Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО есть новые публикации за сегодня \\ 19.09.18


У исторической карты народов мира. АЙНЫ

Дата публикации: 25 августа 2018
Автор: А. Б. СПЕВАКОВСКИЙ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1535198337 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. Б. СПЕВАКОВСКИЙ, (c)

найти другие работы автора

Айны - небольшой народ, живущий в настоящее время на севере Японского архипелага, на о-ве Хоккайдо. Их общая численность равна приблизительно 16 тыс. человек, причем собственно айны (без японской примеси как следствия брачных отношений, особенно частых за последнее столетие), составляют среди них менее 1%1 . Айны являются одним из древнейших аборигенных этносов Дальневосточного региона. Начальные этапы их истории восходят к VI-V тыс. до н. э. Культурные традиции этой эпохи дошли до развитого неолита (IV - I тыс. до н. э.) и получили название "дзёмон" (веревочный узор; по характерному для керамики того времени орнаменту).

Наиболее достоверно принадлежность аборигенного населения Японии определяется археологическими и антропологическими данными. Примерно до рубежа н. э., когда началось проникновение в Японию с материка миграционных потоков, образовавших впоследствии японскую народность, территория архипелага была заселена носителями культуры дзёмон, хозяйственной основою которой были в прибрежной зоне морской зверобойный промысел и рыболовство, в горных и лесных районах - охота, а также собирательство, в частности морских моллюсков, о чем свидетельствуют раковинные кучи. Жили охотники и рыболовы айны в характерных полуподземных жилищах. В целом эти занятия и особенности культуры сохранились у айнов до XX века. Памятники дзёмон зафиксированы археологами также на Курильских островах и Сахалине. Кроме того, в прежний ареал расселения айнов входил юг Камчатки; вплоть до начала XX в. айны жили и в низовьях Амура, в окружении тунгусо-маньчжурского и палеоазиатского населения. Данное обстоятельство, представляющее собой большую совокупность исторических, археологических, антропологических, этнографических и лингвистических фактов, резко опровергает антинаучные домыслы некоторых современных японских публицистов, пытающихся как-то обосновать милитаристские претензии на чужие территории. Повышенный интерес к айнам западноев-


1 Этнографическое описание айнов. В кн.: Совещание по сохранению культуры айнов. Т. 1. Токио. 1969, с. 6 (на яп. яз.). См. также: Васильевский Р. С. По следам древних культур Хоккайдо. Новосибирск. 1981; Черевко К. Е. Как заселялись острова прибрежной Северо-Восточной Азии. - Проблемы Дальнего Востока, 1978, N 1.

стр. 180


ропейские и японские ученые проявили чуть более ста лет назад, особенно после буржуазной революции Мэйдзи, "открывшей Японию для Западной Европы и Америки и покончившей с изоляцией страны. За столетие в научной литературе айнам было уделено больше места, чем многим другим этносам Дальнего Востока. Это объясняется своеобразием их культуры, включающей ряд уникальных традиций. Самобытность айнской культуры, многие черты которой характеризуются как южные, прослеживается во всех ее элементах, начиная с материальной сферы и кончая верованиями и обрядами. Весьма ярки их танцы, орнаментика и резьба по дереву. Особо выделяется айнский фольклор с большим разнообразием жанров и сюжетов - один из самых развитых в сравнении с фольклорными традициями других малых народов Дальнего Востока. Д. Л. Филипп" говорил об эпосе айнов даже как о "богатейшем и наиболее интересном из существующих"2 . Наконец обращает на себя внимание резкое отличие антропологического типа айнов, не только выделяющегося среди этнических общностей Дальневосточного ареала, но вообще занимающего особое место в расовой типологии земного шара. То же относится к айнскому языку, не входящему ни в одну из языковых семей и стоящему изолированно в мировой классификации.

Исследователи выдвинули множество гипотез и теорий этногенеза айнов. Можно выделить четыре основные группы теорий: европеоидности, монголоидности, южного происхождения и аборигенного происхождения. Наибольшее количество последователей и самую детальную аргументированную разработку получила южная теория, считающая предков айнов выходцами из Юго-Восточной Азии и с прилегающих островов Тихого океана3 . Однако окончательной ясности в решении вопроса о происхождении айнов нет. Складывается даже парадоксальное положение: по мере накопления нового материала проблема становится все более сложной. Если рассматривать культуру айнов в целом, то она на первый взгляд складывается из заимствованных элементов, которые трактуются как южные. К заимствованиям на сопредельных территориях относится то, что присуще коренным жителям Сибири (ездовое собаководство, плоскодонные дощатые лодки, лыжи скользящего типа, зимняя одежда и обувь, орудия и способы охоты на морского и таежного зверя и т. д.) и отчасти русским (широкое и благотворное влияние с конца XVIII в.)4 . Такие элементы материальной культуры, как распашная одежда из волокон дуба, ткацкий станок индонезийского типа, детская люлька, приготовление яда и способы нанесения его на наконечники стрел, орнамент, находят аналогии в южных регионах Азии и островов Тихого океана. Есть параллели и в традиционной социальной организации, религиозных верованиях и фольклоре. Прежде всего, это относится к культу инау - заструженных палочек или просто стружек, которые рассматриваются как посредники между людьми и божествами либо как жертвенные предметы. Аналогичные предметы имели распространение в Японии, Индокитае. Индонезии и других областях5 , хотя нельзя исключить и конвергентности явления, характерного для определенной ступени развития. Ряд южных (а также северных) элементов прослеживается в культе медведя6 . Сходство обнаруживается при сравнении фольклора айнов и маори, а так-


2 Philippi D. L. Songs of Gods, Songs of Humans: the Epic Tradition of the Ainu. Princeton - Tokyo. 1979, p. 21.

3 Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск. 1933, с. 555 - 595; Чебоксаров Н. Н. Основные принципы антропологических классификаций. В кн.: Происхождение человека и древнее расселение человечества. М. 1951, с. 315, 319; Левин М. Г. Этническая антропология и проблемы этногенеза народов Дальнего Востока. - Труды Института этнографии АН СССР, новая серия, 1958, т. 36, с. 291; Алексеев В. П. География человеческих рас. М. 1974, с. 277 - 282; Кабо В. Р. Айнская проблема в новой перспективе. - Советская этнография, 1975, N 6; Koganei Y. Zur Frage der Abstammung der Aino und ihre Verwandschaft mit anderen Volkern. - Anthropologischer Anzeiger, 1927, Bd. 4, Hf. 3.

4 Головин В. М. Записки флота капитана Головина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812, 1813 годах. Хабаровск. 1972; Штернберг Л. Я. Ук. соч., с. 559 - 561; Смоляк А. В. О взаимных культурных влияниях народов Сахалина и некоторых проблемах этногенеза. В кн.: Этногенез и этническая история народов Севера. М. 1975, с. 68 - 77.

5 Schuster C. The Ainu Inao: Some Comparative Considerations. In: Proceedings. VIIIth International Congress of Anthropological and Ethnological Sciences. Vol. III. Tokyo - Kyoto. 1968.

6 Васильев Б. А. Медвежий праздник, - Советская этнография, 1948, N 4.

стр. 181


же ифугао. Так, в полинезийской мифологии известный всей Океании герой Мауи прибегает к поражению Солнца, чтобы замедлить его бег7 . Близкая легенда имеется у айнов8 .

В пользу южной теории свидетельствуют также некоторые материалы антропологии, хотя и противоречивые, которые позволили ряду исследователей отнести айнов к австралоидной, или океанийской, расе. По нескольким краниометрическим показателям айны связываются с полинезийцами и меланезийцами9 . Исследование подглазничных швов лицевого отдела черепа приближает айнов к индонезийцам. Есть предположение, что австралийские аборигены и айны произошли из общей популяции в Азии в верхнем палеолите либо мезолите10 . Эта точка зрения близка к мнению Н. Н. Чебоксарова и М. Г. Левина, основанному на сходстве айнских черепов и краниологического материала из Индокитая11 .

Согласно лингвистическим изысканиям некоторых авторов, айнский язык показывает определенное сходство с малайско-полинезийскими языками, особенно в области фонетики и морфологии. Однако вопрос о месте айнского языка в лингвистической классификации разработан недостаточно, так что названное родство не может считаться доказанным, особенно потому, что по грамматическому строю айнский язык резко отличен от аустронезийских.

Прочные связи древней Японии и соседних регионов с Юго-Восточной Азией отмечены археологами. Они прослеживаются с древности, что видно при сравнении каменного инвентаря Дальнего Востока и юго-востока Азии как исходного района культурных импульсов. Орудия докерамической культуры Японии "протодзёмон" сопоставимы с каменными изделиями хоабиньской культуры Индокитая12 . Последующие эпохи также дают подобные аналогии13 . Интересен обряд погребения в сосудах, широко распространенный в конце I тыс. до н. э. Такого типа захоронения отмечены в Индокитае, Японии и Приморье. У предков айнов Сахалина зафиксирован факт такого же погребения14 .

Однако в культуре айнов, их антропологическом типе и лингвистике присутствуют параллели с культурой коренного населения Сибири, вряд ли относимые к влияниям последнего. Эвенки Северного Прибайкалья до недавнего времени использовали при подледном лове рыбы приманки из дерева и кости. Они напоминают каменных рыбок из неолитических стоянок Прибайкалья15 . Идентичные рыбки найдены в раковинных кучах неолита Японии16 . При раскопках Верхоленского могильника найдены новые фигурки, одна из которых почти совпадает с фигуркой из раковинной кучи близ Нэда в Японии17 . Подледный лов рыбы с приманкой у эвенков (с шалашом над прорубью и острогой) сходен с методом зимнего лова у айнов18 . Они, как эвены и эвенки, употребляли для лова рыбы лососевых пород острогу со съемным крюком. У тунгу-


7 Луомала К. Голос ветра. Полинезийские мифы и песни. М. 1976, с. 7, 114; Сказки и легенды маори. М. 1981, с. 47 - 48.

8 Torii R. Etudes archeologiques et ethnologiques. Ainou des I'es Kouriles. - Journal of the College of Science Imperial University of Tokyo, 1919, Vol. 42, art. 1, p. 268.

9 Козинцев А. Г. Статистические данные к проблеме происхождения краниологического типа айнов. В кн.: Расогенетические процессы в этнической истории. М. 1974; Yamaguchi B. A Comparative Osteological Study of the Ainu and Australian Aborigines. - Australian Institute of Aboriginal Studies, Canberra, 1967, N 10.

10 Yamaguchi B. Op. cit., p. 32.

11 Чебоксаров Н. Н. Основные направления расовой дифференциации в Восточной Азии. - Труды Института этнографии АН СССР, новая серия, 1947, т. 2; Левин М. Г. Ук. соч.

12 Maringer J. Eine faustkeilartige Gerate von Gongenyama (Japan) und die Frage des japanischen Palaolithikums. - Anthropos, 1956, Vol. 51, fasc. 1 - 2, S. 190 - 195; ejusd. Some Stone Tools of Early Hoabinhian Type from Central Japan. - Man, 1957, Vol. 57, art. 1 - 17, p. 3.

13 Окладников А. П. Далекое прошлое Приморья. Владивосток. 1959, с. 36, 82; его же. Советский Дальний Восток в свете новейших достижений археологии. - Вопросы истории, 1964, N 1, с. 50; его же. Неолит Дальнего Востока. В кн.: История Сибири. Т. 1. Л. 1968, с. 145; Андреева Ж. В., Пронина Г. И. Дальний Восток в раннем железном веке. - Там же, с. 265; и др.

14 Штернберг Л. Я. Ук. соч., с. 582.

15 Левин М. Г. Эвенки Северного Прибайкалья. - Советская этнография, 1936, N 2; его же. Этнографические параллели к неолитическим фигурам рыб. - Там же, 1939, N 2; Окладников А. П. Каменные рыбы. - Советская археология, 1936, N 1.

16 G Groot G. J. Prehistory of Japan. N. Y. 1951.

17 Ibid., PI. XXXVIa; Окладников А. П. Верхоленский могильник - памятник древней культуры народов Сибири. Новосибирск. 1978, с. 255, 259, табл. 7, 11.

18 Архив Института этнографии АН СССР (АИЭ) К-1, оп. 1, N 787, л. 32.

стр. 182


соязычных этносов это орудие называется "марик", "маре". Айнским термином служит "марэк"19 . Марэк существовал и у хоккайдоских айнов, которые не имели контактов с этносами Приамурья и Сахалина. Нельзя полностью отрицать возможность проникновения на Хоккайдо палеоазиатов и тунгусо- маньчжуров20 . Однако эпизодические связи не могли оказать существенного влияния на айнскую культуру. Конвергентное же появление столь специфичного орудия маловероятно. То же относится к другим орудиям айнов - копью и костяной части наконечника гарпуна, в которой фиксируется железное острие - китэ. В тунгусо-маньчжурских языках копье называется "гида".

Много общего и в духовной культуре айнов и тунгусоязычных народов Сибири. У айнов и у эвенков в качестве духа домашнего очага выступает старуха, к которой каждый член семьи мог обращаться непосредственно и ежедневно. О заимствовании подобных представлений в области духовной культуры не приходится говорить, хотя следует помнить, что выделение очагового огня как духа семьи и его антропоморфизация являются показателем степени общественного развития. У эвенков и эвенов существовали представления, согласно которым человек не должен был раздеваться вне своего жилища, даже при хорошей погоде, чтобы духи местности не рассердились и не послали несчастья21 . То же характерно для айнов: взрослые опасались, чтобы небо не увидело их в обнаженном виде22 . У айнов, как и у тунгусоязычного населения Сибири, были сходные представления о трупе человека, погибшего в результате несчастного случая и найденного другими людьми. Эвены хоронили такого покойника на месте обнаружения, возводя над ним сруб, крытый сверху бревнами23 . Айны тоже хоронили труп на месте, где он найден24 . В обоих случаях происходило табуирование покойника, а сообщение о нахождении трупа и похороны обставлялись магическими действиями. Эти аналогии заслуживают дальнейших исследований.

У эвенков и эвенов получило распространение представление о рождении человека от дерева, что нашло отражение в легендах и преданиях. В фольклоре эвенков зафиксировано предание о герое Кодакчоне, которого родило большое дуплистое дерево25 . Среди эвенов Охотского побережья до сих пор сохраняется легенда о младенце, найденном охотниками в дупле: он стал впоследствии родоначальником народности26 . Другая их легенда повествует о девушке, жившей в дереве и ставшей женою главного героя сказания после того, как он стрелой расщепил ствол27 . Аналогичные мотивы присутствуют в айнском фольклоре: сыновьями деревьев были герои легенд Окикуруми, рожденный вязом; Пойяумбэ, появившийся на свет из дерева атни; Айнураккур, являющийся первым мифическим предком айнов, и др.28 . В устной народной традиции айнов, как и у эвенов, имеется момент ритуальной стрельбы из лука в священную березу29 . У айнов прослеживаются также связи, которые можно скоррегировать с крайним северо- востоком Азии при рассмотрении костяных гарпунов древнеберингоморской культуры30 . Определенное значение имеют материалы стоянки в Онкороманаи на Хоккайдо.

Наряду с причислением айнов к австралоидной расе антропологические материалы показывают в то же время, что по особенностям черепа айны отличаются от южных групп и обнаруживают несводимое к метисации сходство с монголоидами31 . Комплекс серологических (состав крови) признаков противопоставляет айнов австралийцам, микронезийцам и меланезийцам и


19 Batchelor J. An Ainu-English-Japanese Dictionary. Tokyo. 1926, p. 227. В японском языке острога для рыбной ловли имеет название "мори", что, очевидно, тоже связано с "марэк".

20 Gusinde M., Sano C. Stone Circles in Northern Japan. - Anthropos, 1960, Vol. 55, fasc. 3 - 4, pp. 444, 451 - 454.

21 АИЭ, К-l, оп. 2, N 1159, л. 58.

22 Ратцель Ф. Народоведение. Т. II. СПб. 1903, с. 700.

23 АИЭ, К-1, оп. 2, N 1061, л. 35.

24 Арутюнов С. А. Айны. В кн.: Народы Восточной Азии. М. -Л. 1965, с. 950.

25 Исторический фольклор эвенков. М. -Л. 1966.

26 АИЭ, К-1, оп. 2, N 1061, л. 53.

27 Золотарев А. М. Новые данные о тунгусах и ламутах XVIII века. - Историк-марксист, 1938, кн. 2(66), с. 75.

28 Невский Н. А. Айнский фольклор. М. 1972, с. 23, 26.

29 Добротворский М. М. Айнско-русский словарь. Казань. 1875, с. 424.

30 Арутюнов С. А., Сергеев Д. А Проблемы этнической истории Берингоморья. М. 1975, с. 184 - 191.

31 Чебоксаров Н. Н. Основные принципы; Беневоленская Ю. Д. Мировое распределение затылочно-теменного указателя. В кн.: Современные проблемы и новые методы в антропологии. Л. 1980.

стр. 183


сближает их с японцами и китайцами32 , а краниологический (черепной) тип айнов приближается к еще более северным популяциям. Отмечено сходство между айнами и обитателями неолита Прибайкалья33 . Возможно, исходный тип, из которого выделились океанийцы и айны, находился в Восточной Азии (не обязательно в южных регионах). Заселение Полинезии, в частности, осуществлялось позже, чем на Японском архипелаге появились праайны - носители культуры дзёмон34 . Айны имеют параллели по одонтологическим (зубным) характеристикам с североамериканскими индейцами и перуанцами35 , а айнские черепа близки к индейским. Это позволяет предполагать наличие общих предков айнов и американоидов, приближающихся по облику к населению Прибайкалья эпохи неолита36 . Добавим, что по пальцевым узорам и, частично, по биохимическому индексу крови айны близки к индоевропейцам.

Новейшие антропологические исследования дали результаты, противоречащие южной теории: изучение лицевого отдела черепа, в частности заднескуловой щели, показало, что по встречаемости данного признака айны занимают первое место в мире. Этот признак ценен для установления разграничительных особенностей. Ближе всего в этом отношении к айнам стоят северные монголоиды - эвены, эвенки, нивхи, нанайцы, монголы и др. Если частота признака у амурских народностей могла повыситься в результате недавней метисации с айнами, то по отношению к эвенкам и монголам это исключено. Айны приближаются к большинству групп сибирских и арктических монголоидов и по частоте встречаемости основно-верхнечелюстного шва, которая у них ниже, чем у австрало-океанийцев (результаты исследований излагаются по еще не опубликованным работам А. Г. Козинцева).

Айнский язык не связан ни с какими языками окружающих их народов и вообще не имеет генетического родства. Намечается отдаленное родство с инкорпорирующими языками палеоазиатов и индейцев, что видно при изучении архаического стиля айнского эпоса, для которого характерна инкорпорация глаголами семантических элементов37 . Однако синтаксис айнского языка сходен с японским и всеми алтайскими языками. В то же время у них значительны морфологические различия38 . Заслуживают внимания термины айнской системы родства, которые сопоставимы с терминами у тунгусоязычных этносов. Терминология родства интересна тем, что представляет собой древнейший лексический фонд. Основанием для сближения отдельных тунгусо-маньчжурских и айнского лексических элементов служит интерпретация морфологической структуры тунгусо-маньчжурского слова средствами айнского языка. Своеобразен айнский счет: по двадцаткам (например, 90 обозначается как "пятью двадцать без десяти").

Таким образом, материалы смежных наук позволяют отметить, что культура айнов находит аналогии в разных регионах огромной области. То же касается антропологического типа айнов, соединяющего северные и южные черты. Но нигде в мире нет народа, который обнаруживал бы общность с айнами по всей совокупности или большинству признаков. Исходя из этого, можно предполагать, что начальное сложение протоайнской общности осуществлялось в районах Азии, возможно, примыкавших или даже входивших в ареал формирования североазиатских монголоидов, и продолжалось затем на северных островах Тихоокеанского бассейна в условиях относительной изоляции; это повлияло на специфику культуры и антропологического типа айнов. Нельзя исключать также, что предки айнов могли иметь с океанийцами общих предков на территории Азиатского континента. На Дальнем Востоке праайны вступили в неолитическое время в контакт с предками палеоазиатов и тунгусо-маньчжуров, пришедшими с запада39 . На острова предки айнов


32 Omoto K., Misawa S. The Genetic Relations of the Ainu. In: The Origin of the Australians. - Australian Institute of Aboriginal Studies, Canberra, 1976, N 6.

33 Козинцев А. Г. Ук. соч., с. 240.

34 Там же, с. 241.

35 Bird sell J. B. The Problem of the Early Peopling of the Americas as Viewed from Asia. In: The Physical Anthropology of the American Indians. N. Y. 1949; Hanihara R. Dentition of the Ainu and the Australian Aborigines. In: IX'th International Congress of Anthropological and Ethnological Sciences. Chicago. 1973.

36 Козинцев А. Г. Ук. соч., с. 240.

37 Киндаити К. Исследование айнского языка. Токио. 1960, с. 318 - 323 (на яп. яз.).

38 Арутюнов С. А. Ук. соч., с. 953.

39 Вопросы появления предков тунгусо-маньчжуров на территории Дальнего Востока в неолитическое время были в свое время разработаны рядом авторов: Окладников А. П. Тунгусо-маньчжурская проблема и археология. - История СССР, 1968.

стр. 184


могли проникнуть через Сахалин, заселяя в дальнейшем Курильскую гряду, Хоккайдо, Хонсю и т. д. В Южной Камчатке айны частично ассимилировались с ительменами, а на Сахалине - с нивхами. Очевидно, не случайно в глубокой древности о-в Хоккайдо назывался Ватарисима - остров перехода40 . Так как Тихоокеанское побережье было естественным путем миграций древнего населения, то, возможно, этим и объясняется антропологическое сходство айнов с некоторыми индейскими общностями.

Айноидные группы могли быть захвачены одним из миграционных потоков, с которым они достигли Америки. Последняя заселялась "уже смешанными потоками какого-то восточноазиатского народа, в состав которого входили как монголоидные, так и австралоидные (вероятно, родственные айнам) элементы"41 . В этом плане представляют интерес наскальные изображения Нижнего Амура и Северо-Западной Америки: последние очень напоминают петроглифы близ Шереметьева, Сакачи-Аляна и др.42 . Отсюда же, может быть, - аналогии в культуре палеоазиатов и айнов. По мнению японского археолога Р. Тории, татуировка и некоторые прически были заимствованы чукчами и эскимосами именно у айнов. В прошлом, как он полагал, айны имели тесные связи с коряками43 . Если учесть точку зрения, согласно которой коряки до выхода к Охотскому морю тунгусоязычных этносов контактировали с коренными народами Нижнего Амура, среди которых, очевидно, были и айны44 , то можно согласиться с доводами японского ученого.

Предки айнов появились на Хоккайдо в очень отдаленное время. Гарпуны для охоты на морского зверя, обнаруженные там, имеют возраст 7 тыс. лет и связываются с изначальными видами раннеайнских гарпунов45 . Есть основания полагать, что праайны обитали в глубокой древности и в континентальных районах Дальнего Востока. Об этом свидетельствуют данные древних письменных источников о племенах сушэнь, илоу, уцзи, мохэ и др. - ряде последовательных этносов, связанных общностью происхождения и идентифицируемых с тунгусо-маньчжурами46 , хотя некоторые элементы культуры сушэнь и илоу имеют иные особенности: одежда из луба дерева, использование при охоте и военных действиях яда для наконечников стрел, погребение останков человека в глиняных сосудах47 . Айны в противоположность тунгусо-маньчжурам и палеоазиатам как раз широко использовали луб дерева и травы для изготовления одежды. Сильнодействующие яды растительного происхождения, применявшиеся на охоте, имелись на Дальнем Востоке только у айнов48 . Возможно, что сушэнь и илоу могли включать в свой состав протоайнский компонент49 . Другая часть праайнов, вытесненная тунгусо- манъчжурами и не ассимилированная ими, образовала вторую волну переселенцев, проникшую с континента на острова и столкнувшуюся с предками айнов, расселявшимися здесь ранее и получившими в легендах название "коропокгуру"50 . Потомками не поглощенной тунгусо- маньчжурами группы протоайнов на континенте являлись кушо, жившие в нижнем течении Амура в VIII - X веках.


N 6; его же. Археология вчера, сегодня, завтра. - Вопросы истории, 1968, N 5; Василевич Г. М. Эвенки. Л. 1969, с. 40; Смоляк А. В. Проблемы этногенеза тунгусоязычных народов Нижнего Амура и Сахалина. В кн.: Этногенез народов Севера. М. 1980, с. 182 - 183; и др.

40 Такэкума Т. Аборигены острова Хоккайдо - "айны". - Вестник Азии, Харбин, 1923, N 51, с. 330.

41 Дебец Г. Ф. Происхождение американского человека по данным антропологии. В кн.: Народы Америки. Т. II. М. 1959, с. 23.

42 Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Л. 1971; Окладникова Е. А. Писаницы Тихоокеанского побережья Северной Америки и Сибири. В кн.: Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки. М. 1981, с. 89.

43 Torii R. Op. cit. pp. 87 - 88, 149 - 153.

44 Арсеньев В. К., Титов Е. И. Быт и характер народностей Дальневосточного края. Хабаровск - Владивосток. 1928, с. 36; Золотарев А. М. Ук. соч.; Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков. Л. 1973.

45 Оцука К. Гарпуны айнов. - Сообщения государственного музея этнографии, Токио, 1976, т. I, N 4, с. 779 (на яп. яз.).

46 Народы Восточной Азии. М. -Л. 1965, с 672 - 673; Воробьев М. В. Чжурчжени и государство Цзинь. М. 1975, с. 23 - 24, 360.

47 Каталог гор и морей. М. 1977, с. 98, 187; Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. II. М. -Л. 1950, с. 24, 70.

48 Штернберг Л. Я. Ук. соч., с. 566; Арутюнов С. А. Ук. соч., с. 943.

49 Заслуживает внимания мнение японского ученого К. Кумэ, считавшего эдзоайнов одним из этнических подразделений "сюкусин", т. е. сушэнь (Кумэ К. Древняя история Японии. Токио. 1905, с. 765 - 767, на яп. яз.). Скорее речь должна идти о мохэ, потомках сушэней.

50 Torii R. Op. cit., pp. 125 - 132, 282.

стр. 185


В письменных источниках предки айнов упоминаются с 1 в. н. э. В китайских хрониках говорится о маожень - "волосатых людях" на северных островах Тихого океана51 . В начале VIII в. в китайских источниках упомянуты жившие в низовьях Амура кушо (кушо-бо)52 . В японских летописях сведения об айнах присутствуют в хронике "Нихонсёки" (720 г. н. э.), где они названы "эмиси" (эбису), т. е. "варвары" (восточные дикари)53 . В рассказах об аборигенах провинции Муцу (IX в.) говорится об искусной охоте айнов в открытом море на долбленках, применении ядовитых стрел, умении айнских женщин изготовлять ткани из волокон луба54 . Большинство последующих японских известий об айнах - сообщения военного характера с описанием экспедиций для захвата айнских земель и покорения коренных жителей японских островов. В этих записях айны обозначались "эдзо" (с тем же значением, что и прежде). В противоположность этим названиям локальные группы айнов имели собственные имена - "эндзю-утара", "соя-утара", "чувка- утара" и т. д., означающее "люди". В молитвах и устных сказаниях айны именовали себя "энтиу"55 . Слово "айну", переводимое как "человек", не являлось самоназванием и выступило лишь в конце XIX века.

В феодальную эпоху имели место постоянные столкновения айнов с японцами. Захват айнских земель сопровождался безжалостным уничтожением коренных жителей. До недавнего времени на севере о-ва Хонсю можно было видеть груды костей айнов, погибших при нашествии японцев56 . Поскольку айнское сопротивление по мере продвижения японцев на север нарастало, правители Японии посылали против айнов большие армии и учреждали специальные пограничные гарнизоны; закладывались крепости для борьбы с коренным населением. Так, в 776 г. против него двинулась дружина в 4 тыс. человек, в 780 г. - дважды 3-тысячная, и т. д.57 . В 788 г. военачальник, предводительствовавший японским войском уже в 52 тыс. человек, сражался с айнами в течение года, однако неудачно, и отступил. Император Сага в 811 г. издал специальный указ о способах борьбы с аборигенами. Два крупных освободительных выступления айнов XI в. получили в японской истории названия "Первой девятилетней войны" и "Последующей трехлетней войны"58 .

Военные кампании, а иногда и мирные контакты айнов с бежавшими от феодального гнета в пограничные районы японскими крестьянами, со сторонниками разбитых в междоусобных войнах и скрывавшихся от своих противников на айнских территориях феодалов повлияли на жизнь айнов. Связи японцев и айнов на северо-востоке Хонсю содействовали формированию особенностей самурайства. К их числу относится обряд "харакири", точнее - "сэппуку" (вспарывание себе живота доблестно гибнущим героем), айнским аналогом которому является идентичный обряд "пере". Заимствованный у аборигенов, он затем получил широкое распространение в военном сословии японцев.

С XV в. и вплоть до революции Мэйдзи тянулся завершающий этап порабощения айнов. Политика Японии по отношению к ним оставалась прежней. Ведущая роль в покорении и захвате земель аборигенов перешла к феодальному клану Мацумаэ, который начал колонизацию о-ва Эдзо (Хоккайдо). 400-летняя история этого клана на севере архипелага представляла непрерывную цепь карательных экспедиций и истребительных войн с айнским населением59 .

Первую из этих войн японцы начали в 1457 г. против айнов во главе с Косямаином. В то время айны еще оставались для японских колонистов на юге Хоккайдо сильным врагом, с которым самураи иногда даже боялись встречаться в открытом бою. Захватчики прибегали чаще к ухищрениям, вероломству, нарушению данных прежде обещаний. Айнские же вожди, свято чтя обычаи гостеприимства, неоднократно принимали приглашения посетить лагеря противников для переговоров и погибали в засадах. Так, в 1515 г. второй правитель клана Мацумаэ Такэда заключил мир с айнами, готовившимися к штурму японского замка Токуяма, и пригласил их предводителей братьев Сёякодзи в крепость якобы для показа драгоценностей. Айнов


51 АИЭ, К-1, оп. 1, N 787, л. 3.

52 Народы Сибири. М. -Л. 1956, с. 784.

53 Географический и этнографический обзор Японии. Т. 14. Токио. 1930, с. 122 (на яп. яз.).

54 Там же, с. 122 - 123.

55 Batchelor J. The Ainu. Tokyo. 1926, p. 1.

56 Позднеев Д. Материалы по истории Северной Японии и ее отношений к материку Азии и России. Т. П. Токио. 1909, с. 61.

57 Там же, Т. I. Иокогама. 1909, с 5.

58 Там же, с. 6 - 7.

59 Там же. Т. II, с. 61.

стр. 186


посадили около связанных веревками в виде решетки досок, служивших оградой. Внезапно их придавили этой решеткой и убили60 . Нередко японцы прибегали к спаиванию айнских вождей, привлекали на свою сторону лиц, которые враждовали с представителями других родов, и т. п.

К числу наиболее значительных восстаний айнов относятся движения 1525, 1529 (под предводительством Танасягаси), 1536 (под руководством Тариконны), 1643, 1653, 1662 годов. Все они были подавлены. В 1669 - 1672 гг. организатором восстания айнов был пользовавшийся большим авторитетом среди коренного населения Сякусяин (Сюусэн). Это движение долго держало феодалов Мацумаэ в напряжении и было подавлено лишь ценой огромных усилий. В решающем сражении японцы применили против вооруженных луками и стрелами айнов пушки и ружья. Убитых было так много, что их' невозможно было сосчитать61 . Сякусяина обманом заманили к японцам и изрубили на куски. Его имя навсегда осталось в памяти айнов. До сих пор на Хоккайдо он почитается как народный герой. Последним локальным выступлением айнов было восстание 1789 г., в котором приняло участие уже лишь 200 человек.

Покоренных айнов обложили данью. К ним применялась система "цивилизации дикарей", которая подразумевала привлечение представителей местного этноса к непосильным тяжелым работам. В широких масштабах развернулись грабеж айнов купцами и откупщиками, спаивание. Японцы принесли айнам массовые заболевания, особенно корь и оспу. Множество айнов умерло во время эпидемий оспы в 1658, 1698, 1780 годах. В XIX в. айнов осталось около 20 тысяч. Утрата ими территорий и колониальный гнет породили слом традиционной структуры древнего общества и деградацию культуры.

В 1876 г. айны специальным декретом были приравнены к хэймин, т. е. простонародью62 (крестьяне, горожане, торговцы) - низшей категории японского общества. Официально айны стали считаться частью японского народа63 . Но это не принесло айнам облегчения. На смену феодальной пришла капиталистическая их эксплуатация. Айны уже не вели традиционных занятий - охоты и рыболовства, многие прежние орудия и приемы которых были запрещены правительством (отравленные стрелы, западни, ловушки и пр.), и теперь могли работать лишь поденщиками у землевладельцев, на строительных работах и в кустарной промышленности64 . Их труд оплачивался по чрезвычайно низкой цене и натурой, в основном рисом и водкой.

Попытки айнов добиться переговорами и подачей прошений улучшения их жизни не увенчались успехом. В одной из петиций, с которой выборные представители айнов Хоккайдо обратились к властям, они просили вернуть им земли, отнятые Мацумаэ65 . Просьба осталась без внимания, исконные же айнские территории были распроданы переселенцам с других островов Японии или распределены между представителями администрации острова, который официально начал считаться "новой границей" империи. В конце XIX в. японская экспансия на север усилилась. После Хоккайдо жадные взоры японских захватчиков обратились на Курильские о-ва, которые в 1875 г. перешли под власть Японии. Курильских айнов вывезли на о-в Шикотан, где они почти все вымерли. После русско-японской войны 1904 - 1905 гг. были насильственно японизированы и айны Южного Сахалина. Потерпела ущерб их культура, благотворное воздействие на которую оказала ранее культура России. Исчезли и былые привилегии (еще Екатерина II особым указом освободила "мохнатых курильцев" от податей).

Последствия переселения японцев на Хоккайдо были для айнов ужасными и в экономическом отношении. Была уничтожена популяция дикого оленя, вырублены леса, сожжены подлески, вдоль побережий и около устьев рек установлены постоянные рыболовные сети, в открытом море начался глубоководный лов рыбы большими тралами. Айнов охватила деморализация66 . Их изолировали в резервациях. Дискриминация по отношению к айнам продолжала существовать во всех сферах жизни. Их принимали только на тяжелую и грязную работу, а поступление в высшие учеб-


60 Там же, с. 69.

61 Там же, с. 97.

62 Peng F. C. C. Geiser P. The Ainu: the Past in the Present. Hiroshima. 1977, p. 8.

63 Takakura Sh. The Ainu of Northern Japan: a Study of Conquest and Acculturation. - Transactions of the American Philosophical Society, 1960, Vol. 50, pt. 4, pp. 4,81.

64 АИЭ. К-l, оп. 1, N 787, л. 17.

65 Sutherland J. The Ainu People of Northern Japan. - The Journal of the Polinesian Society, 1948, Vol. 14.

66 Philippi D. L. Op. cit, p. 15.

стр. 187


ные заведения было исключительным явлением.

Сейчас большинство айнов живет в бассейне р. Сару (округ Хидака на Хоккайдо). В результате длительной ассимиляции и аккультурации ныне трудно отличить японца от айна по языковым или культурным особенностям. Но, конечно, сохраняются антропологические признаки, присущие представителям айнского этноса. Айнский язык большинство специалистов считают практически мертвым. Многие старики и молодежь его не знают. 30 лет назад на Хоккайдо им владели только 20 человек67 . Он вышел из употребления даже в семейном обращении. Традиционная айнская культура тоже утратила самобытность. Ее элементы встречаются только в специальных центрах, где айнов используют в целях туристической индустрии.

В туристических центрах в определенный месяц и день года, как это зафиксировано в проспектах и памятных календарях, можно увидеть старинные айнские обряды и танцы, услышать песни под аккомпанемент народных инструментов. Немало туристов на Хоккайдо привлекает кумамацури - медвежий праздник. Для телезрителей он воспроизводится во всех деталях за исключением лишь ритуального убиения медведя. К другим туристическим зрелищам относится маримомацури - праздник водоросли маримо с 12 по 14 октября на оз. Акан. Он состоит в показе водоросли и обратном погружении ее в воду68 . Данный праздник представляет собой сочетание различных айнских торжеств с демонстрацией старинных реликвий, в частности мечей. Для туристов айны изготавливают массу сувениров: вырезанные из дерева изделия (раньше айны их не продавали), тканье, вышивки. В некоторых поселках, например, Нибутани на р. Сару, для этих целей организованы кустарные мастерские. Однако и тут японцы отнимают у айнов хлеб, выпуская пользующиеся наибольшим спросом сувениры поточным методом.

Исчезновение элементов айнской культуры привело к тому, что вопрос об их сохранении поднят в Японии публично. В результате интерес к айнам несколько возрос, увеличилось количество посвященных им книг, появились документальные фильмы, рассказывающие об их жизни, возник ряд обществ по изучению айнского культурного наследия. К числу последних относится Ассоциация по сохранению духовной культуры айнов. Многие айны сами стали играть активную роль в сохранении народного искусства и традиционного фольклора. Так, айн С. Каяно (родился в 1926 г. в пос. Нибутани) приступил к публикации собранных им материалов по фольклору района р. Сару, он же является директором музея культуры айнов в своем родном поселке69 .

Возможно, подобные мероприятия позволят сохранить то немногое из культурного наследия айнов, одного из интереснейших народов мира, что еще осталось в наши дни, и помогут в разрешении проблем истории этого этноса.


67 Hattori Sh. An Ainu Dialect Dictionary. Tokyo. 1964, p. 8.

68 Японские праздники. Токио. 1967, с. 171 (на яп. яз.).

69 Philippi D. L. Op. cit, p. 16.

Опубликовано 25 августа 2018 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): АЙНЫ



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...