Рейтинг
Порталус

Похороны с продолжением

Дата публикации: 16 февраля 2016
Автор(ы): Дмитрий ДОКУЧАЕВ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ
Источник: (c) Известия, 04-18-96
Номер публикации: №1455606993


Дмитрий ДОКУЧАЕВ, (c)


9 часов в катафалке провели 7 пожилых людей, хоронивших свою родственницу

Смерть близкого человека - всегда горе. У нас в стране на это горе накладывается еще и тяжкий осадок от общения с теми службами, которые призваны обеспечить проводы человека в последний путь.

В семью 88-летнего инвалида войны Ивана Михайловича Назаренко беда пришла 21 декабря 1995 года. Умерла жена, с которой он прожил 61 год, и которая родила ему трех дочерей. Именно на плечи этих трех пожилых женщин (соответственно 60, 58 и 56 лет) и легли все хлопоты по организации похорон мамы. Смерть всегда застает врасплох, и так уж случилось, что в этот момент все родственники-мужчины находились либо в больницах, либо за рубежом. Поэтому визитная карточка специализированного предприятия по оказанию похоронных услуг "Рублево", которую вручили женщинам при регистрации факта смерти в поликлинике N57 Киевского района Москвы, пришлась очень кстати. Казалось, это возможность решить одним махом все организационные проблемы по похоронам, столь тяжкие в дни скорби. Тем более, что на визитке значился Западный административный округ Москвы и родственники умершей были в полной уверенности, что имеют дело с государственной конторой.

В ходе визита дамы-агента под номером 013, вызванного по телефону, выяснилось, что фирма "Рублево" коммерческая и полная стоимость похоронных услуг, включая рытье могилы, наем рабочих для переноски гроба и предоставление автобуса от дома до дома, стоит 3 миллиона 856 тысяч рублей. Но не большие затраты денег волновали тогда несчастных женщин (все-таки хоронили в складчину три семьи). Они впервые столкнулись лицом к лицу с похоронными делами, поэтому узнавали у агента все до мелочей, выясняли, не будет ли каких осложнений на кладбище, не должен ли быть кто-то от фирмы до конца похорон. Агент ответила, что это особая услуга за дополнительную плату, прибегать к ней необязательно, так как все оплачено и оформлено, и шофер будет в курсе.

В день похорон 24 декабря ровно в 9.30 прибыл автобус-катафалк, в который погрузилась траурная процессия, состоящая из 88-летнего старика и 6 пожилых женщин, самой молодой из которых было за 50. В 11 часов процессия прибыла на Хованское кладбище к месту захоронения. На этом для семи человек кончился нормальный ход событий (если это определение вообще применимо к похоронам).

Выяснилось, что могила, вопреки договору еще не готова и надо ждать часа 1, а то и больше, так как ее только начали копать. В ответ на естественные претензии собравшихся, бригадир ответил: "С 6 утра я должен что ли могилу вам копать, чтобы успеть". При этом вокруг были уже готовые могилы и женщинам дали понять, что за определенную плану им "уступят" одну из них и долго ждать не придется.

Родственники может быть и поддались бы на это вымогательство, и отдали очередные полмиллиона рублей, но у них просто не было с собой таких денег. Женщины наивно полагали, что, выложив 4 миллиона агенту, они заранее оплатили все возможные поборы. Как бы не так! Пришлось ждать. Около часу дня пассажирам предложили вместе с гробом покинуть катафалк и ждать погребения на свежем воздухе. А день, надо сказать, выдался холодный и мела сильная метель. Лишь в 13.40, с опозданием в 2,5 часа состоялось погребение. При этом рабочие, рывшие рядом могилы и обозленные тем, что не удалось сорвать свой куш, говорили собравшимся, что те им мешают. Обратно в автобус родственники умершей садились, убитые двойным горем: только что состоявшимся скорбным прощанием и тем беззастенчивым хамством, которым сопровождалась вся эта процедура.

Однако, как выяснилось, главные испытания семерых людей ожидали еще впереди. Согласно договору, машина для похорон была предоставлена до 13 часов. На часах было 14, водитель катафалка сказал, что должен ехать по другому заказу и "любезно" предложил довести всех до ближайшего метро. При этом ни формальные соображения (машина ведь была оплачена "от дома до дома" и задержка произошла не по вине оплативших), ни гуманные (просто проявить сочувствие к пожилым людям в тяжелый момент их жизни) его не посетили.

Дочь умершей Эльза Ивановна Назаренко вспоминает: "Если бы мы были без отца, согласились бы мы на это метро. Но 88-летний отец, и без того состоящий на учете у кардиолога, под впечатлением от всего пережитого буквально не мог идти, и мы чуть ли нет на коленях умоляли шофера довести нас до дома". Водитель переговорил с диспетчером и. повез всех на Ленинградское шоссе в транспортное управление. При этом крюк, который ему понадобилось бы сделать по дороге с Хованского кладбища до места жительства семьи Назаренко, составил бы минут 15-20. Но безымянный шофер, как мы уже знаем, не страдал излишним человеколюбием. Вернувшись из транспортного управления вместе с санитаром-рабочим, он заявил, что получил указание "выкинуть всех из машины".

Вот как описывает Эльза Ивановна дальнейшие события: "Мы просили, умоляли ради нашего больного старого отца, только что похоронившего жену, отвезти нас домой. Нас посадили в машину, долго везли, и наконец привезли в какую-то мастерскую по изготовлению гробов на окраине Москвы. Неведомый нам вышестоящий начальник, с которым нас соединил по телефону сотрудник мастерской, на наш вопрос: "Как быть дальше?", грубо ответил: "Или вытряхивайтесь из машины, или поедете на вторые похороны". Несмотря на наши протесты, в автобус погрузили чей-то пустой гроб и куда-то нас повезли. Ехали долго, было уже темно. Перед началом Кутузовского проспекта шофер остановил машину, выключил мотор, заявил, что дальше не поедет, и вышел. Нам пришлось обратиться к сотруднику ГАИ. Только тогда объявился шофер и после слов гаишника - "довези их, тут ехать-то 10 минут" - мы поехали". Дома измученные люди были лишь поздним вечером. Без малого 9 часов продолжалось их похоронная поездка.

Когда боль от пережитого немного унялась, семья Назаренко решила вступить в борьбу за свои попранные права и наказать виновных в тех мучениях, что им довелось пережить. В результате многократных обращений в различные инстанции удалось выяснить, что ответственность за происшедшее делят три фирмы. Это уже упомянутое предприятие "Рублево", не имеющее даже лицензии на оказание ритуальных услуг, ООО "Обряд", с которым у "Рублево" был заключен договор на эти услуги и АОЗТ "Ритуал-Сервис". Последнее - дочерняя структура Московского городского предприятия специализированного обслуживания населения "Ритуал", занимающаяся непосредственно захоронением на кладбищах и их обслуживанием. Именно его работники, получив деньги от "рублево", не обеспечили своевременную подготовку могилы. В результате вмешательства Антимонопольного управления Москвы и Московской области, "Ритуал" согласился вернуть родственникам 450 тысяч рублей за невыполненную в срок услугу и принес свои извинения. А вот добиться хотя бы извинений от ООО "Обряд" Назаренко не удалось.Попытки выяснить фамилию "любезного" шофера закончились заявлением руководства "Обряда", что он, якобы, уволен. Эльза Ивановна настроена в поисках справедливости идти до конца и подала в суд иск к ООО "Обряд" на возмещение морального ущерба в размере 20 миллионов рублей. Может быть это заставит их быть поответственнее и повежливее в будущем.

Вряд ли эта история прозвучит сенсационно для того, кто хоть раз сталкивался с похоронным сервисом. Дело не в конкретных названиях фирм или фамилиях начальников, агентов, шоферов, бригадиров. Они могут меняться, нравы же - остаются. А раз так, то и решение проблемы следует искать общее и на более высоком уровне.

В те же декабрьские дни, в которые происходили описанные события, Государственная дума приняла Закон "О погребении и похоронном деле", который, казалось должен был способствовать кардинальному улучшению ситуации в этой сфере. В частности, родственникам умерших гарантируется на безвозмездной основе оказание следующего перечня услуг по погребению: оформление необходимых документов, предоставление и доставка гроба, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Средства, необходимые на возмещение стоимости перечисленных услуг, предоставляют местные бюджеты, Пенсионный фонд и фонд социального страхования РФ. Закон вступил в силу с 1 марта сего года, но только на бумаге. На практике, для его реализации нет денег ни в бюджетах, ни в названных фондах.

Как сообщил "Известиям" зам. генерального директора МГПСОН "Ритуал" Виктор Тиганов, руководители указанных ведомств с участием мэра Москвы Лужкова совещаются и ищут приемлемые финансовые решения, а пока процедура похорон остается для граждан без изменений. А это значит, что в такой же возмутительной ситуации, как и семья Назаренко, может оказаться любой, кому, не дай Бог, суждено столкнуться с похоронами.

Опубликовано на Порталусе 16 февраля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама