Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО есть новые публикации за сегодня \\ 24.06.18

Владимир Енишерлов: рассуждения о культуре и искусстве (интервью)

Дата публикации: 30 ноября 2017
Автор: Владимир ПРИХОДЬКО
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1512032437 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Владимир ПРИХОДЬКО, (c)

найти другие работы автора

На фото: Владимир Енишерлов: рассуждения о культуре и искусстве (интервью), автор: Komissarov
На фото: Владимир Енишерлов: рассуждения о культуре и искусстве (интервью). Добавлено: Komissarov, http://portalus.ru

Идешь, бывает, по улице. Вдруг, откуда ни возьмись, перед тобой красавица. Промелькнула, исчезла. И кажется, не забудешь никогда. Так поразил меня 55-й номер иллюстрированного "толстяка" "Наше Наследие". Давно этот журнал не попадал мне на глаза. И вот... На первой стороне обложки портрет рано умершей Александры, дочери Николая I. Хороша барышня. Царевна.

Такой журнал, думаю, не потеряется на раскладе, где десятки ярких обложек. В чем его отличие? Если сказать коротко: сделан с безупречным вкусом.

И не один я, скромный читатель, так думаю. 12 июня 2000 года президент РФ вручил государственные премии РФ в области просветительской деятельности за 1999 год Владимиру Енишерлову (на фото) и Александру Рюмину. Главному редактору и главному художнику журнала.

- Владимир Петрович, этот красивый номер - единичное достижение на гребне признания?

- Да они все у нас такие. Стараемся каждый делать адекватным величию русской культуры.

- Говорят, пик популярности русской культуры в мире позади. На нынешнем историческом отрезке.

- Пик пришелся на конец 1980-х - начало 1990-х годов. В Англии, Франции, Америке ломились на наши выставки. Книги разлетались повсюду... А сейчас на Франкфуртскую ярмарку поехали мемуары Ельцина... А так больше ничего, чтоб хоть как-то прозвучало... Нам не хватает потомственных коллекционеров, которые могли бы создавать устойчивый спрос на русские культурные ценности. Да и где им появиться, если еще каких-то 30 лет назад мы жили в Советском Союзе? Так, коллекционер искусства - Вячеслав Моше Кантор - специализируется на картинах художников еврейского происхождения (см. подробнее по внешней ссылке). А сколько вы можете назвать известных коллекционеров, которые собирают исключительно произведения русских авторов. Сейчас русское искусство - факультатив для собирателей коллекций, но не основное ремесло.

- Вы ориентируетесь на зарубежного читателя?

- Главным образом, на отечественного интеллигента. Мы начали издаваться 30 лет назад. Основатели журнала - академик Лихачев и Раиса Максимовна Горбачева. Тираж 350 тысяч... Мы были первым общекультурным изданием европейского класса. Были большие возможности, и эти возможности нам удалось обратить во благо. Стояла задача: возвратить на родину ценности, которые были изгнаны или находились под спудом. Сам Фонд культуры, наш учредитель, создан на Будапештском конгрессе интеллигенции как фонд возвращения культурных ценностей. Журнал задумали как синтетический. И внешне - журнал -подарок. Получаете - переживаете некий праздник.

- А сейчас?

- Тираж упал до 10, до 5 тысяч. Стал гораздо дороже. Иной подписчик пишет: у меня весь ваш комплект, но... больше не могу, пенсии не хватает.

- По вашей инициативе Фонд культуры приобрел письма Бунина, Теффии, Ремизова. Что собираетесь осуществить сегодня?

- Нам предлагают приобрести в Париже потрясающий архив объединения шоферов.

- Знаю, что там перед второй мировой было множество русских таксистов. У Бунина в знаменитом рассказе "В Париже" ночной шофер, русский, везет героев на их первое любовное свидание.

- Шоферы такси в Париже были не просто русские. Это была интеллигенция, аристократия. Они выпускали свои издания. Не специальные, не "За рулем", а культурные. В архиве документы, биографии. Для истории эмиграции бесценные сведения. Сейчас архив в частных руках, в небольшой фирме, через которую мы много уже приобрели. Вот найдем спонсора...

- У вас существует выставочный зал?

- Да, уже семь лет. Каждый месяц, иногда чаще, устраиваем выставки современных художников. Наш зал популярен в Москве. Очередь желающих выставиться до 2019 года. Мы с первого номера уделяем внимание частным коллекционерам. Искусство в мире во многом поддерживается частными коллекционерами. Музей - нечто глобальное, законсервированное. А частные коллекции дают произведениям искусства возможность движения. Так и у нас.

- Каковы ключевые персонажи следующего  номера?

- Это прежде всего Набоков. Публикуется реконструкция одного из вечеров, где выступал писатель. В Бахметьевском архиве в США сохранилась запись. Здесь Владимир Соловьев, юбилей которого отмечен. Боратынский, тоже недавний юбиляр.

- Новое о Боратынском?

- Новое о Боратынском найти довольно трудно.

Мы публикуем художественную летопись рода Боратынских. Мурановцы к своим кумирам - Боратынскому, Тютчеву - относятся с огромной любовью. Я, как всякий редактор, ворчал: давайте поменьше, давайте сокращать; они горячо отстаивали. И правильно. Публикуются стихи неизвестной у нас Ольги Ильиной, в девичестве Боратынской.

- Оказывается, природа не всегда отдыхает в потомках гениев. Что нынче угрожает культуре? Тоже спекулянты?

- Вроде того. Псевдобуржуазность, примат денег. Гипертрофированный меркантилизм. В Москве какое-нибудь старинное здание переоборудуют под банк, оставляя только фасад. Такое в мире не допускается нигде. Явное падение качества беллетристики. Это уже не литература для широкого круга, а какие-то "тексты" для специалистов. Идеи, которые исповедовала русская классика - просвещение, образование, духовность - сегодня сделались просто смешны. Выйдите на улицу и спросите, кто такая Анна Каренина. Каждый третий, а может, и второй, не ответит, даю гарантию. Все это очень плохо. Мы всегда были нацией, чья жизнь зиждилась на культуре. Мало проводить помпезные пушкинские праздники. Надо, чтоб выходили его собрания. А ныне даже 1-й том академического Пушкина никак не может выйти. А то, что литературу исключают как обязательный предмет из школьных программ - вообще анекдот. Возможно, виртуальные занятия, которые заполнили мир, это знамение времени. Но традиционная книга для создания духовного потенциала новой генерации всегда необходима. Как хорошая музыка, как талантливая картина.

- Может, это издержки того, что русские, находившиеся 70 лет в условиях неестественных, спешно создают нормальное западное общество?

- Россия не станет калькой Запада. Западная прагматика нам не близка. Да, советские времена были неестественным состоянием для общества. Были и черные, и серые стороны... Но неестественность есть и сейчас. Страна в духовном отношении пошла не по тому пути. Посмотрите, даже церковь - как прагматичны святые отцы. Как энергично зарабатывают деньги. Думают вовсе не о душе. И торговцам широко открывают двери в храм. А кто-то их оттуда изгонял. Это говорит, что общество не выздоровело... Мы в журнале, конечно, не тешим себя надеждой, что поправим положение. Как говорил Короленко: делай, что должно, и пусть будет, что будет.

- Что же будет с культурой в новом веке?

- Отечественная культура настолько мощна, у нее такие глубокие корни... Она возродится. Сейчас, может быть, надо провести процесс консервации. Чтоб дальше не разрушалось. Мне смешно, когда говорят: мы - бедная страна. Другое дело, что жулья слишком много. Идет уже не воровство, а просто разграбление. Деньги, которые есть, должны работать. На ту же культуру. А попробуйте уговорить какого-нибудь олигарха на серьезный проект. Максимум, что имеет успех: нравится современная поп-звезда, стареющая, готовы дать миллион долларов и устроить в Москве один вечер. Мы, например, предложили одному банку небольшой проект, связанный с возрождением блоковского Шахматова. Написали письмо... Они даже не ответили. А казалось бы, интеллигентные люди. Все в прошлом физики. Раньше были физики и лирики, теперь физики-банкиры.

- Скажите несколько слов о вашем главном художнике.

- Замечательный. Один из лучших дизайнеров в России. Работает с первого дня. Отдает журналу чрезвычайно много времени. Наш журнал по объему не меньше "Нового мира". Мы чувствуем: время требует новых форм подачи серьезного материала. И находим эти новые формы. Сейчас Александр Алексеевич с энтузиазмом делает номер, посвященный XX веку. Он выйдет 15 декабря.

Опубликовано 30 ноября 2017 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): современная культура, современное искусство, современная литература, эмигрантская литература



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?