Рейтинг
Порталус

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИСТОРИКОВ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Дата публикации: 15 ноября 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1949, C. 3-8
Номер публикации: №1447574866


Историческая наука в нашей социалистической стране является одним из важнейших участков общего идеологического фронта. Её роль в формировании научного мировоззрения советских людей, в воспитании их как сознательных и активных строителей коммунизма и пламенных патриотов социалистической Родины весьма значительна. На советской исторической науке лежит ответственная обязанность не только давать научное объяснение "делам давно минувших дней", но и, исходя из обобщения исторического опыта, помогать правильному пониманию современных политических событий и перспектив дальнейшего развития человеческого общества.

 

Огромную ценность поэтому представляют для нас исторический опыт и достижения народов Советского Союза в советский период, когда под руководством рабочего класса и его авангарда - большевистской партии - народы Советского Союза положили начало действительной истории человечества. Рабочие и крестьяне нашей страны под руководством великой партии Ленина - Сталина преодолели все трудности, вызванные технико-экономической и культурной отсталостью страны, ликвидировали все эксплоататорские классы, отбили военные нападения мирового империализма и построили социалистическое общество. В настоящее время трудящиеся нашей страны, выйдя победителями из Великой Отечественной войны, решают задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму.

 

Исторический опыт пройденного пути вдохновляет и мобилизует советских людей на борьбу за построение коммунистического общества, помогает найти наиболее верные пути и способы движения вперёд. Но исторический опыт и великие достижения нашей страны являются не только достоянием советского народа: они имеют и всемирно-историческое значение. Путь, пройденный рабочими и крестьянами советской страны с 1917 г., путь из мрака нищеты, бесправия и жестокой эксплоатации к социалистическому строю, созидающему коммунизм, служит примером и образцом для трудящихся всего мира, для всего передового, прогрессивного человечества. История героической борьбы рабочих и крестьян Советского Союза и гигантский опыт большевистской партии по организации и руководству социалистическим строительством представляют собою неоценимую сокровищницу, из которой коммунистические партии и трудящиеся стран народной демократии черпают силы и знания для борьбы за построение социализма. Пример и опыт народов Советского Союза облегчают трудящимся Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании, Монголии, Китая и Кореи их трудную, но прекрасную, благородную работу по социалистическому переустройству своих отечеств.

 

История возникновения и развития советского государства, его успехи и достижения глубоко интересуют также и трудящихся капиталистических стран и угнетённых народов колоний и полуколоний. Неуклонный рост экономической и культурной мощи социалистической державы оказывает огромное революционизирующее влияние на широкие массы трудящихся стран капиталистического мира. В 1933 г.

 
стр. 3

 

И. В. Сталин в своём докладе об итогах первой пятилетки говорил: "Успехи пятилетки мобилизуют революционные силы рабочего класса всех стран против капитализма, - таков неоспоримый факт. Не может быть сомнения, что международное революционное значение пятилетки действительно неизмеримо"1 . Так оценивал И. В. Сталин международное значение наших успехов в строительстве социализма.

 

Сейчас, шестнадцать с лишним лет спустя после выступления товарища Сталина, наша Советская страна продвинулась далеко вперёд по пути к коммунизму, её успехи и достижения приобрели поистине гигантские масштабы, а влияние Советского Союза на развитие современного человечества стало решающим. Советская страна являет сейчас миру величественную картину расцвета передовой цивилизации и культуры. Успехи и достижения великой страны социализма разоблачили и рассеяли, как дым, реакционные легенды идеологов и апологетов капитализма о том, что рабочие и крестьяне будто бы не могут творить и созидать без "руководящей помощи" капиталистов и помещиков. Огромные массы эксплоатируемых, угнетённых и обездоленных людей капиталистического мира всё более убеждаются в том, что единственный путь спасения от ужасов империалистической реакции, войн и национального угнетения - это путь к коммунизму, проложенный великим советским народом.

 

Из всего этого следует непреложный вывод, что научная разработка и написание истории советского общества и государства являются одной из самых актуальных и ответственных задач, стоящих перед советскими историками. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что к решению этой задачи наши историки по-серьёзному ещё не приступали. Как это ни кажется странным, но до сих пор сохраняется в высшей степени недопустимое положение, когда вместо давно ожидаемых народом и партией фундаментальных работ и исследований по истории советского общества советские учёные могут пока предложить лишь некоторое количество статей на второстепенные темы.

 

Ещё в середине тридцатых годов ЦК ВКП(б) и правительство поставили задачу написать научную историю советского общества и государства. В замечаниях И. В. Сталина, С. М. Кирова и А. А. Жданова по поводу конспекта учебника по истории СССР и в известном постановлении жюри правительственной комиссии по конкурсу учебников для 3 и 4-го классов средней школы по истории СССР были даны конкретные и ясные указания о том, как надо работать над научным изложением истории советского общества. В этих документах, имеющих руководящее значение для всех советских историков, очень подробно и обстоятельно рассмотрены и подвергнуты критике все основные ошибки, допущенные составителями учебников в разделах по истории СССР советского периода. Таким образом, советские историки ещё в 1934 и 1937 гг. получили весьма важные и авторитетные указания, как должно писать историю советского социалистического государства.

 

Мало того, наши историки имели перед собой указания на этот счёт в трудах В. И. Ленина, И. В. Сталина, в решениях съездов и конференций большевистской партии, а также в решениях пленумов ЦК ВКП(б). В. И. Ленин и И. В. Сталин создали теорию советского общества и государства, раскрыли законы и движущие силы социализма, разработали теорию построения коммунистического общества в нашей стране в условиях капиталистического окружения. В трудах В. И. Ленина и И. В. Сталина, в решениях съездов Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) глубокое освещение нашли все важнейшие проблемы экономического, политического, культурного и военного строительства и вопросы внешней политики советского государства на всём протяжении его существования. Исключительное значение для работы наших

 

 

1 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 368, изд. 11-е.

 
стр. 4

 

учёных над историей советского общества, имеет "История ВКП(б). Краткий курс", созданная трудами И. В. Сталина.

 

Однако за прошедшие пятнадцать лет советские историки не решили задачу, поставленную перед ними ЦК ВКП(б) и правительством.

 

В 1937 году Институт истории Академии наук СССР приступил к составлению многотомной "Истории СССР". В проекте этого издания, опубликованном в конце 1940 г., указывалось, что из двенадцати томов "Истории СССР" три тома будут посвящены истории советского общества и государства. С тех пор как приступили к составлению этого капитального труда, прошло немало лет, но пока ещё ни один том не "увидел света.

 

Одним из решающих условий успешного составления капитального многотомного труда по истории советского общества является написание серьёзных, научных монографий по отдельным периодам и проблемам истории Советского Союза, но и на этом участке приходится констатировать явное отставание.

 

У нас очень мало также научно-популярных книг, рассчитанных на широкие круги советских читателей, увлекательно рассказывающих о героических делах и успехах советского народа, воспитывающих наших людей в духе горячего советского патриотизма, в духе глубокого понимания всех преимуществ советского общественного и государственного строя перед капиталистическим обществом.

 

Не работают советские историки серьёзно и над созданием безукоризненных в научном отношении учебников по истории советского общества. Совершенно нетерпимым является то положение, что наши высшие учебные заведения до сих пор не имеют учебников по истории СССР советского периода.

 

Было бы совершенно неправильным искать причины отставания на таком важном и ответственнейшем участке советской исторической науки, как история советского общества и государства, в каких-либо объективных условиях. Объективные условия для развития исторической науки в нашей стране, а также для научной разработки истории советского общества исключительно благоприятны, а материалы, ждущие научного анализа и обобщения, представляют собою неиссякаемую сокровищницу.

 

Причины отставания в области изучения истории советского общества чисто субъективного свойства. Они коренятся; прежде всего в том, что советские историки не сделали для себя (всех выводов из известных исторических решений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам - решений, направленных против аполитичности и безидейности в науке и искусстве, против отрыва науки от современных актуальных задач борьбы за построение коммунистического общества и удаления в область прошлого.

 

Исходя из духа этих решений ЦК ВКП(б), историки должны были осуществить решительный поворот к вопросам научной разработки истории первого в истории человечества социалистического государства. Между тем наши историки не поняли всей политической и теоретической важности задачи написания научной истории страны социализма, открывшей первые блистательные страницы подлинной истории человечества.

 

Прямым следствием этого явилось то, что Институт истории Академии наук СССР не уделял необходимого внимания работе сектора истории советского общества, примой обязанностью которого является разработка истории советского периода нашей страны и оказание помощи историкам, работающим над проблемами истории советского общества и государства. Но за всё время своего существования этот сектор не дал ни одной фундаментальной работы, ограничившись всего лишь некоторым количеством статей, большинство которых носит описательный, фактоло-

 
стр. 5

 

гический характер и по своей тематике, как правило, почти не выходит за пределы истории гражданской войны в СССР 1918 - 1920 годов.

 

В работе сектора истории советского общества Института истории Академии наук СССР и сейчас ещё не чувствуется ни деловитости, ни твёрдого направления, ни необходимого размаха в работе. Так, например, в производственном плане сектора на 1949 год намечены лишь две коллективные работы: "История Москвы", т. VI (1917 - 1941 гг.), и "СССР в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства (1921 - 1925)", - и это - всё. Что касается монографических работ, то их запланировано всего три: "Образование Башкирской АССР" Р. М. Раимова, "Великая Октябрьская социалистическая революция и распределение (?!) земель в 1917 - 1918 гг." М. А. Снегирёва и "Сплошная коллективизация сельского хозяйства и ликвидация кулачества как класса (1929 - 1932)" П. Н. Шаровой. Кроме того намечено издание сборника документов по теме "Национализация земли в РСФСР в 1917 - 1918 гг.". Судя по плану, к исполнению этих работ привлекаются из 22 только 12 научных работников сектора. Что касается остальных научных работников сектора, то их деятельность, видимо, совершенно не планируется. Обращает на себя внимание также и то обстоятельство, что намеченные темпы работы крайне медленны. Так, например, коллективный труд "СССР в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства" объёмом в 40 авторских листов, начатый в 1947 г., намечается закончить только в конце 1950 года. Исполнение работ научными сотрудниками П. Н. Шаровой, М. А. Снегирёвым и Р. М. Раимовым планируется на пять лет.

 

Из этого более чем скромного по размерам производственного плана совершенно невозможно уяснить общую целенаправленность работы сектора. Ясно одно: руководство Института истории и сектора до сих пор ещё не уяснило, насколько актуальной задачей является работа над историей советского общества; в секторе явно не торопятся с работой и, видимо, совершенно не склонны расширять круг проблем своих исследований. Здесь нет ни боевого духа, ни большевистских темпов работы.

 

Столь же равнодушным к вопросам разработки истории советского общества был и журнал "Вопросы истории", редколлегия которого не била тревоги по поводу недопустимого отставания на этом участке исторической науки. На страницах журнала не обсуждались наиболее актуальные проблемы истории социалистического государства, не подвергались острой большевистской критике ошибочные и антинаучные взгляды и работы некоторых историков, считавших себя непогрешимыми авторитетами в области изучения истории советского общества. Такая обстановка равнодушия и, по сути дела, молчаливого игнорирования задачи изучения истории советского общества и государства, истории двухсотмиллионного народа, ставшего в авангарде человечества, не могла способствовать и росту научных кадров, специализирующихся в области истории Советского Союза в послеоктябрьский период. Наоборот, она создавала благоприятные условия для деятельности группки акад. И. И. Минца, допустившей целый ряд ошибок космополитического характера в освещении истории советского общества и пытавшейся без всяких к тому оснований монополизировать изучение истории Советской страны и таким образом прикрыть себя от критики.

 

Создавшееся положение на важнейшем участке исторической науки - в области изучения истории советского общества - нельзя больше терпеть.

 

Сектор истории советского общества должен стать одним из наиболее важных участков работы Института истории АН СССР. Он должен быть не только значительно укреплён кадрами, но и весь план его научно-исследовательской работы должен быть решительно перестроен. Следует резко расширить круг вопросов, подлежащих научному исследованию в секторе, и добиться настоящих, большевистских темпов

 
стр. 6

 

в работе. Нужно установить самую тесную связь со всеми научными учреждениями и высшими учебными заведениями, в которых ведётся научно-исследовательская работа по истории советского общества. Само собою разумеется, что фронт исследовательской работы должен быть резко увеличен. К работе по истории советского общества необходимо привлечь кадры историков в союзных республиках, которые смогут многое сделать в научной разработке важнейших проблем истории развития народов СССР в послеоктябрьский период. Отставание на этом участке исторической науки может быть быстро ликвидировано только при условии мобилизации значительных сил наших историков и развёртывания работы широким фронтом.

 

В первую очередь нужно создать учебник по истории СССР советского периода для исторических факультетов университетов и педагогических институтов. Необходимо составить и напечатать хорошо подготовленные курсы лекций по истории советского общества и государства. В научно-исследовательских планах следует не только предусмотреть темы по изучению важнейших вопросов истории советского общества и государства, но и работу над ними взять под особый контроль, обеспечив её кадрами и средствами. Министерство высшего образования и министерства просвещения союзных республик должны активизировать и поощрять работу кафедр истории СССР и марксизма-ленинизма высших учебных заведений по научной разработке советского периода истории СССР.

 

Особое внимание должно быть уделено публикации работ, посвященных истории советского периода. Эти работы не должны считаться завершёнными, если они не подвергнуты обстоятельному рецензированию и общественному обсуждению, если они тщательно не отредактированы и не изданы.

 

Большую помощь историкам должно оказать Главное архивное управление Министерства внутренних дел СССР. Необходимо организовать научную публикацию сборников тщательно подобранных документов по советскому периоду истории СССР. Отсутствие подобного рода публикаций весьма тормозит и осложняет работу историков, научных исторических учреждений и исторических кафедр высших учебных заведений.

 

Решение всех этих важных вопросов требует перестройки планов научно-исследовательской работы, настойчивого проведения их в жизнь и расширения публикаций хорошо подготовленных, законченных работ.

 

Только в условиях интенсивно ведущейся научно-исследовательской работы могут быть созданы полноценные в научном отношении труды по истории советского общества и государства и подготовлены квалифицированные кадры историков, овладевших основами марксизма-ленинизма и умеющих применить марксистско-ленинскую теорию к исследованию истории социалистической страны.

 

А. А. Жданов, вскрывая корни субъективных ошибок, допущенных работниками философского фронта, указывал, что основные причины этих ошибок заключаются в недостаточном усвоении основ марксизма-ленинизма и в наличии остатков влияния буржуазной идеологии. А. А. Жданов подчёркивал, что, только овладевая марксизмом-ленинизмом, этим живым творческим, учением, непрерывно развивающимся и непрерывно обогащающимся на основе опыта социалистического строительства и новых данных науки, советские учёные могут полностью преодолеть остатки влияния буржуазной идеологии и воспитать в себе высокую партийность и большевистскую воинственность.

 

"Именно в недостатке воинственности и боевого духа следует искать причину боязни некоторых наших философов попробовать силы на новых вопросах - вопросах современности... Пора смелей двигать вперёд теорию советского общества, теорию советского государства... С неболь-

 
стр. 7

 

шевистской трусостью надо кончать", - говорил А. А. Жданов на философской дискуссии 24 июня 1947 года. Эти замечания Л. А. Жданова целиком и полностью относятся и к советским историкам, которым надо много работать, чтобы овладеть марксистско-ленинской теорией и научиться смело применять её в исследовании самых сложных исторических ситуаций.

 

Положение науки в нашей социалистической стране таково, что каждый её шаг вперёд советский народ, партия и правительство совершенно справедливо расценивают как свою новую важную победу в строительстве коммунистического общества. В этом проявляется действительно народный характер советской науки. Но невыполнение научно-исследовательских планов в той или иной отрасли науки оказывает отрицательное, тормозящее влияние на общее движение советского народа к коммунизму. Совершенно ясно, что ни партия, ни правительство не могут мириться с подобного рода фактами. Они обязывают советских учёных пересмотреть планы и методы своей работы таким образом, чтобы в самые короткие сроки решительно исправить положение на своём участке науки.

 

Это требование сейчас с особой силой предъявлено историкам, изучающим советский период, которые допустили отставание на одном из самых важных участков исторической науки. Они обязаны, наконец, уяснить огромное значение написания научной истории советского общества и государства и так перестроить свою научно-исследовательскую работу в этой области, чтобы в ближайшие годы выполнить свой долг перед народом и страной, ибо нет более благородной и патриотической задачи у наших историков, чем написать историю своей социалистической Родины.

 

 

Опубликовано на Порталусе 15 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама