Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

РАЗНОЕ есть новые публикации за сегодня \\ 21.09.18


ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ СССР. ЭПОХА СОЦИАЛИЗМА

Дата публикации: 22 августа 2018
Автор: Б. А. Тулепбаев (Алма-Ата)
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: РАЗНОЕ
Номер публикации: №1534936016 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Б. А. Тулепбаев (Алма-Ата), (c)

найти другие работы автора

М. Высшая школа. 1982. 336 с.

Предшествующая историографическая литература главным образом раскрывала развитие советской исторической науки до середины 30-х годов или разработку отдельных сюжетов истории СССР, преимущественно эпохи социализма. Учебник, написанный коллективом ученых Историко-архивного института, Московского университета, Института истории СССР АН СССР 1 , впервые дал целостную картину становления и развития историографии истории СССР от Великой Октябрьской социалистической революции до конца 70-х годов. Другим достоинством книги является воплощение в ней замысла авторского коллектива - раскрыть закономерности развития советской исторической науки и их проявление в разработке проблем отечественной истории.

Следуя канонам учебной литературы, авторы вынесли вопрос о закономерностях развития советской исторической науки во введение. Рассматривая отличия советской исторической науки от дореволюционной и современной буржуазной науки, они видят основные ее черты и закономерности в руководстве исторической наукой со стороны Коммунистической партии и Советского государства, в ее связи с важнейшими идеологическими и практическими задачами социалистического и коммунистического строительства; в общегосударственных плановых принципах развития ее организационной структуры, накопления и публикации источников, развития проблематики и проведения исследований, подготовки и повышения квалификации кадров научных работников; в творческом освоении и постоянном развитии марксистско-ленинской методологии; в ее непримиримой борьбе с буржуазной и мелкобуржуазной идеологией и историографией; в широкой пропаганде исторических знаний (с. 10).

Развертывание этих закономерностей в конкретных условиях развития социалистического общества, а также тщательный учет авторами итогов дискуссии о периодизации на страницах журнала "История СССР" в 1960 - 1962 гг., выводов историографических трудов последнего времени, движения научной мысли в области периодизации истории СССР эпохи социализма и истории КПСС легли в обоснование концептуальной идеи трех периодов истории советской исторической науки.

Первый - с октября 1917 г. до середины 30-х годов - раскрыт в учебнике как время, когда в борьбе с буржуазной и мелкобуржуазной историографией формировалось, крепло и побеждало марксистско-ленинское направление, складывалась организационная структура науки и сеть подготовки кадров. Этот период завершается консолидацией советских историков на основе марксистско-ленинской теории. В следующий период - с середины 30-х до конца 50-х годов - советская историческая наука выработала единую периодизацию всемирной и отечественной истории, создала на марксистско-ленинской основе обобщенную картину отечественного исторического процесса, развернула монографическую разработку узловых проблем отдельных социально-экономических формаций; исторические учреждения слились в единые системы академических институтов и высших учебных заведений. В начале 60-х годов, с вступлением страны в стадию развитого социализма, вступила в новый, современный этап своего развития и историческая наука. Характерными его чертами являются дальнейшее совершенствование организационной и материальной базы науки в условиях совершающейся научно- технической революции, значительное усиление разработки теоретико-методологических проблем, совершенствование методики и техники исследования, глубокая перестройка проблематики, преобладающее место в которой заняла разработка истории советского общества, заметный рост международного авторитета исторической науки СССР.

Мысль о поступательном развертывании закономерностей советской исторической


1 Авторы: Ю. С. Борисов, Е. Н, Городецкий, А. И. Зевелев, Н. А. Ивницкий, [ В. Е. Иллерицкий ], И. Д. Ковальченко, Е. А. Луцкий, В. А. Муравьев, В. П. Наумов, А. М. Сахаров, В. П. Шерстобитов . Редколлегия: А. И. Зевелев, [ В. Е. Иллерицкий ], И. Д. Ковальченко, И. И. Минц (отв. редактор), В. А. Муравьев (отв. секретарь), В. П. Наумов.

стр. 119


науки и обоснованная авторами периодизация определили не только структуру учебника - его деление на три раздела, - но и ее внутреннюю динамику. Полнота изложения материала в учебнике постоянно нарастает по мере приближения к современности, отражая тем самым развитие исторической науки. Современному периоду в советской исторической науке посвящено лишь немногим менее половины учебника. Подобный акцент оправдан: читатель, прежде всего студент, не только, знакомится с развитием советской историографии истории СССР, но и выводится на огромный "передний край" ее проблематики, методов, задач.

Учебнику присущ комплексный подход к изложению проблем советской историографии отечественной истории. Авторский коллектив стремился отразить в единстве конкретные условия развития науки на каждом этапе и задачи, которые предъявляло к ней время, уровень организации исследований, состояние кадров историков, публикацию и освоение наследия основоположников марксизма-ленинизма, документов партии и Советского государства, издание источников, дискуссии по ведущим проблемам, развитие проблематики и методов исследования, концептуальные решения отдельных проблем отечественной истории, их объединение в обобщающих трудах, борьбу советских историков с буржуазной и оппортунистической историографией, с ее рецидивами в собственной среде, а также с зарубежной советологией.

Далеко не все в равной мере удалось авторам. Наряду с глубокой, по существу, исследовательской разработкой таких вопросов, как работа советских ученых над созданием учебников истории в 30-е годы (с. 104 - 113), деятельность историков в годы Великой Отечественной войны (с. 119- 133), изучение феодальной и капиталистической формаций (с. 146 - 172, 203 - 253), истории Октябрьской революции и советского общества (с. 173 - 193), развитие исторической науки в союзных и автономных республиках (с. 142 - 143, 315 - 319) и др., есть фрагменты, отмеченные обзорностью; некоторые из названных выше элементов развития науки намечены лишь контурными штрихами. В наибольшей мере это присуще главам об историографии истории СССР после 1945 года. Это объясняется тем, что указанный период слабо разработан в монографических исследованиях, многие вопросы авторам пришлось решать, по существу, впервые.

Авторы - тщательно отобрали наиболее типичный материал, характеризующий развитие науки. Хотя на страницах учебника упоминается около 900 историков и свыше 1 тыс. их трудов, этот огромный материал несет функциональную историографическую нагрузку, методически верно рассредоточен по главам. Поэтому учебник не производит впечатления перегруженного материалом. Исключение составляют, пожалуй, фрагменты историографии внешней политики, культуры, в которых преобладает информативность (с. 167 - 170, 249 - 252, 299 - 301 и др.). На основе как непосредственного изучения литературы, так и с учетом выводов историографических монографий, диссертаций, статей авторы отобрали наиболее характерные историографические явления, ведущие концепции, а по ряду самых актуальных проблем (например, история Киевской Руси, Российского централизованного государства, генезис капиталистических отношений, классовое содержание освободительного движения на разных его этапах, характер Октябрьской революции, проблемы новой экономической политики, индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, вступления СССР в период развитого социализма) отразили наличие различных точек зрения.

Принципиально новой чертой учебника является введение в него фрагментов и специальной главы (гл. 13) по историко- партийной историографии. Эти сюжеты обогатили освещение историографии гражданской истории - в той мере, в какой неразрывно существуют, питая друг друга, история СССР и история КПСС.

В учебнике отражена не только деятельность ученых ведущих академических центров и вузов; процесс разработки отечественной истории рассматривается в масштабах всей страны. Это нашло свое воплощение не только в главе, посвященной изучению в советских республиках истории народов СССР, но и в том, что сведения о работах историков Украины, Белоруссии, Прибалтики, Закавказья, Средней Азии органически вошли в главы об изучении и феодальной, и капиталистической формаций, и эпохи социализма.

Хотя главная задача учебника состоит в том, чтобы обобщить и изложить в наиболее целесообразной с точки зрения принципов науки и методики форме содержание

стр. 120


научной дисциплины, в нем содержится немало и нового материала, и свежих наблюдений и обобщений.

В открывающей учебник главе о В. И. Ленине как основоположнике советской исторической науки на основе созданной советскими историками Ленинианы в четкой последовательности - что особенно важно для учебника - показаны его вклад в развитие методологии исторической науки, формирование концепции истории советского общества, разработка им проблем Великого Октября, гражданской войны, первых лет социалистического строительства. Глава не только знакомит читателя с ленинской исторической концепцией - она играет важную функциональную роль, показывая, как именно и почему ленинская концепция отечественной истории явилась теоретико-методологической основой советской историографии истории СССР.

Четкой научной и методической компоновкой материала отмечено изложение истории исторической науки 20-х - первой половины 30-х годов. Привлекает внимание продуманная характеристика послеоктябрьского творческого пути М. Н. Покровского, анализ его сложного движения как ученого (с. 69). В разнообразии историографических явлений 20 - 30-х годов авторы постоянно прослеживают центральную линию - эволюцию советской науки, освоение ею марксистско- ленинской методологии, особо подчеркивая роль дискуссий рубежа 20 - 30-х годов, критики исторической концепции Покровского.

С середины 30-х годов материал учебника вводит читателя в пока еще мало историографически исследованную область. Анализируя ситуацию, сложившуюся к тому времени в исторической науке и преподавании истории, авторы показали необходимость и своевременность обращения партийных и государственных органов к проблемам и нуждам ее развития. Особое внимание уделено партийным документам 1934 - 1936 гг. по вопросам развития исторической науки, замечаниям А. А. Жданова, С. М. Кирова и И. В. Сталина на конспект учебника по истории СССР, их воздействию на историческую науку. Авторы подводят к мысли о том, что для выполнения задачи, поставленной партией и правительством, - создания учебников по отечественной и всемирной истории необходима была значительная перестройка советской исторической науки, учитывавшая завершавшиеся в ней консолидационные процессы. Формирование стройной системы академических учреждений и введение единообразных принципов построения высшей школы предоставляли для выполнения этой задачи необходимые организационные и кадровые предпосылки. Авторы прослеживают процесс создания первых учебников истории СССР для средней и высшей школы и связанный с ним рост монографических исследований, показывают стремительное расширение проблематики исторической науки, развитие в ней принципа историзма. Четкая оценка дана в учебнике одному из самых значительных и вместе с тем самых сложных историографических явлений второй половины 30-х годов - книге "История ВКП(б). Краткий курс", явившейся для своего времени серьезным достижением; указаны и ошибочные положения этого издания.

Авторы отразили огромную военно-патриотическую работу советских историков в годы Великой Отечественной войны, их вклад в победу и вместе с тем показали, что, поднимая не разработанные ранее сюжеты истории внешней политики и войн России, формирования и развития национальной государственности, истории культуры народов СССР, ученые вносили тогда значительный вклад в развитие исторической науки. Обстоятельную оценку получили в учебнике крупнейшие труды, созданные в годы войны, - второй том "Истории гражданской войны в СССР", второй и третий тома "Истории дипломатии" и др. Справедливы выводы авторов о значительном повышении теоретико-методологического уровня советской исторической науки в годы войны, что нашло выражение в критике рецидивов идей буржуазной исторической науки в работах отдельных ученых. В годы войны было начато выполнение одной из важнейших задач, сформулированных в постановлении СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. "О преподавании гражданской истории в школах СССР": с помощью эвакуированных московских историков создан первый труд по истории союзных республик - "История Казахской ССР" (1943 г.).

В учебнике впервые выясняются особенности развития советской исторической науки в 1945 - конце 50-х годов, ее новые задачи, изменения в организационной структуре, системе подготовки кадров. Авторы показали роль партийных документов конца 40-х годов в решительной борьбе за

стр. 121


чистоту марксистско-ленинского мировоззрения против проявлений безыдейности и аполитичности, пережитков прошлого, националистических предрассудков. Вместе с тем в книге достаточно тонко, исторически верно показано негативное воздействие на историческую науку таких явлений, как догматизм, начетничество, отрыв теории от жизни, распространение иллюстративного метода, представлявших собой последствия культа личности; отражена значительная роль партийных документов второй половины 50-х годов в преодолении этих последствий. Авторами показан значительный рост источниковедческой базы науки в этот период, дан анализ дискуссий по важнейшим проблемам, в первую очередь дискуссии о периодизации истории СССР 1949- 1951 гг., ее роли в совершенствовании концепции отечественной истории, создании обобщающих трудов ("Очерки истории СССР", "История Москвы" и др.).

Отражая процессы, происходившие в развитии науки, авторы в одном ряду с крупнейшими академическими центрами показали рост исторической науки в союзных республиках, роль историко-партийной науки в развитии исторического познания. Учебник раскрывает совершенствование методики исследований, развитие новых сторон в исследовании социально-экономической и политической истории, освободительного движения, культуры, преодоление упрощенных представлений раннего этапа советской историографии и формирование новых концептуальных решений.

Особую ответственность на авторский коллектив возлагала проблема анализа современного состояния историографии истории СССР. В учебнике отражена взаимосвязь социально- экономического и политического развития советского общества и исторической науки, выделены и подчеркнуты теоретические выводы и обобщения, сделанные в документах XXII-XXVI съездов КПСС, решениях Пленумов и постановлениях ЦК КПСС, их роль как теоретико- методологических ориентиров современной науки. Авторами указаны многие явления, характеризующие качественный рост науки на современном этапе, - значительное обогащение Ленинианы, разработка общетеоретических и методологических проблем всемирно-исторического и отечественного исторического процесса, многогранное отражение воздействия научно-технической революции на историческую науку, изменения в проблематике советской историографии истории СССР, роль и место в ней фундаментальных многотомных трудов последнего времени, основные направления и перспективы совершенствования организации науки, публикации источников, развитие специальных и вспомогательных дисциплин и методов исследования, роль советской науки на международной арене.

Обстоятельностью, подробностью анализа отмечен показ современной историографии феодализма, капитализма, социализма. Хотя информативный элемент в третьем разделе учебника более силен, чем в предшествующих (что, по- видимому, неизбежно), авторы стремились показать исходный уровень современного этапа - рубеж 50 - 60-х годов - и его итоги к концу 70-х годов, отразить не только результаты, но и пути развития научной мысли.

Учебник завершается рассказом об изучении истории народов СССР в советских республиках. Здесь показаны основные черты современной историографии национальных республик: усиление разработки методологических проблем, широкое освоение ленинской методологии и методики исследования, углубление изучения советского общества, проблем интернационализма в истории советских народов, роли их дружбы и сотрудничества в строительстве социализма, расширение масштабов научной проблематики и повышение научно-теоретического уровня исследований, объединение специалистов разных республик для изучения крупных общих научных проблем, повышение наступательности историографии республик против буржуазно-ревизионистской фальсификации истории народов СССР.

Учебник оснащен необходимым научно-справочным аппаратом. В него входят как подстрочные примечания, так и указатели литературы к главам и именной указатель (составитель его М. П. Мохначева).

Недостатки учебника связаны главным образом с отсутствием строго выверенного критерия включения в него работ тех или иных авторов. Порой в нем обойдены молчанием труды, действительно имевшие большое значение в развитии исторического знания, и в то же время о малозначимых книгах и статьях говорится пространно. Думается, что в переизданиях учебника будет проявлен более строгий научный подход к отбору и анализу историографических фактов.

Член-корреспондент АН СССР Б. А. Тулепбаев

Опубликовано 22 августа 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...