Рейтинг
Порталус

Мнение. ПИСАТЬ ВСЮ ПРАВДУ ОБ ИСТОРИИ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Дата публикации: 14 ноября 2015
Автор(ы): Р. Х. БАРИЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1447533447


Р. Х. БАРИЕВ, (c)

Исследователи отмечают, что этноним "чуваш" появился в русских источниках в начале XVI века. Если это так, то возникает вопрос: а как же называли русские предков чувашей до начала этого столетия? Не могли же русские, живя с чувашами бок о бок, не знать и как-то не называть их? На исторических картах мы видим: западнее Оки - русские, у слияния Камы с Волгой - булгары, юго-западнее современной Чувашии - мордва, севернее ее, за Волгой - черемисы (марийцы), а в окружении этих названий - "белое пятно", как будто там и не жил никакой народ, а территория была "зарезервирована" для булгар, когда они в 1236 г. потерпят поражение от монголов, переселятся на эти места и ассимилирую і какие-то местные безымянные малочисленные финно-угорские племена и в дальнейшем составят чувашский народ.

Источники утверждают, что еще до прихода в Среднее Поволжье булгар шло формирование чувашского народа на тех землях, где он проживает и сейчас. Видимо, после монгольского нашествия какая-то часть правобережных булгар бежала к чувашам. Основная же масса спасавшихся от монголов булгар ушла на север, за Каму. Из русских летописей известно, что после 1236 г. булгары появились и на Руси, а чтобы сделать это, им надо было пересечь чувашские земли. Однако большая часть булгар осталась на своих землях. Это вытекает хотя бы из того, что в сравнительно короткий срок булгарские города были восстановлены и в золотоордынский период достигли значительного развития.

Монголы были кочевым народом, и те из них, что остались в низовьях Волги после возвращения основного войска в Монголию, были основателями Золотой Орды. В силу своей кочевой жизни монголы вряд ли могли поселиться в земледельческой Волжской Булгарии: она, как и русские княжества, была обложена данью и сохранила в составе Золотой Орды свою автономию, имела своих ханов, которые пытались проводить самостоятельную политику. Так что восстановить булгарские города, их ремесла и торговлю могли только сами булгары.

Представление, будто булгары в большинстве ушли со своих земель и на их место пришли татары, а оставшиеся булгары с ними смешались, порождалось стремлением некоторых дореволюционных истори-

стр. 188


ков изобразить казанских татар потомками монголо-татар, а чувашей - потомками разбитых и завоеванных ими булгар. На руку этой версии сыграла и татарская буржуазия, которой импонировало "родство" с татарами Золотой Орды. Эта версия вопреки этнографическим, археологическим и историческим данным была воспринята и некоторыми советскими историками. В действительности же зарождение и развитие чувашского народа происходило параллельно возникновению и развитию булгар как единой народности, а казанские татары и чуваши - родственные народы.

Русские называли черемисами и чувашей, и марийцев. М. Н. Тихомиров приводит следующее летописное свидетельство: "[1523] В лето 7031 князь великий Васелеи Иванович всеа Руссии поитти х Казани и умедлиша, пришед, стал в Нижнем Новегороде, а на казанскую украину послал царя Шаагалея да с ним воевод своих боарина своего князя Васильа Васильевича Шуйского да Михаила Юрневича Захарьина. И они, шед, украину воевали и город Суреск на реке Суре поставили, и Мордву, и Черемису Казаньскую за государя всеа Руссии к шерти привели". Здесь речь идет о народах, живущих по р. Сура, - а это мордва и чуваши. Еще одно свидетельство: "[1590] А в 98-м году поставлен город Саратов. Того же году поставлен город в Черемисе Цывильской. [1591] В 99 году поставлен град в Черемисе Ераньской"1 . Река Цивиль течет по территории Чувашии с юга на север и впадает в Волгу, город же Цивильск на ней находится юго- восточнее Чебоксар - столицы автономной республики. Река Ярань начинается на севере Марийской АССР и течет по территории нынешней Кировской области.

Эти данные позволяют объяснить, почему русские летописи упоминают чувашей лишь с начала XVI века. Дело в том, что русские и марийцев, и чувашей называли черемисами. Марийцы и до сего времени называют чувашей "суасла мари". Однако русские видели и различия между этими двумя народами. Так, русские летописи марийцев называют "черемиса луговая", а чувашей - "черемиса горная".

После взятия Казани Иван Грозный приказал "всякую управу горным людям чинить в Свияжеском городе, а луговым и арским людям велел управу в Казани чинити"2 . Здесь горные люди - это чуваши, луговые - марийцы, арские - удмурты. По указу, те из них, которые перешли при взятии Казани на сторону русских, получили от царя определенные льготы. В то же время немалая часть чувашей, марийцев, удмуртов воевала на стороне казанских татар против царя.

Но эти сведения отсутствуют в школьных учебниках и популярных изданиях. В результате у народов, проживающих по соседству, создается превратное понимание прошлого своей страны, республики, края, что в свою очередь способствует сохранению у них неприязни друг к другу. Если мы желаем действительной дружбы наших народов, то надо говорить правду об их прошлом, без конъюнктурных правок типа: народы Поволжья были освобождены от ига Казанского ханства. Ведь оттого, что казанско-татарский феодализм был заменен русским, в их жизни в то время ничего не изменилось.

Не настала ли пора и в школьных учебниках, и в популярной литературе писать о прошлом наших народов так, как это было в действительности, то есть как его отражают источники, как его трактует современная наука? Почему бы на картах XIII - XVI вв. не сделать обозначения, соответствующие историческим данным: черемиса луговая - марийцы, чермиса горная - чуваши, ары - удмурты, булгары - татары?

Казанские татары вплоть до XIX в. называли себя булгарами, а название "татары" было им навязано правящими кругами Руси в период обострения отношений между Русским государством и Казанским ханством. Влияние официальной идеологии, обосновывавшей завоевание этого ханства, отчетливо видно и в летописях, и других источниках того времени: в них булгар начинают называть татарами. Возбуждение у русского народа неприязни к ним соответствовало корыстным интересам бояр и дворян, стремившихся захватить "подрайскую землицу" Казанского ханства.


1 См. Тихомиров М. Н. Русское летописание. М. 1979, с. 162, 231.

2 Кизилов Ю. А. Земли и народы России в XIII - XV вв. М. 1984, с. 71.

Опубликовано на Порталусе 14 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама