Рейтинг
Порталус

ПЕРВАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПОЛЕВОЙ АРХЕОГРАФИИ

Дата публикации: 13 августа 2017
Автор(ы): А. А. КУРНОСОВ, В. А. ЧЕРНЫХ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Номер публикации: №1502640674


А. А. КУРНОСОВ, В. А. ЧЕРНЫХ, (c)

6-8 декабря 1976 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по полевой археографии, посвященная итогам археографических экспедиций 1971- 1976 гг., методике и научным перспективам собирания и изучения письменных и других документальных памятников. В работе конференции приняли участие представители научно-исследовательских институтов, архивов, библиотек, музеев, высших учебных заведений - историки, филологи, искусствоведы, краеведы, руководители Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников "Моя Родина - СССР" из 29 городов Советского Союза. На пленарных заседаниях, а также в трех секциях (кириллической книжной традиции, восточных рукописей, документов нового времени и советского общества) было заслушано 89 докладов, сообщений и запланированных выступлений, в прениях выступило 20 человек.

На первом пленарном заседании к присутствующим обратился акад. Б. А. Рыбаков, отметивший, что собирательская археографическая деятельность в нашей стране переживает период небывалого подъема. Закон СССР об охране и использовании памятников истории и культуры создает для развития этой важной работы исключительно благоприятные условия. Свое выступление Б. А. Рыбаков закончил пожеланием: "Искать, находить, изучать, издавать!"

Председатель Археографической комиссии АН СССР С. О. Шмидт во вступительном слове отметил, что комиссия уже не раз проводила конференции и совещания по актуальным проблемам археографии и других специальных исторических дисциплин. На первую Всесоюзную конференцию решено было вынести вопросы полевой археографии, поскольку данная отрасль археографической деятельности связана не только с введением в научный оборот новых источников, но и с задачами охраны документальных памятников. Эти задачи приобрели сейчас особое значение в связи с принятием Закона об охране и использовании памятников истории и культуры. Конференция должна способствовать обмену опытом и совершенствованию методики проведения полевых археографических исследований, осуществляемых научными учреждениями, рукописными хранилищами, вузами с целью выявления и приобретения на государственное хранение рукописей и других документальных памятников как древнего, так и нового времени на разных языках.

В докладе "О состоянии и задачах советской полевой археографии", подготовленном группой сотрудников Археографической комиссии, была показана история собирания памятников письменности у населения в нашей стране; подчеркнута огромная забота о сохранении памятников истории и культуры, проявленная Советским государством с первых же лет его существования; отмечен выдающийся вклад акад. М. Н. Тихомирова и В. И. Малышева в определение задач и путей охраны письменных памятников, в организацию археографических экспедиций; охарактеризованы разработанные ими научные, методические и этические принципы проведения таких экспедиций. В докладе отмечалось, что ныне в СССР насчитывается не менее 20 учреждений, регулярно организующих специальные экспедиции по собиранию памятников письменности разного времени и на разных языках.

Обобщенные в докладе сведения о результатах археографических экспедиций свидетельствуют о том, что количество письменных памятников истории и культуры,

стр. 141


поступающих в государственные хранилища, растет пропорционально увеличению числа научных коллективов, занимающихся их собиранием, и расширению районов поиска. Это позволяет сделать вывод, что количество памятников старинной книжности, находящихся на руках у населения, все еще довольно значительно, и вопреки неоднократно высказывавшимся прогнозам о скором оскудении поля археографического поиска предстоит еще очень много работы даже применительно к сбору древних славяно-русских рукописей и книг кириллической печати, не говоря уже об иноязычных рукописных и старопечатных книгах, а также документальных памятниках более позднего времени.

В докладе отмечалось, что особенно широкий размах приобрело в настоящее время собирание документов недавнего прошлого. Эту работу ведут учреждения АН СССР, государственные и партийные архивы, библиотеки, исторические, краеведческие, народные и школьные музеи, вузы, различные общественные организации. Участие в собирании документов многочисленных учреждений, решающих неодинаковые задачи, требует четкой координации их деятельности в организационном и научно-методическом плане. Поэтому весьма актуальным представляется изучение опыта различных исторических, историко-партийных, историко-революционных организаций и учреждений (истпартов, редакций по составлению истории фабрик и заводов, Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР и др.). Большое значение имеет изучение методики работы коллективов, занимающихся собиранием кириллических рукописных и старопечатных книг. Многие из теоретических основ их деятельности (прежде всего принципы комплексности собирания, необходимости учета и фиксирования среды бытования памятников) применимы к документам позднейших эпох отечественной истории. При этом указанные принципы, разумеется, требуют определенной корректировки, учета изменившихся состава, содержания и степени сохранности комплексов документации личного происхождения нового и советского времени.

Г. Ф. Гире (Институт востоковедения АН СССР) в докладе "О некоторых итогах и задачах работы по собиранию и изучению памятников письменности народов Востока" отметил, что созыв конференции впервые позволил специалистам по собиранию памятников письменности на восточных языках из различных республик нашей страны собраться вместе и обсудить интересующие их проблемы. Большая й плодотворная собирательская работа, осуществляемая на местах, недостаточно координируется; отсутствуют единые принципы в работе археографических экспедиций, в описании и первичной обработке памятников восточной письменности; не налажен обмен информацией и опытом; центральные востоковедческие институты и хранилища восточных рукописей мало помогают научным учреждениям союзных и автономных республик.

Доклад И. В. Поздеевой (МГУ) касался задач методики комплексных археографических экспедиций, в которых наряду с историками принимают участие также лингвисты, искусствоведы, музыковеды, фольклористы, этнографы и представители других смежных научных специальностей. Такие экспедиции позволяют с максимальной полнотой выявить и зафиксировать историко-культурные, социальные, психологические аспекты бытования традиционной книжной культуры и неразрывно связанных с ней устных форм словесности, песенного фольклора, местного изобразительного искусства. В докладе подробно характеризовались научно-методические вопросы организации сплошной археографической разведки изучаемых районов, их классификации и картографирования, создания территориальных книжных коллекций.

Чл. -корр. АН СССР В. Л. Я н ин посвятил свой доклад взаимосвязи археографии и археологии, в частности задачам собирания и изучения берестяных грамот. Он поделился своими соображениями о способах берестяного письма; подчеркнул, что массовость находок берестяных грамот в Новгороде не результат обнаружения какого-либо древнего архива. Берестяные документы не были рассчитаны на длительное хранение. Они использовались для записей кратковременного значения и, как правило, выбрасывались вскоре после прочтения. Во второй половине XV в. берестяное письмо вытесняется письмом на бумаге. Тогда же получает распространение скоропись, которая не могла развиться при письме на бересте. Берестяные грамоты сочетают в себе качества вещественного и письменного источника, являясь связующим звеном между археологией и археографией.

стр. 142


С. В. Житомирская (Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина) в докладе "Личные архивы как объект собирания государственными хранилищами" обратила особое внимание на необходимость разработки научно обоснованных критериев отбора на государственное хранение документов личного происхождения. Выдвигаемый нередко критерий "исторического значения фондообразователя" настолько общ, что, в сущности, не является критерием. Практика комплектования архивохранилищ свидетельствует, что ценнейшие в научном отношении документы часто находятся в составе фондов лиц, совсем не знаменитых. Документы личного происхождения являются незаменимым источником для изучения мыслительных процессов и эмоциональных реакций, особенностей художественного и научного творчества, взглядов и социального поведения личностей и общественных групп данного общества в различные периоды его исторического развития. В этом плане документы, в частности дневники и письма "простых людей", не менее важны, чем документы выдающихся личностей.

В секции кириллической книжной традиции было заслушано 29 докладов, сообщений и запланированных выступлений о научных результатах археографических экспедиций, организованных такими признанными лидерами полевой археографии, как Институт русской литературы (ИРЛИ) АН СССР, Библиотека АН СССР, Институт истории, филологии и философии (ИИФиФ) Сибирского отделения (СО) АН СССР, Ленинградский, Московский, Новосибирский университеты, а также недавно сложившимися и уже успешно работающими научными коллективами Свердловска, Перми, Киева, Кишинева и ряда других городов страны. Сообщения участников комплексных археографических экспедиций МГУ касались различных элементов этих комплексных исследований: Изучения фольклора традиционной живописи, певческих рукописей, лингвистических проблем. Были обсуждены также вопросы подготовки кадров полевых археографов (опыт работы Новосибирского и Уральского университетов), оказания методической помощи периферийным хранилищам в собирании и изучении рукописных и старопечатных книг, истории и историографии полевой археографии в России. В принятых секцией рекомендациях отмечено большое научное значение проведения в районах с относительно полно сохранившейся традиционной книжной культурой комплексных археографических исследований с участием специалистов в области смежных научных дисциплин; подчеркнуто, что создание территориальных книжных собраний является наиболее целесообразной формой организации собирания и хранения рукописных и старопечатных книг, в максимальной степени отвечающей задачам всестороннего изучения народной культуры.

Доклады и сообщения, обсужденные в секции восточных рукописей, позволили впервые представить размах и сопоставить опыт собирания и изучения памятников письменности на восточных языках научными коллективами Ленинграда, Тбилиси, Еревана, Ашхабада, Душанбе, Фрунзе, Казани, Уфы, Махачкалы. В принятых рекомендациях отмечены высокий научный уровень работы по собиранию, хранению и изучению восточных рукописей в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Шедрина, Институте рукописей имени К. С. Кекелидзе АН Грузинской ССР, Институте древних рукописей имени М. Маштоца (Матенадаран) при Совете Министров Армянской ССР и др., продуманная методика полевых археографических исследований в Казанском университете, широкий размах работ по сбору документальных и эпиграфических материалов Институтом истории имени А. Дониша АН Таджикской ССР. Однако положительный опыт работы этих учреждений недостаточно обобщается и распространяется. Условия хранения восточных рукописей в некоторых учреждениях являются неудовлетворительными. Конференция сочла целесообразным организовать в составе Археографической комиссии АН СССР объединенную секцию восточной археографии, деятельность которой должна проходить в тесном контакте с Научным советом Отделения истории АН СССР по координации научно-исследовательских работ в области востоковедения. Секция могла бы осуществлять координацию полевых исследований по восточной археографии, оказывать научную и методическую помощь учреждениям, проводящим эту работу.

Наиболее многочисленной по количеству участников была секция документов нового времени и советского общества. На ее заседаниях было заслушано 42 доклада,

стр. 143


сообщения и выступления. В значительной их части речь шла о систематическом собирании государственными, партийными и ведомственными архивами личных фондов общественных деятелей, работников науки, литературы и искусства, народного хозяйства. Отмечалось, что в настоящее время особую актуальность и остроту приобрела проблема уточнения и конкретизации критериев отбора личных фондов на государственное хранение, подчеркивалась необходимость сохранения документальных собраний "незнаменитых людей".

В ряде докладов были раскрыты особенности собирания музеями документальных памятников по ряду важных тем (история Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, рабочего класса, международного коммунистического и рабочего движения и т. д.). Предназначенные для музейной экспозиции коллекции документов органически связаны с коллекциями вещей, изобразительных материалов и других реликвий. Так же, как собирание личных документов для публикации в тематических и видовых сборниках (о такой работе рассказали вологодские и пермские ученые), музейные экспозиции помогают владельцам осознать их ценность. Тем самым обеспечивается сохранение дневников, писем и тому подобных документов в семьях и расширение их сбора. Очень важны этические основы организации работы и поведение собирателей; археографы должны исполнять пожелания владельцев и принятые обязательства, любые формы давления при этом недопустимы.

Выступавшие показали огромные масштабы собирательной работы краеведческих, народных, школьных музеев. Способствуя воспитанию участников в духе советского патриотизма и интернационализма, эта работа нередко дает и ценные в научном отношении результаты. Но ее нерегулярность, почти полное отсутствие координации с деятельностью других культурных и научных учреждений, острая нехватка и текучесть квалифицированных кадров руководителей, недостаточное внимание к ней "со стороны ученых, работников, музеев и архивов вызывают беспокойство за сохранность и использование собранного. Конференция отметила необходимость усилить координирующую роль Междуведомственного совета по приобретению документальных материалов личного происхождения в собственность государства при Главархиве СССР, а также сочла целесообразным создать в крупных культурных центрах междуведомственные органы для работы по координации, методическому руководству, собиранию, хранению и учету соответствующих документальных фондов.

Многие сообщения касались собирания только что складывающихся и создания новых комплексов источников. В частности, казанские историки доложили о собирании документов на КамАЗе, смоленские ученые - о формировании фонда источников по социально-экономическим преобразованиям сел и деревень своей области. Ряд докладов был посвящен собиранию специфических видов источников (старых грамзаписей, фотоматериалов), а также соотношению архивного и внеархивного поиска документов по истории общественной мысли (на основании семейных преданий, легенд, художественной литературы) и истории собирательской деятельности археографов XIX и XX веков.

На заключительном пленарном заседании конференции было заслушано три доклада, а также оглашено приветствие акад. Д. С. Лихачева. А. М. Панченко (ИРЛИ АН СССР) рассказал об археографической деятельности В. И. Малышева, в течение многих лет руководившего экспедициями по сбору древнерусских рукописей и основавшего Древлехранилище Пушкинского Дома, в котором находится ныне свыше 7 тыс. рукописных книг. Н. Н. Покровский (ИИФиФ СО АН СССР) в докладе "Археографические экспедиции и проблемы изучения народной культуры" подчеркнул, что полевая археографическая работа является частью большой работы по исследованию истории народного сознания, истории культуры. Рассматривая рукописную книгу, необходимо видеть за ней личность составителя, переписчика, читателя, реальные условия ее создания и бытования. Наряду с письменной традицией необходимо фиксировать традицию устную - легенды, предания, фольклор, сведения о народной медицине и т. д., а также и тесно связанный с ними этнографический материал. А. С. Мыльников (Ленинградская часть Института этнографии АН СССР), выступивший с докладом "Книга и культура: некоторые вопросы собирания и изучения", отметил, что исследование книги как явления, отражающего историко-культурный процесс, - это

стр. 144


область взаимодействия книговедения и археографии. Речь должна идти о диалектически связанном рассмотрении каждого экземпляра рукописной или печатной книги, затем состава каждого собрания и, наконец, книжного репертуара данной эпохи. Следует постоянно иметь в виду, что практическая работа по собиранию и изучению памятников письменности и книжной культуры вписывается в обширный историко-культурный контекст и тем самым приобретает огромное научное и национально-художественное значение.

В рекомендациях конференции подчеркивается, что принятие Верховным Советом СССР Закона СССР об охране и использовании памятников истории и культуры - новое яркое свидетельство заботы Коммунистической партии и Советского правительства о сохранении культурного наследия народов нашей страны, воплощение ленинского отношения к историческим и культурным ценностям.

Дальнейшее развитие и повышение эффективности работы по собиранию, изучению и использованию документальных памятников истории и культуры является первостепенной задачей Археографической комиссии АН СССР и ее отделений, а также одной из актуальных задач архивных учреждений, библиотек, музеев, научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений гуманитарного профиля, обществ охраны памятников истории и культуры, любителей книги. Одна из важных форм проведения этой работы - организация полевых археографических исследований. Необходимо улучшить координацию таких исследований, осуществляемых государственными учреждениями, независимо от их ведомственной подчиненности, а также подготовку методических пособий для их участников.

Конференция отметила успешную деятельность региональных отделений Археографической комиссии АН СССР, регулярно созывающих конференции и публикующих продолжающиеся издания (ежегодники и сборники), ставшие заметным явлением в советской археографии. Конференция высказала пожелания об организации преподавания основ полевой археографии народов СССР в составе циклов специальных историко-филологических дисциплин на исторических и филологических факультетах университетов и пединститутов, а также в Московском историко-архивном институте и о разработке соответствующих программ и пособий; о расширении подготовки кадров археографов и повышении квалификации хранителей рукописей и реставраторов; о важности современного технического оснащения учреждений, занимающихся полевыми археографическими исследованиями. Необходимо также, чтобы центральные государственные архивы и рукописные хранилища оказывали постоянную научно-методическую помощь местным хранилищам.

Опубликовано на Порталусе 13 августа 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама