Рейтинг
Порталус

Рецензии. М. Л. АБРАМСОН. ОТ ДАНТЕ ДО АЛЬБЕРТИ

Дата публикации: 06 марта 2018
Автор(ы): Н. В РЕВЯКИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1520338729


Н. В РЕВЯКИНА, (c)

М. Наука. 1979. 174 с.

Книга профессора МГЗПИ доктора исторических наук М. Л. Абрамсон - плод давних и глубоких раздумий над проблемами зарождения и формирования итальянского гуманизма как целостной системы взглядов. Работа посвящена идейным основам культуры итальянского Возрождения.

Структура книги четка и ясна. Необходимость появления гуманизма выводится автором из особенностей социально-экономической и политической жизни Италии. Изложению основного вопроса предпослан краткий очерк жизни итальянских городов, а также анализ изменений социально-психологического характера, явившихся пря-

стр. 140


мым следствием социальных процессов. Далее автор сосредоточивает исследование вокруг основных проблем гуманизма как связующего идейного начала зарождающейся культуры. Затем прослеживается возникновение и развитие новой идеологии, этапы ее формирования и направления в ней. В эпилоге показаны перспективы дальнейшего развития гуманизма и его значение. Конкретно-исторический подход, таким образом, соединяется в книге с проблемным, что способствует более глубокому постижению гуманистической идеологии. Особенно важен самый факт сведения воедино различных проблем гуманизма (идейные истоки, отношение к религии, влияние на культуру, несшую объединяющую функцию в условиях политически раздробленной страны, гуманистическая интеллигенция) и их целостного рассмотрения в связи с культурой итальянского Возрождения.

Ценным представляется и опыт рассмотрения гуманистической идеологии в сложной взаимосвязи с пополанской психологией. По справедливому замечанию автора, эта идеология не сводилась к стихийно складывавшемуся взгляду на мир горожан (с. 4). Автор стремится показать, как рождалась новая психология, а на ее базе - новая идеология. Отметив, что раннебуржуазные купцы и предприниматели "бессознательно ломали рамки традиционной феодально-церковной системы идей" (с. 16), М. Л. Абрамсон убедительно доказывает этот тезис путем сопоставления с характерными чертами средневековой идеологии новых жизненных установок, стимулов и норм поведения ранней буржуазии. При анализе ее психологии автор подчеркивает главное - рождение индивидуалистического сознания, давшего мощный импульс формированию идеологии Возрождения (с. 25). Однако раннебуржуазная психология не приводила к узости и ограниченности гуманистической мысли, взгляды пополанов преломлялись в сознании ренессансных мыслителей в сублимированном виде (с. 29). Автор указывает на различие гуманистических идеализированных представлений о человеке и оценок его у ранней буржуазии (по богатству и достигнутому положению) и у гуманистов (исходя из творческих способностей и нравственных качеств); отмечены эгоистический характер индивидуализма у первой и общественный смысл ценности личности у вторых (с. 36), различия в оценке богатства, понимания времени (с. 36 - 39). Думается, что поставленная в книге задача рассмотрения гуманистической теории в конкретной связи с раннебуржуазной практикой очень актуальна для нашей историографии. Не все, однако, в аргументации М. Л. Абрамсон убеждает. Так, непонятно, на какой основе вырастает "гражданский гуманизм", бывший долгое время жизнеспособным течением. Необходимо было уточнить понятие "индивидуализм", употребляемое автором наряду с понятиями "индивидуализация", "индивидуалистические сознание". В нашей литературе нет однозначного понимания этого термина, индивидуализм определяется, то как способ самосознания личности, то как этическая концепция, а иногда и описательно - как определенный идейный комплекс.

Обращает на себя внимание решение М. Л. Абрамсон вопроса об идейных источниках гуманизма. В книге показаны различные аспекты отношения гуманистов к античному наследию. Автор конкретно выявляет, что было близко людям Возрождения в античном мироощущении (с. 41 - 42) и что их разделяло. В классической античности, когда человек не вычленял себя из мира и общества, отсутствовали представление об индивидуальном самосознании; в эпоху эллинизма и Римской империи такое самосознание уже зародилось, "но все же индивидуализм в полном смысле этого слова связан с Возрождением" (с. 45). В связи с этим автор, опираясь на современные исследования, ставит вопрос о. роли средневековой культуры с ее глубоким спиритуализмом и психологизмом в создании идейных предпосылок для индивидуализма, обоснованно подчеркивая, что средневековое наследие в гуманистических представлениях о личности было радикально преобразовано (с. 46). Нельзя не признать важности такой постановки вопроса, конкретно в нашей литературе не разработанного. Впрочем, не изучена у нас и роль античного наследия, в частности, стоицизма и эпикурейства, в которых рождающееся индивидуальное самосознание Возрождения также могло находить опору, ибо гуманисты обращались не только к классической античности.

Конкретная история возникновения и формирования гуманизма рассмотрена в книге с достаточной полнотой на материалах творчества крупнейших его представителей. Посетовать можно лишь на отсутствие разделов о Дж. Манетти, поставившем

стр. 141


еще до флорентийских неоплатоников вопрос о месте человека в мире и о достоинстве человека, и П. Верджерио, влияние которого на педагогическую мысль Возрождения трудно переоценить. Наиболее удачна глава о Петрарке, представляющая собой самостоятельное и оригинальное исследование, основанное на анализе поэтических и философских сочинений этого гуманиста. М. Л. Абрамсон аргументированно доказывает глубокую новизну его идей, легших в основу нового направления (с. 97), не затушевывая при этом сложности, внутренней противоречивости мировоззрения Петрарки как человека переходной эпохи (с. 101). Убедительной в целом выглядит характеристика творчества Баллы. Однако при анализе диалога "Об истинном и ложном благе" не совсем точно изложена позиция одного из участников - "стоика" (с. 128), и потому вклад его в учение, развиваемое в диалоге, непонятен (с. 130). Мысль о том, что земное наслаждение - ступень к небесному (с. 129), принадлежит не "христианину" из третьей книги диалога, а изложена в предисловии к диалогу.

Любопытен своей нетрадиционностью взгляд М. Л. Абрамсон на Альберти. Анализ его творчества основан на изучении сочинений этого гуманиста. Автор обосновывает мысль, что для Альберти гармония - это принцип, закон, который существует в природе и на котором должны строиться взаимоотношения человека, мира и общества, а также и само человеческое творчество. В этической концепции Альберти подчеркивается возможность победы над судьбой с помощью добродетели, возвеличивание созидательного труда, гармоничное сочетание интереса личного и общественного (с. 136 - 138). Но это только одна сторона творчества Альберти. Основываясь на недавних исследованиях итальянского ученого Э. Гарэна1 , М. Л. Абрамсон указывает на противоречивость взглядов Альберти: в "Застольных беседах" и "Моме" много горечи, порой даже трагизма, мир оказывается скопищем глупцов, жизнь теряет смысл, человек подпадает под власть судьбы (с. 142 - 143). Причины этого автор видит в том, что Альберти в отличие от ранних гуманистов "смутно чувствует несоответствие своих идеалов действительности", видит дисгармонию между реальным миром и творимым гуманистами мифом (с. 144).

Но ведь и другие гуманисты порой тоже видели несоответствие жизни их идеалам и тем не менее, создавая свои учения, находили в человеке, в добродетели и знании достаточно возможностей для преодоления темных сторон жизни. Может быть, все дело в том, что Альберти сильнее других гуманистов оторвался от традиционного мировоззрения (исследователи отмечают его равнодушие к христианскому богу, потерю веры в бессмертие), свои этические идеалы он строил в отличие, например, от К. Салютати, Л. Баллы, Дж. Манетти практически вне рамок христианского видения мира, и эти идеалы оказались в условиях, когда новая онтология не была еще создана, лишенными опоры. Может быть, отсюда его раздвоенность, противоречивость. Во всяком случае, то, что в работе обращено внимание на эту трагическую раздвоенность Альберти, побуждает к размышлению, углубляет наши представления о гуманизме.

Ясная и недвусмысленная оценка дана в книге флорентийскому неоплатонизму, по поводу которого в нашей историографии существуют разные точки зрения. М. Л. Абрамсон считает это направление новым этапом в развитии гуманизма, призванным дать широкое философское обоснование последнего. Флорентийский неоплатонизм утратил гражданский пафос гуманизма первой половины XV в., а также чувство непосредственного наслаждения земными радостями, но он предельно возвысил человека (с. 160). Автор, таким образом, ставит вопрос о приобретениях и утратах этого периода по сравнению с предыдущим. Думается, что это наиболее верный путь к взвешенной оценке роли флорентийского неоплатонизма.

Рецензируемая книга богата мыслями, тонкими и интересными наблюдениями, написана живо и интересно, ясным и точным языком, с искренней и горячей увлеченностью темой.


1 Garin E. Rinascite e rivoluzioni. Movimenti culturali dal XIV al XVIII secolo. Bari. 1975.

Опубликовано на Порталусе 06 марта 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама