Рейтинг
Порталус

В Европе знают, как делают научные новости

Дата публикации: 30 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: РАЗНОЕ Журналистика →
Номер публикации: №1096536326


АВТОР: СВЕТЛАНА БЕЛЯЕВА

На днях Британский Совет (БС) открыл уже анонсированный в "Поиске" цикл мероприятий по популяризации научных знаний. Партнером БС в проведении первого двухдневного семинара для пресс-секретарей научно-технических организаций "Наука - Пресса - Общество: информационная сеть" выступило российское агентство научных новостей "Информ-Наука".

Главные "партии" в хорошо подготовленном и исполненном для небольшой аудитории действе (в семинаре участвовали человек сорок) вели приехавшие из Великобритании профи: научный журналист, ученый, член Лондонского геологического общества и специалист по связям с общественностью (PR) в одном лице Тед Нилд, а также основатель одного из самых популярных Интернет-источников европейской научной информации "Альфа-Галилео" Питер Грин, который уже более 25 лет успешно работает на ниве научного PR.

Первым делом британцы расставили все точки над "i". По их мнению, продвигать науку в "массы" могут и должны три заинтересованные категории граждан: ученые, достигающие определенных научных результатов, пресс-секретари (пресс-службы) организаций, где трудятся эти ученые, а также различные СМИ и их просвещенные сотрудники - научные журналисты, окончательно изготавливающие самые интересные научные новости из того сырья, которое поставляют им пресс-службы. По замыслу Британского Совета, ликбез в области научного PR должен охватить все три названные группы не слишком искушенных в этом деле россиян.

Начать решили с тренинга для сотрудников пресс-служб отечественных научных центров и институтов. И таковые, как ни странно, нашлись. Правда, сами назвать себя пресс-секретарями они в большинстве своем постеснялись - согласитесь, для российского слуха есть в этом термине нечто второстепенное по сравнению со званием ученого. Тем более что многие из свежеиспеченных научных пиарщиков обладают ученой степенью и по-прежнему числятся научными сотрудниками в своих институтах.

Но это заблуждение свойственно, видимо, только нам. В Великобритании, где даже в самой небольшой научной организации имеется не только юрист, но и специалист по связям с общественностью, представители этой профессии - фигуры весьма значительные и уважаемые.

Пять заповедей успешного научного пиара, изложенные британскими гостями, были выслушаны с вниманием и законспектированы участниками семинара дословно. Вот какой список правил поведения пресс-секретарей получился у корреспондента "Поиска":

1. С журналистами по мере сил дружить, оказывать им информационную помощь, но не взваливать на себя их работу.

2. Хранить верность своей организации, оберегать ее первых лиц от излишне назойливого внимания прессы.

3. Знать в лицо, холить и лелеять сотрудников проверенных и солидных изданий (в числе таких на семинаре неоднократно упоминался "Поиск"). С прочими отношения не портить, но "держать ухо востро".

4. Никогда не давать ложной или непроверенной информации.

5. Всегда выполнять свои обещания по отношению к СМИ в срок. Пресс-релизы и новости рассылать максимально оперативно. Помнить принцип, действующий в журналистике (видимо, в британской - особенно): лучше никогда, чем поздно.

Заметив уныние на лицах некоторых приглашенных на семинар журналистов, Тед Нилд смягчил некоторые тезисы и посоветовал пресс-секретарям не доводить свою бдительность до абсурда. Потом рассказал поучительную историю: в 50-60-е годы прошлого века в Великобритании было принято нанимать на работу в пресс-службы демобилизованных военнослужащих. Главными их достоинствами считались дисциплинированность и умение держать язык за зубами. Увы, эксперимент не удался - самые свежие и актуальные новости неожиданно стали объектом свято хранимой "военной тайны" и нередко залеживались в пресс-службах до совершенно "протухшего" состояния. Вскоре они вовсе перестали интересовать публику, и от PR-услуг джентльменов в погонах пришлось отказаться...

Не менее любопытным был рассказ Питера Грина о принципах работы и планах расширения сети представительств агентства научных новостей "Альфа-Галилео". Как известно тем, кто уже обращался к Интернет-сайту www.alphogalileo.org, этот информационный ресурс обеспечивает круглосуточный доступ к европейским научно-техническим новостям.

Сегодня в шести странах Европейского Союза - Великобритании, Германии, Греции, Португалии, Финляндии и Франции существуют национальные пресс-офисы "Альфа-Галилео", сотрудники которых тщательно отбирают "внутреннюю" научную информацию. После оперативной проверки в головном пресс-офисе все самое интересное размещается на сайте агентства. Намекнул Питер Грин и на то, что научные новости из России также могли бы стать одной из мощных составляющих европейского информационного потока. По крайней мере, вопрос об открытии российского представительства "Альфа-Галилео" равно как и возможность перевода на русский содержимого Интернет-ресурса, уже рассматривается.

Корреспондент "Поиска" поинтересовалась у Питера Грина, стоит ли российским ученым попытаться самостоятельно работать с "Альфа-Галилео" и предлагать сообщения о собственных открытиях. Питер ответил, что для его сотрудников гораздо удобнее получать информацию от пресс-секретарей, представленную в виде грамотно составленных пресс-релизов. Ученым же, если они доступны по одному из каналов связи и свободно владеют английским, целесообразнее зарегистрироваться на сайте в качестве "эксперта" в определенной области знаний и по мере необходимости давать разъяснения британским и прочим журналистам.

Весьма деловое сообщение Теда Нилда о правилах написания пресс-релизов и наиболее эффективных способах подачи европейцам российских научных новостей вызвало у достаточно компетентной и образованной аудитории целый спектр эмоций - от удивления и скрытого негодования до приступов хохота.

С пресс-релизами все более или менее понятно: излагать информацию в них нужно внятно, достаточно коротко и исключительно по делу. Без особого повода марать бумагу и рассылать ее в сотни изданий не стоит.

А вот о том, что именно может вызвать стопроцентный интерес у европейцев, узнать было любопытно. Тед провел собственный опрос "целевой" аудитории, предлагая своим согражданам поделиться знаниями о России... Получился довольно интересный список.

Во-первых, всем известно, что Россия слишком большая. Она настолько велика по сравнению с Европой, что, глядя на карту, многие считают, будто просторы наши - это весь мир... В стране всегда очень холодно, просто - вечная мерзлота. Несмотря на это, она сплошь покрыта лесами, в которых бродит много-много диких медведей. Далее: российские граждане постоянно перемещаются из одного конца Отечества в противоположный. Есть визуальный образ: поезд мчится среди снегов и лесов целую вечность, а пассажиры все никак не доедут до нужной станции...

Практически все в Европе слыхали о Владивостоке. О Москве и Питере тоже знают, но завораживает именно этот, далекий, как Марс, город. Известно также о существовании у нас степей, Красной площади и майских парадов Кремля, матрешек и Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени Александрова. Еще в Европе знают об успехах наших фигуристов и шахматистов. Более того, многие уверены в том, что шахматы - наша национальная игра, изобретенная, естественно, в России.

Многие европейцы наслышаны о русской литературе XIX века. Некоторые даже принимались читать, главным образом "Братьев Карамазовых", но не дочитывали, запутавшись в сложной системе русских имен-отчеств и уменьшительно-ласкательных обращениях.

И, наконец, среднестатистическим европейцам кое-что известно об успехах нашей науки и существовании в России передовых технологий. Но эти сведения не совсем соответствуют уже перечисленным "базовым" клише. Сообразительные англичане логику все-таки отыскали. Вот она: постоянный холод и в целом ужасный климат в стране приводят к развитию у россиян необыкновенной хитрости и изобретательности - только с их помощью удается заставить российскую технику работать в российских условиях.

В заключение Тед посоветовал нашим ученым и журналистам, желающим опубликовать в европейской прессе научные статьи, научиться "нажимать на перечисленные выше рычаги", поскольку какая-нибудь познавательная история, связанная со снегом, валенками, медведями или, на худой конец, с Владивостоком, вызовет стопроцентный интерес редакторов и читателей.

Шутил он все-таки, надеюсь. А впрочем... ручаться не могу.

Опубликовано на Порталусе 30 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама