Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

РАЗНОЕ есть новые публикации за сегодня \\ 24.09.18


Народная партия в политической жизни Италии

Дата публикации: 15 февраля 2018
Автор: С. Е. Язькова
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: РАЗНОЕ
Номер публикации: №1518702352 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


С. Е. Язькова, (c)

найти другие работы автора

Народная партия в политической жизни Италии

"Sociologia". Rivista di scienze sociali del l'Instituto Luigi Sturzo. (Nuova serie). Roma. 1979, N 1.

Католическое движение в Италии, начало его самостоятельных выступлений и участие в политической борьбе занимают важное место в истории страны уже с конца XIX - начала XX в. и особенно после первой мировой войны. Этапным событием в истории массового католического движения явилось создание в январе 1919 г. Народной партии ("Партито пополяри"). Хотя она и была образована при содействии Ватикана, она не зависела от епископата. По словам П. Тольятти, это была партия "мелкой буржуазии города и деревни, крестьянства, то есть тех слоев, которые до того времени составляли массовую базу всех политических партий"1 . Сразу после своего возникновения Народная партия противопоставила себя социалистическому движению и либералам. Тем самым она продолжила традиционную для католического движения политическую линию. После издания в ноябре 1926 года "чрезвычайных законов" и в условиях усилившихся фашистских репрессий партия была распущена и фактически прекратила свое существование. В 1943 г. на ее основе была создана Христианско-демократическая партия, являющаяся самой влиятельной буржуазной правящей партией.

На страницах журнала "Sociologia", издаваемого Институтом Луиджи Стурцо (основателя Народной партии) и придер-


1 П. Тольятти. Лекции о фашизме. М. 1974, с. 58.

стр. 165


живающегося христианско-демократического направления, помещена статья, принадлежащая перу Р. Мандзини, одного из старых деятелей католического и христианско-демократического движения, бывшего директора официального органа Ватикана "L'Osservatore Romano", участвовавшего в католическом движении еще до создания Народной партии и занимавшегося пропагандой и популяризацией его идей.

Автор сообщает много интересных фактов о борьбе течений в католическом движении, об их зависимости от влиятельных политических группировок. Объединение католиков, разобщенных со времен Рисорджименто, в партию позволило, по его словам, "противостоять капиталистическому либерализму и марксистскому социализму" (с. 3). Мандзини высоко оценивает папскую энциклику "Рерум новарум" (1891 г.), в которой проповедовались классовый мир и классовое сотрудничество и защищался принцип частной собственности. Он считает, что энциклика оказала большое влияние на формирование идеологических основ христианской демократии в Италии. Мандзини приходит к выводу о кризисе либерализма в Италии, о неспособности послевоенных правительств разрешить наболевшие социально-экономические проблемы, навести "порядок" в стране и дать отпор наступлению социалистического движения, росту революционных настроений масс (с. 7). Он в равной мере осуждает как мировую войну, так и пролетарские революции в Германии и Венгрии, относясь с неприязнью к любым революционным выступлениям.

Центральное место в статье отведено программе Народной партии. При этом автор совершенно игнорирует ее классовое содержание. Он рассматривает эту партию как некую вне- или надклассовую силу, где все члены независимо от своего социального статуса будто бы "равны и пользуются равной свободой", а манифесту партии ("К свободным и сильным людям") он придает большое значение именно потому, что этот документ призывает к классовому миру и классовому сотрудничеству (с. 8)2 .

Анализируя деятельность правительства Дж. Джолитти и последних дофашистских правительств, Мандзини замечает, что они попустительствовали фашизму и несут ответственность за катастрофу, в которую была ввергнута Италия (с. 19). Однако эта критика носит самый общий характер, как и критика фашизма, вопрос о классовой природе и сущности которого тщательно обходится. Народную партию автор пытается представить выразительницей интересов народных масс и едва ли не единственной политической силой, последовательно противостоявшей наступлению фашизма (с. 22). Вызывает недоумение часть статьи, посвященная героям борьбы с фашизмом. Называя в числе жертв фашистских репрессий буржуазных политических деятелей, лидеров Народной партии, Мандзини обходит молчанием коммунистов (о деятельности Компартии Италии в стаггье вообще не упоминается), многогранную антифашистскую деятельность одного из основателей ИКП, А. Грамши, погибшего в фашистских застенках.

Мандзини высоко оценивает политическое наследство, оставленное Народной партией. Ее капитуляцию перед фашизмом он объясняет тем, что "в тот момент существование партии в прежнем ее виде противоречило бы интересам нации", а также тем, что "борьба была бы безнадежной" (с. 22).

Думается, что фактический материал и ряд замечаний Мандзини по вопросу о Народной партии как крупной политической силе и важной составной части католического движения в Италии дают возможность составить представление об эволюции этой партии, которая была прямой предшественницей современной христианской демократии и сыграла заметную роль в истории страны.

 


2 Подробнее см. Н. Н. Поташинская. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. М. 1979, с. 70.

Опубликовано 15 февраля 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...