Рейтинг
Порталус

Историческая наука в СССР. В высшей школе. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУРСА ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ ИСТОРИИ СССР

Дата публикации: 02 ноября 2018
Автор(ы): Л. А. КОРНИКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Номер публикации: №1541153610


Л. А. КОРНИКОВ, (c)

В последние годы о преподавании источниковедения истории СССР написан ряд работ; этому вопросу значительное внимание уделялось на специальных конференциях и совещаниях; некоторые его стороны затрагивались во время дискуссий по проблемам преподавания источниковедения новой и новейшей истории и истории

стр. 96


КПСС. Однако историографические аспекты этого курса специально не рассматривались.

В литературе, отражающей практику преподавания указанной дисциплины, историографии источниковедения уделено недостаточное внимание. Программа курса источниковедения истории СССР для университетов вообще не предусматривает освещения даже основных этапов развития источниковедческой науки1 . В последнем издании вузовского учебника по источниковедению истории СССР во вводной главе проблеме развития историографии источниковедения отводится лишь несколько абзацев2 . В главах же, анализирующих конкретные группы источников, примеры использования их советскими историками даются редко, а ссылки на опыт зарубежной историографии почти не встречаются.

При составлении и написании новых учебных программ и пособий по курсу источниковедения истории СССР необходимо уделить историографии источниковедения больше внимания и учесть при этом опыт кафедры вспомогательных исторических дисциплин Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ). В программе курса источниковедения, подготовленного в этом вузе, проблеме развития источниковедения истории СССР с XVIII в. до наших дней отведен самостоятельный раздел. К историографическому материалу обращаются авторы многих учебных пособий по данному курсу - профессора и преподаватели МГИАИ3 . Исходя из опыта преподавания курса источниковедения истории СССР в Ивановском университете, рассмотрим возможные пути историографического обогащения этого курса.

Необходимость расширения рамок историографии источниковедения обусловлена следующим. За последние 10 - 15 лет произошел определенный качественный скачок в развитии источниковедения отечественной истории. Опубликовано много теоретических, конкретно-источниковедческих работ4 , учебных пособий5 . Исторические источники стали осмысливаться с позиций философии6 , информатики7 , были предприняты плодотворные попытки проанализировать их с помощью математико-статистических методов8 . Все это, естественно, должно стать достоянием специалиста-историка, требования к подготовке которого постоянно растут.

По каким же направлениям и в каких формах возможно историографическое обогащение курса источниковедения истории СССР? В первом, теоретическом разделе курса основная смысловая нагрузка ложится на историографическое введение к преподаваемой дисциплине. Представляется нужным отвести ему целую лекцию.


1 См. Программа курса "Источниковедение истории СССР". М. 1980.

2 Источниковедение истории СССР. Изд. 2-е. М. 1981, с. 4 - 5

3 Источниковедение истории СССР. Программа курса. М. 1983; Миронова И. А. Источниковедение истории СССР XIX - начала XX века. М. 1975; Николаева А. Т. Теория и методика советского источниковедения. М. 1975.

4 Беленький И. Л., Моргайло В. М, Покровский А. С. Библиография источниковедческих работ (1954 - 1967). В кн.: Источниковедение истории советского общества. Вып. 2. М. 1968; Кочетова И. И. Библиография работ по источниковедению истории СССР (1968 - 1973). В кн.: Источниковедение истории советского общества. Вып. 3. М. 1978; Розенберг Л. И. Библиография работ по источниковедению истории советского общества (1974 - 1978). В кн.: Источниковедение истории советского общества. Вып. 4. М. 1982.

5 Источниковедение истории СССР XIX - начала XX в. М. 1970; Пронштейн А. П. Методика исторического исследования. Ростов н/Д. 1971; изд. 2-е. Ростов на/Д. 1976; Источниковедение истории СССР. М. 1973; изд. 2-е. М. 1981; Миронова И. А. Ук. соч.; Николаева А. Т. Ук. соч.; Стрельский В. И. Теория и методика источниковедения истории СССР. Киев. 1976; Черноморский М. Н. Источниковедение истории СССР (советский период). Изд. 2-е. М. 1976; Медушевская О. М. Теоретические проблемы источниковедения. М. 1977; Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. Вып. 1. Эпоха феодализма. М. 1980; вып. 2. Период капитализма. М. 1980; вып. 3. Эпоха социализма. М. 1982.

6 Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. Томск. 1973; Емельянов Б. В. О природе историко-философских источников. - Философские науки, 1979, N 6.

7 Ковальченко И. Д. Исторический источник в свете учения об информации. (К постановке проблемы). - История СССР, 1982, N 3.

8 Библиографию по данной проблеме см. в кн.: Количественные методы в исторических исследованиях. М. 1984.

стр. 97


В ней следует дать краткую историю развития отечественного источниковедения, показать основные его этапы и закономерности, проанализировать методологические позиции различных направлений этой науки. При этом развитие научной дисциплины необходимо изображать не как безликий процесс, а как историю творческой деятельности людей, живших в определенную эпоху. Такой подход сделает лекцию более живой и конкретной и позволит детально раскрыть взаимосвязь методологии и техники исследования различных представителей отечественной науки.

Представляется полезным издание серии книг о методике работы выдающихся историков, как дореволюционных, так и советских. Примером такой работы может служить книга Е. Н. Городецкого о лаборатории исторического исследования В. И. Ленина9 . Было бы поучительно продолжить публикацию серии статей советских (а может быть, и зарубежных) историков с воспоминаниями об их пути в науке, опыте работы с источниками, начатую журналом "История СССР" в первой половине 1960-х годов10 . Историографические аспекты должны далее найти отражение в том разделе курса, где анализируются вопросы теории и методики источниковедения. Здесь следует хотя бы кратко рассмотреть историю разработки современного состояния той или иной теоретической проблемы. Причем, насколько позволяет лекционное время, дать оценку состояния данной проблемы в современной буржуазной историографии.

Важно также не забывать о примерах. Их можно черпать из практики исследований. Так, при освещении проблемы классификации источников лектор не только показывает типо-видовую классификацию, общепринятую в настоящее время в советском источниковедении, но и дает, хотя бы краткие, наметки основных этапов разработки проблемы. В качестве ярких и поучительных примеров систематизации источников в источниковедческих и конкретно-исторических работах можно привести исследование акад. Л. В. Черепнина о русских феодальных архивах и работу И. В. Степанова о Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина11 .

Исходя из своего опыта, отметим следующее. Теоретический раздел в лекционном курсе источниковедения является наиболее трудным с точки зрения его восприятия и усвоения студентами. Однако в том случае, когда в изложении теоретической проблемы присутствовал историографический подход, материал усваивался студентами лучше. Объясняется это, как представляется, не только тем, что краткое историографическое введение к теоретической проблеме несет дополнительную информацию. Изложение истории разработки того или иного вопроса помогает более глубоко усвоить суть его современного понимания.

Во втором разделе лекционного курса, рассматривающем конкретные группы источников по отечественной истории и методику их анализа, одним из направлений историографического обогащения курса является введение в текст лекций историографических сюжетов, связанных с той или иной видовой группой источников. Так, в лекции, анализирующей летописный вид источников, необходимо хотя бы кратко рассказать о более чем 200-летней истории изучения письменных памятников средневековой России12 . В этой связи следовало бы, вероятно, создать обобщающую историографическую работу об изучении отдельных видов источников по отечественной истории. Примером такого исследования в определенной степени может служить книга об источниковедении Киевской Руси13 .

Другим направлением историографического обогащения этого раздела курса


9 Городецкий Е. Н. Ленинская лаборатория исторического исследования. М. 1984; см. также: Чумаченко Э. Г. В. О. Ключевский - источниковед. М. 1973.

10 Кафенгауз Б. Б. Моя работа над диссертациями. - История СССР, 1962, N 3; Заозерская Е. И. Мой путь в науку. - Там же, 1964, N 3; Сидоров А. Л. Некоторые размышления о труде и опыте историка. - Там же; Гуковский А. И. Как я стал историком. - Там же, 1965, N 6; и др.

11 Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV - XV веков. Ч. 2. М. 1951, с. 62 - 63; Степанов И. В. Крестьянская война в России в 1670 - 1671 гг. Т. I. Л. 1966, с. 7 - 101.

12 О советском периоде изучения летописания см.: Буганов В. И. Отечественная историография русского летописания. М. 1975.

13 Советское источниковедение Киевской Руси. Историографические очерки. Л. 1979.

стр. 98


является рассмотрение источниковедческой практики, т. е. анализ использования в конкретно-исторических работах тех или иных источников. Дело в том, что многие учебные пособия по источниковедению имеют существенный недостаток: они подчас говорят об источниках вне исследовательской практики. И, вольно или невольно, у некоторых студентов создается иллюзия, что те источники, с которыми они знакомятся, не изучались или по крайней мере почти не вводились в научный оборот, хотя библиография работ, в которых они использовались, насчитывает уже сотни, а в некоторых случаях тысячи названий.

Особое значение имеет изучение ленинского опыта критики источников по отечественной истории14 . Рассказывая об источниках эпохи капитализма, лектор должен воспроизводить прежде всего ленинскую оценку значения той или иной группы источников, будь то статистика, материалы Государственной думы или документы РСДРП. Полезно также раскрывать и показывать приемы анализа Лениным конкретных видов источников. Так, рассматривая законодательные источники периода капитализма, можно продемонстрировать методику их анализа в таких ленинских работах, как "Новый фабричный закон", "Случайные заметки". Наконец, нужно приводить конкретные примеры использования Лениным соответствующих групп источников. В качестве образца научного анализа статистических материалов эпохи капитализма здесь можно взять использование их в работах "Развитие капитализма в России", "Империализм, как высшая стадия капитализма", "Статистика и социология" и др.15 .

Значительное место следует отводить анализу конкретно-исторических работ, основывающихся на рассматриваемой в лекциях группе источников или содержащих оригинальные методики, приемы источниковедческого анализа. Рассказывая о материалах ревизских описаний XVIII - первой половины XIX в., можно сослаться на работы В. М. Кабузана, который ввел в научный оборот материалы всех десяти ревизий в России. Или, ведя речь о делопроизводственных документах советской эпохи, в качестве примера можно взять монографию В. З. Дробижева о ВСНХ, в которой дается интересная методика анализа протоколов высшего органа управления экономикой СССР в 1917 - 1932 годах16 . В лекциях целесообразно приводить и негативные примеры работы с источниками в конкретно-исторических исследованиях (некритический подход к ним, субъективная оценка и т. д.; в частности, можно привести пример неправильного истолкования такого своеобразного источника, как "Житие Александра Невского")17 .

В курсе, наряду с использованием опыта работы с источниками в отечественной историографии, полезно давать ссылки и на труды зарубежных авторов, основывающиеся на источниках по истории СССР. Такие ссылки могут быть двоякого рода. Во-первых, лектор может отметить исследования тех зарубежных историков, которые плодотворно занимаются этими проблемами. Так, при рассмотрении законодательных и актовых источников X - XVII вв. в качестве примера могут быть привлечены работы американского историка Р. Хелли, которые, несмотря на присущие им недостатки методологического характера, отличаются широтой привлеченных источников и оригинальностью методики их анализа18 . Во-вторых, лектору следует провести критический анализ тех сочинений зарубежных авторов, которые прояв-


14 Литературу по данной проблеме см. в кн.: Приймак Н. И. Советское источниковедение ленинского наследия. Л. 1981.

15 Ленин В. И. ПСС. Т. 2, с. 263 - 314; т. 3, с. 1 - 609; т. 4, с. 397 - 428;т. 8, с. 189; т. 19, с. 334; т. 21, с. 104; т. 27, с. 14 - 23; т. 30, с. 349 - 356.

16 Кабузан В. М. Народонаселение России в XVIII - первой половине XIX в. (по материалам ревизий). М. 1963; его же. Изменения в размещении населения России в XVIII - первой половине XIX в. М. 1971; Дробижев В. З. Главный штаб социалистической промышленности. М. 1966, с. 27 - 29.

17 См. Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII - XIII вв. Л. 1978, с. 157 - 196.

18 См. рец. Сахарова А. Н. на кн. Р. Хелли. Закрепощение и изменения в области военного дела в Московии. - История СССР, 1973, N 2; Маньков А. Г. Соборное уложение 1649 г. - кодекс феодального права. Л. 1980, с. 28; Миронов Б. Н. История холопства в России в освещении американского историка. - История СССР, 1984, N 3.

стр. 99


ляют тенденциозный, односторонний подход к отечественным источникам, фальсифицируют произведения Ленина, документы КПСС19 .

Помимо лекционного курса, историографические аспекты источниковедения могут найти место и на практических занятиях. Здесь студенты детально изучают источники и заслушивают доклады по истории источниковедения и изучения той или иной группы источников, об опыте работы того или иного историка с источниками20 . Для самостоятельной работы студентов по источниковедению им даются списки обязательной и дополнительной литературы21 . В первый включены работы Б. И. Ленина, являющиеся классическими образцами марксистского анализа источников по отечественной истории; статьи, обобщающие итоги современного источниковедения и намечающие перспективы его дальнейшего развития22 . Во второй список входят монографии по источниковедению истории СССР, одну из которых студенты должны выбрать для изучения23 . Традиционно в середине семестра организуется коллоквиум, на котором проверяется, как студенты усвоили прочитанную литературу.

Завершающим этапом изучения источниковедения истории СССР является экзамен. Подготовка к нему и его сдача подводят итог семестровому изучению курса. Организация и проведение экзамена также могут способствовать акцентированию внимания студентов на историографической стороне курса. Во-первых, в число экзаменационных вопросов включаются историографические: "Развитие отечественного источниковедения в XVIII в.", "Развитие отечественного источниковедения в XIX - начале XX в.", "Основные периоды развития советского источниковедения отечественной истории", "Актуальные проблемы отечественного источниковедения на современном этапе". Во-вторых, в ходе экзамена студентам задаются дополнительные вопросы по истории изучения и использования той или иной группы источников. Наконец, в качестве итоговой работы студентам предлагаются дипломные работы по историографии источниковедения. Так, в 1983/84 уч. г. Государственной экзаменационной комиссией Ивановского университета с большим интересом была встречена тема "Мемуары советских историков как историографический источник". Главной целью этого дипломного сочинения являлось обобщение изложенного в воспоминаниях советских историков опыта работы с источниками.

Таковы некоторые вероятные направления историографического обогащения курса источниковедения истории СССР. Есть возможности для этого в спецкурсах, спецсеминарах, курсовых работах по историографии источниковедения, постановка которых также способствовала бы расширению кругозора студентов в этой области.

Одним из препятствий на пути усиления историографических элементов в преподавании источниковедения истории СССР является, конечно, незначительное количество учебных часов, отводимых на данную дисциплину учебным планом для университетов24 . Однако можно пересмотреть традиционные разделы курса источниковедения истории СССР, чтобы сделать в них некоторые сокращения. Хорошая в целом обеспеченность дисциплины учебниками и учебными материалами позволяет раз-


19 Салов В. И. Об антинаучных приемах использования источников западногерманскими буржуазными историками. - Вопросы истории КПСС, 1962, N5; Иоффе Г. З., Игрицкий Ю. И. Об источниковой базе современной советологии (искажение трудов В. И. Ленина в буржуазной историографии Октября). В кн.: Источниковедение истории Великого Октября. М. 1977.

20 Методика проведения таких занятий рассмотрена в ст.: Воронкова С. В. О методике проведения практических занятий по источниковедению истории СССР. - Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1976, N 4.

21 Списки составлены на основе программы курса "Источниковедение истории СССР" (М. 1980) с учетом новейшей литературы по курсу.

22 Буганов В. И., Трукан Г. А. Актуальные проблемы развития, отечественного источниковедения. - Вопросы истории, 1977, N 3.

23 Напр.: Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М. 1947; Журавлев В. В. Декреты Советской власти 1917 - 1920 гг. как исторический источник. М. 1979; Овчинников Р. В. Манифесты и указы Е. И. Пугачева. Источниковедческое исследование. М. 1980.

24 Это, в частности, отмечалось в рекомендациях Всесоюзного совещания вузовских преподавателей-источниковедов, состоявшегося в феврале 1982 г. (Наумова Г. Р. Курс источниковедения истории СССР в вузах. Всесоюзное совещание преподавателей вузов в МГУ. - История СССР, 1983, N 2, с. 215).

стр. 100


грузить лекции от определенной части информации, касающейся второстепенных разновидностей источников, истории создания некоторых памятников, перечисления публикаций тех или иных из них. Кроме того, возможно сокращение информации об источниках регионального характера и методике их изучения. Как представляется, эти материалы логичнее изучать не в общем курсе источниковедения истории СССР, а в рамках курса истории края, тем более, что опубликован ряд специальных источниковедческих работ в этой области25 . В университетах параллельно с курсом источниковедения истории СССР читаются курсы по истории КПСС, СССР, древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории. Подчас в этих курсах дублируется не только фактический, но и теоретический материал. Ликвидация дублирования дала бы возможность высвободить определенную часть времени для усиления историографической стороны курса источниковедения истории СССР, как, впрочем, и других курсов.

Таким образом, за счет эффективного,использования имеющихся учебных пособий, установления более четких межпредметных связей, разгрузки курса от второстепенной информации возможно установление такого оптимального объема учебной дисциплины, в котором достаточное место займет и историографический материал.


25 Андреев А. М. Очерки по источниковедению Сибири. Изд. 2-е. Вып. 1 - 2. М.-Л. 1960 - 1965; Копысский З. Ю. Источниковедение аграрной истории Белоруссии. Минск. 1971; Усманов М. А. Татарские нарративные источники XVII - XVIII веков. Казань. 1972; Улащик Н. Н. Очерки по археографии и источниковедению истории Белоруссии феодального периода. М. 1973; Ковальский Н. П. Источниковедение истории Украины (XVI - первая половина XVII в.). Чч. 1 - 4. Днепропетровск. 1977 - 1979; Иванов В. Ф. Письменные источники по истории Якутии. Новосибирск. 1979; Миненко Н. А. Очерки по источниковедению Сибири XVIII - первой половины XIX в. Новосибирск. 1981; и др.

Опубликовано на Порталусе 02 ноября 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама