Рейтинг
Порталус

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ

Дата публикации: 01 июня 2018
Автор(ы): В. В. Белковец
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1527866238


В. В. Белковец, (c)

Важное место в советской историографии занимают вопросы культурного развития современной деревни. Актуальность этой тематики определяется тем, что проблемы культурного роста сельского населения выступают одним из условий преодоления существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Приметой последних лет можно считать расширение и углубление исследований по культурному преобразованию села и повышение их уровня. Эти проблемы нашли отражение в многотомных трудах по истории КПСС и СССР, в крупных исследованиях историков, философов, социологов по проблемам культурной и аграр-

стр. 117


ной политики КПСС. Наряду с обобщающими работами появились и такие, в которых рассматриваются особенности партийно-государственного руководства подъемом культуры села, укреплением материальной базы и кадров культпросветучреждений и народного образования, улучшением содержания их деятельности, направленной на коммунистическое воспитание сельских тружеников, на организацию их досуга. Изучается также проблема кадров сельской интеллигенции и их роли в повышении культуры села и переустройстве его быта.

Некоторые итоги и результаты изучения отдельных аспектов проблемы уже рассматривались главным образом в работах, посвященных историографии общих проблем советской культуры 1 . В первой специальной историографической работе по проблеме культурного развития советской деревни 2 дан анализ исследований, опубликованных в 1970-е годы, по проблеме развития духовного облика крестьянства за годы Советской власти. Однако многие важные вопросы, такие, как особенности культурной среды на селе и влияние ее на характер духовных потребностей и интересов его жителей, участие сельских тружеников в развитии культуры, культурное шефство города над селом и др., остались в этом обзоре незатронутыми.

Ниже предпринимается попытка рассмотреть состояние изученности ленинского теоретического наследия по проблемам культурного преобразования деревни и значения его для дальнейшего развития культуры села, а также роли рабочего класса в культурном подъеме села, особенностей современного этапа культурного развития советской деревни и проблемы духовного роста ее жителей.

Возрастание роли культуры в зрелом социалистическом обществе заметно усилило внимание исследователей к вопросам его духовной жизни 3 . В их работах анализируются закономерности и особенности, основные черты духовной культуры зрелого социализма, ее социальная роль в жизни общества, повышение руководящей роли КПСС и рабочего класса в этом процессе. Если попытаться обобщить существующие в литературе оценки и характеристики, то, несмотря на частные различия, можно свести их к общему выводу: культура развитого социализма - качественно новая ступень духовной жизни советского общества, развивающегося теперь на собственной социалистической основе. По мнению М. П. Кима, М. Т. Иовчука и Л. Н. Когана, она характеризуется охватом всего народа социалистической идеологией, сближением всех классов и слоев советского общества в развитии их духовного, интеллектуального облика, всевозрастающим образовательным уровнем широких слоев населения, расцветом культуры всех народов СССР, сближением культурного уровня жизни города и деревни, большими успехами в преодолении существенных различий между людьми умственного и физического труда, усилением взаимодействия культуры со всеми другими явлениями общественной жизни,


1 Куманев В. А. Некоторые вопросы историографии культурной революции в СССР. В кн.: Очерки по историографии советского общества. М. 1965; Новиков Ю. Е. Ленинское теоретическое наследие по проблеме культурной революции в советской исторической и философской литературе. - Некоторые проблемы научного коммунизма. Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968, т. 364; Зак Л. М. Изучение культурной революции в СССР на современном этапе. - История СССР, 1976, N 2; ее же. История изучения советской культуры. М. 1981; Касьяненко В. И. Развитой социализм: историография и методология проблемы. М. 1976; Ермаков В. Т. Изучение истории советской культуры. В кн.: Изучение отечественной истории в СССР между XXIV и XXV съездами КПСС. Советский период. Вып. I. M. 1978; Гамалий Н. В. Новейшая советская историография о культуре развитого социализма. - Вопросы истории, 1980, N 9.

2 Козлов В. А., Попов И. И. Проблемы культурного развития советского крестьянства в исторической литературе 1970-х годов. - Вопросы истории, 1981, N 12.

3 Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М. 1969; Коган Л. Н., Вишневский Ю. Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск. 1974; Арнольдов А. И. Культура развитого социализма. М. 1975; Ким М. П. Проблемы развития социалистической культуры (Некоторые теоретические аспекты). В кн.: Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории. М. 1978; Иовчук М. Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М. 1979; Развитое социалистическое общество: сущность, критерии зрелости, критика ревизионистских концепций. М., 1979; и др.

