Рейтинг
Порталус

[статья] СПОСОБЫ РАССЛЕДОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖУРНАЛИСТОВ "ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ" С МИНИСТЕРСТВАМИ, ВЕДОМСТВАМИ И ЧИТАТЕЛЯМИ

Дата публикации: 21 мая 2014
Автор(ы): А. Э. Чаковская
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1400687005


А. Э. Чаковская, (c)

Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика,  № 2, 2009, C. 173-181

Автор: А. Э. Чаковская

А. Э. Чаковская, соискатель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

В статье освещаются либеральные тенденции российской печати в эпоху застоя на примере деятельности отдела коммунистического воспитания "Литературной газеты".

Ключевые слова: застой, цензура, власть, экономика, полемика, расследования.

The author studies the liberal trends in the russian print media during the era of stagnation on the basis of the work of the Department of communist education of the newspaper "Literaturnaya gazeta".

Key words: Stagnation, censorship, power, economy, pluralism, investigation.

Отдел коммунистического воспитания

Отдел коммунистического воспитания предлагал читателю не комплекс идиологем, догм, обязательных для советского человека, а дискуссию о мироощущении, месте человека в обществе, ответственности человека за свою жизнь и поступки, тем самым способствуя воспитанию зрелой личности гражданского общества.

Уникальные расследования отдела коммунистического воспитания пользовались такой же огромной популярностью и живым откликом читателей, как и расследования отдела социально-бытовых проблем А. Рубинова. Каждая история, опубликованная на страницах "Литературной газеты" ее публицистами - Е. Богатом, А. Бориным, А. Ваксбергом, О. Чайковской, Л. Графовой, Ю. Щекочихиным, И. Гамаюновым, - может служить примером блестящих, сенсационных, знаковых публикаций. Каждый писал в своей манере, перепутать авторов было трудно, но было у них и нечто общее. "Однажды после очередной громовой статьи А. Ваксберга мы разговорились, - вспоминает П. Волин. - Я, по доброму завидуя его мастерству, спросил:

- Ну вот как? Как ты достигаешь разящего эффекта? Такие факты!..

- Да что факты! Сами по себе они не главное. Я их наберу сколько хочешь: в милиции, прокуратуре, суде - где угодно. Важно
стр. 173

другое: пойти дальше факта, увидеть, что за ним. Выйти на явление"1.

Следует отметить, что это и отличало "Литературную газету" от остальных изданий. Работая над своими материалами, журналисты всегда стремились выйти на явление, найти первопричину того или иного события.

Отдел коммунистического воспитания в августе 1980 г. пригласили возглавить И. Гамаюнова, который был (с пришедшим примерно в это же время Ю. Щекочихиным) значительно моложе уже работающих там "звезд отечественной журналистики" - А. Ваксберга, О. Чайковской, А. Борина.

"Меня пригласили на эту работу из журнала ЦК ВЛКСМ "Молодой коммунист", известного в те годы своей дискуссионностью, в котором я делал первые шаги в освоении такого жанра, как дискуссия. Также меня знали как члена партии с хорошими рекомендациями. Главная задача, поставленная передо мной при поступлении на работу, заключалась в том, что мне надо было так сотрудничать со "звездами", чтобы они не выходили за рамки дозволенного. На это место кроме меня претендовали еще тринадцать человек. Первое, что мне было сказано, что я должен, координируя работу всех сотрудников отдела (их вместе со "звездами" и внештатниками-разработчиками было более 20 человек), следить за тем, чтобы в текстах судебных очерков не прошли бы какие-то неточности, из-за которых у редакции могли бы возникнуть неприятности"2. Первое время отношения "звезд" с новым руководителем были настороженные, но потом, после нескольких публикаций И. Гамаюнова (два очерка "Трое на качелях" и "Заряд дроби"), а затем проведенной им дискуссии "Успех в жизни: подлинный и мнимый", поняв, что он "свой", его приняли в коллектив, и работа наладилась.

Отдел коммунистического воспитания состоял из восьми творческих работников, двух секретарей, из которых одна постоянно отвечала на звонки неумолкающего телефона, а вторая занималась регистрацией писем, приходивших мешками. Внештатными работниками были пять-семь ответчиков на письма. Как правило, это были молодые мамы, которые сидели дома и имели некоторое количество свободного времени. В нашем отделе их было больше всего. В других, как правило, с этой работой справлялись один-два человека. Главным конкурентом для "комвоса" был только отдел А. Рубинова. Самую большую долю внештатных сотрудников составляли разработчики, которых было от семи до одиннадцати человек. "Ошибка была бы подобна смерти! Квалифицированные

1 Волин П. Человек-антилегенда и другие. Израиль. Moria Publishers, 1999.

2 Интервью с руководителем отдела коммунистического воспитания И. Н. Гамаюновым. 20.01.08 (личный архив автора).

стр. 174

и опытные юристы проверяли каждый материал по 2 - 3 раза, тщательно сверяли все факты с законодательством, выявляли сомнительные детали, изучали документы"3.

Помимо стабильно популярных расследований, в рубриках отдела публиковались проблемные статьи о школе и трудных подростках (их готовила обозреватель Н. Логинова), а также "философские" материалы, ориентированные, традиционно для "Литературной газеты", на человека, его судьбу, его мироощущение (вела эту тему Л. Графова). На конкретных жизненных ситуациях и судьбах исследовались вопросы взаимоотношений человека с остальными людьми и с самим собой, проблемы зависимости и в то же время свободы личности от власти обстоятельств, проблемы ответственности за свои поступки, линию поведения и в конечном счете - за свою жизнь! Внимание общества (что четко отражает "Литературная газета") все более сосредоточивается на том, что содействует или, напротив, мешает становлению человека нового типа. Совместными усилиями читателя и газеты ведется работа над моделированием "нового" человека и нового правового общества4.

Одним из отличительных факторов в работе журналистов "ЛГ" (чем во многом и обусловлена ее популярность и такое доверие, которым она пользовалась у читателей) была тщательная проверка всей информации, каждого слова, каждой цифры.

Для этого в "Литературной газете" было то, чего не было больше ни в одном другом издании, так называемый "институт разработчиков". Иерархическая организация работы журналистов по актуальным темам (существование "отдела разработчиков") стала прообразом современной судебной журналистики.

"Институт разработчиков" состоял из опытных юристов, следователей, прокуроров, был даже один генерал. Все они были молодыми пенсионерами, после ухода из органов решившими продолжать работу. Начиная с пятницы (когда приходила первая почта) И. Гамаюнов вместе с двумя секретарями отдела разбирал и раскладывал отдельскую почту. Письма, адресованные непосредственно журналистам, лично им и отдавались, что-то шло в отдел дискуссий, кому-то он отвечал сам. Но самое большое количество писем было с просьбой помочь. Эти письма, адресованные отделу, И. Гамаюнов читал насквозь, очень внимательно, в поисках интересного перспективного сюжета. Часть, конечно, тут же отправлялась в прокуратуру и МВД с просьбой обратить особое внимание, а часть оставляли в отделе. Далее эти отобранные письма попадали

3 Интервью с руководителем корреспондентской сети "Литературной газеты" В. В. Бонч-Бруевичем. 07.02.06 (личный архив автора).

4 См.: Алексин А. Кто они - "нужные люди"? // Литературная газета. 1982. N 14; Богат Е. "Нужные люди"// Там же. N 3.

стр. 175

в руки разработчиков, и уже разработчики давали свои заключения по поводу "перспективности" того или иного письма и дела. Потом письма читали ведущие журналисты отдела, у них тоже были свои связи и свое видение. И только потом все вместе решали, по каким письмам работать. В итоге получались яркие публицистические, литературные материалы с интересным сюжетом, интригой, неожиданным развитием действия.

Обычно в разработке было сразу несколько писем, от десяти до пятнадцати. На места сразу отправлялись разработчики. Довольно часто по одной и той же теме редакция посылала не одного, а двух или трех разработчиков. В результате собиралось несколько разных взглядов на проблему, потом их сравнивали, сопоставляли. И на основании этих данных ведущие журналисты-"правовики" (А. Ваксберг, А. Борин, О. Чайковская, Ю. Щекочихин) разрабатывали концепцию очередной публикации, отправлялись в командировку, общались с участниками правового конфликта, а затем садились писать очерк, ухитряясь в подтексте сказать больше, чем в самом тексте. Они могли иметь свой взгляд, найти что-то свое в этих разработках, но в любом случае все факты и все цифры всегда были достоверны.

Редакция "Литературной газеты" оформляла разработчикам командировку и оплачивала все расходы на местах. Вернувшись, они отдавали журналистам те документы и материалы, которые им удавалось получить, используя свои профессиональные связи. Как правило, из десяти-пятнадцати дел, в работу шло только два-три дела. То, что по тем или иным причинам не шло в печать, никуда не выбрасывалось, но по каждому письму разработчиком готовилось сопроводительное письмо от редакции в прокуратуру. Результатом, как правило, всегда были отзывы судебного дела на доследование, пересмотры наказания, незаслуженно осужденных освобождали и т.д.

Значение и роль "Литературной газеты" в советском обществе были таковы, что по письму редакции пересматривали приговор суда. А уж по судебным очеркам, опубликованным в газете, практически всегда результатом было или изменение меры наказания или пересмотр дела. "Лично я вытащил двух людей из тюрьмы. И очень этим горжусь"5.

Вот что рассказывает руководитель отдела корреспондентской сети В. В. Бонч-Бруевич: "У нас было правило: не выступать до решения суда. Мы исходили из двух принципов: нельзя называть человека преступником до решения суда и нельзя действовать без

5 Интервью с руководителем отдела коммунистического воспитания И. Н. Гамаюновым. 20.01.08 (личный архив автора).

стр. 176

доказательств. Мы часто оспаривали решения суда. Часто у нас был свой взгляд на проблему. И это всегда было аргументировано, достоверно и юридически проработано"6.

Много выступали журналисты отдела коммунистического воспитания за равные права для разведенных родителей на ребенка. А если точнее, то за права отцов, которые зачастую игнорировались судами7. В результате повышенного внимания общественности и газеты к этому вопросу ситуация постепенно начала меняться.

Западные журналисты всегда давали самые высокие оценки судебным очеркам "Литературной газеты", считали их демократическими веяниями и регулярно зачитывали своим радиослушателям.

Основываясь в своих статьях на реальных фактах, полученных из реальной корреспонденции, авторы "Литературной газеты" ставили перед собой задачу - прежде всего "выйти на явление", увидеть за частным целое.

МВД также внимательно следило за всеми тематическими публикациями "Литературной газеты" и регулярно реагировало в специальных рубриках: "МВД СССР отвечает на письма читателей "Литературной газеты"", "На письма читателей отвечает начальник уголовного розыска МВД СССР" и т.п.

Взаимодействие с читателями и обратная связь

Работа с читателями велась не только в индивидуальном порядке. Когда на ту или иную публикацию приходил очень большой читательский отклик, автор публикации готовил отдельный, часто полемический, обзор читательских мнений.

Так, например, огромный читательский отзыв вызвал судебный очерк А. Ваксберга "Кислородное голодание"8, речь в котором шла о врачах и о тех, кто готовится ими стать. Эта публикация может служить объективным примером того, как именно осуществлялся диалог с читателями, какой была двусторонняя связь "газета-читатель" в действии. Журналист, прекрасно ориентирующийся в читательской почте, инициирует важную и актуальную тему: в данном случае речь идет о молодых врачах, зверски избивших своего друга.

Читатель включается в полемику с автором. В редакцию приходят тысячи писем со всего СССР. Автор знакомится с почтой, анали-

6 Интервью с руководителем корреспондентской сети "Литературной газеты" В. В. Бонч-Бруевичем. 07.02.06 (личный архив автора).

7 См.: Жуховицкий Д. Куда исчезают настоящие мужчины? // Литературная газета. 1984. N 41; Он же. О папе. Маме и семейной драме // Литературная газета. 1984. N 52; Он же. Страсти по Шекспиру // Литературная газета. 1985. N 33; Мамаладзе И. Последняя привилегия // Литературная газета. 1985. N 4; Он же. Отец есть - отца нет // Литературная газета. 1985. N 14.

8 См.: Ваксберг А. Кислородное голодание // Литературная газета. 1985. N 28.

стр. 177

зирует и отвечает кому-то лично, кому-то на страницах последующих публикаций. В процессе таких дискуссий часто возникают вопросы, требующие отдельного авторского расследования или материала, на который потом опять приходит читательский отклик.

Рассмотрим этот механизм в действии на примере вышеназванного очерка "Кислородное голодание" и полемического обзора читательских откликов на него "Проходной балл"9. А. Ваксберг ставит под вопрос и выносит на обсуждение с читателями одну из констант советского общества - "план". "Плановое начало, определяющее всю нашу жизнь, - диалектически имеет и негативные стороны, которые можно довести и до абсурда", - пишет А. Ваксберг. "План всегда цифра, а не ее содержание: выпустить столько-то экземпляров книг, пар обуви <...> Посмотрим, однако, на ту же модель во всей ее абсурдности, во всем ее драматизме применительно к выпуску совсем иного "товара": молодых специалистов. Главная задача - выполнить план. Естественно, в цифрах. Статистика отражает лишь количество выпускников. Качество не отражает", - делает вывод журналист.

"Обычно бывает не столь уж трудно предвидеть, как встретит читатель твой очерк. Поддержит? Оспорит? Примерное содержание писем, которые придут после публикации очерка "Кислородное голодание", можно было "вычислить" предварительно: ожидается почта, которую принято называть "эмоциональной и возмущенной! Негодуем, требуем сурово осудить! Откуда только такие берутся?" Мы были готовы именно к такой почте, заранее благодаря неравнодушных читателей за поддержку. Но мы ошиблись: среди многочисленных откликов на "Кислородное голодание" таких писем оказалось совсем немного. И эта ошибка заставляет о многом задуматься. И мысли свои по этому поводу вынести на читательский суд"10.

Все авторы, кроме двух-трех анонимов, сочли публикацию не только правильной, но и крайне необходимой, привели немало других примеров, так или иначе подкрепляющих выводы очерка. Очень много писем пришло от врачей ("Письмо молодого врача", "письмо опытного врача", "письмо воспитателя будущих врачей" и т.д. Все письма подписаны, указан город и должность читателя).

Но негодующих восклицательных знаков, отражающих ту степень взволнованности, которая побудила читателя взяться за перо, в письмах почти не встречалось. И что тоже весьма показательно - пришли они вопреки обыкновению далеко не сразу. Пространные, неторопливые письма-раздумья, письма-предложения, письма,

9 См.: Ваксберг А. Проходной балл // Литературная газета 1985. N 38.

10 Там же.

стр. 178

далеко выходящие и за рамки истории, рассказанной публицистом, и за рамки темы, заявленной в очерке.

"Читатели не ограничиваются лишь выражением своих чувств, они ищут конструктивное, практическое решение, напоминая о том, что нужно "внести поправку в действующие законоположения, если она подсказана жизнью, не только право, но и долг компетентных инстанций" (полковник в отставке И. Н. Баранов. Киев)11.

Так, профессор В. М. Удод предлагает создать аттестационные комиссии, которые наряду с другими функциями имели бы право лишать диплома тех или иных "горе-врачей". Доктор Г. И. Зубрис (Херсон) предлагает во всех больницах, клиниках, амбулаториях образовать советы врачей с широкими правами, в том числе и с правом отстранять коллегу от практического врачевания. Заместитель главного врача больницы Е. И. Цуканов (Рига) предлагает при этом учитывать мнение больных, ибо бездушное отношение к больным является достаточным основанием для запрета на профессию.

Читатель Б. В. Ломан (Подольск, Московская область), полагая, что "нарушение присяги врача должно рассматриваться как грубый отход от врачебной этики и строго караться", предлагает в этой связи возродить такой высокоавторитетный орган, как суд чести, "членами которого являлись бы наиболее уважаемые коллеги отступника. Приговор же суда (вплоть до лишения врачебного диплома и права заниматься делами, относящимися к сфере здравоохранения, без ограничения срока, или даже о передаче дела в следственные органы) должен иметь непререкаемую юридическую силу.

Однако большой читательский разговор отнюдь не свелся к обсуждению вопросов только врачебной этики. Как справедливо заметила доцент кафедры философии Харьковского университета В. А. Ковалева, "разве менее нравственно ущербны и общественно опасны бездушные, бездуховные педагоги и юристы, тренеры и воспитатели детских коллективов, бездумные экономисты, инженеры и градостроители?.."12

Та же мысль содержится в очень многих письмах. Причем большинство читателей убеждено, что надежной преградой на пути случайных людей в медицине и педагогике мог бы стать более разумный, более умелый отбор абитуриентов, а не запоздалые меры "хирургического" порядка: лишение диплома, изгнание с работы и т.п.

Теперь автор публикации подходит к самому сложному вопросу, - его касаются девять из десяти читателей, откликнувшихся на очерк "Кислородное голодание". "Здесь мы можем лишь его обозначить, не вдаваясь во все многообразие и неоднозначность его

11 См.: Ваксберг А. Проходной балл.

12 Там же.

стр. 179

граней: эта тема для совершенно самостоятельного обсуждения - делового, обстоятельного и спокойного", - пишет А. Ваксберг. Но тот факт, что очерк, посвященный совсем иным вопросам, вызвал потребность у такого количества читателей эту проблему решить, весьма красноречив. Наиболее четко и резко этот вопрос поставлен в письме минчанина Б. Козловского: "Не пора ли полностью отказаться от конкурса отметок на вступительных экзаменах? <...> Сейчас, когда мы смело ломаем отжившие каноны, стереотипы и схемы, когда осуществление научно-технического прогресса поставлено во главу угла, надо ли нам цепляться за устарелое лишь потому, что все мы к нему привыкли?" Как видно из данной публикации, вопросы, поднимаемые в ней, необыкновенно остры и актуальны не только для изучаемого периода, но и для нашего времени. Но именно с помощью "Литературной газеты" их удалось четко сформулировать и вынести на всеобщее обсуждение. В том, что многие вопросы в настоящее время решены, безусловно, есть заслуга редакции "Литературной газеты".

Огромный читательский отклик приходил и на публикации Е. Богата. Читатель, не имея в изучаемый период возможности облегчить душу никаким иным способом, доверял ему самое сокровенное и наболевшее из своей личной жизни, исповедовался журналисту.

Статья Е. Богата "Не убить человека"13, открывавшая новую рубрику "Литературной газеты" "Нравственный выбор", целиком основана на реальных письмах-исповедях читателей. В ней исследуется вопрос об опасности для человека не быть самим собой, о духовном иждивенчестве как причине нравственной деградации. Автор совместно с читателями пытается озвучить существующую проблему, разобраться в ней.

Однако в редакцию приходили не только письма с конкретными предложениями или комментариями. Были, что вполне естественно, и такие: "Обращаюсь к вам одиннадцатый раз. Требую опубликовать мою статью, разоблачающую мракобесие теории относительности Эйнштейна" (из письма в редакцию). "Буду считать вас трусами, недостойными уважения, если не опубликуете мое письмо о факте варварского уничтожения садов бульдозерами"14. Согласно правилам взаимоотношений с читателем никакой "крик души" не должен был остаться без ответа. Конечно, "одиннадцатое письмо о мракобесии Эйнштейна" исключительно. Автору было вновь разъяснено, что дальнейшая переписка с ним бессмысленна.

К публикации же старались давать письма, которые вносили нечто новое в обсуждаемую тему или, наоборот, ставили на обсуж-

13 См.: Богат Е. Не убить человека // Литературная газета. 1982. N 3.

14 См.: Удальцов А. Что может слово? // Литературная газета. 1980. N 8.

стр. 180

дение новые вопросы, исследование которых соответствовало и направленности газеты, и требованиям времени, и поддерживалось большинством читателей.

Письма читателей активно и много печатались на страницах "Литературной газеты", - примерно 1500 в год. То есть в среднем тридцать голосов читателей звучат со страниц каждого из 52 номеров "Литературной газеты", выходящих в течение года15. Интенсивная переписка с читателями, свободный обмен мнениями с ними воспитывали гражданское общество либерального типа, когда любое суждение может быть высказано и услышано, когда аргументация не подменяется идеологическим давлением и партийными штампами.

Опубликовано на Порталусе 21 мая 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама