Рейтинг
Порталус

"Эксон Вальдез": Нефть в море

Дата публикации: 10 октября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: РАЗНОЕ Мировые сенсации →
Номер публикации: №1097425992


Источник: Энциклопедия мировых сенсаций ХХ века. Том 2: Ошибки и катастрофы.

24 марта 1989 года супертанкер "Эксон Вальдез" налетел на риф в про-
ливе Принца Уильяма возле Аляски. После катастрофы, которая, как заверя-
ли нефтяные короли, никогда не случится, в чистые прибрежные воды выли-
лось более 10 миллионов галлонов сырой нефти.

Эскимосы Аляски строго соблюдают обычаи и верования своих отцов и де-
дов. Одно из наиболее почитаемых ими божеств - богиня моря Седна. Она
заботится о том, чтобы в океане всегда было изобилие тюленей и рыбы:
охота и рыболовство - основа жизни эскимосов. Согласно легендам, богиня
Седна не любит людей, загрязняющих отходами своей жизнедеятельности при-
роду.


Четыре кружки пива

Правительственное законодательство Аляски по охране окружающей среды
ушло далеко вперед по сравнению с другими штатами Америки. Оно направле-
но на то, чтобы сохранить чистоту и красоту проливов, озер и морских пу-
тей. Но в 1989 году Седна получила самый страшный удар от человека -
танкер "Эксон Вальдез" сел на риф в одном из самых чистых проливов мира.
В кристально чистые воды были выброшены миллионы галлонов сырой неф-
ти.
"Большой плевок" - так теперь называют местные жители выброс нефти -
произошел 24 марта 1989 года, ровно через четыре минуты после полуночи.
Капитана Джозефа Хэзлвуда, хозяина супертанкера "Эксон Вальдез", в этот
час на капитанском мостике не было.
Сорокадвухлетний Хэзлвуд в ту пору находился на вершине карьеры и за-
рабатывал 150 тысяч долларов в год как один из самых лучших капитанов
компании "Эксон". Он был богат, уважаем, занимал ответственное положение
и... любил выпить. По утверждению некоторых журналистов любовь капитана
к спиртному и привела к трагедии корабля в холодную звездную ночь.
Открытие нефтяных месторождении на Аляске в 1968 году стало для мест-
ных жителей, получавших доходы до сих пор только от рыболовства, охоты и
туризма, истинным "божьим даром".
Доходные статьи от нефти снизили налоги штата. Население получило
возможность зарабатывать неплохие деньги. "Черное золото" полилось в ог-
ромные трюмы супертанкеров. Но вместе с нефтью стал изменяться и патри-
архальный образ жизни, который складывался у местных жителей и эскимо-
сов. Появился риск несчастного случая, а грубый мир нефтяников и моряков
навсегда лишил этот регион очарования чистоты и нетронутости.
Взрыв деловой активности привел к резкому увеличению судоходства в
проливе Принца Уильяма. Многолетние споры о том, как выгоднее перебрасы-
вать нефть за три и более тысячи миль к жаждущим рынкам, завершились.
Изучив всевозможные варианты, включая строительство нефтепровода че-
рез Канаду до Калифорнии и Среднего Запада, нефтедобывающие компании от-
дали предпочтение супертанкерам. Последним аргументом стало естественное
нежелание перебрасывать американские ресурсы по территории иностранного
государства.
Для осуществления общего замысла компании Аляски и федеральное прави-
тельство построили нефтепровод, соединивший нефтепромысел в зоне вечной
мерзлоты с портом Вальдез, где могли швартоваться супертанкеры.
Нефтепровод до порта Вальдез состоит из 101850 секций стальной трубы
диаметром 48 дюймов. Он проходит через реки и озера, расположенные в
арктической зоне.
Гигантские супертанкеры загружаются сырой нефтью и перевозят ее в
порты Техаса и Калифорнии для очистки.
23 марта к концу дня "Эксон Вальдез" принял в танки 1 миллион 260 ты-
сяч баррелей нефти.
Капитан Хэзлвуд, его третий помощник Грегори Казен и рулевой Роберт
Каган перед отправкой в обратный рейс сошли на берег.
Вопреки общим правилам, запрещающим распитие спиртных напитков в мо-
ре, и инструкциям компании "Эксон", запрещающим потребление алкоголя по
крайней мере за четыре часа до начала рейса, капитан и его двое помощни-
ков зашли выпить пива в клуб нефтяников.
Позже свидетели покажут, что капитан выпил не менее четырех кружек.
Руководители компании знали о его предыдущих запоях и один раз даже по-
сылали на принудительное лечение.
Старший помощник капитана Джеймс Шимински сказал: "Он пил на берегу и
на борту".
В 1984 году, после автоаварии, Хэзлвуд был осужден за управление ав-
томобилем в нетрезвом состоянии.
Через год он прошел 28-дневный курс антиалкогольного лечения в клини-
ке, расположенной недалеко от его дома на Лонг-Айленде.


Курс изменен

Просидев в клубе около часа, Хэзлвуд со своей компанией вернулся в
док и стал готовиться к отплытию.
В 9 часов 10 минут вечера капитан вышел на мостик "Эксон Вальдез",
который поднимал якоря, чтобы направиться в Лонг-Бич, Калифорния, где на
мощном перерабатывающем комплексе ждали прибытия груза.
Лоцман Уильям Мерфи, по правилам, обязан был вести корабль два часа,
пока не обогнет мелководье и подводные камни.
Позже Мерфи сообщит экспертам, что слышал запах алкоголя на капитанс-
ком мостике, но поведение капитана не показывало, что он пьян.
Корабль, превышающий по длине три футбольных поля, вышел в обратный
рейс на час раньше графика. Двигатели мощностью более 35 тысяч лошадиных
сил, установленные в его недрах, казалось, служили гарантией от любых
возможных неприятностей.
Вскоре после 11 часов 30 минут вечера, через несколько минут после
того как лоцман Мерфи оставил капитанский мостик и вернулся домой на
портовом катере, капитан Хэзлвуд связался по радио с местной береговой
охраной и сообщил, что он изменил курс корабля и направил его с выходно-
го, забитого льдом прохода во входной, свободный ото льда канал.
Приблизительно в 11 часов 50 минут ночи Хэзлвуд сдал вахту и, соот-
ветственно, контроль над танкером третьему помощнику Казену. Второй по-
мощник капитана Ллойд Кейн в это время спал в своей каюте сном праведни-
ка.
Правила морского судоходства недвусмысленно констатируют, что в по-
добных обстоятельствах ответственность должен был принять на себя Кейн.
Эксперты единодушно считают, что это правило чаще нарушается, чем соблю-
дается многими капитанами.
Береговая охрана должна была дать Хэзлвуду разрешение на поворот во
входной канал, но потеряла радарную связь с кораблем.
Между тем капитан Хэзлвуд приказал Казену войти во входной канал.
Случилось это, когда корабль достиг навигационной точки возле острова,
расположенного в трех милях севернее острых подводных скал.
Когда произошла катастрофа, капитан находился в своей каюте, заполняя
документацию.
"Эксон Вальдез" отклонился от курса, по которому ему следовало идти,
более чем на милю.
Одна из причин отклонения, возможно, заключалась в том, что рулевой
Роберт Каган, слишком резко повернув корабль к входному каналу, совершил
контррулевой маневр, чтобы снизить ход. Этот маневр был внесен в судовой
журнал, который является чем-то вроде морского "черного ящика".
Каган повторил маневр правым рулем. И тогда капитан Хэзлвуд услышал
грохот разрываемой стали. Он понял - произошло нечто ужасное.
Почти тут же третий помощник Грегори Казен сообщил ему по телефону:
"Мы терпим бедствие!"
Хэзлвуд бросился на капитанский мостик и мгновенно понял, что корабль
сел на риф и опасно раскачивается, словно огромные качели, уравновешен-
ные в центре. Прежде всего он убедился, что самостоятельно с рифа им не
сойти, так как в этом таилась угроза, что "Эксон Вальдез" либо перевер-
нется, либо у него разломится корма.
Для Хэзлвуда наступила самая длинная ночь в его жизни.
В стальном днище 300-метрового корабля образовались огромные пробои-
ны, некоторые из них достигали пяти метров в длину. Восемь из пятнадцати
танков были разорваны.
Пройдет совсем немного времени, и нефть из них окажется в проливе и
вызовет экологическую катастрофу.
Несмотря на упреки в пьянстве, эксперты потом заявят, что Хэзлвуд
оказался великолепным специалистом, не потерявшим присутствия духа в
сложнейших обстоятельствах. Используя мощность машин, он удерживал ко-
рабль в стабильном положении, крепко прижав его к рифу и ограничив таким
образом выброс нефти в море.
После того как "Эксон Вальдез" сел н ариф, снова восстановилась радар-
ная связь с береговой охраной. Но, видимо, из-за бюрократических прово-
лочек работники этой службы появились на борту корабля только через три
часа.


Уборка

Наступил день, и люди воочию узрели весь ужас свершившейся экологи-
ческой катастрофы. На некоторых участках моря, загрязненных нефтью, уже
появились трупы морских выдр и птиц.
Катастрофа, о которой предупреждали ученые, произошла.
За два года до нее представитель консорциума мощных нефтяных компаний
надменно заявил: "Выброс нефти в море невозможен".
В дальнейшем консорциум хвастливо распространялся о новейших
средствах по уборке нефтяных пятен.
Утверждалось, что они могут быть доставлены на место происшествия в
течение пяти часов, чтобы нейтрализовать любое загрязнение.
Но прошло не пять, а десять часов, и только тогда появились первые
команды по уборке.
За это время из распоротого брюха танкера в воды пролива вылилось 40
миллионов литров нефти. Прибывшие на место катастрофы рабочие с помощью
своей техники не смогли справиться с таким гигантским нефтяным выбросом.
Оказалось, что разрекламированное оборудование, работая на полную
мощность, едва справилось с уборкой 250 тысяч галлонов нефти в январе
того же года. Теперь у рабочих не было ни сил, ни техники, чтобы сдер-
жать расползающееся пятно.
Пятно увеличивалось. Стоял штиль, и химические очистители нельзя было
использовать: штилевая погода делала их неэффективными.
Береговая охрана, которая по закону должна иметь всегда под рукой су-
да, способные справиться с "главным" нефтяным пятном, держала свой ми-
ни-флот в Сан-Франциско, за две тысячи миль от места катастрофы.
В воскресенье, 26 марта, подул ветер. Он взбивал покрытую нефтью по-
верхность моря в "пенистый крем" и сводил на нет попытки снять его. Этот
налет попытались поджечь, но безуспешно.
Величайшее в истории нефтяное пятно, покрывшее 900 квадратных миль,
выплеснулось в узкие бухты, где обитали морские выдры и гнездились де-
сятки видов птиц.
Нефть покрыла черной слизью когда-то чистые берега, где тюлени
вскармливали своих малышей.
Итоги катастрофы для природы оказались ужасными: погибли 86 тысяч
птиц, в том числе 139 редчайших белоголовых орлов, 984 морские выдры, 25
тысяч рыб, 200 тюленей и несколько дюжин бобров. Были уничтожены миллио-
ны мидий, морских ежей и других обитателей морских глубин. Высказывались
опасения, что тысячи умерших морских выдр утонули в море.
Некоторые участки побережья необходимо было промывать моющими хими-
ческими средствами до семи раз.
Ученый-эколог Пол Уиллард сказал: "Выброс нефти произошел в самом
худшем месте. Скалистые берега пролива Принца Уильяма изрезаны бесчис-
ленными пещерами и бухтами, где собралась вытекшая нефть и оставалась
там многие месяцы, убивая молодь рыбы, которая плодилась на мелководье".


Судебная тяжба

На "Эксон" обрушился шквал критики. Газеты призывали людей не поку-
пать продукцию компании, и ее заправочные колонки опустели. Страна с
презрением отвергла показное рыцарство компании по отношению к устране-
нию последствий катастрофы.
Президент компании Фрэнк Джеросси отражал удары миллиардом долларов,
выделенным для очистки. "Эксон" также выступила с заявлением о выплате
компенсации рыбакам и другим людям, которые понесли прямой урон в ре-
зультате выброса нефти.
Выискивая виновных, легче всего было указать пальцем на капитана
Хэзлвуда за его пристрастие к выпивке.
После катастрофы он пережил трудные дни.
В качестве причины аварии "Эксон" приводила положительные анализы
крови на содержание алкоголя, взятые у капитана через девять часов после
происшествия. Но последующее исследование пришло к заключению, что Хэзл-
вуд в этой критической обстановке действовал достойно и с большим умени-
ем. Возможно, он и выпил после происшествия, но только для того, чтобы
успокоить нервы.
Немалую роль в катастрофе сыграли усталость команды в сочетании с
ошибками в судовождении.
В эту ночь на борту огромного танкера работали только двадцать моря-
ков - к тому времени, когда командование кораблем принял капитан Хэзл-
вуд, двадцать четыре человека были уволены.
Часть вины возложили на береговую охрану, которая в эту ночь потеряла
связь с кораблем. Если бы этого не случилось, она имела бы возможность
предупредить команду, что корабль отклонился от курса и зашел в опасные
воды.
После катастрофы компания ввела на своих судах новые, более строгие
антиалкогольные правила.
Однокорпусные танкеры, действующие в проливе, заменены на двухкорпус-
ные. Но для тех, кто здесь живет, это очень слабое утешение.

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама