аталог
ѕорталус
 рупнейша€ база публикаций

–ј«Ќќ≈ есть новые публикации за сегодн€ \\ 22.09.18


–јЅќ“џ »—“ќ–» ќ¬  ј«јЌ» ќЅ ќ—¬ќЅќƒ»“≈Ћ№Ќќћ ƒ¬»∆≈Ќ»» ¬“ќ–ќ… ѕќЋќ¬»Ќџ XIX в. ¬ ѕќ¬ќЋ∆№≈ » ѕ–»”–јЋ№≈

ƒата публикации: 01 апрел€ 2018
јвтор: ѕ. я. Ѕ” ЎѕјЌ, ». ¬. ‘≈ƒќ—≈≈¬ј
ѕубликатор: јлександр ѕавлович Ўиманский
–убрика: –ј«Ќќ≈
Ќомер публикации: є1522584665 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


ѕ. я. Ѕ” ЎѕјЌ, ». ¬. ‘≈ƒќ—≈≈¬ј, (c)

найти другие работы автора

¬ 1970-е годы в  азани вышел в свет р€д монографий и сборников статей о развитии освободительного движени€ в ѕоволжье и ѕриуралье преимущественно на втором его этапе1 . «а то же врем€ там было защищено по той же проблеме 9 кандидатских и 1 докторска€ диссертации. Ѕольшое внимание удел€лось истории татарского просветительства. ¬ 60 - 70-е годы этой теме было посв€щено более 30 работ (на русском и татарском €зыках), изданных в  азани. ѕостановка и рассмотрение отдельных вопросов, результаты их изучени€ позвол€ют говорить о позитивном вкладе авторов этих работ в изучение названной проблематики.

ќбщественно-политические событи€ в любой части –оссии не замыкались, как известно, в узкокапиопальных рамках, а их общественно-политическа€ значимость и перспектива развити€ неизбежно вли€ли на революционное движение в стране в целом. »сторикам, занимающимс€ исследованием местных сюжетов в развитии освобо-


1 »з истории казанского революционного подполь€ 80-х годов XIX века.  азань. 1970; ќчерки истории народов ѕоволжь€ и ѕриураль€. ¬ып. IV. ќбщественно-политическое движение и классова€ борьба на —редней ¬олге (конец XIX - начало XX века).  азань. 1972; »сториографи€ федосеевских марксистских кружков в ѕоволжье.  азань. 1972; ћихайлова —. ћ. ‘ормирование и развитие просветительства среди татар ѕоволжь€ (1800 - 1861).  азань. 1972; ее же.  азанский университет и просвещение народов ѕоволжь€ и ѕриураль€.  азань. 1979; –еволюционно-освободительное движение в XIX-XX вв. в ѕоволжье и ѕриуралье.  азань. 1974; ¬ульфсон √. Ќ. –азночинно-демократическое движение в ѕоволжье и на ”рале в годы первой революционной ситуации.  азань. 1974; јбдуллин я. √. “атарска€ просветительска€ мысль (—оциальна€ природа и основные проблемы).  азань. 1976; ќбщественно-политическа€ мысль в ѕоволжье в XIX - начале XX в.  азань. 1977. ¬ 1950 - 1960 годы были опубликованы исследовани€ √. ≈. Ѕушканца и √. Ќ. ¬ульфсона по той же проблеме на материалах данного региона.

стр. 121


дительного движени€ в –оссии, важно определить его место, роль и направленность, значение в нем национальных мотивов, соотношение национального и интернационального 2 .

ƒл€ понимани€ истории освободительного движени€ в ѕоволжье и ѕриуралье существенное значение имеет вы€снение некоторых аспектов политики царизма в отношении народов этого обширного региона. “ак, —. ћ. ћихайлова остановилась на причинах выбора  азани в качестве университетского центра. ќна оспаривает установившеес€ в литературе упрощенное объ€снение политики царизма в ѕоволжье (русификаци€) 3 . ќткрытие здесь гимназии и университета она св€зывает с внешней политикой царизма, с осуществлением его планов в —редней јзии, »ране, на Ѕлижнем ¬остоке; "просвещение" народов ѕоволжь€ имело, таким образом, не тактическое, а стратегическое значение 4 .

ќднако в  азани (как и в других местах) царское правительство не смогло полностью подчинить своему вли€нию университет. ¬ его стенах, как показывает —. ћ. ћихайлова, всегда достаточно интенсивно велась работа по просвещению масс. ѕоэтому нужно было рассмотреть как содержание, так и формы этой работы. Ќаиболее радикально настроенные студенты университета на втором этапе освободительного движени€ оказались в авангарде борьбы против царизма, развернувшейс€ в крае. ќни вовлекали в нее представителей разных народов, в том числе татар. Ёто было залогом будущих побед в борьбе за национальное и социальное освобождение 5 . ¬ пор€дке постановки проблемы —. ћ. ћихайлова высказывает мысль о необходимости углубленно изучать движение декабристов с точки зрени€ определени€ форм участи€ и роли в нем представителей разных народов –оссии. Ёто позволит вы€вить идейные предпосылки, традиции и истоки широкого участи€ нерусских народов в революционно-демократическом движении 6 .

ƒл€ характеристики освободительного движени€ в ѕоволжье и на ”рале в годы первой русской революционной ситуации существенное значение имеет привлечение и анализ материалов, позвол€ющих определить место разночинцев в обществе, истоки формировани€ их политических взгл€дов, причины того, что именно из их среды вышла основна€ масса участников этого движени€. »зуча€ данную проблему, √. ѕ. ¬ульфсон опиралс€ на результаты большой работы, проделанной в 50 - 60-е годы советскими исследовател€ми, в том числе его коллегами и учениками. ≈ще до выхода в свет его монографии —. ». ’асанова писала о необходимости детально исследовать услови€ жизни разночинцев. ћатериальное положение различных слоев интеллигенции, отмечала она, было бы интересно проследить в тесной св€зи с динамикой цен на товары первой необходимости7 . Ќа местном материале это было сделано √. Ќ. ¬ульфсоном8 .

‘ормированию общественно-политических взгл€дов разночинной интеллигенции посв€щен увидевший свет в 1977 г. в  азани коллективный труд. ¬ нем на региональном материале широко прослеживаетс€, как распростран€лись в –оссии передовые общественно-политические идеи. јктуальными остаютс€ вопросы о преемственности революционных традиций в российском освободительном движении, о борьбе различных течений, об истоках научного социализма в –оссии. ѕоказыва€ единство процесса развити€ общественно-политической мысли народов –оссии в борьбе против ненаучных идей, буржуазной националистической идеологии, авторы стрем€тс€ вы€вить и раскрыть некоторые его закономерности. ¬ каждом регионе положение определ€-


2 —м. ћихайлова —. ћ.  азанский университет и просвещение народов ѕоволжь€ и ѕриураль€, с. 5, 120 - 121.

3 —м. ћихайлова —. ћ. ‘ормирование и развитие просветительства среди татар ѕоволжь€, с. 26 - 83.

4 ћихайлова —. ћ.  азанский университет и просвещение народов ѕоволжь€ и ѕриураль€, с. 31 - 33.

5 “ам же, с. 55, 71, 148.

6 “ам же, с. 123 - 126.

7 ’асанова —. ».   вопросу об изучении интеллигенции дореволюционной –оссии. ¬ кн.: –еволюционно-освободительное движение в XIX-XX вв. в ѕоволжье и ѕриуралье, с. 46 - 47.

8 ¬ульфсон √. Ќ. ”к. соч.; см. рец. ». Ќ.  овалевой на эту книгу: ¬опросы истории, 1975, N 12.

стр. 122


лось общероссийской действительностью. ќднако "специфика отдельной части –оссии могла про€вл€тьс€ на базе общих закономерностей развити€" 9 .

»зучение более широкого круга источников позволило конкретизировать услови€, в которых начали свой революционный путь ¬. ». ”ль€нов (Ћенин), Ќ. ≈. ‘едосеев, ј. ћ. ѕешков (√орький); вы€вить факторы, способствовавшие формированию взгл€дов молодежи, в том числе и первых марксистов в крае, укреплению св€зей между местными революционерами. ѕроанализировав материалы центральных и местных архивов, авторы установили факты участи€ в поволжской периодической печати ћ. ». ”ль€новой и ј. ». ”ль€новой- ≈лизаровой, выступлений в местных газетах членов первых марксистских групп. Ѕогатый материал дали газеты дл€ освещени€ преемственности революционных традиций, прежде всего усвоени€ идей Ќ. √. „ернышевского. јнализ архивных документов позволил вы€снить св€зь местных революционеров с заграничной группой участников освободительного движени€, с теми, кто входил в состав –усской секции I »нтернационала или был близок к ней. ƒокументы ћеждународного “оварищества рабочих доходили до русской периферии: их читали в  азани, ¬€тке, ќренбурге 10 . ѕоволжье стало одним из основных районов распространени€ марксизма. ≈го идеи оказывали существенное вли€ние на духовную жизнь населени€ кра€. –абочее движение в нем было тесно св€зано с выступлени€ми пролетариата промышленных центров –оссии.

¬ коллективном труде рассматриваетс€ также вопрос о формировании и развитии передовых идей и просветительства среди татар ѕоволжь€. “атарское просветительство "складывалось на почве борьбы народных масс против господствовавших пор€дков, в результате освоени€ опыта борьбы разных стран и народов за прогрессивное развитие в предшествующий период"11 . јвторы считают, что исследованный ими материал дает основание говорить о более высоком (чем это ранее отмечалось в литературе) развитии в ѕоволжье передовой общественной мысли, хот€ и представленной относительно узким кругом прогрессивной интеллигенции, студентов, отдельных рабочих. —. ћ. ћихайлова подчеркивает, что наступило врем€ вычленить качественное содержание собственно просветительства в общественном движении, определить временные рамки его складывани€ и развити€ применительно к татарскому народу 12 . ƒе€тельность просветителей народов ѕоволжь€ объективно способствовала подрыву господства феодальной идеологии, освобождению этих народов от пут невежества, наследи€ средневековой схоластики, религиозного и мистического дурмана 13 . Ќа основе анализа де€тельности лучших представителей передовой татарской интеллигенции вы€вл€ютс€ характер и содержание их просветительства. ¬ основных своих направлени€х оно совпадает с теми трем€ характерными чертами "просветител€", которые названы ¬. ». Ћениным в статье "ќт какого наследства мы отказываемс€?" 14 . »нтересны "материалы о де€тельности просветительской "династии" ’альфиных и подготовке национальных кадров 15 , о роли 1-й  азанской гимназии и  азанского университета в просвещении кра€.

≈сли практическа€ де€тельность просветителей ѕоволжь€ находила определенное отражение в литературе, то философско-мировоззренческие вопросы еще не получили в ней должного освещени€. Ётот пробел пытаетс€ восполнить я. √. јбдуллин. ѕо его мнению, социологические проблемы, историческое развитие, социальный прогресс рассматривались татарскими просветител€ми в плане критики господствовавших среди татар средневековых общественных отношений. ѕри этом поднималс€ широкий круг и философско- мировоззренческих проблем. я. √. јбдуллин показывает также роль татарских просветителей в подготовке условий дл€ распространени€ революционных идей. ќни касались в своих сочинени€х проблем гуманизма, про€влений средневековь€ и общественного прогресса, путей просвещени€ народа и его культуры, меж-


9 ќбщественно-политическа€ мысль в ѕоволжье в XIX - начале XX в., с. 47.

10 “ам же, с. 86.

11 “ам же, с. 119.

12 —м. ћихайлова —. ћ.  азанский университет и просвещение народов ѕоволжь€ и ѕриураль€, с. 151 -152.

13 —м. там же, с. 186.

14 Ћенин ¬. ». ѕ——. “. 2, с. 519.

15 ћихайлова —. ћ. ‘ормирование и развитие просветительства среди татар ѕоволжь€, с. 85 - 169.

стр. 123


национальных св€зей и дальнейшего сближени€ с русским народом, женского равноправи€, государственного устройства.

“руды большинства представителей татарского просветительства не издавались на русском €зыке. ѕоэтому я. √. јбдуллин приводит в своей книге много фактического материала, цитирует высказывани€ просветителей. Ѕлагодар€ этому читателю легче разобратьс€ в причине двойственной оценки их де€тельности. — одной стороны, очевидна их прогрессивна€ роль в духовной жизни татарского народа, в развитии его культуры и освобождении масс от традиций прошлого; с другой - безусловны незрелость, идеалистический характер их методологической позиции, классова€ и историческа€ ограниченность взгл€дов. ¬ их идейно-теоретическом наследии заметны половинчатость суждений, противоречивые мысли, часто облекаемые в традиционную религиозную оболочку. ¬ услови€х безраздельного господства мусульманской религии они не могли отказатьс€ от форм, пон€тных массам, да и сами к этому не были достаточно подготовлены 16 .

¬ работах историков  азани на основе значительного количества источников (зачастую впервые вводимых в научный оборот) рассматриваютс€ вопросы, св€занные с общим и особенным в национально-освободительном движении нерусских народов —реднего ѕоволжь€. ќдна из особенностей состоит в том, что на том этапе в данном регионе представители передовой русской и татарской общественно-политической мысли взаимодействовали со ссыльными польскими революционерами. "»сторически складывалась почва дл€ объединени€ усилий и устремлений всех народов –оссии в цел€х свержени€ в будущем царизма" 17 . ѕока, к сожалению, еще нет значительного опыта исследовани€ процесса складывани€ идейно-политических воззрений, возникавших на разнохарактерной в социальном отношении многонациональной почве 18 . ѕоэтому можно приветствовать усили€ в этом направлении историков  азани. »м в определенной степени удалось вы€вить истоки формировани€ демократизма у татар, развивавшегос€ под вли€нием Ќ. √. „ернышевского, а также польских революционеров. "Ѕорьба против царизма, социальные мотивы, дружба народов, идеи единства демократической –оссии - все это было дл€ них главным, определ€ющим" 19 .

√. Ќ. ¬ульфсон и “. —. Ѕобченко 20 касаютс€ вопросов, св€занных с проникновением из центра на места, в частности в  азань, прокламаций 60-х годов XIX века. Ќаибольшей известностью в революционном подполье ѕоволжь€ пользовались произведени€ лондонской типографии ј. ». √ерцена. “щательное изучение условий и путей распространени€ прокламаций позволило установить новые имена и ранее неизвестные св€зи. јвторы приход€т к убеждению, что круг лиц, читавших прокламацию "„то нужно народу?", был достаточно широк. –еволюционеры  азани имели неплохо налаженную св€зь с ѕетербургом и ћосквой, с р€дом городов ѕоволжь€ и ѕриураль€. Ёто оказывало существенное вли€ние на содержание местных прокламаций. ѕодтверждаетс€ тот факт, что прокламации казанского подполь€ написаны под вли€нием Ћондонского центра, а также общероссийских документов. ¬ частности, можно считать доказанной идейную близость прокламаций "Ѕарским кресть€нам от доброжелателей поклон" и самой зрелой прокламации казанского комитета "«емли и воли" - "ƒолго давили вас, братцы..." 21 . ѕримерно к подобным же выводам на материале 80-х годов прошлого столети€ пришла “. ћ. —мирнова. »нтересно ее наблюдение о проникновении к революционерам  азани программы "—еверного союза русских рабочих". Ћюбопытно, что пропаганду среди казанских рабочих вели также народовольцы и чернопередельцы22 .


16 јбдуллин я. √. ”к. соч., с. 11 - 12, 303.

17 ћихайлова —. ћ.  азанский университет и просвещение народов ѕоволжь€ и ѕриураль€, с. 137.

18 —м. там же, с. 119.

19 ћихайлова —. ћ. ‘ормирование и развитие просветительства среди татар ѕоволжь€, с. 7 (предисловие –. ». Ќафигова).

20 Ѕульфсон √. Ќ., Ѕобченко “. —. ѕроникновение прокламаций 1860-х годов в  азань. (Ќекоторые наблюдени€). ¬ кн.: ќчерки истории народов ѕоволжь€ и ѕриураль€. ¬ып. IV, с. 8 - 10.

21 “ам же, с. 15 - 16.

22 —мирнова “. ћ. –еволюционное подполье  азани в первой половине 80-х годов XIX века. ¬ кн.: »з истории казанского революционного подполь€ 80-х годов XIX века, с. 72 - 73.

стр. 124


¬ начале 60-х годов XIX в., когда, по словам Ћенина, "ход жизни" в –оссии "резко направл€лс€ в сторону реакции" 23 , революционеры-демократы предприн€ли шаги дл€ консолидации своих сил и повышени€ эффективности пропагандистской работы. »м была нужна легальна€ трибуна. ѕосле закрыти€ таких органов печати, как "—овременник", "–усское слово", "ƒень", их функции частично стала выполн€ть газета "ќчерки" √. «. ≈лисеева. ¬ ней умело высказывалось отношение революционных демократов к коренным вопросам современности на примерах разных губерний –оссии, в том числе и ѕоволжско- ”ральского кра€. —одержавшиес€ в газете материалы служили пропагандистским цел€м при подготовке повсеместного кресть€нского восстани€ 24 .

¬ сборник, посв€щенный революционно-освободительному движению в ѕоволжье и ѕриуралье в XIX-XX вв., включена стать€ Ќ. ћ. ‘айзуллиной о таком важном источнике, как расчетные книжки рабочих 25 . ќна дает возможность вы€снить материальное и правовое положение рабочих периода промышленного капитализма. јнализ расчетных книжек конкретного предпри€ти€ (братьев  рестовниковых в  азани) показывает особенно т€желое положение рабочих-татар. Ёто соответствовало проводимой царским правительством политике разжигани€ национальной вражды, дискриминации и угнетени€ нерусских народностей. јвтор ставит вопрос о необходимости продолжать изучение расчетных книжек рабочих завода  рестовниковых за 1861 - 1895 гг. с помощью Ё¬ћ. “аким путем может быть воссоздана относительно полна€ картина жизни рабочих, что позволит лучше осмыслить особенности освободительного движени€ в регионе на его пролетарском этапе.

ƒл€ историков, работающих в  азани, ленинска€ тема всегда была первостепенной. »зучались ранние революционные св€зи Ћенина во врем€ его пребывани€ в  азани, распространение марксистской литературы в ѕоволжье. ¬ статье –. ». Ќафигова о марксистских кружках  азани конца 80-х годов XIX в. содержатс€ сведени€ о новых фактах, именах, св€з€х, имеющих отношение к данной теме, выдвигаетс€ р€д проблем, существенных дл€ определени€ направлений дальнейших научных поисков. ќдним из таких направлений €вл€етс€ вы€снение вопроса о кружке, членом которого был Ћенин. —ледует также вы€вить св€зи Ќ. ≈. ‘едосеева и его друзей с участниками сходки 4 декабр€ 1887 г. в  азанском университете. Ёто будет способствовать расширению представлений о св€з€х федосеевцев с революционерами в разных концах –оссии. –. ». Ќафигову удалось установить, что не менее 23 участников сходки были активными де€тел€ми казанского подполь€ в 1888 - 1889 гг. —реди них, возможно, окажутс€ и те, кто состо€л с Ћениным в одном марксистском кружке. –. ». Ќафигов считает, что настало врем€ "всеобщего", а не выборочного изучени€ р€да архивных фондов. ќн предполагает, что между марксистами –оссии существовали тщательно законспирированные контакты, налицо были их св€зи с группой "ќсвобождение труда" 26 .

–аспространение произведений основоположников марксизма имело важное значение дл€ судеб революционного движени€ в крае. ¬ фондах основных легальных библиотек  азанской губернии к 90-м годам прошлого века накопилось немало марксистской литературы. ¬се большее поступление подобных трудов в библиотеки расшир€ло возможности большевистской пропаганды в дальнейшем - на пролетарском этапе освободительного движени€ 27 . јнализ архивных источников и опубликованных материалов позволил установить, что крут ленинских произведений, с которыми были знакомы казанские марксисты, шире, чем это представл€лось до сих пор. Ќачина€ с


23 Ћенин ¬. ». ѕ——. “. 5, с. 29, прим.

24 Ѕурмистрова Ћ. ѕ. √азета "ќчерки" как отражение разночинно- демократического направлени€ в периодике начала 60-х гг. XIX в. (по материалам раздела "–азные извести€"). ¬ кн.: –еволюционно-освободительное движение в XIX-XX вв. в ѕоволжье и ѕриуралье, с. 17.

25 ‘айзуллина Ќ. ћ. –асчетна€ книжка рабочего как исторический источник (на примере завода братьев  рестовниковых). “ам же.

26 Ќафигов –. ». ќ поисках недостающих звеньев истории революционных марксистских кружков  азани конца 80-х годов XIX в. ¬ кн.: »сториографи€ федосеевских марксистских кружков в ѕоволжье, с. 12 - 13, 19 - 20, 33.

27 ÷иунчук ј. √. ѕроизведени€  . ћаркса и ‘. Ёнгельса, ¬. ». Ћенина в библиотеках  азанской губернии (1895 - 1917 гг.). “ам же.

стр. 125


1893 г. все легальные, а затем (за небольшим исключением) и все нелегальные ленинские произведени€ тогда же становились досто€нием казанских марксистов, в первую очередь учащейс€ молодежи, котора€ вела упорную борьбу против сторонников либерально-народнических идей 28 .

–. ». Ќафигов детально проанализировал материалы местной прессы, прежде всего газеты "¬олжский вестник", чтобы дополнить сведени€ о де€тельности марксистов в периоды, совпадающие с казанскими и самарскими годами жизни Ћенина, когда развертывалась борьба с либеральным народничеством. јвтор показал, каким образом Ћенин, наход€сь в  азани, мог внимательно следить за прени€ми по вопросам философии, нацеленным и на борьбу против идеологов либерального народничества 29 . јрхивные документы и публикации "¬олжского вестника" проливают свет на состо€ние передовой общественной мысли в ѕоволжье конца 80 - начала 90-х годов XIX века. ¬ газете затрагивались острые проблемы современности. ¬ыступлени€ в печати противников марксизма и рабочего движени€ на «ападе неизбежно привлекали внимание читателей. "ќпровержени€"  . ћаркса рождали желание ознакомитьс€ с его сочинени€ми, стимулировали выступлени€ против его идейных противников. ћарксисты —амары, таким, образом не только накапливали материал дл€ полемики, но и делали попытки непосредственно использовать легальную печать дл€ разоблачени€ самодержави€ и земцев 30 .

¬опросам советской историографии социал-демократических марксистских кружков 80-х годов XIX в. в ѕоволжье посв€щены статьи ј. √. ÷иунчука и ¬.  . —кворцова, вошедшие в сборник, изданный в 1974 году. —праведливо их замечание, что изучение первых марксистских кружков и начала революционной де€тельности Ћенина приобретает особое значение в св€зи с грубой фальсификацией в буржуазной историографии начального периода истории нашей партии. ¬. ≈. —кворцов справедливо подчеркивает, насколько важно, опира€сь на широкий фактический материал, усилить разработку проблемы преемственности в освободительном движении и показать, как в первых марксистских кружках происходило критическое усвоение опыта предшественников 31 .

¬ целом даже краткий обзор трудов историков  азани свидетельствует о том, что региональное изучение освободительного движени€, осуществл€емое с широким привлечением местного материала, способствует более углубленному исследованию проблемы в масштабах всей страны.


28 ћалахальцев ј. “. »з истории распространени€ ленинских произведений в  азани в 90-е годы XIX века. “ам же, с. 97, 105.

29 Ќафигов –. ». »з истории борьбы против либерального народничества (по страницам казанской прессы 80-х гг.). ¬ кн.: »з истории казанского революционного подполь€ 80 х годов XIX века, с. 3, 25.

30 Ќафигов –. ». »з истории полемики марксистов с либеральными народниками (по материалам "¬олжского вестника" конца 80-х - начала 90-х годов XIX века). ¬ кн.: –еволюционно-освободительное движение в XIX-XX вв. в ѕоволжье и ѕриуралье, о. 74 - 75.

31 ÷иунчук ј. √.   историографии социал-демократических кружков ѕоволжь€ (1920 - середина 1930 гг.). ¬ кн.: »з истории казанского революционного подполь€ 80-х годов XIX века; —кворцов ¬.  . ¬опросы истории федосеевских марксистских кружков в советской литературе послевоенных лет (некоторые замечани€). “ам же, с. 59, 61.

 

ќпубликовано 01 апрел€ 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.


¬аше мнение?


«агрузка...