стр. 118


ростом ее международного влияния 4 . Большинство исследователей, констатируя это, устанавливают тесную связь процесса формирования культуры развитого социализма и процесса становления советского народа как новой исторической общности людей.

Широкая постановка и разработка теоретических вопросов культурного строительства в СССР в период развитого социализма в документах партии, в обобщающих трудах ученых явилась основой для более глубокого освещения проблем социально-экономического и культурного развития села. О масштабах этой работы можно судить по содержанию библиографических справочников, подготовленных Научно-исследовательским институтом культуры при Министерстве культуры РСФСР 5 . Такое внимание к изучению истории культуры современного села продиктовано необходимостью всесторонней разработки проблемы гармонического развития общества зрелого социализма как целостной системы. Имеющее пока место отставание деревни по социальному и культурному уровням не может не сказаться на содержании, темпах и результатах развития советского общества. Устранение этого отставания, выяснение его причин и условий - это не только важная практическая задача, но и принципиально теоретическая.

Для плодотворного изучения проблем культурного подъема села важен комплексный подход к ним. Преобладающий пока в работе историков узкотемный подход не создает полного представления о происходящих процессах в области культуры. Исследование отдельных отраслей культуры, конечно, сохраняет свое значение и в наши дни, однако оно не должно осуществляться в ущерб разработке принципиальных, стержневых вопросов. В ряде случаев, особенно в диссертационных работах, исследование темы подменяется перечислением примеров и частных фактов, многочисленных статистических сведений. Назрела необходимость в глубоком теоретическом обосновании сущности культурного прогресса, в рассмотрении проблемы в единстве всех ее составных частей: общекультурного уровня, профессиональной подготовленности, мировоззренческих позиций, эстетических принципов и социально-культурной активности сельских тружеников. В то же время невозможно всесторонне показать все богатство культуры жителей села, обращая внимание только на духовную жизнь. Марксистско-ленинская теория обусловливает изучение культуры в контексте с материальным производством, рассмотрение ее в самом широком смысле слова как культуры труда, быта, человеческих отношений. Такой переход к комплексному решению проблем культурного развития села намечен в литературе 6 . Об этом, в частности, свидетельствует появление работ по культуре села, созданных специалистами разных наук. В них рассматриваются в системном единстве такие компоненты культуры села, как культура производства, быта, отдыха, раскрыты сущность и структура социалистической культуры, основные тенденции ее развития.

В литературе 60 - 70-х годов достаточно четко определился ряд направлений, по которым развернулись исследования. Вполне закономерно, что в центре внимания историков всегда стояло изучение культурной революции как составной части ленинского плана построения социализма. Разработка этой проблемы является вкладом в историю становления и развития социалистической культуры, служит делу дальнейшего культурного строительства и воспитания новой, всесторонне развитой личности. Результаты ее имеют и большое международное значение.

Общие принципы культурной революции в масштабах страны, разработанные В. И. Лениным, были конкретизированы им и применительно к деревне. В его


4 Ким М. П. Ук. соч., с, 43 - 44; Иовчук М. Т., Коган Л. Н. Ук. соч., с. 96 - 98.

5 Культурное строительство современной советской деревни. Библиография (1969 - 1972 гг.). М. 1973; (1972 - 1973 гг.). М. 1975; (1973 - 1974 гг.). М. 1975; (1974- 1976 гг.). М. 1977; (1976 - 1978 гг.). М. 1980.

6 Гребенников Р. В. Проблемы культуры современного села (По материалам социологических исследований в Белоруссии). Минск. 1973; Воронцов А. В. Культура современного села. Л. 1974; Корбу В. М. Становление и развитие социалистической культуры на селе. Кишинев. 1980; Кудрина Т. А. Культура современной деревни. М. 1980; и др.

стр. 119


работах, статьях, выступлениях показаны пути и средства развития и распространения социалистической культуры в деревне, закономерности и специфические особенности, трудности культурного строительства на селе: не случайно Н. К. Крупская вспоминала позднее, что "в последних статьях Владимир Ильич особо подчеркивал необходимость работы среди крестьянства, необходимость подтягивать культурный уровень деревни. Это не по случайному поводу говорилось. Это было основной его мыслью" 7 . Культурная революция в деревне, указывал Ленин, вызывалась необходимостью перевода сельского хозяйства на социалистический путь развития, привлечения многомиллионной массы крестьянства к активному участию в социалистическом строительстве, а также задачей преодоления чрезвычайной культурной и политической отсталости сельского населения. Без решения этих вопросов не мог победить социализм, ибо подавляющее большинство населения страны унаследованными от капитализма объективными факторами было обречено на нищенское положение в обществе.

Значение культурных преобразований на селе в процессе культурной революции определялось тем, что подавляющую массу населения страны составляло крестьянство, которое в экономическом и культурном отношении стояло ниже других классов и сословий, было ограблено во всех отношениях, страдало от безземелья, отсутствия хлеба, жизненных прав, темноты и невежества. Культурная революция и должна была, по мысли Ленина, пробудить к жизни трудовое крестьянство, помочь ему осознать необходимость кооперирования, обеспечить общественные условия, при которых трудящиеся смогли бы свободно развивать свои творческие способности и активно участвовать в создании духовных ценностей. Знаменательно, что и сам термин "культурная революция" впервые был применен Лениным в 1923 г. в статье "О кооперации", в которой, в частности, говорилось, что для перехода к социализму "нужен целый переворот, целая полоса культурного развития всей, народной массы" и что "для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной" 8 .

В историографии широко поставлены многие важные вопросы этой проблемы, в частности о понятии "культурная революция", ее сущности, главных задачах и др. 9 . В результате многочисленных дискуссий ученые пришли к оценке сущности культурной революции в СССР как коренного преобразования духовной жизни на основе марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, имеющего своей целью создание новой, социалистической культуры взамен старой, буржуазной как величайшего, революционного переворота в умах, в сознании людей, как качественного скачка во всей духовной жизни общества 10 . К сожалению, по теоретическим вопросам культуры села нет специальных монографических исследований, они, как правило, рассматриваются в статьях 11 , главах книг 12 и отдельных диссертациях 13 .

Определяя ленинское понимание сущности культурной революции применительно к селу, исследователи справедливо полагают, что и в нем на первый план


7 Крупская Н. К. Ленинские установки в области культуры. М. 1934, с. 170.

8 Ленин В. И. ПСС. Т. 45, с. 372, 377.

9 Ким М. П. О сущности культурной революции и этапах ее осуществления в СССР. В кн.: Культурная революция в СССР 1917 - 1965 гг. М. 1967; Горбунов В. В. Ленин и социалистическая культура. Ленинская концепция формирования социалистической культуры. М. 1972; Ленинская теория культурной революции и современность. М. 1974; и др.

10 Новиков Ю. Н. Ук. соч., с. 8.

11 Воронцов А. В. Сущность и основные проблемы культурной революции в деревне. В кн.: Культурная революция в СССР и духовное преобразование советского общества. Свердловск. 1974; Денисов С. Г. В. И. Ленин о культурном преобразовании деревни. Ученые записки ВПШ при ЦК КПСС. 1977, вып. 7.

12 Ермаков В. Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. М. 1968; Карпов Г. Г. Ленин о культурной революции. Л. 1970; и др.

13 Курбанов М. Р. Ленин об основных факторах формирования духовной культуры советской деревни. Автореф. канд. дисс. М. 1970; Сулейменов Р. Б. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане (Исторический опыт развития культуры народов, миновавших стадию капитализма). Автореф. докт. дисс. М. 1971; Манаенков А. И. Партийное руководство культурным развитием села в условиях развитого социализма. Автореф. докт. дисс. М. 1979; и др.

стр. 120


выдвигалась коренная переделка сознания, психологии, морали крестьянина, который существовал как мелкий хозяин, имел революционные способности человека эксплуатируемого, но также и "реакционные вожделения хозяйчика, желающего "получать, а не отдавать" 14 . В ходе культурной революции и социалистического преобразования сельского хозяйства предстояло создать новый тип сельского труженика, коренным образом перевоспитать его и как производительную силу общества и как творца и носителя новых общественных отношений 15 . В конечном счете это была проблема перехода всей массы крестьянства на позиции рабочего класса, восприятия ею социалистической идеологии. Не случайно процесс утверждения социалистической идеологии, овладения трудовым крестьянством марксистско-ленинским мировоззрением привлекал внимание историков культуры. Освещение этих важнейших проблем дается как в трудах обобщающего характера, так и в работах по отдельным отраслям культуры 16 . Исследователи пытались проанализировать формы, характер, особенности идеологической работы на селе, раскрыть всю сложность и специфичность внесения социалистического сознания в крестьянские массы, обратили внимание на необходимость строить работу с ними, "считаясь с их интересами и желаниями. Проблема взаимодействия явлений культуры, политики и экономики - это одна из центральных проблем ленинской теории культурной революции. Это важное теоретическое положение не всегда находит конкретно-историческое воплощение при рассмотрении вопросов культуры на селе, что в значительной степени объясняет, почему в отдельных работах по истории культурного строительства на селе слабо освещены глубочайшие сдвиги в сознании крестьянства, в его духовном облике. Как верно подмечает Г. Г. Карпов, если "под культурной революцией понимать прежде всего переворот в сознании, миропонимании и мироощущении трудящейся массы, то истоки ее нужно искать именно в этих коренных изменениях в вековом укладе крестьянской жизни, а не в том только, что народу был открыт доступ к просвещению и знанию и Советское государство с первых же дней развернуло культурные мероприятия" 7 .

Духовные изменения в крестьянстве могут быть поняты только при рассмотрении их как результата комплексного воздействия социально-экономических, политических, культурных и других факторов. Ленин не выдвигал культурные проблемы в "чистом виде", они всегда находились у него в тесной связи с экономическими, политическими и идеологическими проблемами, поэтому теоретические и программные положения по вопросам культуры и культурной революции им изложены большей частью в работах, посвященных проблемам социалистического строительства и коммунистического воспитания. Ленин, замечает М. П. Ким, не подходил к культуре как к чисто культурной задаче: он писал о ее политических и экономических аспектах 18 . При освоении ленинской концепции культурной революции исследователи особо подчеркивают решающую роль народных масс в ее проведении и обращают внимание на то, что Ленин усматривал прямую зависимость размаха и темпов строительства социалистической культуры "от политической активности, социалистической сознательности и культурности самых широких масс трудящихся, от их участия в культурном строительстве" 19 .

Одна из тем, которая привлекла пристальное внимание исследователей, - ленинское положение о ведущей роли рабочего класса в культурном строительстве на селе. Эта тема рассматривается почти во всех трудах по истории культуры 20 ,


14 Ленин В. И. ПСС. Т. 13, с. 405.

15 Кудрина Т. А. Ук. соч., с. 14.

16 Ермаков В. Т. Идейная борьба на культурном фронте в первые, годы Советской власти. - Вопросы истории, 1971, N11; Денисов С. Г. Борьба партии за культурное преобразование деревни (1917 - 1933 гг.). М. 1981; и др.

17 Карпов Г. Г. Ук. соч., с. 209.

18 Ленин и культурная революция. Хроника событий (1917 - 1923). М. 1972, с. б.

19 Смирнов И. С. Ленин и советская культура. Государственная деятельность В. И. Ленина в области культурного строительства (октябрь 1917 г. - лето 1918 г.). М. 1960, с. 12.

20 Разумов В. А. Рабочий класс в строительстве социалистической культуры. - Вопросы истории КПСС. 1971, N 10; Партия и социалистическая культура. XXIV съезд КПСС и проблемы духовной культуры социализма. М. 1972; Иовчук М, Т., Коган Л. Н. О некоторых проблемах духовной культуры советского ра-

стр. 121


сделаны также попытки ее историографического осмысления 21 . Крестьянство в силу почти поголовной неграмотности, отсталости, раздробленности хозяйств, зараженности мелкособственнической идеологией, в силу политической неорганизованности не могло по своей инициативе подняться на осуществление социалистических, культурных преобразований. Оно нуждалось в инициативном воздействии со стороны более сплоченного и организованного, вооруженного революционной теорией и руководимого марксистско-ленинской партией рабочего класса. Ленин указывал, что путь крестьян к новой жизни невозможен без прочного союза с рабочим классом, без его руководства.

Усилия советских ученых направлены на разработку методологических аспектов этой проблемы и на конкретно-историческое ее изучение 22 . Оценивая политическую значимость ленинских теоретических положений, мероприятий партии и Советского правительства в культурном строительстве на селе, роли рабочего класса в нем, М. П. Ким замечает, что это был могучий фактор сближения рабочего класса с крестьянством, укрепления союза между ними 23 . Значительное внимание раскрытию положения о революционно-преобразующей деятельности рабочего класса на селе в переходный период уделяет Г. Г. Карпов. На обширном фактическом материале он показывает экономическое и социальное положение крестьянства, степень его подготовленности к восприятию социалистических идей, роль комитетов бедноты как исторически необходимой формы союза пролетариата города с пролетариатом деревни. Этот союз еще более укрепился, подчеркивает Г. Г. Карпов, когда партия мобилизовала на борьбу с голодом передовую часть рабочего класса 24 . Ведущая роль рабочего класса в культурном переустройстве села, в развитии народного образования, в укреплении материальной базы культуры нашла освещение также в ряде других работ 25 , расширивших наше представление о вкладе рабочего класса в духовное обновление сельского населения.

Существенное значение имеет изучение опыта партии по развитию шефских связей между городом и деревней, между рабочим классом и крестьянством, в том числе и культурных. Эта тема получила освещение в литературе 26 , в ряде дис-


бочего класса. - Социологические исследования, 1974, N 1; Роль рабочего класса в развитии советской культуры. М, 1976; Ворожейкин И. Е., Сенявский С. Л. Рабочий класс - ведущая сила советского общества (Вопросы методологии и историографии). М. 1977; Смирнов А. В. Рост культурно-технического уровня советского рабочего класса в период развитого социализма. - Вопросы истории, 1978, N 3; и др.

21 Репида Л. Е., Воронин А. Ф. Об освещении в исторической литературе роли рабочего класса в культурном строительстве. В кн.: Культурное строительство в Советской Молдавии. Кишинев. 1974; Куманев В. А., Наумов В. П. Некоторые вопросы изучения ленинской концепции культурной революции. - Вопросы истории КПСС, 1978, N 1; и др.

22 Ворожейкин И. Е. Очерки историографии рабочего класса СССР. М. 1975; Ким М. П. Рабочий класс и культурный прогресс социализма. В кн.: Роль рабочего класса в развитии советской культуры; Касьяненко В. И. Рабочий класс - носитель технического и культурного прогресса в условиях развитого социализма. - Там же; и др.

23 Ким М. П. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. М. 1955, с. 6.

24 Карпов Г. Г. Ук. соч.

25 Куманев В. А. Массовый культпоход за ликвидацию неграмотности в советской деревне (1928 - 1932). - История СССР, 1958, N 5; Ежов В. А. О роли рабочего класса в культурном развитии общества. В кн.: Рабочий класс на современном этапе. Л. 1968; Лизогуб Ю. М. Культурно-просветительная деятельность рабочего класса среди крестьянства в годы сплошной коллективизации сельского хозяйства (1929 - 1932). В кн.: Из истории советской культуры. М. 1972; Ахундов Р. В. Вклад рабочего класса в развитие материально-технической базы культуры на современном этапе (1966 - 1975 гг.). В кн.: Роль рабочего класса в развитии советской культуры; и др.

26 Соскин С. Н. О преодолении социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней в период строительства коммунизма. Алма-Ата. 1967; Бондаренко А. А. Ликвидация существенных различий в уровне культуры между городом и деревней. М. 1968; Полянский В. С. Некоторые проблемы выравнивания культуры сельского и городского населения. - Ученые записки Московского областного пединститута им. Н. К. Крупской. 1971. Т. 306, вып. 4. Кузакова В. И. Осуществление ленинских идей шефской помощи города деревне в условиях развитого социализма. - Вопросы истории КПСС, 1973, N 5; Культурно-шефская работа на селе.

стр. 122


сертационных исследований 27 . Чаще всего этот вопрос рассматривается как составная часть темы союза рабочего класса и крестьянства 28 . Ленинское положение о культурном шефстве города над деревней актуально и в условиях развитого социализма, когда решается проблема преодоления культурно-бытовых различий между городом и деревней. Исследуя эту проблему и пути ее решения, авторы подчеркивают необходимость серьезной помощи городских организаций - творческих союзов, профессиональных коллективов, учебных заведений, лучших городских самодеятельных коллективов в подъеме культуры села, отмечают возрастающее внимание к этим вопросам со стороны партийных, советских и общественных организаций, обобщают опыт 29 . Исследования ученых, конкретная практика раскрыли основные направления и формы непосредственного участия города в развитии духовной культуры сельского населения.

В литературе получили освещение и вопросы сближения культуры города и села, развития в этом процессе духовных интересов и потребностей различных классов и групп сельского населения 30 . На основе большого фактического материала характеризуются сдвиги в культурной жизни современной деревни, показывается процесс постепенного сближения уровней потребностей сельских жителей и горожан 31 .

Справедливо подчеркивая большую роль города и видя в ней один из важнейших факторов подъема культуры села, отдельные авторы 32 несколько упрощенно раскрывают ее, не замечая того, что в условиях развитого социализма взаимоотношения города и деревни претерпели значительные изменения. С одной стороны, в культурном прогрессе сельское население не является пассивным: оно не только потребитель духовной культуры, но и творец народного искусства, который хранит и развивает фольклор, художественные промыслы, трудовые традиции и др. С другой - как правильно заметил В. Н. Шкурко, неверно видеть в деревне чуть ли не единственную хранительницу национального духа и культуры 33 . Историки призваны показывать культурные взаимоотношения города и деревни, учитывая их взаимовлияние в процессе развития единой социалистической культуры.

Оживленно дискутируется в литературе вопрос о путях и перспективах сближения города и деревни. Если раньше едва ли не единственным путем сближения, по мнению социологов, считалась урбанизация деревни, то в последние годы признается, что ее развитие пойдет по пути не однолинейной урбанизации, равно как и не сохранения, "консервации" отживших форм и традиций сельского укла-


М. 1975; Крупенков Е. Я Шефство города над деревней в Белорусской ССР (1959 - 1979 гг.). Минск. 1980.

27 Татарчук Л. И. Культурное шефство города над селом в период развитого социализма. Автореф. канд. дисс. М. 1977; Жигалко П. Г. Шефство города над селом в условиях развитого социализма. 1959 - 1975 гг. Автореф. канд. дисс. Казань. 1979.

28 Погудин В. И. Руководство рабочего класса социалистическим преобразованием деревни (историографический очерк). В кн.: Рабочий класс и развитие сельского хозяйства СССР. М. 1969. Ивашкин С. С. Новейшая литература о роли рабочего класса в социалистическом преобразовании и развитии сельского хозяйства СССР. - Вопросы истории, 1973, N. 6; и др.

29 Папутин В. С. Шефство города над селом. М. 1970; Антипин В. А. Культурное шефство над селом. М. 1973; Социальное развитие села в период строительства коммунизма. Кишинев. 1976; Пашков М. В. Работники культуры - селу. - Советские профсоюзы. 1977, N 11; Манаенков А. И. Партийная забота о культуре села. М. 1978.

30 Макарова С. Л. Некоторые вопросы культурного строительства в селах Российской Федерации. В кн.: Проблемы истории современной советской деревни; 1946 - 1973. М. 1975; Социальное развитие села: анализ и моделирование. Новосибирск. 1980; Недо М. П. Рост культурного уровня тружеников сельского хозяйства в условиях развитого социализма. В кн.: Проблемы истории советского крестьянства. М. 1981; Кудрина Т. А. Некоторые вопросы социально-культурного развития современной советской деревни. - История СССР, 1982, N 1; и др.

31 Методологические проблемы системного изучения деревни. Новосибирск. 1977, с. 13.

32 Аграрная политика КПСС в условиях развитого социализма. М. 1976, с. 210 - 218.

33 Шкурко В. Н. Формирование личности колхозника в условиях зрелого социализма. Минск. 1977, с. 140.

стр. 123


да жизни, а взаимного культурного сближения, интеграции и обогащения позитивных черт обоих укладов 34 . Иными словами, город и деревня должны дать друг другу все лучшее, что они имеют, и устранить на основе этого былой разрыв между ними. Основу этого процесса составит дальнейший подъем сельскохозяйственного производства, индустриализации сельскохозяйственного труда, рост межколхозных связей, организация смешанных государственно-колхозных предприятий 35 . И тем не менее, как отмечается в литературе, в условиях развитого социализма сохраняются еще существенные различия в уровне образования и общей культуры между жителями города и села, различными слоями сельского населения. Наиболее перспективное решение этой проблемы видится в использовании всего культурного потенциала развитого социалистического общества, в усилении роли городов как центров культуры, в улучшении жилищно-бытовых условий жизни на селе 36 .

Интерес представляют труды, авторы которых попытались показать особенности жизни на селе на современном этапе 37 , проанализировать рост культурных потребностей сельского населения и возможности их удовлетворения, основные направления партийно-государственного руководства культурным строительством на селе 38 . Предпринятый в литературе анализ влияния изменения в характере и содержании труда всего сельского населения, средств массовой информации и пропаганды, культурно-просветительных учреждений, профессионального искусства на повышение культурного уровня сельского населения позволил сформулировать некоторые практические рекомендации по совершенствованию культурных процессов на селе. Важное значение имеют здесь и материалы конкретно-социологических исследований 39 , раскрывающих особенности культурной жизни на селе, связанные с возросшими духовными потенциями села. Авторы сделали вывод, что бурное развитие в сельской местности радио, телевидения, распространение печати, планомерное насыщение села сетью культурно-просветительных учреждений позволили преодолеть разрыв между городом и селом по ряду показателей, прежде всего по уровню потребления информации.

Итак, в литературе по проблемам культурного развития советской деревни имеется богатый фактический материал, делается попытка осмысления содержания и размаха социально-культурных преобразований на селе, уровня духовных потребностей и форм культурного развития сельского населения. Исследователям удалось выявить основные тенденции в развитии культуры села, пути и средства быстрейшего преодоления культурно-бытовых различий между городом и деревней.


34 Развитой социализм: проблемы теории и практики. М. 1979, с. 286.

35 Карпов Г. Г. Ук. соч., с. 264.

36 Симуш П. И. Проблемы становления и развития социалистического образа жизни в советской деревне. В кн.: Социально-политический и культурный облик деревни в его историческом развитии. XVIII сессия симпозиума по изучению проблем аграрной истории. Тезисы докладов и сообщений. Воронеж. - М. 1980, с. 7; Машеров П. М. Аграрная политика КПСС и социальный прогресс в деревне. В кн.: Проблемы аграрной политики КПСС на современном этапе. Т. 1. М. 1975, с. 44.

37 Народные массы и строительство советской культуры. М. 1969; КПСС во главе культурной революции в СССР. М. 1972; Сафронов М. Г., Тазетдинов А. Г. XXIV съезд КПСС и вопросы подъема культурного уровня трудящихся масс Татарии. Казань. 1974; Актуальные проблемы развития культуры села. М. 1979; Воронцов А. В. Развитие духовных потребностей колхозного крестьянства Нечерноземной зоны РСФСР. - Социологические исследования, 1980, N 3; и др.

38 Малафеев П. А. Россия: Советы и культура. М. 1974; Головатый Ю. А. Роль государства в подъеме духовной культуры трудящихся в условиях развитого социалистического общества. М. 1975; Партийное руководство культурным строительством в Российской Федерации в условиях развитого социализма. - Научные труды Курского пединститута, 1980, т. 208; Совершенствование управления развитием культуры. Свердловск. 1981; КПСС и культурное преобразование села. М. 1981; см. также работы А. В. Воронцова, Р. В. Гребенникова, В. М. Корбу, Т. А. Кудриной.

39 Баргусова А. В. Характер культурных потребностей сельского населения, способы их удовлетворения. Опыт конкретного социологического исследования. В кн.: О духовном развитии личности. Горький, 1974; Совершенствование системы клубной работы в условиях Нечерноземья. - Труды НИИ культуры, М., 1977, т. 52; Социологический рабочий коллектив. Проблемы духовной жизни. М. 1978; Арутюнян Ю. В., Савоскул С. С. Освоение культуры сельским населением. В кн.: Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории, с. 201 - 225; и др.

стр. 124


В то же время в ряде диссертационных работ 40 , статей, посвященных культурному строительству на селе периода развитого социализма, культура села характеризуется иногда без учета ее изменений во времени, с застывшими признаками и особенностями. В действительности перемены в культурной жизни сельского населения значительны - уровень его культуры в середине 60-х годов и в конце 70-х различен. Культура села находится в состоянии быстрого развития и всестороннего обогащения, и очень важно не только выявить и описать те или иные предпосылки культурного роста, но и показать механизм воздействия разнородных и многочисленных социальных факторов на духовное развитие деревни41 . В исследовании духовных запросов и потребностей тружеников села, путей и форм их удовлетворения необходимо обращать больше внимания на качественную сторону культуры, которая прежде всего определяется ее идеологическим содержанием 42 , на степень приобщения населения к социалистической культуре и его творческого участия в создании ее ценностей 43 .

По-прежнему нуждается в более глубокой разработке проблема духовного становления советского крестьянства. В вышедших работах и диссертациях 44 рассматривается процесс духовного становления личности современного крестьянина, преодолевающего специфически крестьянские психологические признаки воспринявшего социалистическую идеологию, приобретающего все больше общих с рабочим и интеллигентом свойств и признаков. Вместе с тем было бы неправильно не замечать все еще имеющие место различия в уровне социалистической сознательности различных слоев сельского населения. В литературе, как правило, эта сторона менее всего освещается; в большей мере упор делается на общеобразовательную и профессиональную подготовку и в меньшей - на мировоззренческую, эстетическую и нравственную. Подходить к изучению этих проблем следует комплексно, ибо результаты его важны как для дальнейшего развития научных знаний, так и для практики культурного строительства.

Преодоление имеющегося различия в уровне культуры различных слоев населения, все более глубокое и разностороннее ее влияние на развитие социалистического общества, существенные сдвиги в культурной среде на селе по-новому заставляют взглянуть на распределение духовных ценностей среди сельского населения. Представляют, в частности, интерес работы, исследующие уровень культуры сельского населения, условия, способствующие или мешающие его дальнейшему подъему, роль сельских культпросветучреждений в подъеме культуры села, структуру индивидуального потребления духовных благ. В ряде диссертаций рассмотрена практика деятельности сельских культурно-просветительных учреждений по коммунистическому воспитанию трудящихся, развитию их интересов и запросов, народного художественного и технического творчества 45 . К сожалению, в них преоб-


40 Черкесов Б. А. КПСС - организатор подъема культурно-технического уровня тружеников села в годы 8-й пятилетки. Автореф. канд. дисс. Махачкала. 1973; Проценко B.C. Состояние и пути повышения эффективности участия сельских клубных учреждений в физическом воспитании населения. Л., 1973; Гайнулин Н. Я. Культура села в условиях развитого социализма. М. 1978; и др.

41 Козлов В. А., Попов И. И. Ук. соч., с. 122.

42 Гущин Н. Я., Соскин В. Л. О некоторых задачах изучения истории культуры крестьянства Сибири В кн.: Культурное развитие советской сибирской деревни. Новосибирск. 1980, с. 378.

43 Духовный мир советского рабочего. М. 1972, с. 62.

44 Симуш П. И. Социальный портрет советского крестьянства. М. 1976; Иовчук М. Т. Ленинские принципы социалистической идеологии и культуры и их осуществление партией на селе в условиях развитого социализма. В кн.: Проблемы аграрной политики КПСС на современном этапе. Материалы Всесоюзной научно-теоретической конференции, посвященной 10-летию мартовского Пленума ЦК КПСС (24 - 26 марта 1975 г.). Т. 2. М. 1975; Лосев А. В. Деятельность КПСС по социалистическому воспитанию советского крестьянства. В кн.: Проблемы истории советского крестьянства. М. 1974. Шадрина М. Г. Формирование личности советского крестьянина. Автореф. докт. дисс. М. 1981.

45 Сапожников А. А. Пути совершенствования работы клуба по воспитанию эстетической культуры сельской молодежи. Автореф. канд. дисс. М. 1977; Беспалько И. И. Деятельность клуба как фактор развития музыкальной культуры современного села. Автореф. канд. дисс. Л. 1979; Литовкин Е. В. Совершенствование организации культурного отдыха тружеников села. Автореф. канд. дисс. М 1980; и др.

стр. 125


ладает описание содержания, форм и методов культурно-просветительной работы, всевозможных культурно-просветительных мероприятий, духовные же интересы, потребности и ценностные ориентации крестьянства исследованы меньше.

В литературе пока лишь регистрируются изменения, которые происходят в потребностях крестьян в результате осуществления социально-экономической программы партии. Практика ждет обоснованных, научных рекомендаций, как целенаправленно и эффективно управлять процессом формирования культурных потребностей и запросов трудящихся села. Политика и практическая деятельность партии и государства направлены на то, чтобы каждого труженика села сделать человеком культурным, чтобы достижения культуры стали частью повседневной жизни села, вошли в его быт, в привычку. Для выполнения этой задачи требуется решить ряд практических вопросов, и одним из них остается материальная база культуры на селе и ее кадры.

Исследователи обратили внимание на основные причины неудовлетворенности сельского населения возможностями досуга: "Мощной и развитой городской культурной индустрии село может противопоставить лишь клуб, библиотеку и школу" 46 . Отмечается также характерная для многих районов относительно низкая плотность распределения учреждений культуры, неравномерность их размещения 47 , слабая материально-техническая база культурно- просветительных учреждений, разбросанность их по мелким населенным пунктам 48 . Наиболее сложной представляется проблема кадров работников культуры, которые, как правило, "по уровню образования, общей культуре и специальной подготовке уступают любому другому отряду советской интеллигенции" 49 . Ее решение будет возможным лишь при одновременной коренной перестройке как системы специального культурно-просветительного образования, так и организации труда специалистов культуры на селе, повышении общественного престижа профессии. Создание сельских культурных комплексов, ликвидация ведомственной разобщенности учреждений культуры и координация их деятельности, направленной на удовлетворение культурных запросов трудящихся, развитие их инициативы и самодеятельности, явятся в то же время условиями совершенствования кадров культуры и всей культурной ситуации на селе. Коммунистическая партия нацелила наше общество на решение задачи сделать достижения культуры органической частью повседневной жизни каждого советского человека, независимо от того, где он проживает, в городе или деревне. Это выдвигает перед историками задачу расширить и углубить разработку теоретических и практических вопросов культуры современного советского села.


46 Арутюнян Ю. В., Савоскул С, С. Ук. соч., с. 204.

47 Миграция сельского населения. М. 1970, с. 191.

48 Староверов В. И. Советская деревня на этапе развитого социализма. М., 1976, с. 131.

49 Цукерман В. С. Социологические аспекты клубной деятельности. - Социология культуры. - Труды НИИ культуры, М., 1974, вып. 1, с. 76.

50 Кудрина Т. А. Культурное развитие деревни РСФСР на этапе зрелого социализма (1965 - 1980 гг.). Автореф. докт. дисс. М. 1981, с. 13.

Опубликовано на Порталусе 01 июня 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама