Рейтинг
Порталус

Человек. СЕП И ЖАННА

Дата публикации: 20 февраля 2014
Автор(ы): Владимир АНТОНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1392905041


Владимир АНТОНОВ, (c)

Водим из морозных зимних дней начала 70-х годов в московском аэропорту "Шереметьево" приземлился самолет иностранной авиакомпании. Ничем не выделявшуюся среди прилетевших среднего возраста супружескую пару встречал сдержанный молодой человек. Обмен приветствиями и рукопожатиями, посадка в автомобиль, и черная "Волга" понеслась с пассажирами к столице. Объятия и поцелуи, улыбки и дружеское застолье ждали их впереди. После 15 лет работы в особых условиях за границей в Центр возвратились разведчики-нелегалы супруги Михаил и Галина Федоровы.

Все началось со встречи Галины и Михаила в уже далеком 1947 году. Но сначала расскажем немного о жизненном пути каждого из наших героев до этого знаменательного момента.

Михаил Владимирович Федоров родился 1 января 1916 года в городе Колпино под Петроградом в семье питерского рабочего. Отец в то время трудился на Ижорском заводе в сталелитейном цехе, а мать занималась домашним хозяйством. Когда в 1922 году отец вернулся со службы в Красной Армии, семья переехала на жительство в город Ямбург, переименованный вскоре в Кингисепп.

В Кингисеппе прошли детские и юношеские годы Михаила. В школе он увлекался спортом, поэтому после окончания десятилетки в 1935 году поступил на учебу в Ленинградский институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. По окончании института 1 сентября 1939 года Михаил был зачислен на службу в Главное разведывательное управление Наркомата обороны. А уже в начале октября того же года направлен для прохождения разведывательной подготовки в индивидуальном порядке в отделение разведотдела штаба Западного особого военного округа в город Белосток. Подготовка включала в себя изучение двух иностранных языков, радио- и фотодела, шифров. Заниматься приходилось ежедневно, с утра до позднего вечера, практически без выходных. Программа подготовки была рассчитана на восемнадцать месяцев. Планировалось, что в конце июня 1941 года он должен был нелегально уйти в Польшу, а затем с документами на другое имя попытаться осесть в Германии. Однако планам руководства не суждено было реализоваться. Когда подготовка разведчика практически закончилась, началась Великая Отечественная война.

Застигнутый вторжением немецких войск в Белостоке, Михаил вместе с другими сотрудниками разведотделения выходил из окружения, прорывался к своим...

В конце июля 1941 года Михаил был направлен в распоряжение разведотдела штаба Западного фронта в район Вязьмы, на станцию Касня.

В качестве заместителя командира группы разведчиков он до декабря 1941 года находился за линией фронта - в Великих Луках и Невеле. Члены группы вели разведку расположения и передвижения частей противника, минировали дороги, разрушали средства связи, карали предателей Родины.

В начале сентября 1942 года Михаил в составе разведывательно-диверсионного отряда специального назначения был сброшен на парашюте в районе города Барановичи Брестской области. За участие в боевых операциях награжден орденом Красной Звезды.

В общей сложности в тылу врага Михаил Федоров провел более 27 месяцев. Научился переносить трудности, ориентироваться в сложной обстановке, в совершенстве овладел радиоделом, приобрел навыки конспирации, усовершенствовал немецкий и польский языки. Опыт военных лет очень помог ему в последующей разведывательной работе.

После возвращения в Москву в августе 1944 года из-за линии фронта М. Федоров был откомандирован в распоряжение Главного разведывательного управления, прошел необходимую подготовку и в августе 1945 года направлен на нелегальную работу в Англию. Работал там в дипломатическом представительстве одной из зарубежных стран. Передавал в Центр важную информацию военно-политического характера.

Однако спустя полтора года из-за нелепой случайности пришлось прекратить командировку. А произошло вот что. В один из рабочих дней Михаил шел по коридору учреждения, в котором работал, и вдруг в его противоположной стороне увидел свою бывшую преподавательницу из Белостока, у которой брал уроки иностранного языка. Непосредственного контакта удалось избежать. Однако Михаил не был уверен, что женщина его не увидела. На другой день он выяснил, что преподавательница находилась в Англии в командировке и посетила посольство по своим личным делам. В Москву ушла радиограмма о случившемся. Центр решил не рисковать разведчиком.

Уже будучи в Москве, в начале 1947 года М. Федоров переводится из военной разведки на работу в Комитет информации при Совете Министров СССР (так в то время называлась внешняя разведка) и начинает напряженно готовиться к выполнению нового задания за границей. Но в планы подготовки вновь вмешался случай. Рассказывает Михаил Федоров: "Захожу как-то в столовую. Очередь небольшая, но я куда-то спешил. Вижу - стоят мои коллеги, я к ним:

- Предупреждали, что я буду? - А сам делаю знаки, мол, выручайте. Те только собрались ответить, как сзади раздался тонкий голосок:

- Нет, не предупреждали.

Оборачиваюсь и... встречаю взгляд жгучих смоляно-черных глаз, смотрящих на меня с вызовом и укором.

Так я познакомился с Галей...".

Галина Ивановна Маркина (в замужестве - Федорова) родилась 17 февраля 1920 года в городе Саратове, в рабочей семье. Отец был электромонтером. Позднее, после профессиональной подготовки, получил должность директора мельницы, где работала и мать Галины. Сразу после революции вступил в партию большевиков. Последние годы жизни находился на партийной работе.

После смерти отца в 1932 году матери стало очень трудно воспитывать четверых детей: старшей сестре Гали было в то время четырнадцать лет, младшим братьям - менее десяти.

С двенадцати лет Галина воспитывалась у тети - сестры отца, которая проживала в Москве. В 1937 году окончила десятилетку. Стала работать на технической должности в Наркомфине СССР и одновременно учиться на вечернем отделении Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана.

В январе 1939 года по путевке комсомола пришла в органы государственной безопасности. Вначале работала в Транспортном управлении НКВД, занималась техническими вопросами, но привлекалась и к выполнению отдельных оперативных заданий.

В годы Великой Отечественной войны Галина находилась в распоряжении группы особого назначения Четвертого главного управления НКВД, занимавшейся подготовкой кадров для работы в подполье в тылу .врага. Во время войны ей приходилось выполнять тяжелые и ответственные задания. Война закалила Галину как будущего нелегального разведчика.

В 1946 году Галина окончила двухгодичные курсы иностранных языков при Высшей школе Министерства государственной безопасности СССР. Ей предложили перейти на работу во внешнюю разведку, в подразделение, которое занималось разведкой с нелегальных позиций.

Рассказывает Галина Федорова:

"На работу в разведку я пошла сознательно, с полным пониманием значения этой службы для государства и той ответственности, которую приняла на себя.

Вскоре произошли приятные изменения в личном плане. Как подарок судьбы появился он - Михаил. Сильный, добрый, чуткий, верный и надежный друг. С первых дней знакомства возникло ощущение, как будто мы знали друг друга сотню лет...".

Молодые люди решили пожениться, а сотрудники Центра... вынуждены были изменить планы подготовки Михаила и начали разрабатывать вариант их совместной поездки на нелегальную разведывательную работу.

Среди сотрудников внешней разведки выражение "нелегалами не рождаются, ими становятся" воспринимается как истина, не требующая доказательства. Просто в какой-то момент разведке, исходя из возникших или порученных задач, требуется конкретный человек, пользующийся особым доверием, обладающий определенными личными и деловыми качествами, профессиональной ориентацией и необходимым жизненным опытом для того, чтобы направить его на работу в конкретный регион земного шара. Для Федоровых таким регионом была Австралия.

Перед Селом и Жанной (такими были оперативные псевдонимы Михаила и Галины Федоровых) была поставлена задача прочно обосноваться в Австралии, найти подходящую работу и закрепиться там на "постоянное" жительство. Начался напряженный период подготовки к выезду за кордон: разведчики

вживались в свои новые биографии, изучали шифры, тайнопись, радиодело, совершенствовали иностранные языки. И когда все уже было готово, планы вновь изменились. Сотрудник резидентуры внешней разведки в Австралии Петров, который мог знать Сепа, перешел на сторону американцев...

Сепа и Жанну направили на полгода в промежуточную страну - Польшу.

Ровно через шесть месяцев в Варшаву прибыл представитель Центра и сообщил новое задание: выехать на нелегальную работу в одну из стран Западной Европы, на территории которой находились важные объекты Североатлантического блока НАТО. Сепу и Жанне предстояло создать в этой стране региональный узел нелегальной связи с Москвой.

Глубокое оседание... Сейчас, по прошествии многих лет, можно сказать, что длительное пребывание разведчиков-нелегалов за границей было успешным и прошло практически без проблем благодаря их высокому профессионализму. Но тогда, в середине 50-х, все только начиналось, и перед Селом и Жанной простиралась неизвестность. Им практически пришлось начинать жизнь с нуля.

В страну они приехали якобы после долгих лет эмиграции. Война оставила их без родных и близких. На первых порах Сеп работал слесарем в автомастерской. Жанна трудилась секретарем на одной из местных фирм. Пришлось выдержать и определенный интерес со стороны спецслужб. К счастью, все обошлось. Разведчики упорно вживались в окружающую среду, привыкали ко всему и приспосабливались к новой жизни. Прошло определенное время, прежде чем они стали владельцами собственной фирмы, приобрели небольшую виллу, удобную для осуществления радиосвязи с Москвой. Денежные суммы, которые были им ассигнованы Центром и которые они задекларировали в местных финансовых органах, позволяли поддерживать реноме состоятельных людей. Вскоре удалось установить и опробовать линию радиосвязи с Центром. Можно было приступать к выполнению конкретных оперативных заданий.

За долгие годы нелегальной работы Сепу и Жанне удалось многое сделать. Они обеспечивали бесперебойную связь с Москвой, подбирали места для тайников и проводили операции по закладке и изъятию материалов, изучали людей и осуществляли вербовочные мероприятия, занимались восстановлением связи с агентурой в различных странах Западной Европы, осуществляли сбор информации по широкому спектру проблем, проводили встречи с ценной агентурой и передавали информацию от нее в Центр. Приведем некоторые цифры, свидетельствующие о напряженном ритме их работы: разведчиками было проведено более 300 конспиративных встреч, состоялось более 200 радиосеансов с Москвой, по другим каналам в Центр было передано более 400 важных секретных материалов.

Проходившая через руки разведчиков информация в основном касалась различных сторон деятельности Североатлантического блока, в частности, его военной организации, штаб-квартира которой размещалась в небольшом бельгийском городке Монсе близ юго-западной границы с Францией.

Вряд ли следует говорить, что в те годы это была исключительно важная военно-политическая проблема, непосредственно связанная с безопасностью нашей страны.

В Монсе разрабатывались планы превентивного использования ядерного оружия против СССР, определялись способы его доставки к конкретным целям на советской территории, проводились штабные войсковые учения НАТО с максимальным приближением к боевой обстановке. Сеп и Жанна своевременно информировали Центр об оперативных планах натовских генералов.

В начале 1959 года разведчики приняли на связь исключительно ценный источник - высокопоставленного сотрудника НАТО (назовем его "Бриг"). От "Брига" регулярно поступала важная информация о создании, перевооружении и модернизации бундесвера ФРГ, документы Комитета планирования НАТО о задачах отдельных воинских соединений, их боевой оснащенности, о системе управления войсками, их стратегии и тактике, а также по другим военным вопросам, связанным с наступательными действиями этого блока в Европе.

В информационном потоке немало места занимали подробнейшие сведения на лиц из числа руководящего состава различных натовских структур.

Именно от "Брига", в частности, впервые поступила исключительно ценная информация о создании в рамках блока разведывательных и контрразведывательных подразделений, входящих в самостоятельную спецслужбу, автономную от соответствующих

национальных структур и имеющую наднациональный статус.

Накануне ежегодных сессий Генеральной Ассамблеи ООН источник передавал конфиденциальную информацию о предстоящей позиции ведущих европейских стран по ключевым вопросам повестки дня. Вполне понятно, что эти сведения являлись весьма полезными для советских делегаций, выезжавших в Нью-Йорк.

...Из аэропорта "Шереметьево" разведчиков привезли на "промежуточную" квартиру. За празднично накрытым столом подняли бокалы шампанского за благополучное возвращение. Во время оживленной беседы один из товарищей в шутку спросил:

- Чего бы вам сейчас больше всего хотелось? Немного подумав, Сеп воскликнул:

- Мне бы хотелось прежде всего попариться в московских "Сандунах". Все весело рассмеялись.

- А я бы хотела позвонить тете, которая меня с детства воспитывала, и порадовать ее своим возвращением, - с трудом подбирая слова, произнесла Жанна.

Однако таким простым желаниям разведчиков суждено было осуществиться значительно позже. Около двух недель им пришлось гулять по Москве, прислушиваясь к живой речи москвичей и обретая утерянные навыки разговора на подзабытом ими русском языке.

Наш рассказ о жизни и работе пары разведчиков-нелегалов был бы неполным, если опустить очень важный и, несомненно, многих интересующий вопрос о создании семьи в период длительного пребывания в стране назначения. Ведь разведчики работают за рубежом в лучшие, молодые годы своей жизни, именно тогда, когда обычно в семье появляются дети.

Рассказывает Жанна:

"Этот вопрос стоял перед нами практически постоянно в нашу бытность за границей. В принципе Центр не возражает против того, чтобы нелегалы обзаводились детьми, и мы знаем случаи, когда разведчики возвращались из заграничной командировки домой, имея даже двоих детей.

Однако в своем сознании мы не могли объединить в одно целое два понятия: с одной стороны, нашу работу, ради которой мы прибыли в страну назначения, с другой - рождение детей, наличие и воспитание которых, несомненно, создали бы нам множество дополнительных разноплановых трудностей, что сильно ограничило бы нашу оперативную деятельность. Кроме того, возникал определенный риск в соблюдении конспирации. Ведь дети известные "почемучки".

Мы прекрасно понимали позитивную сторону наличия детей: в глазах западного окружения создается положительный образ семьи и тем самым снижается уровень подозрительности. И все же в своих рассуждениях мы поставили на первое место чувство долга, стремление быть максимально полезными и поэтому всецело отдавались порученному делу, своей нервной и напряженной работе. Желание принести большую пользу Родине всегда брало верх, поэтому создание полноценной семьи отложили до возвращения домой. Однако судьба распорядилась иначе: мы вернулись в возрасте, в котором обычно воспитывают уже внуков".

После возвращения из командировки служба Сепа и Жанны в разведке продолжилась. Когда возникала необходимость, они выезжали за рубеж для решения конкретных разведывательных задач. В общей сложности разведчики пробыли за кордоном около четверти века, и, как говорится, "не засветились", т. е. не были разоблачены спецслужбами противника.

Заслуги почетного сотрудника госбезопасности полковника в отставке Михаила Владимировича Федорова перед Родиной отмечены орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Дружбы народов, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями, в том числе - медалью "За отвагу", нагрудным знаком "За службу в разведке". Почетный сотрудник госбезопасности полковник в отставке Галина Ивановна Федорова награждена орденами Отечественной войны и Красной Звезды, многими медалями, нагрудным знаком "За службу в разведке". 9 мая 2000 г. ей присвоено воинское звание полковника.

Уйдя на заслуженный отдых и став пенсионерами, Федоровы не порвали связи со службой: ведут большую общественную работу, занимаются с молодежью, приходящей в разведку на смену ветеранам, делятся опытом, помогают молодым сотрудникам осваивать "технологию" нелегкой профессии разведчика. В 1994 году в московском издательстве "ДЭМ" вышла их книга "Будни разведки", в которой разведчики-нелегалы рассказали о своей деятельности за рубежом.

Опубликовано на Порталусе 20 февраля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама