Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ИНОСТРАННЫЙ ДЕТЕКТИВ есть новые публикации за сегодня \\ 29.04.17

[исследование] СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ США

Дата публикации: 10 октября 2014
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ИНОСТРАННЫЙ ДЕТЕКТИВ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 6, 2010, C. 52-56
Номер публикации: №1412935852 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


На фото: [исследование] СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ США, автор: admin
На фото: [исследование] СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ США. Добавлено: admin, http://portalus.ru

Е. М. Кочеткова

 

аспирантка Московского государственного областного социально-гуманитарного института

 

E-mail: asteroid03@yandex.ru

 

Проблема ресоциализации делинквентных несовершеннолетних является актуальной для психологической и педагогической теории и превентивной практики как в США, так и в России. Она затрагивает значительное количество теоретических исследований, проведенных в сфере "групповой педагогики" и "групповой динамики". Они выполняют идеологическую функцию в обосновании программ и определении основных направлений, форм, методов и способов профилактической работы и ресоциализации несовершеннолетних преступников. При этом строго соблюдаются принципы международного права. Коммуникации и отношения, взаимодействие социальных институтов и преступников, единство действий и развитие взаимоотношений составляют основу процесса ресоциализации.

 

Ключевые слова: социально-педагогическая ресоциализация, делинквентные несовершеннолетние, пенитенциарные учреждения США, психолого-педагогическая наука, профилактика индивидуальной и групповой преступности, оздоровление социальной среды, реинтеграционная модель, превентивная политика государства, гуманизация превентивной системы.

 

Кризисные явления в общественно-политической и социальной жизни современной России происходят на фоне общего упадка нравственности и разочарования людей в жизни. Снижается авторитет государственной власти и социальных институтов, что способствует исчезновению чувства ответственности у подростков, генерирует экстремизм и агрессивность. Крушение идеалов, которые предлагались подрастающему поколению как нечто незыблемое, обостряет естественный юношеский нигилизм. Бездуховность и потребительско-эгоистическое отношение к жизни порождают апатию, безразличие к себе и другим, что чревато потерей нравственного и духовного здоровья нации. Тем более что сейчас происходит своего рода "взрыв" социальных отклонений среди подростков и молодежи, характеризующийся резким увеличением числа противоправных деяний в форме активного протеста или пассивного неприятия

 
стр. 52

 

действительности, таких как алкоголизм, наркомания, беспризорность, бродяжничество, проституция, рост различных делинквентных группировок, суицид и др.

 

Поэтому проблема социально-педагогической ресоциализации несовершеннолетних делинквентов весьма актуальна для психолого-педагогической теории и превентивной практики как США, так и России.

 

В психолого-педагогической науке США эта проблема занимает одно из приоритетных направлений и представляет собой значительное количество теоретических разработок, выполненных в русле "групповой педагогики" и "групповой динамики". Они выполняют своеобразную идеологическую функцию для обоснования программ и определения основных направлений, форм, методов и средств превентивной работы с делинквентными несовершеннолетними.

 

Современная концепция социально-педагогической ресоциализации делинквентных групп несовершеннолетних в США строится при строгом соблюдении Международных правовых документов, таких как "Международной Конвенции о правах ребенка" (1989), "Стандартных минимальных правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних" (так называемых "Пекинских правилах", 1985), "Руководящих принципов, принятых в Эр-Рияде" (1990), "Правил защиты несовершеннолетних, лишенных свободы" (1990), и осуществляется на трех уровнях: федеральном (разработка и реализация многочисленных государственных программ по социализации личности и ее адаптации в современное западное общество, а также профилактика индивидуальной и групповой преступности с использованием педагогических, психологических, криминологических, медицинских, экономических и других средств ресоциализации, связанных с оздоровлением социальной среды); региональном (на основе различных программ по видам групповых преступлений, разрабатываемых в отдельных штатах и округах за счет их средств с научным обоснованием ученых местных университетов, учебных заведений и их практической реализацией специально создаваемыми социальными центрами); муниципальном (разработка конкретных профилактических мер при непосредственном включении местных органов самоуправления, конкретных школ, колледжей, производственных, коммерческих и других объединений, хорошо знающих местные условия и регионы действия делинквентных групп с учетом обширных данных из федеральных и региональных программ). Деятельность муниципальных органов по социально-педагогической ресоциализации групповой делинквентности несовершеннолетних, как правило, финансируется за счет хозрасчетных отчислений всех предприятий и организаций.

 

Социально-педагогическая ресоциализация групповой делинквентности на всех уровнях в США строится с учетом сложившегося в психолого-педагогических исследованиях представления о делинквентных группах несовершеннолетних как продукте процесса отчуждения личности подростков от деятельности социально полезных групп и деформации процессов их социализации. Главное в работе с подобными делинквентными объединениями - уберечь несовершеннолетних от суда и тюремного заключения.

 

В настоящее время в США отстаивается необходимость реализации нового подхода к обращению с делинквентными несовершеннолетними - так называемой "реинтеграционной модели". Основателями модели выступили юристы - сторонники доктрины "новой социальной защиты". Одно из направлений этой модели базировалось на концепциях М. Анселя, согласно которым борьбу с преступностью и формирование государственной превентивно-пенитенциарной политики и практики следует строить в соответствии со следующими узловыми принципами:

 

- средства борьбы с преступностью должны рассматриваться как средства защиты общества гуманными методами, а не путем устрашения индивида;

 

- средства социальной защиты должны включать или нейтрализацию правонарушителя путем удаления его и изоляции от общества (как крайняя мера), или применение к нему методов коррекции, социальной реабилитации и воспитания с целью его ресоциализации;

 

- превентивная политика государства, основанная на положениях доктрины "новой

 
стр. 53

 

социальной защиты", делает необходимой все большую "гуманизацию" уголовного законодательства и должна ориентироваться в большей степени на индивидуальное, чем на общее предупреждение преступности, т. е. должна быть направлена на ресоциализацию конкретного правонарушителя;

 

- работа по ресоциализации личности несовершеннолетнего делинквента предполагает восстановление у правонарушителя уверенности в себе, формирование положительного личностного "имиджа", чувства ответственности наряду с развитием нравственно-правовых ценностных ориентации и пр.;

 

- процесс гуманизации превентивной системы подразумевает также научное осмысление причин преступности, изучение личности правонарушителя еще на стадии расследования преступления, а также впоследствии во время реализации пенитенциарного воздействия, причем преимущественно без изоляции от общества [1].

 

В соответствии с теоретической концепцией, лежащей в основе "реинтеграционной модели", в специальных учреждениях для несовершеннолетних целенаправленно реализуются три специфических процесса, каждый из которых начинается с буквы "р": "реформация личностная", "реабилитация социальная" и "реинтеграция поэтапная в общество" [7]. При этом реформация личности должна проводиться на основе данных психодиагностики с помощью индивидуальных и групповых методов психокоррекционного воздействия.

 

По мнению сторонников данной модели, для выполнения всех этапов необходимо создать "гуманную ресоциализационную среду", которой невозможно достичь, не добившись сначала создания нормальных (естественных) для человека условий жизнедеятельности: безопасности, качественного здорового питания, свободного поступления объективной информации о событиях в обществе, обеспечения медицинской помощи, комфортных бытовых условий, справедливого обращения персонала специального учреждения, четкой организации режима. При этом сторонниками реинтеграционной модели "гуманная среда обитания" рассматривается не только как основное средство социальной реабилитации, но и как общее условие реализации иных средств коррекции и реабилитации правонарушителей: профессионального и общеобразовательного обучения [5].

 

При работе с несовершеннолетними правонарушителями в США с конца 1960-х гг. упор делается на реализацию "общинных" и "отвлекающих" программ [4], суть которых состоит в том, чтобы не допустить контакта несовершеннолетних делинквентов с системой уголовной юстиции, так как противоправность данной категории лиц будет усиливаться тем больше, чем глубже они будут погружаться в эту систему. В результате предпочтение было отдано, с одной стороны, созданию специальных коммун и общин по перевоспитанию малолетних правонарушителей и молодых преступников, а с другой - реализации альтернативных лишению свободы видов наказания - штрафов, условного осуждения, отбыванию наказания в рамках института пробации и т. д. В коммунах обычно проживают от 4 до 10 подростков, воспитанием которых занимаются специалисты по семейной психотерапии или социальной работе. Средняя продолжительность семейных коррекционно-реабилитационных программ - 185 дней, а несемейных методик - 289 дней. Семейные программы зарекомендовали себя как более эффективные, так как воздействие идет непосредственно на каждого подростка с учетом причин его делинквентного поведения. К работе в коммунах и к реализации "отвлекающих" программ активно подключаются представители разноплановых государственных учреждений, религиозных и общественных организаций.

 

В рамках созданной в США специальной Службы по работе с молодежью претворилось в жизнь значительное количество проектов коррекционно-реабилитационного и воспитательного воздействия в "общинах" - особого типа социально-реабилитационных учреждениях, таких как открытые пансионаты интенсивного перевоспитания, спортивно-военизированные лагеря, исправительные коммуны общественной организации "Фонд Диленси Стрит", дневные пункты, групповые общежития, семьи попечителей и пр.

 

Воздействие на правонарушителей непосредственно в общине обладает следующи-

 
стр. 54

 

ми преимуществами по сравнению с воздействием в тюрьмах:

 

- воспитательное воздействие в условиях сохранения свободы связано с меньшими затратами. При этом имеются в виду не только материальные затраты, но и тот социальный, моральный и психический ущерб, который наносит людям лишение свободы;

 

- воспитательное воздействие в условиях сохранения свободы дает обществу шанс активно влиять на процесс социализации преступника, устраняя те факторы, которые служат причиной противоправности, и внедряя научно обоснованные психолого-педагогические средства;

 

- воспитательное воздействие с сохранением свободы не связано с повышением риска для общественной безопасности населения и не отменяет уголовного права и уголовного правосудия, хотя и модифицирует правовые последствия преступления [4].

 

В США существует довольно широкая и многообразная система исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. Это и специальные исправительные школы, и ряд психиатрических оздоровительных центров, и городские исправительные площадки, и т. д. Характерно, что каждый штат имеет свою собственную систему исправительных учреждений.

 

Но так как "...общим недостатком при назначении институционализации и ее исполнении является правовая незащищенность несовершеннолетнего, освобожденного от наказания, но помещенного в условия несвободы" [3, с. 106], то в США все больше внимания уделяется созданию всевозможных организаций открытого типа, призванных предотвращать подростковые правонарушения.

 

В США существуют десятки программ и проектов, стремящихся объединить усилия судов, исправительных заведений, церкви, школ, благотворительных обществ и других учреждений в борьбе с подростковой делинквентностью. Основные усилия направлены на то, чтобы "выхватить" несовершеннолетнего из формальной среды судов по делам несовершеннолетних и передать заботу о нем местным организациям, не относящимся к системе правосудия; вывести несовершеннолетних за рамки интернатов, колоний или тюрем, предложив целый ряд программ, призванных помочь подросткам и их семьям при чрезвычайных обстоятельствах, оказать содействие в организации досуга, учебно-воспитательной работе, трудоустройстве.

 

Пытаясь оценить успешность тех или иных моделей превентивной работы, зарубежные эксперты приходят к следующим выводам:

 

1) программы должны быть сфокусированы шире, чем только на делинквентности. К примеру, успешное осуществление превенции невозможно без учета качества образования для несовершеннолетних группы риска;

 

2) программы должны начинаться как можно раньше в детском возрасте, чтобы предупредить проблемы в обучении и поведении;

 

3) программы должны иметь множество компонентов, поскольку ни один компонент не оказался волшебным средством, снижающим делинквентность;

 

4) школы играют важную роль в формировании личности учащихся. Школы с сильным управлением, справедливыми дисциплинарными законами, включением учащихся в принятие решений, широким вовлечением детей и педагогов в жизнь вне школы могут обуздать делинквентность;

 

5) усилия должны быть направлены чаще на институциональные, чем на индивидуальные изменения. Особенно важным является поднятие качества образования для дезадаптированных детей;

 

6) несмотря на то, что п. 5 верен, исследования обнаружили, что интенсивное индивидуальное внимание и личностное планирование также являются важными факторами в работе с детьми с высокой степенью риска стать делинквентами;

 

7) польза, приносимая программой, часто теряется после того, как программа заканчивается, поэтому обычно необходимо сохранение усилий [6].

 

Международный опыт показывает, что реализация превентивных мер и программ по ресоциализации делинквентных подростков имеет определенные общие тенденции и принципы:

 

- подготовка специальных кадров социальных работников, специализирующихся на практической работе по коррекции делинквентного поведения;

 
стр. 55

 

- создание сети специальных превентивных служб и структур;

 

- признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков;

 

- психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи в коррекции и ресоциализации отклоняющегося поведения несовершеннолетних [2].

 

В соответствии с этими принципами происходит реорганизация деятельности всех социальных институтов, занимающихся превентивной и ресоциализационной деятельностью. Поэтому так закономерно и актуально внимание отечественной психолого-педагогической, социологической и других наук к изучению передового опыта профилактической и ресоциализационной работы в западных странах, в частности в США.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Апсель М. Новая социальная защита. - М., 1979.

 

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994.

 

3. Малькова З. А. Дети в американском обществе // Педагогика. - 1994. - N 1. - С. 101 - 106.

 

4. Шнайдер Х. Й. Криминология. - М., 1994.

 

5. American Corrections / Ed. by T.R. Clear, G.F. Cole. - 6th ed. - Belmont California: Wards worth Publishing Company, 2003.

 

6. Dryfoos J.G. Adolescents at risk: Prevalence and prevention. - N.Y.: Oxford University Press, 1990.

 

7. Murton T.O. Prison Management: The past, the present and the possible future // Ed. by M.E. Wolfgang. Prisons: Present and Possible. - N.Y., 1999.

 

SOCIALLY-PEDAGOGICAL RE-SOCIALIZATION OF MINOR DELINQUENTS IN PENITENTIARY ESTABLISHMENTS OF THE USA

 

E.M. Kochetkova

 

post-graduate student of the Moscow State Regional Socially-Humanitarian Institute

 

The problem of re-socialization of minor delinquents is rather actual for the psychological and pedagogical theory and preventive practice as in the USA, so in Russia and represents a significant amount of the theoretical development executed in a vein of "group pedagogics" and "group dynamics". They carry out original ideological function for substantiation of programs and definitions of the basic directions, forms, methods and means of preventive work and re-socialization of minor offenders. It is built with strict observance of the international legal documents. Communications and relations, interaction of social institutes and delinquents, unity of activities and developing interactions make the basis of re-socialization process.

 

Keywords: socially-pedagogical re-socialization, minor delinquents, penitentiary establishments of the USA, psychological and pedagogical science, preventive practice of individual and group criminality, improvement of social environment, reintegration model, preventive policy of the state, humanization of preventive system.

Опубликовано 10 октября 2014 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?