Рейтинг
Порталус

Поиск культурных ценностей, пропавших во время войны (аналитическая статья)

Дата публикации: 13 января 2015
Автор(ы): Сергей Розанов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1421147039


Сергей Розанов, (c)

До сих пор продолжается поиск культурных ценностей, пропавших во время войны

Сергей Розанов

ВОТ УЖЕ минуло пятьдесят пять лет, как отгремели последние залпы Второй мировой войны, но их гулкое эхо доносится до нас и по сей день. До сих пор лежат непогребенными останки тысяч солдат в калужских и смоленских лесах. До сих пор саперные части выезжают на обезвреживание оставшихся со времен войны складов боеприпасов. И до сих пор продолжается поиск культурных ценностей многих стран и граждан Европы, оказавшихся жертвами фашистской агрессии.

Последней проблеме была посвящена международная конференция "Культурная карта Европы: судьба перемещенных культурных ценностей в третьем тысячелетии", проходившая 10 и 11 апреля с.г. в Москве, в Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино. Ее участники заслушали доклады по таким волнующим всех вопросам, как юридические аспекты проблемы, международное сотрудничество в сфере обретения перемещенных культурных ценностей, методика идентификации "трофейных" предметов. А перед заседанием все участники конференции получили роскошный подарок: первые тома издающегося с 1999 года Министерством культуры РФ "Сводного каталога похищенных и утраченных культурных ценностей на территории России в период Второй мировой войны".

Издание, конечно, ценнейшее. Тем более что ко многим утраченным экспонатам даны их чудом сохранившиеся фотографии, помогающие визуальной идентификации утраченных предметов. Ведь фашисты не только разграбили свыше 170 российских музеев, но, заметая следы своих преступлений, уничтожали инвентарные книги, каталоги с перечнем и описанием коллекций и другую музейную документацию, а также фотографические изображения экспонатов. Работа по поиску сведений об утраченных материалах, конечно, была проведена колоссальная. Но тем не менее вынужден отметить, что все же были задействованы не все возможные ресурсы.

Возьмем, к примеру, 3-й том этого каталога, посвященный военным утратам Третьяковской галереи и Русского музея. Да-да, я не оговорился. Даже эти крупнейшие собрания национального искусства, несмотря на то что они не находились на оккупированной территории, также понесли тяжелые потери. Картины из собрания Третьяковки украшали помещения советских торг- и постпредств в Германии, Австрии, Чехословакии, Польше и пропали в годы оккупации гитлеровцами этих стран. Передвижную же выставку из собрания Русского музея, совершавшую перед войной турне по городам юга нашей страны, фашисты расхитили во время ее экспонирования в Алупкинском дворце. Часть картин с этой выставки в первые послевоенные годы была обнаружена в Крыму и Западной Европе и возвратилась к законному владельцу, но более ста произведений находится в розыске и по сей день. Все эти работы перечислены в каталоге. Но если картины, утраченные Третьяковской галереей, почти все репродуцированы на его страницах, то потери Русского музея воспроизведены лишь на одну треть. Под наименованиями большинства работ стоит лаконичная подпись: "Фотографии нет".

Но воспроизведения некоторых из этих работ все же существуют: на довоенных художественных открытках. И если бы составители каталога обратились в клубы филокартистов - коллекционеров почтовых карточек, то каталог мог бы пополниться воспроизведениями как минимум четырех утраченных в Алупке работ. Это репродукции картин К.Юона "Окно в природу", В.Федорова "Дорога на могилу Пушкина", неизвестного художника школы А.Венецианова "Дети, выпускающие птичку на волю" (в каталоге она фигурирует под названием "Группа детей") и Чернышева "Мальчик-столяр".

Отсутствие изображения последней работы вызывает недоумение. Кроме предвоенной открытки эта картина репродуцировалась в журнале "Художник" (# 3, 1983) в статье "Чернышев, ученик Венецианова", где ее автор М.Шумова поставила под сомнение традиционное авторство Алексея Филипповича (в каталоге он почему-то назван Федоровичем) Чернышева и высказала предположение о принадлежности произведения кисти его однофамильца Павла Егоровича. Эта работа также публиковалась в газете "Правда-5" от 11 апреля 1997 г. Однако указанные публикации выпали из поля зрения составителей каталога.

О том, что на открытках запечатлены именно те самые утраченные работы, говорит полное соответствие изображений приведенным в каталоге описаниям, а главное - указание на открытках о принадлежности репродуцированных произведений Русскому музею.

Я пишу эти строки вовсе не для того, чтобы упрекнуть составителей каталога в недобросовестности или формальном отношении к делу. Просто хочу подсказать еще один путь идентификации утраченных произведений, о котором они, наверное, забыли. Ведь открытка это ценнейший исторический документ, и она уже не раз приняла участие в восстановлении знаменитых сооружений, разрушенных в годы войны, в том числе статуи Самсона, похищенной гитлеровцами из Петергофского парка. На сей день в коллекциях филокартистов накоплено огромное число воспроизведений культурных ценностей, о которых искусствоведы подчас и не догадываются, и среди них, несомненно, репродукции наших военных утрат.

Искусствоведам и музейным работникам просто необходимо сотрудничать с филокартистами. Польза от такого сотрудничества стала очевидной многим участникам конференции, когда директору Харьковского музея, сильно пострадавшего от фашистского нашествия, автором этих строк была показана открытка с репродукцией утраченной в военные годы работы С.Васильковского, с которой тут же была сделана ксерокопия, так как фотографии этого этюда в музее не сохранилось. И думается, что филокартисты еще не раз сумеют оказать помощь работникам культуры как в идентификации утраченных в военные годы произведений, так и во многих других случаях.

НГ Коллекция N 5 (44) 07.06.2000

Опубликовано на Порталусе 13 января 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама