–ейтинг
 аталог
ѕорталус
база публикаций

 ”Ћ№“”–ј » »— ”——“¬ќ есть новые публикации за сегодн€ \\ 17.11.18


’. ». ’”“”≈¬. —“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈ » –ј«¬»“»≈ —ќ÷»јЋ»—“»„≈— ќ…  ”Ћ№“”–џ —ќ¬≈“— ќ…  јЅј–ƒ»Ќќ-ЅјЋ ј–»»

ƒата публикации: 30 окт€бр€ 2018
јвтор: ј. ј. ј¬»Ћќ¬
ѕубликатор: јлександр ѕавлович Ўиманский
–убрика:  ”Ћ№“”–ј » »— ”——“¬ќ
Ќомер публикации: є1540930404 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


ј. ј. ј¬»Ћќ¬, (c)

найти другие работы автора

Ќальчик. Ёльбрус. 1984. 452 с.

»зучением истории культурного строительства в  абардино-Ѕалкарии за годы —оветской власти кандидат исторических наук ’. ». ’утуев (»нститут истории, филологии и экономики при —овете ћинистров  Ѕј——–) занимаетс€ давно и плодотворно1 . ¬ рецензируемой монографии он делает серьезный шаг в более глубоком и всестороннем исследовании этой проблемы. јвтор обосновывает место и значение развити€ культуры в историческом процессе становлени€ социалистического общества, опира€сь на партийные документы, обобщает опубликованную по этой теме литературу, вводит в научный оборот новые источники, в том числе архивные.

ѕоэтапно исследу€ вопросы культурного строительства в республике в ходе упрочени€ и развити€ социалистического общества, ’. ». ’утуев прослеживает нелегкий, но очень плодотворный путь осуществлени€ здесь под руководством областной партийной организации культурной революции. ѕри этом он в отличие от ранее изданных работ доводит свое исследование до наших дней, раскрывает основные итоги культурных преобразований в  абардино-Ѕалкарии, определ€ет некоторые общие перспективы развити€ культуры республики на современном этапе.

¬ монографии убедительно показано, что только победа ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции и установление —оветской власти создали необходимые услови€ дл€ раскрепощени€ ранее отсталых и угнетенных царизмом и местными эксплуататорами народов, в их числе кабардинцев и балкарцев, перевода их, мину€ капитализм, на путь социалистического развити€, подлинного расцвета их экономики и культуры. Ќыне  абардино-Ѕалкари€ - республика новой, многонациональной, социалистической по форме культуры народных масс, ставших активными и сознательными строител€ми социалистического общества, патриотами и интернационалистами, поддерживающими внутреннюю и внешнюю политику  ѕ—— и —оветского государства.

Ќаибольший интерес и новизну представл€ет та часть монографии, в которой идет речь о современном этапе развити€ культуры  абардино-Ѕалкарии. Ѕолее чем 60-летний путь, пройденный республикой в советское врем€, можно назвать скачком, совершенным кабардинским и балкарским народами в общественном развитии под руководством  ѕ——, при братской помощи всех народов страны и в первую очередь великого русского народа. ѕриводимые автором многочисленные цифры и факты свидетельствуют о высоком уровне развити€ культуры народов  абардино-Ѕалкарии, о все растущих духовных запросах труд€щихс€ горного кра€. «десь успешно работают творческие организации, научные учреждени€, высшие и средние специальные учебные заведени€, широка€ сеть общеобразовательных школ и культурно-просветительных учреждений.

—егодн€ наша страна достигла таких высоких рубежей в своем развитии, когда каждый ее народ, на равных правах, вносит свою лепту в общую сокровищницу многонациональной социалистической культуры, и на этой основе происходит процесс дальнейшего сближени€ социалистических наций, взаимообогащени€ национальных культур и интернационализации духовной жизни населени€ ———–.  ак справедливо отмечает ’. ». ’утуев, свой вклад в это развитие внос€т и де€тели культуры  абардино-Ѕалкарии. ”ченые, писатели, артисты, художники создают произведени€, научные труды, обобщающие образы и характеры советских людей, отражающие новый быт, нравственную атмосферу, трудовые будни народов горного кра€, имеющие не только местное, но и общесоюзное значение. ћногие де€тели науки и культуры  абардино- Ѕалкарии вошли в шеренгу передовых де€телей науки и культуры всей страны. —реди них автор называет писател€ јлима  ешокова, поэта  айсына  улиева, народного артиста ———– дирижера ё. ’. “емирканова и др. ”ченые республики, внесшие наибольший вклад в развитие отечественной науки, - “. ћ. Ёнеев и ћ. „. «алиханов избраны членами- корреспондентами јЌ ———–.

ћонографи€ всем своим содержанием разоблачает буржуазных фальсификаторов, антисоветчиков и антикоммунистов, которые пытаютс€ ¬ыступать в роли "защитников"


1 ’утуев ’. ». ¬ семье единой. ћ. 1970; его же. »з истории культурного строительства в  абардино-Ѕалкарии. Ќальчик. 1972; ћамбетов √. ’., ’утуев ’. ». Ѕратска€ помощь русского и других народов ———– в развитии культуры  абардино- Ѕалкарии. Ќальчик. 1984; и др.

стр. 115


малых народов —еверного  авказа, чьи €зыки, культура €кобы подвергаютс€ "русификации".

 нига в целом заслуживает положительной оценки. ¬месте с тем содержание ее вызывает р€д замечаний. ѕервое из них касаетс€ неконкретной, обтекаемой критики имевшихс€ на культурном фронте республики недостатков. ¬ разделах "Ѕорьба за ликвидацию неграмотности", "ѕодъем народного образовани€", "–абота среди женщин" автор пишет об успехах в ликвидации неграмотности, об охвате всего населени€ республики всеобучем, активной работе среди женщин и т. д. ћежду тем в довоенные годы имела место переоценка достигнутых успехов. Ќапример, часть взрослого населени€ фактически оставалась неграмотной и ее продолжали обучать в послевоенные годы. ќб этом свидетельствуют переписи населени€.

ћного внимани€ в книге уделено развитию народного образовани€, и это вполне закономерно. Ќо автор не анализирует недостатков в работе школ. “олько однажды со ссылкой на постановление XVIII областной партийной конференции (декабрь 1946 г.) в книге отмечаетс€ "неблагополучное положение дел в национальных школах, где качество преподавани€ и обучени€ велось не на должном учебно-методическом уровне" (с. 207). ¬ свете проводимой сейчас школьной реформы крайне необходим критический подход к негативным €влени€м в работе школы на разных этапах ее развити€. Ќе проанализированы автором упущени€, которые имели место при воплощении в жизнь постановлени€ ÷   ѕ—— и —овета ћинистров ———– от 22 декабр€ 1977 г. "ќ дальнейшем совершенствовании обучени€, воспитани€ учащихс€ общеобразовательных школ и подготовки их к труду", а также перевода школ на новые учебные планы, учебники и программы.

¬р€д ли можно согласитьс€ с автором, который утверждает, что "новые программы и учебники (речь идет о 1975 - 1976 гг. - ј. ј.) в основном доступны учащимс€ и соответствуют современным требовани€м развити€ науки, техники и культуры, способствуют преемственности изучени€ основ наук и рациональному распределению учебного материала по годам обучени€" (с. 316). »менно в эти годы в работе школы по€вились такие негативные факторы, как снижение требовательности к знани€м школьников, очковтирательство и процентомани€. ќтрицательное вли€ние на качество работы школы оказал и школьный балл, введенный тогда дл€ поступающих в высшие учебные заведени€ и впоследствии отмененный. ћногие тогдашние учебники были подвергнуты справедливой критике именно за труднодоступность €зыка, большой объем и были затем существенно переработаны.

ѕравильна€ партийна€ оценка состо€ни€ народного образовани€ в стране, исчерпывающий анализ основных недостатков и путей развити€ советской школы определены в законе "ќ реформе общеобразовательной и профессиональной школы". — учетом этого важнейшего документа автор и должен был дать оценку школьного образовани€ в республике в 1975 - 1983 годах.

ќпределенные недостатки, негативные €влени€ в указанные годы имели место в работе партийных, комсомольских организаций учебных заведений, школ республики, в постановке военно-патриотического и интернационального воспитани€.   сожалению, автор не уделил должного внимани€ анализу подобных фактов.

¬ книге следовало больше внимани€ уделить закономерност€м формировани€ социалистического образа жизни труд€щихс€ республики, раскрытию органического единства между материальной и духовной сферами общественной жизни, производством и наукой, воздействи€ научно-технической революции на культурное развитие  абардино-Ѕалкарии.

–ассматриваема€ монографи€ €вл€етс€ важным достижением историков республики в изучении процесса советского культурного строительства на —еверном  авказе.

ќпубликовано 30 окт€бр€ 2018 года




¬аше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.

«агрузка...

ѕр€ма€ трансл€ци€:

—егодн€ в тренде top-100


ќ ѕорталусе –ейтинг  аталог јвторам –еклама