Рейтинг
Порталус

Организация молодежных служб в Европе

Дата публикации: 30 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: РАЗНОЕ Журналистика →
Номер публикации: №1096536268


ФАЧЕ В.



УЧЕБНИК ПО МЕНЕДЖМЕНТУ

Каждый, кто общается с молодыми людьми, по собственному опыту знает, как велика их потребность в социальной поддержке.

Под социальной поддержкой мы понимаем те аспекты социальных отношений, которые помогают кому-либо справиться с трудной ситуацией с наименьшими негативными последствиями.

В социальной поддержке в основном могут быть отмечены два главных аспекта. Во-первых, социально-эмоциональный аспект, который связан со взаимоотношением, заботой и уважением. Во-вторых, инструментальный аспект, в котором особое внимание уделяется информации, совету, юридической, финансовой и материальной помощи.

Социальная поддержка может быть оказана со стороны семьи, родственников, друзей, коллег по работе или соседей, другими словами, социальная поддержка может поступать из так называемого “естественного” социального окружения человека.

Помимо заботы о человеке со стороны его естественного социального окружения, социальная поддержка может быть оказана специалистами.

Эта профессиональная социальная поддержка организованно оказывается, с одной стороны, в молодежных центрах информации и различных консультативных службах, с другой — в рамках молодежных рабочих организаций, молодежных клубов, школ и т. д. Типично для этой, последней формы профессиональной социальной поддержки то, что она не нуждается в специально созданной структуре, она может быть оказана в свободное время, в различных общественных и государственных учреждениях.

В этой статье особое внимание уделяется службам, специально созданным для оказания профессиональной социальной поддержки средствами информации и консультаций по различным вопросам. В основе статьи лежат документы бюро информации и консультативных молодежных служб в Европе, а также результаты исследовательской работы автора, который занимался этой проблемой более двадцати лет.

Кроме того, в начале 1988 года во все информационные молодежные организации и консультативные службы Европы была разослана анкета с целью получить дополнительную информацию о службах данного профиля, установить определенную модель организации служб информации о молодежи и консультативных служб, выяснить различные точки зрения, связанные с этим вопросом. Затем итоговый материал был обсужден в “Комитете социалистов по информационным молодежным службам в Европе”.

Несмотря на тот факт, что мы живем в эру информации и нам доступно огромное количество этой информации, очень часто приходится сталкиваться с тем, что у молодых людей, вступающих в общество, возникают трудности в понимании многих вещей. Поэтому в сложном, динамично развивающемся обществе, предлагающем молодежи огромные возможности, необходимо повсеместное расширение сети информационных и консультативных служб. В таком обществе молодым людям требуется не только информация, но и помощь, чтобы понять, что действительно полезно для них и как они могут использовать возможности служб данного направления. Без такой помощи многие люди не могут жить полноценной жизнью и вносить свой вклад на благо общества.

С другой стороны, мы можем наблюдать, как молодые люди, вступая в новые социальные роли и отношения, склонны отдалять себя от взрослых, например от своих родителей. Хотя такое отдаление и полезно для их самостоятельности, но очень часто стремление к независимости удаляет молодых людей и от поддержки на этом важном этапе появления и развития независимости. Поэтому различные информационные и консультативные службы и призваны помочь молодежи в поисках своей независимости.

Конечно, существует огромная информация по самообразованию. Это такой вид информации, который в доступной форме дает возможность тем, кто в этом заинтересован, решить свои проблемы. К этой категории информации относятся буклеты, системы карточек, банк компьютерных данных. В своем большинстве, правда, такой информационный материал не может быть использован молодыми людьми, потому что он предполагает очень высокий уровень образования молодых людей, способных выбрать нужную для себя информацию. Этот информационный материал больше подходит для консультанта, который может помочь человеку в выборе нужной информации.

Примером информационного материала, помогающего решить конкретные жизненные проблемы, служат буклеты о проблемах молодежи, такие, как: “1б, или... все, что вы хотите знать” (Нидерланды), “Молодая Шотландия” (Эдинбург). Кроме таких всеобъемлющих информационных буклетов, существуют брошюры, посвященные определенной категории проблем (работа студентов, предохранение от беременности и т. д.).

Хотя информация такого рода убедительно демонстрирует молодым людям необходимость самостоятельности, это не всегда наиболее адекватный ее вид. Иногда информация, полученная молодым человеком по телефону или в разговоре наедине со специалистом может быть более эффективной.

Кроме того, специалисты, оказывающие помощь в таких беседах, очень компетентны в вопросах, связанных с проблемами молодежи. Поэтому, если какие-то проблемы встречаются часто, то они систематизируются и затем используются для обновления информационного материала в буклетах.

В каждой стране существуют различные виды информационных и консультативных служб, созданные для получения людьми информации и советов. Это, например, гражданское консультативное бюро, бюро молодежной информации, центры юридических консультаций, консультативные центры для вступающих в брак и т. д. Все они отличаются друг от друга своей специализацией.

Как правило, службы, специализирующиеся в своей работе на определенной тематике, обслуживают все группы населения без всяких ограничений. Такие службы сосредотачивают внимание на конкретных вопросах (сексуальные вопросы, вопросы образования, юридическая консультация, информация по жилищному вопросу, советы по материальным расходам и т. д.).

За последние двадцать лет полностью изменилась специализация вопросов в соответствии с исследуемыми группами, так как эти группы различны по своему составу: молодежь, пожилые люди, мигрирующее население и т. д. Поэтому информационные молодежные и консультативные службы служат примером разнопла-новых служб, предназначенных для специальных групп населения. Молодежные службы носят, как правило, комплексный характер. Их задача — дать исчерпывающий объем информации по определенному вопросу каждому, кто нуждается в этом. Такие службы всегда будут необходимы как первая или последняя надежда для человека, когда в трудной жизненной ситуации он не знает, куда обратиться, где получить нужную информацию, совет, помощь.

Во всех странах Западной Европы существуют справочные и консультативные молодежные службы. Ученые понимают ценность таких служб для молодежи и заботятся о дальнейшем их развитии. В некоторых странах первоначально на необходимость существования таких служб было указано национальными молодежными политическими учреждениями.

Справочные молодежные бюро в основном характерны для Франции, Греции и Португалии. В других странах чаще встречаются консультативные службы для молодежи или центры, совмещающие и информационные бюро, и консультативные. Принято различать виды помощи.

Информирование означает обеспечение и руководство процессом информации без конкретных рекомендаций и без уплаты за оказанные услуги. Таким образом, право выбора, решения и дальнейшего действия остается за молодым человеком, обратившимся в бюро за информацией. В обязанности работника такого информационного бюро входит лишь выдача интересующей клиента информации, необходимых брошюр или разъяснения о назначении различных социальных служб.

Совет же в отличие от информирования означает необходимую информацию, которая включает оплату за услуги и определенные рекомендации по вопросу, интересующему молодого человека. Служащий такого бюро может не только дать информацию в соответствии с конкретной ситуацией, но и объяснить преимущество данного решения вопроса по сравнению с другими.

Выбор и решение также остается за клиентом, обратившимся за советом. Служащий такого учреждения лишь акцентирует внимание молодого человека на определенном круге вопросов, связанных с интересующей клиента проблемой и помогает найти верное решение.

Консультация. В консультативных службах больше внимания уделяется не столько проблеме, интересующей молодого человека, сколько самой его личности. Внимание в равной степени уделяется как содержанию проблемы, так и процессу взаимодействия различных аспектов, вызвавших данную проблему. Советник помогает клиенту разобраться в его мыслях, чувствах, поведении, понять свое состояние и затем найти силы для более эффективного решения данной проблемы.

Для того чтобы дать серьезную и глубокую консультацию, советнику требуется время. Поэтому цель таких консультаций — дать возможность самим молодым людям понять окружающую их жизнь, самостоятельно планировать и совершать свои поступки. Работники консультативных служб придерживаются мнения, что право выбора и принятия решения здесь также остается за клиентом.

Несомненно, значение служб информации велико. Хотя в консультативных службах тоже даются справки, где получить нужную информацию и как ее использовать, но перед службами информации стоит более сложная задача — воспитать у молодежи самостоятельное понимание окружающих проблем и помочь молодым людям изменить и развить себя. В этом и есть суть, отличающая эту форму работы от других. Консультативные же службы пытаются дать клиентам возможность увидеть сложные аспекты их жизни и научить быть ответственными за свои поступки.

Важное значение имеет социальная поддержка в дружеской атмосфере. Это означает оказание практической и моральной поддержки в процессе доверительных, откровенных взаимоотношений. Другими словами, собеседник должен иметь способность отзываться на то настроение, в котором находится человек, обратившийся за помощью. Такой вид помощи можно назвать “скрытым”, так как помощь оказывается в непринужденной дружеской беседе. В этом виде поддержки право выбора решения отдается собеседнику, хотя и сам клиент, нуждающийся в помощи, может взять дело в свои руки. Без сомнения, откровенные взаимоотношения очень важны, ибо они раскрывают ясно суть проблемы молодого человека, обратившегося за помощью. Этот вид поддержки дает возможность собеседникам ближе познакомиться друг с другом, проявить свои эмоции в беседе с товарищем.

Таким образом, в процессе доверительного, откровенного разговора у молодого человека появляется возможность понять свои проблемы, определить их причину без вмешательства руководства с чьей-либо стороны, даже, можно сказать, без непосредственного совета собеседника.

В информационных молодежных службах информацию можно получить по телефону, в письменном виде или в непосредственной беседе со служащим данной информационной организации. Кроме того, обратившиеся за информацией могут ее получить на специальных информационных стендах или в банке данных. Некоторые консультативные службы стремятся объединить в своей работе обе формы поддержки (консультативную и информационную).

Необходимость объединения консультативных и информационных служб в одну организацию аргументируется часто тем, что просьба об информации непредвиденно приводит к ситуации, в которой необходима консультация специалиста. Однако правительства, предоставляющие субсидии службам данного профиля, обязывают их заниматься только одним видом деятельности, например, только информированием, без проведения консультаций. Объясняется это тем, что информирование требует наименьших затрат труда и при этом способно обслужить большее число обращающихся за информацией при незначительном числе работников. Следовательно, возможность объединения информационных и консультативных молодежных служб в одну организацию зависит от многих условий, в том числе и от желания сотрудников этих служб объединяться или оставаться автономными.

Как информационные, так и консультативные молодежные службы имеют свои, особые принципы. Следует подчеркнуть, что все молодежные службы без исключения придают огромное значение принципу секретности и придерживаются этого принципа во всех сферах своей деятельности.

Сектерность служит выражением уважения к личности молодого человека, это необходимое условие формирования доверия молодежи к таким службам. А от этого зависит успех работы молодежных служб.

Далее, важный принцип всех молодежных служб — доступность информации для всех молодых людей, без всякой дискриминации. Этот принцип информационных молодежных и консультативных служб означает, что каждый молодой человек имеет право на получение информации и консультацию, независимо от его расовой, религиозной принадлежности, финансовых средств, места работы и проживания. Созданные службы строго придерживаются такого принципа.

При этом информации должна быть надежной. А это означает, что она должна быть заранее подготовленной, исчерпывающей и полной. Этот принцип основан также на том, что информационные центры должны иметь в своем распоряжении современные документальные материалы, легкодоступные для работников этих служб.

Каждый гражданин имеет право на получение профессиональной социальной поддержки. Но молодые люди не всегда в состоянии оплатить оказанные им услуги. Поэтому им должна быть предоставлена возможность оплаты в долг.

Каждый, кто обращается в службы данного профиля за помощью, стремится к автономии и самоуважению. И работники данных служб должны уметь спокойно, с уважением вести беседу, стараться ни чем не обидеть клиента, не принимать решение за него.

Полная личная независимость — необходимое условие для молодых людей, обращающихся в данные службы за советом или консультацией. Независимость необходима и самим службам, поскольку она означает большую свободу действий в решении проблем и позволяет сосредоточивать главное внимание на желаниях и ожиданиях молодых людей, нуждающихся в помощи.

Практика показывает, что одним из основных принципов работы информационных и консультативных молодежных групп должен быть принцип своевременного оказания помощи в особо нужный момент. К сожалению, этот принцип выполняется лишь в немногих молодежных службах.

В основе организации информационных и консультативных служб лежат три модели, по которым строится работа данных учреждений.

Первая модель — когда работник службы сразу выдает клиенту необходимую информацию. Если уровень подготовки работника достаточно высок и он в своей работе пользуется современными методами, он сможет оказать клиенту эффективную помощь. Но часто, сталкиваясь с огромным количеством проблемных ситуаций, работник приходит к выводу, что его знаний недостаточно, чтобы оказать квалифицированную помощь клиенту. Например, могут возникнуть трудности в решении проблем, которые касаются знания современных законодательств, медицины, психологии и других специальных знаний.

Вторая модель как раз и основана на принципе оказания самому работнику помощи со стороны его коллег или других специалистов по вопросам, требующим дополнительной информации.

Третья модель. Если работник чувствует себя неспособным оказать эффективную помощь клиенту, он может направить его на консультацию к более опытному специалисту, работнику того же самого агентства или другого, находящегося за пределами данной фирмы. Чаще всего подобные проблемы возникают в связи с консультациями по вопросам медицины, психологии, употребления наркотиков и т. д.

Для того чтобы как можно реже направлять своих клиентов к другим специалистам, молодежные консультативные и информационные службы приглашают к себе на работу специалистов различных областей знания (врачей, юристов, специалистов в области образования и других).

В молодежных службах процесс направления клиентов за помощью к специалистам других служб имеет свои особые черты. Во-первых, современные молодежные службы никогда не направляют клиента в неопределенное бюро, а только лишь к конкретному специалисту. Во-вторых, работник, направляющий своего клиента к специалисту другой службы, несет ответственность за него. Если консультация специалиста не приносит ожидаемого результата, клиент может возвратиться в первоначальную молодежную службу, где служащие попытаются вторично найти нужное решение проблемы. В данной ситуации клиенту могут быть возвращены расходы, затраченные на консультацию специалиста.

В жизни каждого молодого человека наступает момент, когда ему приходится сталкиваться с трудной ситуацией, проблемой. Эти проблемы не всегда возникают по вине самого молодого человека. Очень часто они связаны с социальными недостатками общества, которые проявляются так или иначе в жизни молодых людей, например, на работе, в школе, в свободное время, в домашней обстановке. При это многие проблемы, которые приходится решать молодым людям разных стран, схожи между собой. Однако роль и функции этих общих проблем различны.

На первый взгляд, в обязанности работников молодежных служб входит только оказание помощи молодым людям, но, помимо этого, работник должен объяснить своему клиенту социальные корни его личных проблем, чтобы он осознал свои права и обязанности.

Нередко за помощью в молодежные и консультативные службы обращаются представители различных слоев общества. В частности, работники молодежных клубов, учителя, сталкиваясь часто с молодежными проблемами, не обладают мастерством или достаточной информацией, чтобы помочь молодым людям. В этом случае они обязательно должны обратиться за помощью в молодежные информационные и консультативные службы и получить консультацию по нужному им вопросу.

Проведение консультаций — наиболее слабое звено в работе с молодежью. В некоторых странах молодежные консультативные и информационные службы выпускают специальный документальный материал для - учителей и работников молодежных служб, который помогает им в работе.

По обслуживающему персоналу молодежные консультативные и информационные службы также можно дифференцировать. Во-первых, в работе молодежных консультативных и информационных служб могут принимать участие добровольцы, работающие один или два раза в неделю. Во-вторых, более состоятельные агентства пользуются услугами персонала, занятого на службе целый день или часть дня. В-третьих, имеются целые группы сотрудников, которые занимаются обучением добровольцев и постоянных сотрудников служб.

Подбор штата зависит от той области, в которой специализируется данная служба. В агентстве, работа которого в основном заключается в консультировании, отдают предпочтение работникам в области психологии, образования. Информационные центры (Париж) предпочтительнее относятся к служащим, подготовленным в области информатики, знающим законодательства, умеющим составлять картотеки и работать с компьютерами.

Подготовка работников и проверка их деятельности также отличается в разных службах. Некоторые службы обучают и проверяют своих работников в своей же организации. Иные службы обращаются за помощью к другим агентствам, способным подготовить специальных работников и проверить качество их работы.

Служащие молодежных служб пользуются в своей работе различным набором средств. Компьютер в настоящее время еще не стал важным средством обеспечения работы молодежных служб. Это и понятно. Ведь мир представляет собой очень сложную, запутанную, живую систему. Другими словами, человеческие характеры, с которыми мы сталкиваемся каждый день, очень разнообразны, запутанны, непредсказуемы. Очень сложно поэтому систематизировать все типы человеческого характера, сложившегося под давлением жизненных обстоятельств, компьютерными средствами. Нельзя сегодня сказать, что использование средств компьютерной техники будет плодотворно в данной области работы. Фактически использование компьютера полезно в том случае, если перед нами стоит задача создать упрощенный вариант решения какой-либо проблемы. Но в настоящее время наука, занимающаяся компьютерной техникой, находится еще не на том уровне, чтобы решать вопросы, связанные со сложным человеческим характером.

А сможет ли компьютер все же быть важным средством работы в области социальных служб в будущем? Компьютеры, конечно, средство решения некоторых проблем. В частности, они смогут помочь в упорядочении материала и методов работы социальных служб, порой трудно поддающихся контролю из-за сложности и большого объема информации.

Некоторые молодежные информационные и консультативные службы Нидерландов, Бельгии, Англии, Италии, Франции, Греции уже начали использовать компьютерную технику в своей работе.

Но что могут сделать компьютеры в поддержку работы молодежных информационных и консультативных служб в целом, это еще вопрос, требующий глубокой разработки и новых исследований.

Один из путей изучения потенциальных возможностей компьютера — это открытие на европейском уровне центра изучения компьютерной техники, который был бы достаточно авторитетным для распространения информации о компьютерах по всей Европе и проведения форума, связанного с проблемами компьютеризации информационных и консультативных молодежных служб.

Многие ученые считают, что рост популярности информационных служб среди молодежи — это показатель их успешной работы. Тем не менее для работников молодежных служб очень важно знать, стала ли работа их учреждений достаточно эффективной. Очень трудно планировать дальнейшую работу молодежных служб без знания того, насколько действенна помощь, оказанная ими юношам и девушкам. К тому же трудно убедить местные правительства в необходимости расширения сети молодежных консультативных и информационных служб, если нет достаточного объема информации о пользе данных служб.

Для достижения высококачественного обслуживания клиентов предстоит еще многое сделать. Необходимо прежде всего объединение усилий всех заинтересованных в эффективной работе этих служб. Требуется решить немало организационных вопросов, разработать методологию создания и развития такого рода служб с учетом современной динамики жизни и т. п.

Опубликовано на Порталусе 30 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама