей. Нам кажется, что работников литературы и искусства правильнее называть художественной интеллигенцией.

стр. 171


кументального материала текущего архива Министерства культуры РСФСР. Но в книге нет сносок на источники, и этим нанесен ущерб не только ее научной ценности, но и дальнейшей разработке вопроса. Изучение культуры развитого социализма - проблема чрезвычайно актуальная. Она ждет новых исследователей, которым поможет в целом полезная книга П. А. Малафеева.

Опубликовано 22 июня 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?