Рейтинг
Порталус

Справка по применению положений Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему

Дата публикации: 18 августа 2014
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1408382637


 Приложение к письму Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 31 августа 1999 г. N 01- 31/23191

В 1994 г. Российская Федерация присоединилась к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера (1950 г.) и Протоколу к нему (1976 г.).

В целях исполнения Соглашения и Протокола ГТК России был издан целый ряд правовых актов, последние из которых являются предметом рассмотрения, - указание ГТК России от 17 марта 1999 г. N 01-15/8613 и Методические рекомендации по его реализации.

Принимая во внимание, что Соглашение и Протокол являются сложными для исполнения с правовой точки зрения документами, целью издания Методических рекомендаций было стремление оказать таможенным органам методологическую помощь в применении норм Соглашения и Протокола и положений налогового законодательства Российской Федерации при ввозе товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера, в том числе разъяснить правовую основу предоставления таможенных льгот в отношении таких товаров, для чего в разделе I приведены извлечения из положений, Соглашения и Протокола, законодательных актов Российской Федерации.

Прежде всего, необходимо отметить, что Федеральный закон от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" в части таможенного и налогового регулирования не является основанием для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и НДС в отношении продукции СМИ и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, так как в соответствии со ст. 6 данного Закона "льготы, предусмотренные статьями 2-5 Закона, применяются в порядке и на условиях, которые определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации по налоговым, таможенным, валютным и бюджетным вопросам". Именно поэтому в пакете с названным Законом были приняты соответствующие изменения в федеральные законы по налоговым (Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах") и таможенным (Федеральный закон от 25 ноября 1995 г. N 185-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе") вопросам.

Кроме того, Таможенным кодексом Российской Федерации установлено, что применение таможенными органами таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Законами Российской Федерации "О таможенном тарифе" и "О налоге на добавленную стоимость" (ст. 111, 112 Кодекса). Порядок взимания таможенных сборов за таможенное оформление определяется непосредственно Таможенным кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем ст. 6 Таможенного кодекса предусматривает превалирование правил международных договоров Российской Федерации над предусмотренными Кодексом и иными актами законодательства по таможенному делу.

В этой связи предоставление в отношении ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации продукции СМИ и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и

стр. 58


культурой, льгот по уплате ввозной таможенной пошлины основано на положениях Соглашения и Протокола, а по уплате НДС - и на положениях национального законодательства, о чем подробно разъяснено в разделе 1 Методических рекомендаций.

В отношении изложенных в обращении замечаний по тексту Методических рекомендаций сообщаем.

По пункту 1. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями (ст. 26 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"). Язык, на котором изданы печатные издания, никоим образом не определяет их происхождения.

Следует отметить, что Российская Федерация присоединилась не только к Соглашению, но и к Протоколу к нему. Ограничения, налагаемые на материалы "являющиеся продукцией другого государства-участника", согласно п. 1 Протокола распространяются на приложения к нему, в том числе на приложение А, в котором указаны печатные книги.

Таким образом, связанная с образованием, наукой и культурой книжная продукция отечественных издательств, изготовленная за рубежом и ввозимая на территорию России для последующей реализации, не будет облагаться НДС при условии, если она произведена в стране, являющейся участником Соглашения и Протокола.

Основанием для освобождения от НДС продукции СМИ и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, ввозимой в рамках Соглашения и Протокола, служат п. 2 ст. 1 Соглашения и п. 2(а) Протокола, согласно которым Договаривающиеся Государства вправе облагать ввозимые материалы внутренними пошлинами (налогами) или другими внутренними сборами любого рода, взимаемыми в момент ввоза или после него, при условии, что они не превышают сборы (налоги), которые прямо или косвенно применяются к подобным отечественным изданиям.

Поскольку Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" установлено освобождение от НДС оборотов по реализации продукции СМИ и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, согласно приведенным положениям Соглашения и Протокола аналогичная импортируемая продукция не подлежит обложению НДС.

Обложения или сборы, помимо таможенных пошлин, налагаемые при ввозе или в связи с ним, не противоречат подп. (b) п. 2 ст. 1 Соглашения и подп. (b) пункта 2 Протокола.

По пунктам 2 и 3. В отношении п. 1.1. раздела I Методических рекомендаций отмечаем, что освобождение от уплаты таможенной пошлины в отношении "книг, публикаций и документов... опубликованных частными коммерческими предприятиями или для них, главным образом в целях рекламы", не применяется на основании п. (b) Приложения А к Соглашению.

Приведенные в Приложении А исключения (в том числе названный выше п. (b), указанные в скобках в конце Приложения, не могут противоречить ст. 6 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" по тем основаниям, о которых говорилось выше.

Кроме того, определение доли рекламы в книжных и периодических изданиях, подлежащих или не подлежащих обложению таможенными пошлинами, не входит в компетенцию таможенных органов так же, как и отнесение таких изданий к эротическим. Именно поэтому Правительство Российской Федерации в своем постановлении от 6 июля 1994 г. N 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему" (в редакции постановления от 9 января 1999 г. N 28) обязало не только ГТК России, но Минобразования России, Миннау-ки России, Минкультуры России, Госкомпечати России принять меры по исключению воз-

стр. 59


можностей использования материалов, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения и Протокола, в целях, отличных от предусмотренных в Соглашении и Протоколе.

При непосредственном участии специалистов указанных министерств и ведомств ГТК России был разработан порядок контроля за ввозимыми в рамках Соглашения и Протокола материалами, который отражен в Методических рекомендациях.

Следует отметить, что все министерства и ведомства поддержали необходимость подтверждения характера ввозимых материалов и ими было принято решение о том, что подписывать справки будут их первые лица.

Кроме того, такое требование ГТК России соответствует положениям ст. 174 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей право таможенных органов запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах, и для иных таможенных целей.

Если подтверждение, выданное одним из министерств или ведомств, о характере ввозимых материалов, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера, может действовать в течение года, как это предусмотрено в п. 2.1. Методических рекомендаций, то требование о представлении подтверждения о количестве рекламы, содержащейся в продукции СМИ, на каждый ее отдельный номер или выпуск вытекает из определения средства массовой информации рекламного характера, данного в ст. 1 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации."

Опубликовано на Порталусе 18 августа 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама