Рейтинг
Порталус

Швейцарские махинации. Злоключения собирателя картин доктора Рау

Дата публикации: 16 февраля 2015
Автор(ы): Владимир Катин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1424079605


Владимир Катин, (c)

ЭТА ИСТОРИЯ по своей сути интересна для объективного, без иллюзий и идеализации, понимания западного мира. В то же время она нравоучительна и для состоятельных серьезных коллекционеров...

Главное действующее лицо - Густав Рау, родившийся в Штутгарте в 1922 году в семье очень богатого предпринимателя по части текстиля и автомобильных аксессуаров. Получив соответствующее экономическое образование, он пошел по стопам отца, но началась война, и пришлось перебраться подальше от нацистов - в Великобританию. Произошедшая с родиной трагедия отбила охоту заниматься бизнесом, и Рау избрал профессию врача, поступив на медицинский факультет. После смерти родителей в 1970 году решил кардинально изменить свою жизнь: распродал все фамильные предприятия и отправился в Африку, чтобы помогать местному населению налаживать дела после ухода колонизаторов. Сначала поселился в Нигерии, затем переехал в Заир, где построил на свои средства одну из лучших на всем континенте больниц. В итоге в этих странах он провел тридцать лет...

Периодически наезжая в Европу, Густав Рау неизменно посещал аукционы и выставки-продажи картин, с увлечением и знанием дела покупая работы прославленных мастеров кисти. В результате сегодня его коллекция считается второй по разнообразию и богатству полотен среди частных собраний после барона Тиссена. Всего этот мультимиллиардер скупил свыше 800 картин лучших представителей западной живописи последних пяти веков. Примерная стоимость коллекции, по самым скромным подсчетам, оценивается в полмиллиарда долларов. Свои сокровища он хранил в самом, казалось бы, надежном для этого уголке земного шара - в Швейцарии. Будучи всю жизнь одиноким холостяком, не имея ни семьи, ни даже дальних родственников и занимаясь исключительно благотворительностью, доктор Рау в своем завещании распорядился так: после его смерти коллекцию продать и все вырученные средства передать трем созданным им много лет назад фондам помощи обездоленным детям планеты.

Вот здесь мы подходит к злоключениям Густава Рау. Швейцарские власти, прикинув, какие богатства хранятся в их стране и возраст их владельца, смекнули, что эти богатства в конце концов уплывут. Взвесив все это, решили, что так дело не пойдет. Дальнейшие события стали развиваться как по сценарию тривиального детективного фильма: швейцарские компетентные ведомства во главе с Министерством внутренних дел объявляют Рау человеком, выжившим из ума, и берут его коллекцию под свое покровительство, "чтобы с ней чего-то не случилось", назначая опекуном ловкого адвоката-дельца Эшманна. Под тем же надуманным и абсолютно бездоказательным предлогом накладывается арест также на все счета Рау в швейцарских банках. Одним словом, несчастного коллекционера и богача заблокировали со всех сторон - лишили собранных им с такой любовью картин и денег...

Вполне понятно, что Рау стал предпринимать меры, чтобы доказать свою правоту и разоблачить махинации швейцарских властей, все претензии которых явно шиты белыми нитками. Самые известные врачи-психологи не далее как в октябре этого года провели в одной из клиник Баден-Бадена тщательное обследование Рау и единодушно постановили, что нет абсолютно никаких аномалий в его умственной деятельности, что он в полном здравии ума и может распоряжаться всем своим имуществом. Швейцария пропустила все это мимо ушей. Мало того что власти отказались признать вердикт консилиума врачей, высшая юридическая инстанция страны - Верховный федеральный суд - подтвердила постановление ведомства внутренних дел о наложении официальной опеки на уникальное собрание картин доктора Рау. В общем, круг замкнулся.

Корреспондент "НГ" посетил 78-летнего Густава Рау в Шварцвальде под Баден-Баденом, где он весьма аскетично и на удивление скромно проживает, горюя о своей коллекции, упрятанной швейцарской полицией в специальное хранилище в свободной зоне аэропорта Цюриха. По его словам, власти этой страны ждут не дождутся его смерти, чтобы окончательно и, в общем-то, вероломно завладеть картинами, на которые они не имеют никакого права. Слабое место Рау и удобный предлог для швейцарцев - это полное отсутствие каких- либо родственников, которые могли бы претендовать на преемственность собрания. В беседе со мной он рассказывает:

- Это безнравственно, просто даже дико - без всяких на то причин объявить меня умалишенным и вследствие этого недееспособным распоряжаться своей собственность. Самый настоящий произвол... Я даже не имею права созерцать, видеть, любоваться своими картинами, как это делал всегда... В общем, какой-то абсурд. Швейцария всеми силами и способами стремится захватить мою коллекцию, присвоить ее - это ясно и очевидно. Но я этого совсем не желаю, я хочу распорядиться моим собранием произведений великих мастеров так, как считаю нужным.

Спрашиваю доктора Рау насчет слухов о какой-то темной истории с приобретением им полотна Поля Сезанна "Море в Эстеке".

- Такие слухи действительно ходят. Утверждают, что я неспроста купил ее чересчур дешево - помнится, заплатил я тогда что-то около двух миллионов долларов... Стали говорить, что, мол, картина была похищена нацистами и должна найти своего прежнего владельца. На самом деле все было по-другому. В 1981 году фирма Сотбис организовала аукцион в Лондоне, на котором продавалось это полотно Сезанна. Все, кто намеревался его приобрести, летели в Лондон самолетом, но в связи с плохой погодой и большими туманами аэропорт в посадке отказал. Я же предусмотрительно поехал поездом и затем паромом через Ла-Манш, оказавшись на аукционе практически без конкурентов, что облегчило покупку картины и не повлияло на взвинчивание ее цены. Вот, собственно, и вся история. Что касается происхождения картины, то у меня есть полная документация обо всех ее предыдущих владельцах, и никаких неясностей там нет. Я всегда при покупке картин был очень щепетилен к их происхождению и ни разу не приобретал полотна с сомнительным прошлым... Это опять же проделки швейцарских властей, которые создают вокруг моей коллекции мутную атмосферу все в тех же корыстных целях...

На этом мы с доктором Рау расстались. Он на прощание сказал, что намерен бороться со Швейцарией до конца своих дней, которых, судя по его отнюдь не блещущей здоровьем внешности, осталось не так уж много.

НГ Коллекция N 1 (50) 10.01.2001

Опубликовано на Порталусе 16 февраля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама