Рейтинг
Порталус

Д.Б. Купер: На грани фантастики

Дата публикации: 10 октября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: РАЗНОЕ Мировые сенсации →
Номер публикации: №1097426526


Источник: Энциклопедия мировых сенсаций ХХ века. Том 2: Ошибки и катастрофы.

Террористы - угонщики самолетов - объект постоянной головной боли
правительств цивилизованных государств и причина страха экипажей авиа-
лайнеров и их пассажиров. Каким же образом неизвестный американец сумел
захватить самолет, получить за него выкуп и исчезнуть, оставшись леген-
дарным героем в памяти людей?

Немногим угонщикам самолетов удается стать героями. Но именно это
произошло с Д.Б. Купером - одним из наиболее таинственных американских
преступников, который получил выкуп за пассажирский самолет в размере
200 тысяч долларов наличными и за одну ночь стал народным героем!
Обожаемый миллионами людей, которые по сей день продолжают восхвалять
его, Купер, тем не менее, угрожал отправить на небеса более 150 ни в чем
не повинных мужчин, женщин и детей, если власти не явятся к нему с
деньгами.
Но отчаянная смелость преступника и тот факт, что в конце концов ник-
то при этом не пострадал, привлекли внимание всей Америки и превратили
таинственного маленького человека в современного Робин Гуда.
Действительно, это было фантастически исполненное преступление. И по
сей день, через двадцать с лишним лет, никто так и не знает, что же про-
изошло с преступником. Погиб ли он после своего отчаянного прыжка в
ночь? Умер ли от неизлечимой болезни? Или до сих пор жив и пользуется
своей преступной добычей?
Никто не знает, как закончилась эта необычная история, но очень мно-
гие знают, как она начиналась 24 ноября 1971 года в аэропорту Портленда,
штат Орегон.
Сотни пассажиров толпились у выходов на посадку, стремись поскорее
попасть домой или к друзьям, чтобы вместе отметить национальный праздник
Америки. И ни один из них не обратил внимания на спокойного невысокого
парня с брезентовой сумкой. Среди толкотни и праздничной суеты он дер-
жался подчеркнуто невозмутимо, спрятав глаза за темными очками.
Прошел час, пока 150 пассажиров рейса на Сиэтл наконец пригласили на
посадку.


Короткая записка

Д.Б. Купер - это имя человек назвал, покупая билет, - встал с кресла в
зале ожидания и направился к ожидавшему пассажиров "Боингу-727".
Единственным багажом, который он взял с собой, была все та же брезенто-
вая сумка. Войдя в самолет, Купер сел так, что кресло стюардессы, кото-
рое она занимает при взлете и посадке, оказалось напротив.
В следующие двадцать пять минут, пока самолет пробивался сквозь обла-
ка к Сиэтлу, этот человек продолжал изображать обычного пассажира. А по-
том, примерно на середине 400-мильного маршрута, нажал кнопку над своим
креслом и вызвал стюардессу.
Тина Маклоу, услышав сигнал, решила, что пассажиру захотелось пить
или ему понадобилось одеяло.
К ее ужасу, мужчина вручил ей короткую, но не оставляющую сомнений
записку: "У меня с собой бомба. Если я не получу 200 тысяч долларов,
разнесу всех на куски".
Ошеломленная Маклоу раз за разом перечитывала записку. Не отрывая от
девушки взгляда, Купер приоткрыл сумку как раз настолько, чтобы она убе-
дилась: это не дурная шутка и не блеф. Девушка отчетливо увидела внутри
сумки прямоугольные плитки динамита, провода и детонатор. Потом мужчина
закрыл сумку и проводил взглядом стюардессу, которая изо всех сил стара-
лась идти спокойно.
Как только Маклоу передала угрожающее послание тихого пассажира пот-
рясенному экипажу, пилот тут же связался с наземным контролем в Сиэтле и
сообщил о том, что происходит на борту. Уже через несколько минут группа
лучших агентов ФБР, полицейские снайперы и даже несколько подразделений
национальной гвардии заняли свои места в ключевых пунктах аэропорта.
Власти были уверены, что предстоит долгая ночь переговоров.
Всем участникам событий, включая Купера, оставалось лишь одно -
ждать. В ближайшие тридцать пять минут самолет должен был совершить по-
садку в Сиэтле.


Ожидание в Сиэтле

Когда на подходе к Сиэтлу самолет начал снижаться, командир сделал
краткое сообщение для пассажиров. Он предупредил, что высадка будет нес-
колько задержана. Причину объяснять не стал. И пассажиры восприняли но-
вость с вполне понятным унынием.
Пока соседи Купера по салону сердито рассуждали о сорванных деловых
встречах и омраченных праздничных обедах, он встал с кресла и, крепко
прижимая к груди брезентовую сумку, прошел к кабине экипажа, где находи-
лись командир и два его помощника.
"А сейчас, джентльмены, - спокойно сказал он, - попрошу сидеть спокойно
и не оглядываться".
Следующие двадцать пять минут шли оживленные переговоры по радио. Ку-
пер объяснил сначала тем, кто находился на башне контроля за полетами, а
потом старшему полицейскому офицеру, что его требования таковы: 200 ты-
сяч долларов в подержанных купюрах и четыре парашюта в обмен на освобож-
дение всех заложников.
Власти поняли, что выхода нет. Они не имели права рисковать жизнью ни
в чем не повинных людей, которые могли погибнуть от взрыва при вооружен-
ной попытке освобождения.
Конечно, неохотно, но они все же отправили к захваченному лайнеру
двух агентов ФБР. Одетые в форму работников аэродромного обслуживания,
они вкатили на борт самолета тележку, на которой красовался мешок с
пломбой. Раскрыв его, Купер возликовал: внутри лежали деньги и парашюты.
Угонщик сдержал слово и позволил всем пассажирам покинуть самолет Не-
вероятно, но факт: только оказавшись в главном зале ожидания аэропорта,
встреченные толпой репортеров пассажиры узнали, что были заложниками при
захвате самолета преступником.


Под угрозой взрыва

Пока освобожденные пассажиры, узнав ошеломляющую новость, приходили в
себя сначала от удивления, а потом и от шока, Купер готовился приступить
к осуществлению второго этапа своего тщательно продуманного плана.
Экипаж лайнера под угрозой взрыва бомбы оставался на своих местах.
Купер потребовал, чтобы самолет дозаправили и выдали летчикам все необ-
ходимые данные для полета в Мексику.
Во время переговоров с наземными службами аэропорта и пилотами Купер
проявил такое знание деталей воздушного сообщения и технических возмож-
ностей самолета, что представители правоохранительных органов поняли,
что имеют дело с хорошо подготовленным, умным и расчетливым преступни-
ком.
Как только его требования были выполнены, Купер приказал капитану
Биллу Скотту поднять самолет в ночное небо. К хвосту "боинга" сразу же
пристроился реактивный истребитель ВВС США.
Но угонщик, человек осторожный и сообразительный, судя по его поведе-
нию, заранее просчитал все варианты действий властей.
Вскоре после того как самолет набрал высоту, Купер приказал капитану
Скотту взять курс на юг. При этом он проявил отличное знание не только
летного дела, но и сложных вопросов аэродинамики.
"Летите с опущенными на пятнадцать процентов закрылками, - сказал Ку-
пер. Шасси пусть остаются выпущенными. Скорость - чуть меньше девяноста
метров в секунду. Откройте заднюю дверь и не поднимайтесь выше двух ты-
сяч метров".
Капитан Скотт, пораженный столь точными инструкциями (ему тоже стало
ясно, что угонщик - не обычный преступник), быстро просчитал ситуацию и
сообщил Куперу, что при таком режиме полета у них может скоро кончиться
горючее. Купер спокойно ответил, что капитан может приземлиться в Рино,
штат Невада.
Выходя из кабины пилотов, угонщик приказал экипажу замкнуть стальную
дверь, отделяющую кабину от остальной част "боинга", до самого конца по-
лета и привести в действие систему, открывающую заднюю дверь самолета,
как только он выйдет из кабины. Капитан подчинился, и салон "боинга" в
мгновение ока заполнил поток холодного разреженного воздуха.
Следующие четыре часа Скотт и его товарищи летели навстречу неизвест-
ности, в точности выполняя данные Купером инструкции. И лишь после того
как они благополучно приземлились в Рино, выяснилось, что их единствен-
ный пассажир буквально растаял в ночи.
Позже тщательное изучение показаний приборов "черного ящика" позволи-
ло установить чуть заметный, но несомненно ощутимый мгновенный подъем
самолета в 8 часов 15 минут утра - через тридцать две минуты после взле-
та в Сиэтле. Под покровом темноты и облаков, которые скрыли его от соп-
ровождающего "боинг" истребителя, Купер спрыгнул с самолета, крепко при-
вязав к поясу свою преступную добычу.
На первый взгляд это преступление с точки зрения его исполнения каза-
лось безупречным. Еще бы! Купер не только успешно скрылся, но и обвел
при этом вокруг пальца полицию, ФБР и ВВС Соединенных Штатов, которые
вместе противостояли ему!
И тем не менее данные "черного ящика" показали, что он все-таки со-
вершил ошибку - единственную, но очень серьезную. В тот момент, когда Ку-
пер покидал самолет, "боинг" летел над юго-западной частью штата Вашинг-
тон. Это пересеченная местность, заросшая густым лесом.
Кроме того, за бортом самолета температура воздуха была ниже нуля.
Легкий костюм и плащ - слабая защита от холода. Таким образом, шансы Ку-
пера выжить после прыжка представлялись ничтожными. Преобладало мнение о
том, что преступник должен был неминуемо погибнуть.
Район возможного приземления Купера был настолько неприветлив, что
группы наземного поиска то и дело попадали в непроходимые болота. В этих
условиях власти были вынуждены организовать поиск с воздуха. Так продол-
жалось две недели подряд. Но самолеты, снабженные чувствительными сен-
сорными датчиками, никого не смогли обнаружить.
Газеты начали писать о том, что террорист объявится где-нибудь вновь.
Словно в ответ на эти предположения через три недели после угона самоле-
та в редакцию газеты "Лос-Анджелес тайме" пришло загадочное письмо.
"Я вовсе не современный Робин Гуд, говорилось в нем. - К несчастью,
мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолета был для меня
самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни.
Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или
героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошел бы на такой ог-
ромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за сделанное, не
осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем бо-
лее что этого никогда не произойдет. С самого начала я знал, что меня не
поймают. Со дня того происшествия я уже несколько раз летал на различных
маршрутах. Я не собираюсь забиваться в нору где-нибудь в старом, зате-
рянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за всю
свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку".


Сенсация или фальсификация?

Письмо вызвало сенсацию. Купер не считал себя героем, но общество
сочло иначе.
В редакции газет и на радио хлынул поток писем, авторы которых восхи-
щались его ловкой проделкой.
Майки с именем террориста на груда мгновенно стали такими же модными,
как прежде одежда с надписью "Мир и любовь".
Сотни молодых женщин готовы были назвать себя его невестами, конечно,
если бы он объявился.
Но Купером были очарованы далеко не все. ФБР составило весьма убеди-
тельный психологический портрет преступника, однако решило не предавать
его гласности, чтобы не подливать масла в огонь общественного мнения.
Было немало и тех, кто сомневался, что именно Купер написал письмо в
редакцию газеты.
Многие жители того района, над которым Купер выпрыгнул из самолета,
прежде всего лесорубы, открыто говорили, что письмо - проделка ловкого
жулика. Они были убеждены, что Купер погиб либо во время прыжка, либо
чуть позже, и продолжали в глухой местности настойчивые поиски получен-
ных преступником денег. Тем же занимались по выходным дням сотни любите-
лей приключений, которые отправлялись за "добычей Купера", хотя этих
скорее привлекали нехоженые тропы, чем серьезный поиск сокровищ.
В то время как искатели - и люди подготовленные, и любители - навод-
нили район, где должен был приземлиться Купер, власти продолжали попытки
обнаружить с воздуха хоть какие-нибудь следы угонщика-призрака или его
добычи. Кстати, официальные лица тоже сомневались в подлинности письма в
"Лос-Анджелес тайме" и были уверены, что Купер погиб после своего знаме-
нитого прыжка.
Но все поиски окончились неудачей.
Через год после угона самолета ФБР заявило в печати, что уверено в
смерти преступника.
А еще через четыре года, 24 ноября 1976 года, дело Купера было офици-
ально закрыто.
С этого времени, если, конечно, допустить, что Купер все-таки жив,
ему формально могли предъявить лишь обвинение в уклонении от уплаты нало-
гов.
После этого многие решили, что услышали имя Купера в последний раз. И
они оказались правы... на несколько лет.
Но в 1979 году охотник, преследовавший оленя, наткнулся в лесу на
тронутую ржавчиной табличку с надписью: "Люк во время полета должен быть
плотно закрыт". Это оказалась предупредительная табличка с задней двери
злополучного "Боинга-727". Новость вызвала такой ажиотаж, что тысячи ис-
кателей кладов вновь кинулись в глухие леса, где она была обнаружена.


Добыча Купера

Однако, несмотря на отчаянные усилия искателей сокровищ, пропавшая
добыча долго оставалась ненайденной. И вот в 1980 году, ровно через де-
вять лет после того, как Купер выкинул свой номер, отец и сын Гарольд и
Брайан Ингрэмы шагали по грязному берегу Колумбия-ривер, к северо-западу
от Портленда. Вдруг восьмилетний мальчик заметил пачку старых, выцветших
на солнце двадцатидолларовых купюр. Когда их собрали, всего оказалось 6
тысяч долларов.
Представители властей пришли к выводу, что купюры эти принесены тече-
нием сверху, с севера. Эксперты сверили их серийные номера с номерами на
банкнотах, которые в свое время были выданы террористу. Никаких сомнений
не осталось - найденные деньги оказались частью "добычи Купера".
Для многих эта находка стала доказательством того, что Купер действи-
тельно погиб во время прыжка с парашютом.
Случайная находка Ингрэмов послужила искрой для очередного взрыва ин-
тереса к деньгам Купера со стороны как местных жителей, так и приезжих,
которые вновь потянулись в этот район в надежде разбогатеть в одночасье.
И вновь их надеждам не суждено было сбыться. Больше никто никаких де-
нег не нашел.
Однако в 1989 году один водолаз-любитель в поисках следов "добычи Ку-
пера" нашел в реке, примерно на милю выше того места, где Ингрэмы обна-
ружили деньги, маленький парашют.
К великому разочарованию тех, кто взволновался в связи с этой наход-
кой (несмотря на то, что прошло много лет, искателей удачи не стало
меньше), было установлено, что парашют этот никакого отношения к Куперу
не имеет.
Эрл Коссей, человек, который в свое время укладывал парашюты, пред-
назначенные для Купера, заявил, что найденный нельзя даже сравнивать с
теми, что получил угонщик самолета. Скорее всего, сказал Коссей, найден-
ный парашют применялся при пуске осветительной ракеты. А может быть, это
вообще детская игрушка.
Водолаза, который нашел парашют, нанял калифорнийский юрист, бывший
агент ФБР Ричард Тосо. Вот уже десять лет каждый последний четверг нояб-
ря - День благодарения он проводил в поисках следов Купера.
Тосо, написавший книгу под названием "Д.Б. Купер, мертвый или живой",
утверждает, что угонщик самолета утонул и его останки непременно должны
были застрять между свай, которые вбиты в дно реки через каждые полмили
на случай наводнения.
"Купер понятия не имел, где находится, когда выбрасывался с парашю-
том, - пишет Тосо. - Он упал в воду спиной с пачками денег, привязанными к
поясу, и пошел ко дну. Он и сейчас где-то там, на дне. И остальные
деньги тоже там, зацепившиеся за острый камень или занесенные илом".
Несмотря на ежегодно предпринимаемые поиски, Ричард Тосо, как и сотни
других искателей кладов, так ничего и не нашел. Но отказываться от своей
затеи не намерен.
Выжил ли Д.Б. Купер, куда девались остальные деньги - все это и сегод-
ня остается такой же загадкой, как много лет назад.
И похоже, она не будет разгадана никогда.

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама