Рейтинг
Порталус

КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОСТЯМ СЕВЕРА

Дата публикации: 15 июля 2017
Автор(ы): В. А. ЗИБАРЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Номер публикации: №1500112875


В. А. ЗИБАРЕВ, (c)

Решающим условием перехода ранее отсталых народов к социализму, минуя капитализм, явилась помощь победившего пролетариата России, который использовал государственную власть и экономический потенциал страны для всестороннего содействия этим народам в строительстве новой жизни. Руководствуясь ленинскими принципами национальной политики, Коммунистическая партия и Советское государство оказали особенно широкую и деятельную поддержку живущим на севере Европейской России, в Сибири и на Дальнем Востоке малым этническим группам. Заметную роль в практическом осуществлении этой помощи сыграл Комитет содействия народностям Севера при Президиуме ВЦИК.

Идея создания такого органа возникла в связи с тем, что народности Севера, находившиеся ко времени победы социалистической революции на стадии патриархально-родовых отношений и имевшие весьма своеобразный жизненный уклад, не могли подняться на новую ступень развития без содействия со стороны трудящихся Центральной России. Советское правительство выделило народности Севера в особую группу и приняло меры по защите их прав и интересов. В марте 1922 г. в составе Отдела национальных меньшинств Наркомнаца РСФСР был учрежден Подотдел по охране и управлению первобытных племен Севера1 , начавший работу по улучшению их экономического положения и вовлечению в государственную и общественно-политическую жизнь. В Сибири эти мероприятия проводились национальными отделами местных органов власти и представительством Наркомнаца при Сибревкоме, на Дальнем Востоке - Туземным подотделом Отдела управления Дальревкома, возникшего в ноябре 1922 г.. сразу же после воссоединения Дальневосточной Республики с РСФСР2 .

Уже первый опыт работы выявил необходимость более широкого подхода к организации помощи народностям Севера и совершенствовании ее форм. В марте 1923 г. Малая коллегия Наркомнаца постановила создать Комитет содействия и защиты малых народностей Севера и Сибири. Ему поручалось организовать постоянный инсти-


1 ЦГАОР СССР, ф. 1318, оп. 1, д. 1001, л. 1.

2 ЦГА РСФСР ДВ (Томск), ф. 1771, оп. 1, д. 412, л. 18.

стр. 209


тут разъездных уполномоченных, возбудить ходатайство о государственном продовольственном снабжении этих народностей, выделить занятые ими территории с запрещением вселения в них без разрешения Наркомнаца, наметить меры по восстановлению хозяйства, а также изучать народности Севера3 . Это решение не было полностью реализовано в связи с упразднением Наркомнаца. Однако еще в ноябре 1923 г. из Отдела национальных меньшинств Наркомнаца в ЦК РКП (б) поступила докладная записка, в которой обосновывалась необходимость организации Комитета содействия развитию окраин Сибири и населяющих их малых народностей Севера4 . Предложение встретило поддержку ЦК РКП (б) и Советского правительства. Последовало постановление ЦИК СССР, предлагавшее ВЦИК РСФСР создать такой орган. В нем говорилось: "Учитывая огромное экономическое и политическое значение северных окраин, с одной стороны, и катастрофическое положение племен, их населяющих, - с другой, а также принимая во внимание полную неорганизованность и оторванность туземной массы от советского строительства и необходимость законодательной, административно-правовой и экономической защиты их интересов, образовать Комитет содействия народностям северных окраин"5 .

Комитет был образован 20 июня 1924 г. при Президиуме ВЦИК 6 . В его состав входили партийные и Государственные деятели А. С. Енукидзе, Ф. Я. Кон, П. А. Красиков, А. В. Луначарский, Н. А. Семашко, Е. М. Ярославский, ученые-североведы В. Г. Богораз-Тан, Л. Я. Штернберг, Б. М. Житков и другие. Комитет, возглавленный членом Президиума ВЦИК П. Г. Смидовичем, был призван пробудить малые народности к политической жизни и вовлечь их в строительство социализма. В его обязанности входило принятие мер по хозяйственно-экономическому подъему этих народностей, административно-судебному устройству, организации народного образования и здравоохранения, изучению их истории и быта 7 . Важнейшая функция Комитета состояла в наблюдении за осуществлением директив партии и правительства, относящихся к Северу, и в содействии их реализации. Комитет имел право входить с предложениями в Президиум ВЦИК, давать директивные указания государственным, хозяйственным и другим организациям, работающим на Севере, требовать от них отчета, участвовать с совещательным голосом при рассмотрении смет на нужды малых народностей во всех инстанциях и пр.8 .

Большинство членов Комитета работало на общественных началах. Текущая работа осуществлялась Исполнительным бюро и отраслевыми комиссиями: административно-правовой, кооперативно- промысловой, финансово-налоговой, просветительной, оздоровительной, научно-исследовательской, путей сообщения.

Комитет Севера пользовался правом законодательной инициативы, подготавливал проекты законов и постановлений, которые утверждались ВЦИК и Совнаркомом РСФСР и подлежали исполнению органами государственной власти и управления9 , мог добиваться в необходимых случаях отмены постановлений местных Советов. Свои функции он осуществлял через органы государственной власти РСФСР. В ряде республиканских наркоматов (здравоохранения, просвещения, торговли, земледелия) и центральных кооперативных органах ("Центросоюз", "Всекоохотсоюз", "Интегралсоюз") были образованы секции и группы Севера10 . Комитет привлекал к своей работе общественные организации, в том числе кооперацию, Российское общество Красного Креста, а также Академию наук и научные общества, издавал журналы "Северная Азия" (совместно с Обществом изучения Урала, Сибири, Дальнего Востока) и "Советский Север".

Местные комитеты содействия народностям северных окраин, созданные в 1925 г. по постановлению ВЦИК и Совнаркома РСФСР при исполкомах местных Сове-


3 А. Скачко. Десять лет работы Комитета Севера. "Советский Север", 1934, N 2, стр. 9.

4 В. Н. Увачан. Путь народов Севера к социализму. М. 1971, стр. 11.

5 М. А. Сергеев. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. М. -Л. 1955, стр. 224.

6 СУ РСФСР, 1924, N 57, ст. 556.

7 СУ РСФСР, 1925, N 12, ст. 79.

8 См. Л. П. Иванченко. Образование и деятельность Комитета Севера при Президиуме ВЦИК. "Доклады научной конференции" (Юридический факультет Томского университета). Томск. 1972, стр. 26, 27.

9 См. А. Круглов. Северное законодательство. "Советский Север", 1931, N 1.

10 М. А. Сергеев. Комитет содействия народностям северных окраин. "Летопись Севера". Т. III. 1962, стр. 73.

стр. 210


тов11 , обязаны были содействовать устроению этих народностей в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и социально-культурном отношениях, выполнять поручения Комитета Севера при Президиуме ВЦИК и исполкомов местных Советов. "Самое содействие, - писал П. Г. Смидович, - будет продолжаться до той поры, пока каждая из малых народностей не дорастет до самостоятельного бытия в виде самоуправляющейся хозяйственно-политической единицы"12 .

Принципы работы Комитета Севера сложились не сразу. В ходе поиска наиболее действенных форм работы были преодолены взгляды некоторых ученых на народности Севера как на первобытные народности, нуждающиеся лишь в охране, снабжении и управлении со стороны государства; отвергнуты предложения об использовании "американского опыта", означавшие устройство резерваций; разработан принципиально иной, обусловленный национальной политикой Коммунистической партии, подход к делу.

Десятилетняя деятельность Комитета Севера тесно связана с проведением Коммунистической партией и Советским государством крупнейших мероприятий ленинской национальной политики. Нередко были неизвестны места расселения, численность и образ жизни населения. Сказывались оторванность северных районов от культурно-административных центров и отсутствие национальных кадров. Первоочередная задача заключалась в ликвидации последствий национального угнетения царизмом малых народностей и улучшении их экономического положения. Сразу же после разгрома белогвардейцев и иностранных интервентов, несмотря на голод и хозяйственную разруху в стране, Советское правительство стало направлять в широких масштабах на Печорский, Обский, Енисейский Север, Охотское побережье, Камчатку, Колыму и в другие районы продовольствие, рыболовные снасти, охотничьи припасы. Это приостановило упадок местного промыслового хозяйства и спасло многих обитателей тайги и тундры от угрозы голодной смерти.

Аннулирование кабальной задолженности скупщикам пушнины и рыбопромышленникам, установление контроля советских органов за частной торговлей, а затем полное запрещение ее избавили народности Севера от эксплуатации. Советское правительство освободило малые народности, от всех государственных и местных налогов и сборов, открыло на Севере хлебозапасные магазины, ссужавшие население продовольствием. Запрещение самовольного вселения в районы, занятые народностями Севера, и закрепление в бесплатное трудовое пользование освоенных ими угодий в размерах, обеспечивающих хозяйственное развитие, положили конец вытеснению их с исконных территорий. Интересы малых народностей учитывались при сельскохозяйственном и промышленном освоении Севера. Работавшие там организации были обязаны возмещать им любой материальный ущерб и предоставлять преимущественное право на трудоустройство 13 .

Одна из важных социальных мер состояла в создании на Севере народного здравоохранения. Тяжелейшие условия существования, отсутствие медицинской помощи, антисанитария наряду с эксплуатацией и угнетением обусловили низкую продолжительность жизни, общее неблагополучие здоровья малых народностей. Дореволюционные ученые неоднократно указывали на сокращение численности и возможность полного их исчезновения. Победа социалистической революции избавила народности


11 Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР 23 февраля 1925 г. предусматривалось создание Архангельского, Коми, Уральского, Тобольского, Сибирского, Томского, Енисейского, Иркутского, Якутского, Камчатского, Дальневосточного комитетов Севера (СУ РСФСР, 1925, N 18, ст. 113). Затем были созданы комитеты Севера при ЦИК Бурят-Монгольской АССР, Киренском (вместо Иркутского) и Мурманском окрисполкомах. В 1930 г, сеть местных комитетов Севера была реорганизована. ВЦИК и Совнарком РСФСР в целях рационализации структуры органов Комитета Севера при Президиуме ВЦИК и усиления связи с малыми народностями упразднили Мурманский, Архангельский, Тобольский, Томский, Красноярский, Киренский, Сибирский и Бурят-Монгольский комитеты Севера. Был усилен аппарат Уральского, Якутского, Дальневосточного комитетов, вновь образованы в связи с разделением Сибирского края комитеты Севера при Западносибирском и Восточносибирском крайисполкомах, учреждены должности уполномоченных Комитета Севера при Президиуме ВЦИК при Мурманском облисполкоме, крайисполкоме Северного края, ЦИК Бурят-Монгольской АССР (СУ РСФСР, 1930, N 47, ст. 568).

12 П. Смидович. Советизация Севера. "Советский Север", 1930, N 1, стр. 14.

13 "Северная Азия", 1927, N 3, стр. 78, 79.

стр. 211


Севера от этой зловещей участи. Советское правительство выделило средства, медикаменты, крупные силы медицинских работников для борьбы с эпидемиями и медико-санитарного обследования населения. На Север были посланы подвижные отряды Наркомздрава и Российского общества Красного Креста, открыты стационарные медицинские учреждения, началась систематическая санитарно-профилактическая работа. В 1930 г. лечебная сеть у народностей Севера состояла из многих врачебных, фельдшерских пунктов и больниц14 . Организация медицинской помощи, улучшение условий жизни остановили процесс вымирания малых народностей.

Принципиальное значение для социально-экономического развития народностей Севера имела организация в районах их расселения советской торговли. В 1929 г. в районах Севера работало 900 торговых пунктов, общий завоз товаров достиг 37 млн. рублей. Неэквивалентный обмен был ликвидирован. Повышение цен на пушнину и сырье с одновременным снижением цен на привозные товары увеличили доходность местного хозяйства и покупательную способность народностей Севера, создали почву для устранения нищеты. Снабжение Севера приняло регулярный характер. Ежегодно отпускались особые снабженческие кредиты15 . Для восстановления местного хозяйства выделялись кредиты целевого назначения. В 1926 - 1928 гг. в Сибирском крае они составили 455 тыс. руб., в Дальневосточном крае (1929 - 1930 гг.) - около 1,3 млн. рублей16 . Выдаваемые на льготных условиях, иногда как беспроцентные ссуды, кредиты предназначались в основном на приобретение промысловых орудий. Впервые в этих районах была организована ветеринарная и зоотехническая помощь. В 1930 г там действовали 4 ветеринарно-бактериологических пункта, 13 стационарных ветучастков, 27 подвижных ветотрядов, 5 зоотехнических пунктов и опытная оленеводческая станция17 . Особая роль принадлежала кооперации. В ее функции входил учет нужд комплексного хозяйства, что приносило ощутимую пользу населению, развивая его самодеятельность. В 1930 г. кооперация состояла из 8 окружных и 9 районных союзов, 134 товариществ (кооперативов), 389 лавок и охватывала 35% взрослого населения 18 .

Постоянную помощь Советское государство оказывало народностям Севера в ликвидации культурной отсталости. Главные усилия были сосредоточены на организации народного образования, культурно- политическом просвещении населения. Была создана обширная сеть школ (в том числе школ-интернатов), пунктов ликвидации неграмотности, изб-читален, красных чумов, красных уголков, радиоустановок и кинопередвижек. В наиболее отдаленных районах строились культурные базы. На Север посылались учителя, врачи, советские, торговые, кооперативные и другие работники. Одновременно началась подготовка национальных кадров. В учебных заведениях Архангельска, Тобольска, Томска и других городов открылись так называемые северные отделения, в Хабаровске - техникум народов Севера. Институт народов Севера в Ленинграде готовил партийно-советских работников, хозяйственных руководителей, учителей, работников культуры, ученых.

Материальной основой ликвидации отсталости народностей Севера служили ассигнования по государственному бюджету. За 1926 - 1930 гг. в РСФСР на эти цели было израсходовано свыше 11 млн. руб., из них 2,7 млн. - на развитие хозяйства, 1,8 млн. - на здравоохранение, 5,2 млн. - на народное образование. Сумма ассигнований за это время возросла более чем в 2 раза 19 . Крупные средства отпускались и по местному бюджету. Особое внимание уделялось ликвидации политической отсталости малых народностей и реализации их юридического равенства. Уже в первые годы Советской власти были предприняты меры по пресечению ущемления прав и интересов народностей Севера, по вовлечению их в работу сельских Советов. В 1926 г. Советское правительство ввело у народностей Севера временную систему государст-


14 "Отчет о деятельности Комитета Севера при Президиуме ВЦИК за апрель - октябрь 1926 года". "Северная Азия", 1927, N 1, стр. 119; "Седьмой расширенный пленум Комитета Севера при Президиуме ВЦИК". М. 1930, стр. 4.

15 "Советский Север", 1930, N 2, стр. 23.

16 ЦГА РСФСР ДВ, ф. 2413, on. 7, д. 1330, л. 20.

17 В. Н. Увачан. Переход к социализму малых народов Севера. М. 1958, стр. 62.

18 А. Скачко. Очередные задачи советской работы среди малых народов Севера. М. 1931, стр. 8; "Местные органы и хозяйственные организации на Крайнем Севере". М. 1934, стр. 151.

19 А. Скачко. Пять лет работы Комитета Севера. "Советский Север", 1930, N 2, стр. 32.

стр. 212


венного управления. Приспособленная к национально-бытовой специфике, она обеспечила приобщение этих народностей к советскому строю. К концу 1930 г. у народностей Севера функционировало 64 райисполкома и 455 Советов 20 .

В результате общего подъема народностей Севера сложились условия для административного оформления их этнических территорий. 10 декабря 1930 г. состоялось Постановление Президиума ВЦИК "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера"21 . Наиболее крупные, компактно расположенные группы народностей составили национальные округа, мелкие - отдельные национальные районы или Советы. Впервые в своей истории малые народности Севера обрели национальную государственность, сыгравшую важную роль в социалистическом переустройстве хозяйства, культуры, общественных отношений. Ускорилась подготовка национальных кадров. В 1933 г. в высших и средних специальных учебных заведениях страны обучалось более 1300, а на различных курсах - 1050 представителей народностей Севера22 . Постоянно росли ассигнования на развитие экономики и социально-культурные нужды населения. Бюджеты Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского и Чукотского национальных округов в 1931 - 1933 гг. увеличились с 3,5 млн. руб. до 15,1 млн., Эвенкийского национального округа-с 467 тыс. руб. в 1932 г. до 1,2 млн. в 1934 году23 . Доходную часть бюджетов в основном составляли дотации от государства. В районах Севера быстро развивалась рыбная, лесная, горная, угольная и другие отрасли промышленности. Общая сумма капиталовложений в 1933 г. поднялась там до 247 млн. руб., в том числе 127 млн. руб. в промышленность 24 .

Комитет Севера при Президиуме ВЦИК возглавлял и координировал всю работу по оказании помощи малым народностям. Ему принадлежит также заслуга в изучении этих народностей и использовании его результатов в практической работе. По инициативе Комитета Севера и при его содействии в 1926 - 1927 гг. состоялась похозяйственная перепись на приполярном Севере СССР.

С созданием и укреплением национальной государственности малых народностей функции Комитета Севера были исчерпаны, и в 1935 г. он был упразднен25 . Помощь малым народностям продолжалась уже в обычном порядке, без использования специального органа. Общий итог этой помощи состоит в успешном переходе малых народностей к социализму. Под руководством Коммунистической партии и Советского государства они преодолели многовековую отсталость, обрели национальную государственность, приобщились к высшим формам хозяйства и культуры. Ныне эти народности являются органической частью новой исторической общности людей - советского народа.


20 В. А. Зибарев. Советское строительство у малых народностей Севера (1917 - 1932 гг.). Томск. 1968, стр. 134.

21 СУ РСФСР, 1931, N 8, ст. 98.

22 ЦГАОР СССР, ф. 3977, оп. 1, д. 946, лл. 1, 26 - 27, 46 - 48.

23 "Советский Север", 1934, N 1, стр. 6.

24 И. П. Клещенок. Исторический опыт КПСС по осуществлению ленинской национальной политики среди малых народов Севера (1917 - 1935). М. 1972, стр. 198.

25 СУ РСФСР, 1936, N 6, ст. 27. В 1935- 1937 гг. хозяйственным и культурным обслуживанием малых народностей занималось Главное управление Северного морского пути. В 1962 г. в аппарате Совета Министров РСФСР создана Группа по народам Севера (в 1971 г. преобразована в Отдел).

Опубликовано на Порталусе 15 июля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама