Рейтинг
Порталус

ПЕРЕСТРОЙКА РАБОТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Дата публикации: 30 августа 2018
Автор(ы): К. Г. ЛЕВЫКИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1535629722


К. Г. ЛЕВЫКИН, (c)

Исторические и историко-краеведческие музеи нашей страны внесли свой вклад в идейное и морально-политическое сплочение советского общества, необходимое для достижения победы в Великой Отечественной войне. К выполнению этой задачи они были подготовлены всей предшествующей работой, накопленным в предвоенные годы опытом пропаганды истории народов СССР среди всех слоев трудящихся, сложившимися методами и формами организации массовой музейно-просветительской деятельности. Очень важную роль в развитии исторических музеев в предвоенные годы и в превращении их в центры просвещения и гражданского воспитания советских людей сыграло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О преподавании гражданской истории в школах СССР", принятое 16 мая 1934 года. Уже накануне войны коллективы музейных работников добились заметных успехов в организации исторических экспозиций для освещения героической тематики в истории нашей страны, революционно- освободительного движения, этапов строительства социализма. К этому времени музеи располагали фондами коллекций, необходимыми для наглядной реконструкции важнейших явлений исторического прошлого, совершенствовалась методика научного комплектования и атрибуции музейных источников, разработки экспозиций.

Начавшаяся война потребовала коренной перестройки музейной работы. Спасение музейных фондов и своевременный вывоз их из районов нападения оказались одной из наиболее трудных задач в работе учреждений культуры. Эвакуация музейных коллекций продолжалась до лета 1942 года. Несмотря на героические усилия работников музеев и содействие местных органов власти, далеко не все удалось вывезти и спасти. Были полностью утрачены многие ценные коллекции Белоруссии. Фашистскому разграблению подверглись музеи Прибалтийских республик, Украины и Молдавии.

Внимание историков, изучающих историю Великой Отечественной войны, в первую очередь привлекают проблемы перестройки на военный лад экономики, а в историографии истории трудового подвига работников культуры существует пробел. Работа учреждений культуры представлена главным образом иллюстративным материалом о профессиональной и патриотической деятельности тех или иных мастеров или коллективов. Между тем перед учреждениями культуры, в том числе перед музеями, стояла более ответственная задача - сохранение веками накопленного национального достояния, потеря которого не может быть компенсирована никакими реконструкциями и воспроизведениями. Исследование и освещение деятельности коллективов исторических музеев по спасению коллекций, развертыванию массовой патриотической работы представляется актуальной задачей. Назревшая потребность обобщения опыта работы музеев в связи с повышением их роли в идейной и культурной жизни современного общества настоятельно требует усилий историков.

Изучение темы должно быть начато с выявления источников. К сожалению, материал о деятельности соответствующих центральных органов не был сосредоточен в государственных архивах и не получил необходимой обработки. Даже документальные материалы Музейно-краеведческого отдела Наркомпроса РСФСР до сих пор остаются на хранении в ведомственном архиве Научно-исследовательского института культуры (бывший НИИ музееведения и краеведения). Здесь сосредоточились вся деловая переписка функциональных подразделений отдела за годы войны, отчеты, приказы, инструкции. НИИ культуры был и остается главным публикатором работ по истории музееведения вообще и в период войны в частности. Эти публикации велись и ведутся в различных непериодических изданиях, сборниках статей и документальных материалов. Некоторые из них были выпущены в годы войны Отделом музееведения и краеведения вместе с НИИ музейной и краеведческой работы в качестве сборников инструктивных руководящих материалов1 . Эти материалы рассылались по музеям. Важные сведения о работе советских музеев содер-


1 Серия выпусков "Работа политико-просветительных учреждений" (М. 1943). Помещенные в них материалы отражают состояние музейного дела в 1941 - 1943 годах.

стр. 148


жатся в журнале "Политпросветработа", центральных, областных и фронтовых газетах.

Наиболее перспективные возможности с точки зрения выявления форм и содержания работы музеев в годы войны открывают текущие архивы самих музеев. Они редко используются в исследовательских целях, несмотря на доступность. Весьма ценную информацию содержат, например, документы хранительских групп отдела учета и хранения фондов, годовые отчеты и планы деятельности Государственного Исторического музея (ГИМ), отразившие многие типичные для того периода стороны жизни всех исторических музеев страны.

На третий день после начала войны Наркомпрос РСФСР издал приказ о подготовке к эвакуации наиболее ценных коллекций в музеях республики. Эта работа началась прежде всего в музеях прифронтовой зоны, а также в крупных городах, подвергавшихся опасности бомбардировок. Руководство эвакуацией музейных ценностей было возложено на Совет по эвакуации, созданный при Совнаркоме СССР. Решением Совета музейные коллекции были разделены на три группы, по их исторической, научной и художественно- стоимостной значимости. Наиболее ценные экспонаты музеев подлежали вывозу в глубинные районы страны в первую очередь.

До сих пор нет полных данных об объеме работы, проделанной музеями в этот ответственный период. Известно, что в РСФСР в первый год войны было эвакуировано 66 музеев из 41 города. Возможно, что эти данные не учитывают всех мероприятий по спасению и вывозу музейных ценностей. Иногда, в зависимости от обстановки на фронте, приходилось проводить вторичные эвакуационные мероприятия из районов, которые подвергались опасности оккупации или воздушных налетов.

Наиболее ценные музейные фонды Москвы и Ленинграда были эвакуированы в июле 1941 года. Многие музеи эвакуировались в непосредственной близости фронта, а иногда под обстрелом и бомбежкой. Так, работники псковских музеев упаковывали и вывозили ценные коллекции в дни напряженных боев за Псков. Корреспонденция тех дней из Новгорода сообщала, что "город уже горел,.. когда на барже по Волхову везли последние ящики с древними рукописями, новгородскими святынями"2 . Известно, что, несмотря на сложность обстановки и огромные потери, из Новгорода были вывезены многие музейные ценности, среди них Магдебургские ворота, византийские и лиможские эмали, одежда и ткани, церковная и гражданская утварь XVI - XVII вв. с богатейшими украшениями. В эти дни были вывезены даже колокола с звонницы Софийского собора. В трудном положении оказались музеи Крыма. Уже на третий день войны фашисты заминировали Севастопольскую гавань. Херсонесский историко-археологический музей эвакуировался в боевой обстановке. Тем не менее наиболее ценные коллекции были вывезены из Севастополя пароходом в Поти, а затем доставлены в Свердловск.

Невозможно переоценить труд музейных работников по спасению коллекций. Он нередко был связан с риском, подвигом. Представление об условиях, в которых велась эта деятельность, можно составить на примере ГИМ.

В первые месяцы войны из ГИМ в Красную Армию и Народное ополчение ушло 73 человека. Летом 1941 г. началась экстренная подготовка к эвакуации. Работа организовывалась в строгом соответствии с требованиями инструкций по учету и хранению коллекций. Экспонаты первой и второй очереди упаковывали; коллекции, не подлежащие эвакуации, складывали в подвалах. Первые 530 ящиков были отправлены из Москвы в сопровождении небольшой группы сотрудников в июле 1941 г.3 и в августе доставлены в город Хвалынск Саратовской области. Однако в ноябре 1941 г. состоялось новое решение - об отправке коллекций ГИМ вместе с коллекциями других московских музеев в Кустанай. В пути женщинам, которые составляли большинство группы сопровождения, пришлось все перегружать с парохода в железнодорожные вагоны вручную. Несмотря на трудности пути, неустроенность условий хранения и жизни хранителей, все эвакуированные экспонаты удалось сберечь, и впоследствии они были возвращены в Москву.

Основная часть коллектива ГИМ, оставшаяся в Москве, не прекращала работу даже в критические дни сражения на ближайших подступах к столице. Лишь на несколько дней музей был закрыт в связи с повреждениями от разорвавшейся вблизи фашистской бомбы. Для обеспечения безопасности хранения коллекции в первые недели войны было создано специальное бюро учета, составлявшее описи эвакуируемых и перемещаемых внутри музея предметов. Наиболее ценные из отправляемых вещей были заменены муляжами и копиями. Специально созданная группа мастеров-реставраторов под руководством М. В. Городцова и Ф. Л. Фролова скопировала ценные оригиналы - реликвии войны 1812 г.: личные вещи М. И. Кутузова, русские боевые знамена, оружие и др. Дальнейшая работа этой группы обеспечивала копиями различные передвижные выставки. Сложные консервационные и маскировочные мероприятия были проведены в филиалах музея - Покровском соборе и Новодевичьем монастыре.

Музей не прекращал массовой агитационно-просветительной работы. С ноября 1941 г. начала расти посещаемость, в 1945 г. она превысила довоенную. Перестройка экспозиционной работы уже в первые месяцы войны выразилась в оперативной разработке серий выставок, прежде всего на военно-


2 Политпросветработа, 1942, N 2, с. 8.

3 Вторая партия была подготовлена к отправке в ноябре. 400 ящиков из 600 были уже погружены в железнодорожные вагоны, когда начавшееся в декабре контрнаступление Советской Армии избавило музей от необходимости продолжать эвакуацию.

стр. 149


историческую и патриотическую тематику. 17 сентября 1941 г. в девяти залах музея открылась выставка "Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма" (другое название - "Антифашистская выставка"). В ней своими экспонатами участвовали и другие музеи Москвы: Музей народов СССР, Биологический музей им. К. А. Тимирязева, Государственный литературный музей, Музей Революции, Политехнический музей. Разделы ее были названы: "Социалистическое Отечество в опасности"; "Фашизм - злейший враг человечества", "Героическая борьба советского народа с германским фашизмом", "Героическая работа тыла страны".

Осенью 1941 г. музей организовал и другую выставку, посвященную наглядной пропаганде способов противовоздушной обороны. Агитплакаты, схемы, инструкции, воззвания, фотографии занятий команд самообороны помогали обучать население действиям во время бомбардировок. Впоследствии выставка вошла составной частью в экспозицию, посвященную разгрому фашистов под Москвой.

В конце 1941 - начале 1942 г. были подготовлены выставки военно-исторического содержания. 23 февраля 1942 г. открылась экспозиция, рассказывающая о боевых походах русской армии под руководством А. В. Суворова, в апреле - выставка "700 лет Ледового побоища". Одна из лучших выставок ГИМ военных лет - "Отечественная война 1812 года".

Крупным событием в перестройке работы музея явилась выставка "Разгром немецко- фашистских войск под Москвой", открытая в мае 1942 года. Готовя ее, коллектив ГИМ приступил к сбору и комплектованию коллекции по истории Великой Отечественной войны. Сотрудники музея выезжали для сбора материалов в прифронтовые и только что освобожденные от оккупантов районы, в действующие воинские соединения. На выставке были представлены этапы битвы за Москву, отдельные ее боевые операции, монографически раскрыты действия отдельных частей и соединений, мемориально- биографические комплексы, посвященные героям битвы. Экспонаты выставки составили хрестоматийную основу будущего фонда по истории Великой Отечественной войны. Отражая один из важнейших этапов истории войны, она оказывала большое морально- политическое воздействие на советских людей и послужила образцом организации работы коллектива над исторически важным материалом в труднейших условиях войны.

Выставочная деятельность по следам событий на фронтах получила дальнейшее развитие. В феврале 1943 г. была открыта выставка "Гвардия в боях за Родину", осенью - "Партизанская война в Белоруссии". Новую форму музейной пропаганды представляли собой передвижные выставки на предприятиях, в клубах, кинотеатрах и парках Москвы. Такие выставки уже в первые месяцы войны устраивали в ЦПКиО им. Горького и в Сокольниках, на Трехгорке, в кинотеатре "Метрополь", в воинских частях. В 1943 г. продолжала возрастать численность посетителей ГИМ, начинал функционировать кабинет школьника. Все это обусловливалось общими событиями, переживаемыми страной: в ходе войны наступил коренной перелом, и музеи возвратились к традиционным формам работы, приспособляя их к условиям военного времени.

Перестройка деятельности музеев на военный лад в целом в стране проходила в организованном порядке, под руководством Народного Комиссариата просвещения РСФСР, в ведении которого состояли в те годы исторические и историко-краеведческие музеи. Издаваемые Наркомпросом РСФСР приказы, циркулярные письма, распоряжения направляли перестройку работы музеев. Можно сослаться, в частности, на характерный документ. 15 июля 1941 г. было разослано обращение Наркомпроса "Ко всем работникам музеев". В нем предписывалось сосредоточить всю работу музеев на воспитании граждан нашей страны в духе советского патриотизма, преданности большевистской партии, Советскому правительству. Внимание руководства музеев было обращено на необходимость применять новые формы и методы экспозиционной, массово- просветительской и политической работы, соответствующие условиям войны. Приказами, изданными в сентябре 1941 г. и апреле 1942 г., предусматривалось усиление внемузейной пропаганды героико-патриотической темы с помощью выставок-передвижек, разработки лекционных программ и докладов для широкой аудитории на предприятиях, в воинских частях, на мобилизационных пунктах. В это суровое время Наркомпрос напоминал руководителям музеев о необходимости укреплять кадры специалистами, имеющими высшее образование и ученые звания.

В директивном письме Музейного отдела от 15 ноября 1941 г. специально ставился вопрос о сборе материалов по истории Великой Отечественной войны. Работники музеев предостерегались от возможных ошибок и недооценки важности этого дела. Письмо напоминало о том, что "многие очень ценные материалы, характеризующие период гражданской войны, бесследно исчезли только потому, что вовремя их не собирали"4 . Вслед за этим письмом была составлена и разослана всем краевым и областным отделам народного образования инструкция Научно-исследовательского института краеведения и музееведения "О сборе вещественных и документальных материалов Великой Отечественной войны". Такая же инструкция в 1942 г. была разослана Наркомпросом Белоруссии партизанским соединениям. В тяжелые годы фашистской оккупации тщательно собирался материал, который в белорусских музеях ныне составляет основу экспозиций, посвященных истории борьбы белорусского народа за свободу и независимость Советской Родины.

В годы войны укреплялся контроль за обеспечением условий сохранности музей-


4 Работа политико-просветительных учреждений. Вып. 4. М. 1943, с. 14.

стр. 150


ных коллекций. В декабре 1942 г., например, было издано положение "О музейных фондах РСФСР, подлежащих принятию на единый государственный учет". Принимались меры к созданию объединенных музейно-библиотечных хранилищ, чему было посвящено постановление Наркомпроса РСФСР от 7 мая 1942 года. Важное значение для организации хранения коллекций в условиях эвакуации имели другие распоряжения по охране музейных фондов. Помогая музейному отделу Наркомпроса РСФСР, специалисты Научно-исследовательского института музееведения и краеведения контролировали выполнение директив Наркомпроса, собирали и обобщали информации с мест, разрабатывали рекомендации и другой методический и инструктивный материал, организовывали обмен опытом5 . Так, в начале 1942 г. НИИ распространил инструктивное письмо о лекционной и других формах внемузейной работы краеведческих музеев (в школах, частях Красной Армии, в прифронтовой полосе и непосредственно на фронте, на территориях, освобожденных от оккупации), сборе военного материала для музейных экспозиций.

В 1943 г. институт издал отчет о работе музеев за первый год войны. В нем помещены и статьи о работе таких музеев, как ГИМ, Государственный литературный музей, Музей Октябрьской революции в Ленинграде, Музей им. Дарвина. Продолжалось и теоретическое осмысление музееведческих проблем. В 1943 г. были изданы учебные пособия "Основные вопросы музейно-краеведческого дела" и "Музейно-краеведческое дело". В них определялись задачи краеведческих музеев по изучению истории и природы края, воспитанию его населения в духе советского патриотизма, по пропаганде исторических традиций, разъяснению места, роли края в общей борьбе советского народа против фашистской агрессии; рекомендовалось накапливать экспонаты, отражающие героический труд людей на предприятиях, в колхозах и совхозах, а также боевые подвиги земляков на фронте.

Тематика стационарных и передвижных экспозиций расширялась. В 1942 г. Новосибирский областной историко-краеведческий музей создал 40 передвижных выставок на различную историко-патриотическую, военную и политическую тематику. 103 выставки было создано Череповецким краеведческим музеем (43 из них были развернуты на агитпунктах). Оживили свою военно-патриотическую пропаганду Вологодский областной музей, музеи Бурятии, Дагестана, Татарии и других автономных республик РСФСР. В целом к концу 1942 г. были завершены основные эвакуационные мероприятия, налажен новый режим хранительской работы, перестроена тематика выставочной и пропагандистско-просветительной работы музеев. С 1943 г. начался новый этап их деятельности в условиях войны. С этого времени музеи приступили к планомерному сбору, комплектованию и экспозиционному освоению исторического материала Великой Отечественной войны.


5 Была, например, выпущена брошюра К. А. Врачинской "Череповецкий районный краеведческий музей в дни Великой Отечественной войны" (М. 1943).

Опубликовано на Порталусе 30 августа 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама