Рейтинг
Порталус

Квартирная лотерея?

Дата публикации: 30 ноября 2015
Автор(ы): Александр ПАСМУРЦЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) Суворовский натиск, 11-13-97
Номер публикации: №1448878811


Александр ПАСМУРЦЕВ, (c)


Может быть, я не прав. Но признаюсь откровенно: в иные моменты рука мм сама тянется к выключателю телевизоре. Это когда ведущей "Поля чудес" вручает ключи от призовой московской квартиры какому-нибудь Ивану Иванычу из Закудыкина, ошалевшему от неожиданно свалившегося счастья. Не-ет, не ищите тут черной зависти! Меня лично в громыхающий и суетящийся стольный град и на аркане не затянешь, просто... Больно и обидно за тысячи и тысячи офицерских семей, поставленных в положение бомжей. Ведь дм государевых людей получить хоть какую-то квартиру даже после трех-пяти-семи лет мучительных ожиданий к обивания начальственных порогов - событие сомни чуду...

1.ДОМ ПРЕТКНОВЕНИЯ.

Для Биробиджана - городка тихого и в масштабах России малозаметного - сдача в эксплуатацию каждого жилого дома сегодня поистине праздник. Но особые надежды у военнослужащих тамошних частей, у их жен и чад пробуждал в последние два-три года дом N 84-а по улице Шолом-Алейхема. А вырастал он, этаж за этажом, очень даже не спеша. Строительные и отделочные работы то останавливались на долгие месяцы, то возобновлялись - по мере выделения денег из весьма скудного российского оборонного бюджетам.

Но военный люд не просто ждал сдачи дома. Едва ли не каждый готовился к ней, как... к сражению - последнему и решительному. И наконец грянули эти бои, именуемые заседаниями жилищных комиссий. Ну а где бой, тем более за вожделенную жилплощадь, там появляются не только победители, но и, увы, побежденные.

В редакцию газеты "Суворовский натиск" от жен офицеров Тюлькиной Натальи Леонидовны и Сон Людмилы Григорьевны.

- При распределении квартир в военном доме по улице Шолом-Алейхема, 84-а были нарушены наши гражданские права. Командование распределило их по своему усмотрению, игнорируя Жилищный кодекс.

Майор Тюлькин С. С. прослужил 18 лет в армии, из них 16 лет в ДВО. Участвовал в боевых действиях в Афганистане, служил в отдаленных закрытых гарнизонах, подлежит увольнению по сокращению штатов. Три Года снимает жилье, не имеет квартиры. В очереди на жилье в списках в/ч... стоит первым с февраля 1997 года, однако квартиру в доме 84-а получил офицер этой же части подполковник Цыганков В. А., имеющий трехкомнатную Квартиру и не стоящий ни в какой очереди.

Подполковник Сон И. прослужил в армии 21 год, стоял в очереди на жилье с июля 1992 года. Решением Биробиджанского городского суда ему должна быть выделена трехкомнатная квартира в порядке очередности. Он должен был получить ее девятым по очереди. Однако получили квартиры те, которые стоят за ним, под номерами 28 и 30.

Дом еще не принят госкомиссией, но срочно были выданы ключи будущим жильцам, хотя 15.09.1997г. решением суда наложен арест на ордера. Мы вынуждены были вселиться самовольно в пустые квартиры. Этим мы выражаем протест на незаконное распределение жилья...

В доме N 84-а - магия чисел? - ровно 84 квартиры. Как распределить их среди многих сотен семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий? Скажете, рецепт прост: строго придерживаться очередности. Но простота сия лишь кажущаяся. Вот лишь некоторые из "подводных камней", подстерегающих даже самые принципиальные жилищные комиссии.

Прежде всего, на свою долю квартир в доме претендуют несколько воинских частей. Но, в зависимости от специфики, в одних из них текучесть кадров, а значит, и процент бесквартирных намного выше, чем в других. Вот и требуют одни командиры, чтоб жилье между частями распределялось пропорционально числу нуждающихся, другие же - чтоб квартиры выделялись исходя из общего числа офицеров и прапорщиков.

Далее, в некоторых частях единые очереди, а в других же по две - общая и льготная. Если вначале обеспечить жильем все увеличивающихся в числе льготников - от участников боевых действий до лиц, имеющих больных членов семьи, то остальным придется ждать и ждать. Потому и появляются решения, подобные принятому жилкомиссией Биробиджанского госпиталя: "Квартиры предоставлять в следующем порядке: первому военнослужащему из льготной очереди, потом первому из общей очереди, затем второму из льготной очереди и так далее".

А кроме сказанного, никуда не деться от несовершенного законодательства. Ведь в армии, наряду с Жилищным кодексом, действуют и приказы министра обороны, причем как новые, российские, так и еще советского времени. И в зазоры между этими юридическими актами можно втиснуть самые различные решения квартирного вопроса.

Разумеется, в столь запутанной "системе координат" каждый из описанных в письме фактов требовал сугубо индивидуального разбирательства.

2. "С СОПКИ БЕГУТ ВСЕ, КТО МОЖЕТ..."

Пять лет назад подполковник И. Сон вполне мог считаться счастливчиком. Из дальнего гарнизона он вырвался хоть в небольшой, но все же город. И почти сразу вселился в двухкомнатную квартиру. Пусть договорную, числящуюся за уехавшим на запад офицером, пусть тесноватую для семьи из четырех человек со взрослеющими дочкой и сыном, но на первое время и такая сойдет. А там, решил Ильгван Сон, движущаяся помаленьку очередь сама приведет его к своей, кровной квартире, получив которую, можно быть спокойным за будущее. Но...

- Про меня и мою семью словно забыли. Квартиры получали другие офицеры, в том числе прибывшие позже меня...

Спустя несколько лет у семьи Сон возникла необходимость оформить биробиджанскую прописку. И офицер обратился к командиру части полковнику Ю. Кидовскому за разрешением временно прописаться в части. "А почему в части? - поинтересовался командир. - Квартира, которую вы занимаете, уже не бронированная, срок истек. Прописывайтесь по месту жительства".

Подполковник Сон от подобного варианта отказался, боясь лишиться права на улучшение жилищных условий: до сих пор, не имея прописки, он числился бесквартирным. Отказался - и вызвал недовольство у некоторых своих начальников: "Небось, в городе квартиру захотел получить? Не надейся! В лучшем случае можешь рассчитывать на трехкомнатную здесь же, на Сопке".

Самое время ввести читателей, не знакомых с биробиджанской жилищной спецификой, в суть различий между собственно городом и микрорайоном Сопка, где проживают в основном военные. Каких только отзывов о Сопке я не услышал от ее обитателей: "Гетто, трущобы... Неделями сюда могут не подавать газ. Постоянные перебои с горячей водой, часто отключают свет, зимой в квартирах холодно и сыро... У местной КЭЧ просто нет денег, чтобы поддерживать жилой фонд в мало-мальски приличном состоянии". Это - де- факто. Аде-юре... "Все пятиэтажные дома микрорайона Сопка считаются благоустроенными", -читаю я во всевозможных справках, подписанных то начальником местного домоуправления, то начальником штаба части, где служит подполковник И. Сон. Может, и поверил бы я этим документам, если бы сам не побывал во многих квартирах на Сопке, если бы не знал о том, как всеми правдами и даже неправдами (об этом чуть ниже) стараются офицеры перекочевать отсюда в город. К примеру, когда распределялись квартиры в том самом доме N 84-а, многие очередники, коим положены трехкомнатные, понимая, что их на всех не хватит, соглашались на двухкомнатные. И считают, что не прогадали. Ведь рыночная цена - по нынешним временам это нагляднейшее отражение уровня удобств! - городских квартир одинакового метража в два-два с половиной раза выше, чем у сопочных "апартаментов".

Ничего не скажешь - "принципиальные" товарищи командир части полковник Ю. Кидовский и его заместитель по воспитательной работе полковник В. Павленко? Сказали они, что не получит подполковник Сон квартиру в городе, и свое слово сдержали. Даже пойдя при этом на явное нарушение статей 38,40.41 Жилищного кодекса и элементарных принципов справедливости. Ведь в том же доме N 84-а вопреки очередности получили квартиры четверо офицеров, пришедших в часть позже, чем И. Сон, внесенный в списки очередников 15.7.1992 г. К примеру, непонятно, как "обошли" его А. Пузиков и П. Кобыща, которые в очередь были поставлены, соответственно, лишь 25.10.1994 г. и 30.5.1995 г. Да и член жилкомиссии части А. Гаража о себе позаботился. Отказавшись перед этим от четырехкомнатной квартиры на Сопке, он обменял свою трехкомнатную в том же военном микрорайоне на аналогичную в доме N 84-а. С целью "улучшения жилищных условий".

Все это и дало право подполковнику И. Сон обратиться с иском в Биробиджанский городской суд. Несмотря на явную волокиту жилищной комиссии в предоставлении судьям необходимых документов, И. Сон процесс выиграл. Казалось бы, все ясно: справедливость торжествует. Но жилищная комиссия части упрямо пыталась, что называется, увести офицера в сторону от положенной ему квартиры, предложив другую трехкомнатную. Как читатели, наверное, догадались - вновь на Сопке.

Потребовалось вмешательство военной прокуратуры.

- Я внес протест на решения жилищной комиссии части, которой командует полковник Кидовский, - рассказал военный прокурор Биробиджанского гарнизона полковник юстиции А. Федотов. - Если и его попытаются проигнорировать, мы будем защищать права подполковника Сон в военном суде.

Что ж, будем надеяться, что справедливость все-таки восторжествует.

3. "АФГАНЦЕВ" В ГАРНИЗОНЕ НЕТ?

Самовольный захват квартиры в доме N 84-а для Натальи Леонидовны Тюлькиной поистине акт отчаяния. Ведь если исходить из элементарной справедливости, то ее муж, ныне начальник лабораторного отделения госпиталя в Биробиджане, давно заслужил право иметь достойное жилье. Почти вся его офицерская служба прошла в отдаленных гарнизонах, в сравнении с которыми даже вышеописанная Сопка зачастую выглядит раем.

Будучи старшим лейтенантом, С. Тюлькин прошел через Афганистан. Тяжелой была ноша на плечах тех, кто трудился в тамошних госпиталях и лазаретах. А что уж говорить о его, тогда начмеда батальона, заботах?! Ведь он был единственным врачом в подразделении, которое постоянно участвовало в боях и находилось под прицелом душманских автоматов. До сих пор мучительными болями дают знать о себе последствия черепно-мозговой травмы, полученной Сергеем Семеновичем на той войне.

Судя по отзывам коллег, добросовестности, профессионализма, безотказности майору медицинской службы Тюлькину не занимать. Да только водится за ним... Уж и не знаю, достоинство это или, по нынешним временам, недостаток? Не умеет Сергей Семенович постоять за себя и свои законные права, не стремится быть на виду у начальства. Из тех он, кого называют незаметными людьми. Потому-то, наверное, восемь лет в звании капитана проходил, из-за этого уже три года ютится с семьей по чужим углам, снимая квартиру. И именно над ним навис дамоклов меч увольнения из армии - в ходе оргштатных мероприятий его должность подлежит сокращению.

В доме N 84-а госпиталю вначале выделили две квартиры. И обе прошли мимо "афганца" Тюлькина. Впрочем, претензий на сей счет у Сергея Семеновича не возникло. Он и сам как член госпитальной жилкомиссии проголосовал за выделение их другим: офицеру-льготнику, имеющему больного ребенка, и еще одному коллеге, стоявшему первым в обычной очереди. Возмутился С. Тюлькин лишь тогда, когда узнал, что еще один его сослуживец получил трехкомнатную квартиру в том же доме. "Как же так?! Ведь у подполковника Цыганкова уже есть жилье, пусть и на Сопке. Да и в очереди на улучшение жилищных условий он не значится..."

Откуда же появилась эта квартира? Объясню. В соответствии с действующими приказами министра обороны, в каждом сдающемся в строй жилом доме часть квартир включается в резерв командующего войсками округа и распределяется лично им. Мало ли какие служебные или жизненные ситуации могут возникать. Скажем, при выполнении воинского долга погиб офицер, его семья - без крыши над головой. Надо помочь? Несомненно! Или, к примеру, перешла воинская часть, выполняющая особо важные задачи, на новые штаты. Пополнили ее офицерами - и количество бесквартирных резко возросло, что может негативно отразиться на боеготовности. И в этом случае выручают квартиры из резерва командующего.

В расчете на этот самый резерв и обратился подполковник медицинской службы В. Цыганков с просьбой выделить ему квартиру взамен прежней, что на Сопке. И выделить не где-нибудь, а именно в доме N 84-а.

- Я ходатайствовал по существу рапорта, руководствуясь служебной необходимостью, - сказал начальник госпиталя подполковник медицинской службы Г. Волохов. - Цыганков - начальник хирургического отделения, опытный специалист. В этом году увольняется в запас, а у нас дефицит хирургов. Как удержать специалиста, хотя бы в качестве гражданского врача? Полковник Кидовский, являющийся одновременно начальником гарнизона, тоже поддержал просьбу Цыганкова... А Тюлькин, кстати говоря, дважды отказался от квартир, которые ему предлагали. И от трехкомнатной, и даже от четырехкомнатной...

Читатель, видимо, уже догадался, что квартиры, от которых отказался С. Тюлькин, расположены все на той же Сопке.

Служебная необходимость, конечно же, аргумент весомый. Но лишь в том случае, когда облеченные властью должностные лица не попирают этой самой "необходимостью" морально-этические нормы. Почему одному. Цыганкову, дали "зеленую улицу", а другому, Тюлькину, образно говоря, на каждом перекрестке включают красный свет, заволокитив и похоронив в макулатуре его рапорт на имя командующего войсками округа? Да еще идут при этом на явные подтасовки. Полковник Ю. Кидовский, к примеру, пытался даже откорректировать юридические документы, утверждая в официальных ответах, цитирую, что "воины-афганцы" пользуются первоочередным правом на получение жилья только один раз. Таких воинов-"афганцев" в гарнизоне нет. Все остальные воины-"афганцы" пользуются общими правилами получения жилья". Выходит, что, сменив несколько отдаленных гарнизонов, майор медицинской службы С. Тюлькин вроде как бы перестал быть "афганцем"?!

Квартирный вопрос для армии сегодня - словно болезненная рана. И потому вдвойне недопустимо, чтобы тут действовал "лотерейный" принцип распределения. Или хуже того - чтобы жилье распределялось не по справедливости, а по степени преданности и угодности начальству. Тогда квартирные войны становятся обыденностью, круша и калеча души людей, сея в них зерна цинизма и недоверия к командирам, к военной реформе в целом. Может ли быть что-либо страшнее и разрушительнее?

Кстати говоря, я ничуть не сомневаюсь вот в чем. Дойди рапорт майора Тюлькина до командующего войсками округа. Виктор Степанович Чечеватов обязательно помог бы офицеру-"афганцу", как не раз уже помогал в подобных случаях.

Опубликовано на Порталусе 30 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама