–ейтинг
 аталог
ѕорталус
база публикаций

 ”Ћ№“”–ј » »— ”——“¬ќ есть новые публикации за сегодн€ \\ 16.12.18


ѕ≈–≈—“–ќ… ј –јЅќ“џ »—“ќ–»„≈— »’ » »—“ќ–» ќ- –ј≈¬≈ƒ„≈— »’ ћ”«≈≈¬ ¬ √ќƒџ ¬≈Ћ» ќ… ќ“≈„≈—“¬≈ЌЌќ… ¬ќ…Ќџ

ƒата публикации: 30 августа 2018
јвтор:  . √. Ћ≈¬џ »Ќ
ѕубликатор: јлександр ѕавлович Ўиманский
–убрика:  ”Ћ№“”–ј » »— ”——“¬ќ
Ќомер публикации: є1535629722 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


 . √. Ћ≈¬џ »Ќ, (c)

найти другие работы автора

»сторические и историко-краеведческие музеи нашей страны внесли свой вклад в идейное и морально-политическое сплочение советского общества, необходимое дл€ достижени€ победы в ¬еликой ќтечественной войне.   выполнению этой задачи они были подготовлены всей предшествующей работой, накопленным в предвоенные годы опытом пропаганды истории народов ———– среди всех слоев труд€щихс€, сложившимис€ методами и формами организации массовой музейно-просветительской де€тельности. ќчень важную роль в развитии исторических музеев в предвоенные годы и в превращении их в центры просвещени€ и гражданского воспитани€ советских людей сыграло постановление —Ќ  ———– и ÷  ¬ ѕ(б) "ќ преподавании гражданской истории в школах ———–", прин€тое 16 ма€ 1934 года. ”же накануне войны коллективы музейных работников добились заметных успехов в организации исторических экспозиций дл€ освещени€ героической тематики в истории нашей страны, революционно- освободительного движени€, этапов строительства социализма.   этому времени музеи располагали фондами коллекций, необходимыми дл€ нагл€дной реконструкции важнейших €влений исторического прошлого, совершенствовалась методика научного комплектовани€ и атрибуции музейных источников, разработки экспозиций.

Ќачавша€с€ война потребовала коренной перестройки музейной работы. —пасение музейных фондов и своевременный вывоз их из районов нападени€ оказались одной из наиболее трудных задач в работе учреждений культуры. Ёвакуаци€ музейных коллекций продолжалась до лета 1942 года. Ќесмотр€ на героические усили€ работников музеев и содействие местных органов власти, далеко не все удалось вывезти и спасти. Ѕыли полностью утрачены многие ценные коллекции Ѕелоруссии. ‘ашистскому разграблению подверглись музеи ѕрибалтийских республик, ”краины и ћолдавии.

¬нимание историков, изучающих историю ¬еликой ќтечественной войны, в первую очередь привлекают проблемы перестройки на военный лад экономики, а в историографии истории трудового подвига работников культуры существует пробел. –абота учреждений культуры представлена главным образом иллюстративным материалом о профессиональной и патриотической де€тельности тех или иных мастеров или коллективов. ћежду тем перед учреждени€ми культуры, в том числе перед музе€ми, сто€ла более ответственна€ задача - сохранение веками накопленного национального досто€ни€, потер€ которого не может быть компенсирована никакими реконструкци€ми и воспроизведени€ми. »сследование и освещение де€тельности коллективов исторических музеев по спасению коллекций, развертыванию массовой патриотической работы представл€етс€ актуальной задачей. Ќазревша€ потребность обобщени€ опыта работы музеев в св€зи с повышением их роли в идейной и культурной жизни современного общества насто€тельно требует усилий историков.

»зучение темы должно быть начато с вы€влени€ источников.   сожалению, материал о де€тельности соответствующих центральных органов не был сосредоточен в государственных архивах и не получил необходимой обработки. ƒаже документальные материалы ћузейно-краеведческого отдела Ќаркомпроса –—‘—– до сих пор остаютс€ на хранении в ведомственном архиве Ќаучно-исследовательского института культуры (бывший Ќ»» музееведени€ и краеведени€). «десь сосредоточились вс€ делова€ переписка функциональных подразделений отдела за годы войны, отчеты, приказы, инструкции. Ќ»» культуры был и остаетс€ главным публикатором работ по истории музееведени€ вообще и в период войны в частности. Ёти публикации велись и ведутс€ в различных непериодических издани€х, сборниках статей и документальных материалов. Ќекоторые из них были выпущены в годы войны ќтделом музееведени€ и краеведени€ вместе с Ќ»» музейной и краеведческой работы в качестве сборников инструктивных руковод€щих материалов1 . Ёти материалы рассылались по музе€м. ¬ажные сведени€ о работе советских музеев содер-


1 —ери€ выпусков "–абота политико-просветительных учреждений" (ћ. 1943). ѕомещенные в них материалы отражают состо€ние музейного дела в 1941 - 1943 годах.

стр. 148


жатс€ в журнале "ѕолитпросветработа", центральных, областных и фронтовых газетах.

Ќаиболее перспективные возможности с точки зрени€ вы€влени€ форм и содержани€ работы музеев в годы войны открывают текущие архивы самих музеев. ќни редко используютс€ в исследовательских цел€х, несмотр€ на доступность. ¬есьма ценную информацию содержат, например, документы хранительских групп отдела учета и хранени€ фондов, годовые отчеты и планы де€тельности √осударственного »сторического музе€ (√»ћ), отразившие многие типичные дл€ того периода стороны жизни всех исторических музеев страны.

Ќа третий день после начала войны Ќаркомпрос –—‘—– издал приказ о подготовке к эвакуации наиболее ценных коллекций в музе€х республики. Ёта работа началась прежде всего в музе€х прифронтовой зоны, а также в крупных городах, подвергавшихс€ опасности бомбардировок. –уководство эвакуацией музейных ценностей было возложено на —овет по эвакуации, созданный при —овнаркоме ———–. –ешением —овета музейные коллекции были разделены на три группы, по их исторической, научной и художественно- стоимостной значимости. Ќаиболее ценные экспонаты музеев подлежали вывозу в глубинные районы страны в первую очередь.

ƒо сих пор нет полных данных об объеме работы, проделанной музе€ми в этот ответственный период. »звестно, что в –—‘—– в первый год войны было эвакуировано 66 музеев из 41 города. ¬озможно, что эти данные не учитывают всех меропри€тий по спасению и вывозу музейных ценностей. »ногда, в зависимости от обстановки на фронте, приходилось проводить вторичные эвакуационные меропри€ти€ из районов, которые подвергались опасности оккупации или воздушных налетов.

Ќаиболее ценные музейные фонды ћосквы и Ћенинграда были эвакуированы в июле 1941 года. ћногие музеи эвакуировались в непосредственной близости фронта, а иногда под обстрелом и бомбежкой. “ак, работники псковских музеев упаковывали и вывозили ценные коллекции в дни напр€женных боев за ѕсков.  орреспонденци€ тех дней из Ќовгорода сообщала, что "город уже горел,.. когда на барже по ¬олхову везли последние €щики с древними рукопис€ми, новгородскими св€тын€ми"2 . »звестно, что, несмотр€ на сложность обстановки и огромные потери, из Ќовгорода были вывезены многие музейные ценности, среди них ћагдебургские ворота, византийские и лиможские эмали, одежда и ткани, церковна€ и гражданска€ утварь XVI - XVII вв. с богатейшими украшени€ми. ¬ эти дни были вывезены даже колокола с звонницы —офийского собора. ¬ трудном положении оказались музеи  рыма. ”же на третий день войны фашисты заминировали —евастопольскую гавань. ’ерсонесский историко-археологический музей эвакуировалс€ в боевой обстановке. “ем не менее наиболее ценные коллекции были вывезены из —евастопол€ пароходом в ѕоти, а затем доставлены в —вердловск.

Ќевозможно переоценить труд музейных работников по спасению коллекций. ќн нередко был св€зан с риском, подвигом. ѕредставление об услови€х, в которых велась эта де€тельность, можно составить на примере √»ћ.

¬ первые мес€цы войны из √»ћ в  расную јрмию и Ќародное ополчение ушло 73 человека. Ћетом 1941 г. началась экстренна€ подготовка к эвакуации. –абота организовывалась в строгом соответствии с требовани€ми инструкций по учету и хранению коллекций. Ёкспонаты первой и второй очереди упаковывали; коллекции, не подлежащие эвакуации, складывали в подвалах. ѕервые 530 €щиков были отправлены из ћосквы в сопровождении небольшой группы сотрудников в июле 1941 г.3 и в августе доставлены в город ’валынск —аратовской области. ќднако в но€бре 1941 г. состо€лось новое решение - об отправке коллекций √»ћ вместе с коллекци€ми других московских музеев в  устанай. ¬ пути женщинам, которые составл€ли большинство группы сопровождени€, пришлось все перегружать с парохода в железнодорожные вагоны вручную. Ќесмотр€ на трудности пути, неустроенность условий хранени€ и жизни хранителей, все эвакуированные экспонаты удалось сберечь, и впоследствии они были возвращены в ћоскву.

ќсновна€ часть коллектива √»ћ, оставша€с€ в ћоскве, не прекращала работу даже в критические дни сражени€ на ближайших подступах к столице. Ћишь на несколько дней музей был закрыт в св€зи с повреждени€ми от разорвавшейс€ вблизи фашистской бомбы. ƒл€ обеспечени€ безопасности хранени€ коллекции в первые недели войны было создано специальное бюро учета, составл€вшее описи эвакуируемых и перемещаемых внутри музе€ предметов. Ќаиболее ценные из отправл€емых вещей были заменены мул€жами и копи€ми. —пециально созданна€ группа мастеров-реставраторов под руководством ћ. ¬. √ородцова и ‘. Ћ. ‘ролова скопировала ценные оригиналы - реликвии войны 1812 г.: личные вещи ћ. ».  утузова, русские боевые знамена, оружие и др. ƒальнейша€ работа этой группы обеспечивала копи€ми различные передвижные выставки. —ложные консервационные и маскировочные меропри€ти€ были проведены в филиалах музе€ - ѕокровском соборе и Ќоводевичьем монастыре.

ћузей не прекращал массовой агитационно-просветительной работы. — но€бр€ 1941 г. начала расти посещаемость, в 1945 г. она превысила довоенную. ѕерестройка экспозиционной работы уже в первые мес€цы войны выразилась в оперативной разработке серий выставок, прежде всего на военно-


2 ѕолитпросветработа, 1942, N 2, с. 8.

3 ¬тора€ парти€ была подготовлена к отправке в но€бре. 400 €щиков из 600 были уже погружены в железнодорожные вагоны, когда начавшеес€ в декабре контрнаступление —оветской јрмии избавило музей от необходимости продолжать эвакуацию.

стр. 149


историческую и патриотическую тематику. 17 сент€бр€ 1941 г. в дев€ти залах музе€ открылась выставка "¬елика€ ќтечественна€ война советского народа против германского фашизма" (другое название - "јнтифашистска€ выставка"). ¬ ней своими экспонатами участвовали и другие музеи ћосквы: ћузей народов ———–, Ѕиологический музей им.  . ј. “имир€зева, √осударственный литературный музей, ћузей –еволюции, ѕолитехнический музей. –азделы ее были названы: "—оциалистическое ќтечество в опасности"; "‘ашизм - злейший враг человечества", "√ероическа€ борьба советского народа с германским фашизмом", "√ероическа€ работа тыла страны".

ќсенью 1941 г. музей организовал и другую выставку, посв€щенную нагл€дной пропаганде способов противовоздушной обороны. јгитплакаты, схемы, инструкции, воззвани€, фотографии зан€тий команд самообороны помогали обучать население действи€м во врем€ бомбардировок. ¬последствии выставка вошла составной частью в экспозицию, посв€щенную разгрому фашистов под ћосквой.

¬ конце 1941 - начале 1942 г. были подготовлены выставки военно-исторического содержани€. 23 феврал€ 1942 г. открылась экспозици€, рассказывающа€ о боевых походах русской армии под руководством ј. ¬. —уворова, в апреле - выставка "700 лет Ћедового побоища". ќдна из лучших выставок √»ћ военных лет - "ќтечественна€ война 1812 года".

 рупным событием в перестройке работы музе€ €вилась выставка "–азгром немецко- фашистских войск под ћосквой", открыта€ в мае 1942 года. √отов€ ее, коллектив √»ћ приступил к сбору и комплектованию коллекции по истории ¬еликой ќтечественной войны. —отрудники музе€ выезжали дл€ сбора материалов в прифронтовые и только что освобожденные от оккупантов районы, в действующие воинские соединени€. Ќа выставке были представлены этапы битвы за ћоскву, отдельные ее боевые операции, монографически раскрыты действи€ отдельных частей и соединений, мемориально- биографические комплексы, посв€щенные геро€м битвы. Ёкспонаты выставки составили хрестоматийную основу будущего фонда по истории ¬еликой ќтечественной войны. ќтража€ один из важнейших этапов истории войны, она оказывала большое морально- политическое воздействие на советских людей и послужила образцом организации работы коллектива над исторически важным материалом в труднейших услови€х войны.

¬ыставочна€ де€тельность по следам событий на фронтах получила дальнейшее развитие. ¬ феврале 1943 г. была открыта выставка "√варди€ в бо€х за –одину", осенью - "ѕартизанска€ война в Ѕелоруссии". Ќовую форму музейной пропаганды представл€ли собой передвижные выставки на предпри€ти€х, в клубах, кинотеатрах и парках ћосквы. “акие выставки уже в первые мес€цы войны устраивали в ÷ѕ иќ им. √орького и в —окольниках, на “рехгорке, в кинотеатре "ћетрополь", в воинских част€х. ¬ 1943 г. продолжала возрастать численность посетителей √»ћ, начинал функционировать кабинет школьника. ¬се это обусловливалось общими событи€ми, переживаемыми страной: в ходе войны наступил коренной перелом, и музеи возвратились к традиционным формам работы, приспособл€€ их к услови€м военного времени.

ѕерестройка де€тельности музеев на военный лад в целом в стране проходила в организованном пор€дке, под руководством Ќародного  омиссариата просвещени€ –—‘—–, в ведении которого состо€ли в те годы исторические и историко-краеведческие музеи. »здаваемые Ќаркомпросом –—‘—– приказы, циркул€рные письма, распор€жени€ направл€ли перестройку работы музеев. ћожно сослатьс€, в частности, на характерный документ. 15 июл€ 1941 г. было разослано обращение Ќаркомпроса " о всем работникам музеев". ¬ нем предписывалось сосредоточить всю работу музеев на воспитании граждан нашей страны в духе советского патриотизма, преданности большевистской партии, —оветскому правительству. ¬нимание руководства музеев было обращено на необходимость примен€ть новые формы и методы экспозиционной, массово- просветительской и политической работы, соответствующие услови€м войны. ѕриказами, изданными в сент€бре 1941 г. и апреле 1942 г., предусматривалось усиление внемузейной пропаганды героико-патриотической темы с помощью выставок-передвижек, разработки лекционных программ и докладов дл€ широкой аудитории на предпри€ти€х, в воинских част€х, на мобилизационных пунктах. ¬ это суровое врем€ Ќаркомпрос напоминал руководител€м музеев о необходимости укрепл€ть кадры специалистами, имеющими высшее образование и ученые звани€.

¬ директивном письме ћузейного отдела от 15 но€бр€ 1941 г. специально ставилс€ вопрос о сборе материалов по истории ¬еликой ќтечественной войны. –аботники музеев предостерегались от возможных ошибок и недооценки важности этого дела. ѕисьмо напоминало о том, что "многие очень ценные материалы, характеризующие период гражданской войны, бесследно исчезли только потому, что воврем€ их не собирали"4 . ¬след за этим письмом была составлена и разослана всем краевым и областным отделам народного образовани€ инструкци€ Ќаучно-исследовательского института краеведени€ и музееведени€ "ќ сборе вещественных и документальных материалов ¬еликой ќтечественной войны". “ака€ же инструкци€ в 1942 г. была разослана Ќаркомпросом Ѕелоруссии партизанским соединени€м. ¬ т€желые годы фашистской оккупации тщательно собиралс€ материал, который в белорусских музе€х ныне составл€ет основу экспозиций, посв€щенных истории борьбы белорусского народа за свободу и независимость —оветской –одины.

¬ годы войны укрепл€лс€ контроль за обеспечением условий сохранности музей-


4 –абота политико-просветительных учреждений. ¬ып. 4. ћ. 1943, с. 14.

стр. 150


ных коллекций. ¬ декабре 1942 г., например, было издано положение "ќ музейных фондах –—‘—–, подлежащих прин€тию на единый государственный учет". ѕринимались меры к созданию объединенных музейно-библиотечных хранилищ, чему было посв€щено постановление Ќаркомпроса –—‘—– от 7 ма€ 1942 года. ¬ажное значение дл€ организации хранени€ коллекций в услови€х эвакуации имели другие распор€жени€ по охране музейных фондов. ѕомога€ музейному отделу Ќаркомпроса –—‘—–, специалисты Ќаучно-исследовательского института музееведени€ и краеведени€ контролировали выполнение директив Ќаркомпроса, собирали и обобщали информации с мест, разрабатывали рекомендации и другой методический и инструктивный материал, организовывали обмен опытом5 . “ак, в начале 1942 г. Ќ»» распространил инструктивное письмо о лекционной и других формах внемузейной работы краеведческих музеев (в школах, част€х  расной јрмии, в прифронтовой полосе и непосредственно на фронте, на территори€х, освобожденных от оккупации), сборе военного материала дл€ музейных экспозиций.

¬ 1943 г. институт издал отчет о работе музеев за первый год войны. ¬ нем помещены и статьи о работе таких музеев, как √»ћ, √осударственный литературный музей, ћузей ќкт€брьской революции в Ћенинграде, ћузей им. ƒарвина. ѕродолжалось и теоретическое осмысление музееведческих проблем. ¬ 1943 г. были изданы учебные пособи€ "ќсновные вопросы музейно-краеведческого дела" и "ћузейно-краеведческое дело". ¬ них определ€лись задачи краеведческих музеев по изучению истории и природы кра€, воспитанию его населени€ в духе советского патриотизма, по пропаганде исторических традиций, разъ€снению места, роли кра€ в общей борьбе советского народа против фашистской агрессии; рекомендовалось накапливать экспонаты, отражающие героический труд людей на предпри€ти€х, в колхозах и совхозах, а также боевые подвиги земл€ков на фронте.

“ематика стационарных и передвижных экспозиций расшир€лась. ¬ 1942 г. Ќовосибирский областной историко-краеведческий музей создал 40 передвижных выставок на различную историко-патриотическую, военную и политическую тематику. 103 выставки было создано „ереповецким краеведческим музеем (43 из них были развернуты на агитпунктах). ќживили свою военно-патриотическую пропаганду ¬ологодский областной музей, музеи Ѕур€тии, ƒагестана, “атарии и других автономных республик –—‘—–. ¬ целом к концу 1942 г. были завершены основные эвакуационные меропри€ти€, налажен новый режим хранительской работы, перестроена тематика выставочной и пропагандистско-просветительной работы музеев. — 1943 г. началс€ новый этап их де€тельности в услови€х войны. — этого времени музеи приступили к планомерному сбору, комплектованию и экспозиционному освоению исторического материала ¬еликой ќтечественной войны.


5 Ѕыла, например, выпущена брошюра  . ј. ¬рачинской "„ереповецкий районный краеведческий музей в дни ¬еликой ќтечественной войны" (ћ. 1943).

ќпубликовано 30 августа 2018 года




¬аше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.

«агрузка...

ѕр€ма€ трансл€ци€:

—егодн€ в тренде top-100


ќ ѕорталусе –ейтинг  аталог јвторам –еклама