Полная версия публикации №1478861638

PORTALUS.RU ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ ЗАГРАНПАСПОРТ ДЛЯ ВОРА В ЗАКОНЕ, или МИД России и мафия Дальнего Востока → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Борис РЕЗНИК, ЗАГРАНПАСПОРТ ДЛЯ ВОРА В ЗАКОНЕ, или МИД России и мафия Дальнего Востока [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 11 ноября 2016. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/detective_russian/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1478861638&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Борис РЕЗНИК, ЗАГРАНПАСПОРТ ДЛЯ ВОРА В ЗАКОНЕ, или МИД России и мафия Дальнего Востока // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 11 ноября 2016. URL: https://portalus.ru/modules/detective_russian/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1478861638&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Борис РЕЗНИК, ЗАГРАНПАСПОРТ ДЛЯ ВОРА В ЗАКОНЕ, или МИД России и мафия Дальнего Востока / Известия, 09-28-95.



публикация №1478861638, версия для печати

ЗАГРАНПАСПОРТ ДЛЯ ВОРА В ЗАКОНЕ, или МИД России и мафия Дальнего Востока


Дата публикации: 11 ноября 2016
Автор: Борис РЕЗНИК
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ
Источник: (c) Известия, 09-28-95
Номер публикации: №1478861638 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


О том, как дальневосточное представительство почтенного министерства стало служить преступному миру

Одна из спецслужб в рамках расследуемого криминального дела "пасла" известного дальневосточного уголовного авторитета Владимира Податева по кличке Пудель. Ходили по пятам за ним сотрудники "наружки", прослушивались телефоны. Однажды "слухачи" засекли настороживший их звонок. Мягкий баритон, как бы замирая от переполнявших его верноподданнических чувств, отрапортовал:

- Владимир Петрович, ваше поручение выполнено: паспорта готовы, и на вас, и на супругу.

Звонил "Пуделю" представитель министерства иностранных дел России в Хабаровске Вячеслав Михальцов. Речь шла о выписанных Податеву загранпаспортах.

Что общего у недавнего крупного коммунистического функционера (Михальцов возглавлял Индустриальный райком партии Хабаровска, сам себя выдвигал в первые секретари крайкома КПСС, но не был избран) с неоднократно судимым, в том числе за грабеж и групповое изнасилование несовершеннолетний, воровским авторитетом, о котором "Известия" подробно писали в статье "Кто там, рядом с президентом?" (N 2, 1995 г.)? Понять это можно лишь, заглянув в уголовные дела, оперативные разработки на местных воров в законе, криминальных авторитетов.

"Читайте, завидуйте."

Наверное, на российских просторах не найти другой такой территории, где почти все лидеры преступного мира, обойдя столь не любимый ими милицейский ОВИР, имели бы вполне легальные, выданные самим МИДом России, зарубежные паспорта. Михальцов

облагодетельствовал не только вожаков, но и их подручных "молоткасто-серпастыми" документами, причем некоторых двумя-тремя сразу.

Недавно в Москве буквально изрешетили пулями известного дальневосточного вора в законе, четырежды судимого Вадима Беляева по кличке Беляй. По факту убийства ведется следствие и в ряду других документов фигурирует заграничный паспорт погибшего, полученный им в Хабаровском представительстве МИД.

Вообще-то по правилам даже в наши времена "демократического" беспредела, чтобы заиметь загранпаспорт, надо, как минимум, пройти спецпроверку, что за человеком не тянется уголовный "хвост": не находится он в настоящее время под судом или следствием. Поэтому в законе оговорено: получать документ на выезд российский гражданин обязан только по месту постоянного жительства и прописки. Михальцов запросто обходит это. В течение одного месяца он выписывает загранпаспорта уроженцам Чечни Балату Дасаеву (прописан и живет в Москве), Рамзису Шабаеву, Якубу Вахабову.

Не будем строить предположения, только ли за красивые глаза кавказцев пошел Михальцов на серьезное должностное злоупотребление, но сыщики назвали мне умопомрачительные суммы, какие нынче ссужают на черном рынке за тоненький коленкоровый "товар", дающий право на пересечение госграницы, когда обычным способом получить это право, увы, невозможно по понятным обстоятельствам.

Охват дальневосточного народонаселения загранпаспортизацией Вячеслав Михальцов поставил на широкий поток. Лихую наживу от этого имели особо доверенные лица, ставшие дилерами МИДовского представительства. Старые консульские "зубры" высотного дома на столичной Смоленской площади наверняка придут в ужас и смятение, узнав, например, что отставной прапорщик Игорек в свободное от основной работы время заменял собой целую консульскую службу, решая, кому и за сколько спроворить загранпаспорт. Поплевывая с МИДовской колокольни (доверенность Михальцова имел) на действующие в стране законы, запрещающие принимать в оплату валюту, помимо "блуждающих" сумм в российских рублях непременно брал "за услуги" по сто долларов с каждого клиента. А чтобы было тех клиентов поболе, объявление опубликовал в краевой газете: всех, кто только пожелает, осчастливлю паспортиной без волокит и проволочек.

Принимал Игорь Величко в снимаемом всего на час в день офисе по ул.Ленинградской, а зарабатывал там столько, что, как покажет потом на допросе, "мечтал этими деньгами оплатить контейнер с товаром", который был закуплен им в Италии. Цель, видимо, оправдывала средства и Игорек не брезговал ничем: "вносил в оформляемые документы заведомо ложные сведения о трудовой деятельности граждан, используя при этом печать частного предпринимателя Отрезова и подделывая его подпись."

Заметим, что законная цена российского общегражданского заграничного паспорта относительно невелика - равна двум минимальным зарплатам, то есть составляет в настоящее время 110 тысяч рублей. Сам бланк документа стоит еще тысячу шестьсот пятьдесят рублей. Величко брал со своих клиентов без малого по миллиону. Понятно, что платили такие деньги те, у кого их прорва, или кому необходимо было что-то скрыть, "не светиться", добывая документ в общем порядке.

Помимо паспортов, числится по ведомству Михальцова еще один "дефицит", стоящий больших денег - визы.Обыкновенные и многоразовые. Тут злоупотреблений, как установила проверка, ничуть не меньше.

МИД - ведомство особое, и каждое общение его ответственных работников есть политика. Положение обязывает быть весьма избирательным в контактах, связях. Мне удалось посмотреть материалы оперативных фото- видеосъемок: по аллее идет Михальцов и о чем-то доверительно беседует с известным хабаровским вором в законе. Вот он сидит в ресторане с другим уголовным авторитетом. С третьи - забавляется в казино. Следили сыщики отнюдь не за Михальцовым, но он непременно попадал в кадр.

С кем поведешься.

Можно ли представить интересы более далекие, нежели повседневные заботы МИДовского представительства и, скажем, коммерческие поставки спиртных напитков? В нашем случае они сплелись столь тесно, что родили сразу несколько уголовных дел, в том числе и по таким "крутым" статьям УК, как "покушение на убийство", "мошенничество".

А началось все с того, что некий хабаровский коммерсант, внешне весьма благообразный, с иголочки одетый, представляющийся в зависимости от обстоятельств то отставным полковником, то деятелем искусств, но всегда - закадычным другом космонавта Гречко, отыскал в Москве фирму "Санвей", поставляющую молдавские вина, и договорился об отправке в его адрес четырех вагонов игристого напитка "под реализацию". Вино поступило, а вместе с ним прибыл и один из директоров "Санвея" Евгений Ляликов, которому многое в коммерсанте Якове Стрижевском - это он провернул в Москве сделку - вдруг показалось подозрительным. Навел справки и выяснил, что "полковник" и "деятель" много лет провел в местах не столь отдаленных, куда неизменно попадал за мошенничество. Попытки Стрижевского и на этот раз "кинуть" возможного партнера по бизнесу были столь откровенны, что Ляликов счел за благо поискать другую фирму. Ее ему умело подсунул. Стрижевский.

Работала у него недолго, всего три месяца, как потом окажется, весьма способная ученица Валентина Буйная. А направил даму в фирму Стрижевского "Агросервис" ее "хороший знакомый" Виктор Лобкис, бывший в ту пору заместителем главы администрации Хабаровского края по сельскому хозяйству. Он же помог потом "отпочковаться" от Стрижевского, создав новую компанию "ФБК" (Фомин-Буйная-Кузнецова).

Впрочем, тянула фирму одна Буйная. Фомин беспробудно пил, а Кузнецову с самого начала включили в состав учредителей, как фигуру туфтовую: она - родная дочь Лобкиса, и деньги предназначались за "помощь и советы", которыми большой краевой начальник обещал обеспечивать "ФБК".

За очередной помощью Валентина Буйная прибежала к Лобкису, когда Стрижевский перекинул ей винных партнеров: нужно было раздобыть сто миллионов рублей, чтобы оплатить железнодорожный тариф. Куда в таком случае может обратиться бывший первый секретарь обкома комсомола Еврейской автономной области и первый секретарь Облучинского РК КПСС? Конечно же, к лучшему другу, соратнику по партии и комсомолу. Михальцов не отказал, выдал Буйной из внебюджетного фонда представительства МИД сто миллионов рублей, как она утверждает, с условием, что вернет она через неделю уже сто тридцать миллионов.

Будем справедливы: Валентина Дмитриевна имела множество возможностей вернуть в срок злополучные миллионы. Реализация вина шла хорошо и ее помощники быстренько разбросали огромное количество ящиков по торговым точкам, получая тут же серьезную наличность. Но талантливая ученица Я.П.Стрижевского решила превзойти своего учителя и продать один и тот же товар многократно. Для начала она нашла весьма серьезного покупателя - фирму "Накгрефи", учрежденную семью банками, в том числе двумя Европейскими. Уже вместе с Е.Ляликовым (тем самым, что так быстро "раскусил" Стрижевского) она готовит поддельные документы, показывает представителям "Накгрефи" еще пока не вывезенное, но уже проданное вино и. продает его во второй раз. "Накгрефи" перевела в Москву "Санвею" шестьсот миллионов рублей в надежде через месяц получить от Буйной 784 миллиона.

Тем временем обострялись отношения Михальцова с Буйной. По ее словам, она отдала представителю МИД 17 миллионов из того, что он требовал сверх взятых ста. А требовал он ни много ни мало уже 60 (!) миллионов ему лично.

Из показания В.Буйной:

".Михальцов на меня кричал, говорил, если немедленно не верну деньги со всеми процентами, то он фирму мою разорит, а меня выгонит из Хабаровска. Я думала, что его требования ограничатся 60-ю миллионами, но уже после нашего разговора его мафия пришла к моей мафии (подчеркнуто мной. Б.Р.) и сказала, что я уже должна Михальцову восемьдесят миллионов. Я, конечно, возмутилась, пошла к Лобкису и заявила, раз Михальцов себя так ведет, я вообще не буду отдавать ему деньги. Лобкис увидел у меня диктофон, спросил, зачем он? Я ответила, что никому не верю, всех записываю, в том числе и Михальцова."

У Буйной в самом деле была своя "крыша" - дюжие ребята из спортивной группировки и бывшие милиционеры навязали ей свое покровительство, получая ежемесячно от "ФБК" от полутора миллионов и более.Они же активно ввязались в историю с вином, помогали его продавать мелкими партиями по торговым точкам.

Она должна была замолчать?

После разговора с Лобкисом Буйная была расстроена, заехала на фирму и около восьми вечера возвращалась домой. Обычно на третий этаж до квартиры ее провожал Дмитрий Пава-водитель и особо доверенный человек, вполне посвященный в финансовые дела фирмы. На сей раз в подъезде горел свет, и Валентина Дмитриевна решила подняться сама. На переходе между вторым и третьим этажами стоял симпатичный мужчина лет 27-30. Руки он держал за спиной. Когда Буйная с ним поравнялась, он вынул металлическую трубу и со всей силы ударил ее по голове.

Потом врачи скажут, что спасли ее два обстоятельства: меховая шапка и то, что дом находится всего в нескольких метрах от больницы скорой помощи. Валентине Дмитриевне быстро сделали несколько операций и потом еще три месяца она находилась между жизнью и смертью.

После того, как было возбуждено уголовное дело по покушению на убийство, следствие вышло на эпизоды, связанные с представительством МИД, мошенничеством самой Буйной и ее окружения. Далее, как всегда у нас водится, когда в криминальных делах замешаны сколь-нибудь значительные фигуры, дело волокитят, разбивают на эпизоды, расследовать которые поручают самым неумелым. И тут все было так же. Следователь краевой прокуратуры С.Сухонос еще в июне и в июле выделил из уголовного дела по злоупотреблениям в представительстве МИД в отдельные производства материалы в отношении Величко и Буйной. Тогда же материалы ушли в городскую прокуратуру Хабаровска для определения подследственности. Оттуда, якобы, оба дела направили в городское УВД. Там уже недавно, по моей просьбе, перерыли все журналы регистрации - нет дел. Отыскали их неожиданно в следственном отделении Центрального райотдела милиции. Только в тот самый день, когда собкор "Известий" поднял бучу, приняла эти дела к своему производству молоденький следователь - слушатель-заочник второго курса местной школы милиции.

Пошел я за разъяснениями в краевую прокуратуру. Срочно вытребовали дела, тут же родили предписание в следственное управление УВД края:

".несмотря на большой объем работы по вышеназванным делам, их сложность, актуальность, расследование по ним было поручено лицу, имеющему небольшой стаж следственной работы, слушателю второго курса школы милиции. Следствие не проводилось, приняло затяжной, волокитный характер."

Ну, а дальше-то что? Дела вернули все той же девушке-следователю, второкурснице.

Между тем, вокруг винной истории происходит нечто жуткое. Прокуратура края направляет повестку водителю Буйной Дмитрию Пава, чтобы допросить его в качестве свидетеля. Он пропадает без вести. Через неделю его разложившийся труп находят в глухом распадке в 3,5 километрах от села Виноградовка. Убили Паву так же, как пытались убить Буйную - проломили череп. Следователь прокуратуры Хабаровского сельского района (тоже, кстати, студент-заочник), приостановил расследование дела об убийстве водителя "за неустановлением лиц, совершивших преступление". Он совершенно не посвящен в перипетии дел, напрямую связанных с личностью и недавней деятельностью погибшего, у него нет даже правдоподобных версий сучившегося.

"Меняю уголовную ответственность на депутатскую неприкосновенность."

Прокуратура края проинформировала МИД России обо всем, что творится в его Дальневосточном представительстве. Приехала комиссия во главе с А.Семеновым, зав. отделом консульской службы. Ужаснулись МИДовцы, пообещали обо всем немедленно доложить самому высокому своему начальству и. пропали. На запросы следователя не отвечают, необходимые документы не высылают, их телефоны молчат.

Тем временем Михальцов рьяно устремился в большую политику. В крае его знали, как несгибаемого большевика, потом, как неистового демократа. Теперь вот предстоит узнать в новом амплуа - убежденного агрария. Он зарегистрирован кандидатом в депутаты Госдумы по списку аграрной партии России. На всякий случай подстраховался и собирает подписи, чтобы побороться за депутатский статус и по одномандатному округу.

Попытки прикрыться депутатской неприкосновенностью от грядущей уголовной ответственности, кстати, стали явлением весьма распространенным. Только в Хабаровском крае несколько думских кандидатов успешно сочетают хождение на допросы по возбужденным против них уголовным делам с активной предвыборной деятельностью. Грустное знамение нашего времени: "От ревизии может спасти только кража, а от тюрьмы - парламент".

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ.

Опубликовано 11 ноября 2016 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1478861638

© Portalus.ru

Главная ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ ЗАГРАНПАСПОРТ ДЛЯ ВОРА В ЗАКОНЕ, или МИД России и мафия Дальнего Востока

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU