Рейтинг
Порталус

ВТОРОЙ СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИЙ СИМПОЗИУМ

Дата публикации: 17 июля 2017
Автор(ы): И. М. ПУШКАРЕВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1500293563


И. М. ПУШКАРЕВА, (c)

21 - 24 января 1976 г. в г. Дели состоялся второй советско-индийский симпозиум историков, организованный Индийским советом по историческим исследованиям 1 .

Симпозиум был посвящен истории социально-политических движений и общественной мысли России и Индии XIX - начала XX века. В центре внимания находились проблемы первой буржуазно- демократической революции в России 1905 - 1907 гг. и национально-освободительного движения народов Индии и Средней Азии. В симпозиуме участвовали известные индийские ученые из университетов и научно-исследовательских учреждений Дели, Калькутты, Симлы, Патны, Джайпура, Музафарпура, Неллура, Каликута. Работой симпозиума руководил председатель Индийского совета по историческим исследованиям Р. С. Шарма. В делегацию Национального комитета историков Советского Союза входили представители институтов истории СССР, всеобщей истории, востоковедения АН СССР и Института востоковедения АН Таджикской ССР.

Открывая симпозиум, государственный министр по делам просвещения, социального обеспечения и культуры Индии Нурул Хасан подчеркнул необходимость развития сотрудничества индийских и советских ученых в области общественных наук. Он отметил важность ознакомления индийских ученых с историей революционной борьбы в России, возможность плодотворного сравнительного изучения истории освободительных движений в Индии и в России, необходимого как для более глубокого понимания развития обеих стран, так и для изучения мирового исторического процесса в целом. Он указал также на стимулирующее воздействие первой русской революции 1905 - 1907 гг., массового движения в России, которое возглавила партия большевиков во главе с В. И. Лениным, на национально-освободительную борьбу в Индии.

От советской стороны с приветствием выступил глава делегации советских историков акад. А. Л. Нарочницкий, который подчеркнул значение научного сотрудничества советских и индийскид историков. Русское общество издавна проявляло живой интерес к Индии и ее культуре. В XIX в. прогрессивные общественные течения в России выражали глубокое сочувствие антиколониальному освободительному движению Индии. После революции 1905 - 1907 гг. В. И. Ленин неоднократно указывал на значение подъема национально-освободительной борьбы в Индии и связь его с первой буржуазно-демократической революцией в России, давшей толчок пробуждению Азии. Великая Октябрьская социалистическая революция оказала большое влияние на расшатывание колониализма и дальнейший подъем освободительного движения народов Востока, в том числе Индии. Успехи социализма в СССР способствовали развитию советско-индийских связей, дружбы и взаимопонимания между народами наших стран. Этой же цели служит совместное обсуждение проблем общественных наук.

В ходе работы симпозиума было обсуждено 14 индийских и 6 советских докладов. В докладе А. Л. Нарочницкого "Революция 1905 - 1907 гг. - "генеральная репетиция" Великого Октября" был поднят ряд общеметодологических (о характере, движущих силах и задачах революции) и конкретно-исторических вопросов первой русской революции. Центральное место в докладе занял показ руководящей роли ленинской партии в революции 1905 - 1907 годов. Доклад содержал также характеристику состояния научной разработки истории революции 1905 - 1907 гг. в советской историографии и критику зарубежных авторов, искажающих движущие силы и характер революции, отрицающих связь революции


1 Первый такой симпозиум проходил в 1973 г. в Москве.

стр. 172


1905 - 1907 гг. с Великой Октябрьской социалистической революцией, В заключение докладчик остановился на международном значении революции 1905 - 1907 годов.

Доклады В. И. Неупокоева (представлен в письменном виде) и Е. И. Удальцова были посвящены идеологической подготовке революции. Докладчики показали, что во второй половине XIX в. марксизм получил широкое распространение в России и затем одержал победу над мелкобуржуазными течениями в рабочем движении. Знамя революционного марксизма в России высоко поднял В. И. Ленин. Под руководством созданной им большевистской партии шел процесс подготовки пролетариата к революции. Идеологической борьбе, позиции партий и классов после революции 1905 - 1907 гг., значению этой революции для последующего развития освободительного движения в России был посвящен доклад И. М. Пушкаревой.

Дискуссия по докладам советских историков охватывала вопросы о значении рабочего движения и роли партии большевиков, о буржуазном либерализме, о мелкобуржуазных партиях в революционном движении, о путях развития освободительного движения в России после революции 1905 - 1907 годов. Советскими историками было раскритиковано стремление советологов представить дело таким образом, будто в России буржуазные преобразования могли произойти без революции, показан провал столыпинской аграрной политики; подчеркивалось, что второй шаг по пути буржуазных реформ был сделан царизмом лишь под воздействием революционного движения; разоблачалась контрреволюционная роль либеральной буржуазии. Некоторые индийские участники симпозиума выражали пожелание, чтобы на будущих аналогичных встречах с советскими учеными уделялось возможно большее внимание критике западных буржуазных концепций, имеющих хождение в Индии. При этом говорилось о том, что критика подобного рода теорий окажет существенную помощь индийским историкам в изучении и преподавании истории СССР.

Индийские историки приняли участие в обсуждении проблемы "Революция 1905- 1907 гг. - "генеральная репетиция" Великого Октября" и представили 5 докладов по русской истории. М. X а с а н г (Университет имени Дж. Неру в Дели) остановился на влиянии Октябрьской революции на культуру народов Индии, в частности на литературу на языке урду, подчеркнув при этом пробуждение после революции интереса к социальным проблемам. В докладе М. К. Палата (Университет имени Дж. Неру в Дели) была сделана попытка показать развитие прогрессивной общественно-политической мысли в России в широких хронологических рамках (XVIII - начало XX в.). Докладчик обратил внимание на такой важный для освободительного движения России момент, как соединение марксизма с рабочим движением, и в целом верно трактовал реакционную роль самодержавия и дворянства в XIX - начале XX века. Определение понятия "интеллигенция", представление об "отчужденности русской интеллигенции", ее роли в XIX в., почерпнутые М. К. Палатой из русской либеральной буржуазной литературы начала XX в. и работ современных англо-американских фальсификаторов истории, были подвергнуты критике советскими участниками дискуссии.

Ряд выступлений индийских ученых был посвящен идеологическим течениям и политическим воззрениям, получившим распространение в конце прошлого и начале нынешнего века в Средней Азии. Это доклады З. Имама (Университет имени Дж. Неру в Дели) о распространении социальных идей среди мусульман в России в конце XIX - начале XX в.; Д. Каушика (Университет в Джайпуре) об идеологических течениях в Средней Азии во второй половине XIX - начале XX в.; Р. Шарма (Университет имени Дж. Неру в Дели), содержащий критику политических и общественных воззрений джадидов. В оценках и основных положениях эти докладчики солидаризировались с советскими историками.

Большое внимание на симпозиуме было уделено истории Индии, особенностям развития ее передовой общественной мысли в связи с национально-освободительным движением. Этих проблем касались доклады С. Мехротра (Индийский исследовательский институт в Симле) об общественно-политической мысли Индии в XIX в.; В. Рамакришна (Университет в, Неллуре) о социальных и политических идеях просветителя XIX в. Виресалингама и М. И. Срикумаран Наира (Университет в Каликуте) о демократе конца XIX - начала XX в. Б. Г. Тилаке; С. Р. Сингха (Университет в Музафарпуре) о религиозно- реформаторском движении Ария Самадж в Индии во второй половине XIX в.; А. Трипатхи (Университет в Калькутте, доклад был представлен в письменном

стр. 173


виде) о деятеле национального движения начала XX в. Шри Ауробиндо; С. Саркара (Делийский университет) о проявлении радикализма индийской интеллигенцией в эпоху колониализма (на примере Бенгалии XIX в.). Связь надстроечных явлений, проявлявшихся в общественно-политической мысли, с базисными нашла отражение в докладах С. Мукхерджи (Центр социальных исследований в Калькутте), который попытался сравнить подход индийских и русских мыслителей к проблеме соотношения промышленности и сельского хозяйства в конце XIX -начале XX в.; Р. С. Джоши (Делийский университет) о крестьянской идеологии и крестьянском движении в Индии; С. Бхаттачария (Университет имени Дж. Неру в Дели) о некоторых аспектах движения свидеши в так называемый период несотрудничества (20-е годы XX в.). Все эти доклады отличались, как правило, высоким профессиональным уровнем и прогрессивной, направленностью.

Советские индологи представили 3 специальных доклада. Э. Н. Комаров рассмотрел основные направления в индийском освободительном движении XIX - начала XX в. в свете ленинских определений просветительства, либерализма и демократизма. Доклад Ш. П. Пулатовой (Душанбе) "Хали и алигархское просветительское движение" содержал марксистско-ленинский анализ деятельности видного индийского мусульманского просветителя XIX века. Г. Г. Котовский в докладе "Освободительное движение в России и Индии во второй половине XIX - начале XX в." дал сопоставление и сравнительную характеристику освободительного движения и путей развития общественной мысли в России и в Индии.

В ходе дискуссии речь шла об общих закономерностях мирового исторического процесса, проявлявшихся как в России, так и в Индии, и вместе с тем о значительном своеобразии этого процесса в индийских условиях рассматриваемого периода, отличных как от России, так и от других стран. В частности, говорилось о необходимости тщательного учета конкретно-исторических условий Индии, ее тогдашнего колониального положения, уровня социально-экономического и политического развития в то время, а также неравномерности этого развития в различных областях страны. Отмечалось также, что все это имело существенное значение в сложном процессе становления национального самосознания, подготовки идейных и организационных предпосылок национально-освободительного движения, в пробуждении народных масс и в развитии массовой освободительной борьбы.

Большой интерес вызвали проблемы периодизации освободительного движения, идейно-политических позиций и исторической роли ряда национальных организаций и деятелей Индии XIX - начала XX века. В ходе обсуждения отмечались, с одной стороны, сложный и противоречивый характер общественно- политических условий, в которых в Индии возникало освободительное движение, изощренная политика английских империалистов, направленная на сохранение колониальной власти, а с другой - нарастание национально-освободительных и демократических устремлений в индийском обществе. Докладчики подчеркивали роль передовых национальных деятелей Индии, которые выступали против национального бесправия и социального угнетения, способствуя тем самым пробуждению народных масс к сознательной борьбе за свободу.

Творческой, деловой атмосфере симпозиума способствовала деятельность директора Индийского совета по историческим исследованиям Б. Р. Гровера. Была развернута выставка книг советских и индийских ученых по обсуждавшимся проблемам.

В заключительных словах А. Л. Нарочницкого и Р. С. Шармы встреча советских и индийских историков была признана полезной для дальнейшего развития исследований по истории революционного движения в России и национально-освободительного движения в Индии, для укрепления традиций советско- индийской дружбы и сотрудничества.

Опубликовано на Порталусе 17 июля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама