Полная версия публикации №1445932240

PORTALUS.RU ЭКОЛОГИЯ ЭХО ЧЕРНОБЫЛЯ. "Мы расхлебывали последствия своей же безалаберности" (интервью) → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Андрей ГАЛУНОВ, ЭХО ЧЕРНОБЫЛЯ. "Мы расхлебывали последствия своей же безалаберности" (интервью) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 27 октября 2015. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/ecology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1445932240&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 24.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Андрей ГАЛУНОВ, ЭХО ЧЕРНОБЫЛЯ. "Мы расхлебывали последствия своей же безалаберности" (интервью) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 27 октября 2015. URL: https://portalus.ru/modules/ecology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1445932240&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 24.04.2024).



публикация №1445932240, версия для печати

ЭХО ЧЕРНОБЫЛЯ. "Мы расхлебывали последствия своей же безалаберности" (интервью)


Дата публикации: 27 октября 2015
Автор: Андрей ГАЛУНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Номер публикации: №1445932240 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Заместитель начальника отдела управления государственной противопожарной службы при ГУВД полковник Александр Александров: "Мы расхлебывали последствия своей же безалаберности".

В 2016 году 26 апреля, исполняется 20 лет со дня аварии на ЧАЭС, перевернувшей поистине трагическую страницу в истории страны. Именно тогда в наш лексикон прочно вошло понятие "ликвидаторы", ассоциирующееся с чернобыльской катастрофой. С одним из таких людей - заместителем начальника отдела службы подготовки и пожаротушения УГПС при ГУВД полковником А. Александровым встретился наш корреспондент.

- Александр Сергеевич, возвращаясь к тем трагическим дням, что вспоминается в первую очередь, какие кадры стоят перед глазами?

- Прежде всего вспоминаются те сплетни и слухи, которые ходили в Питере по поводу Чернобыля. Например, о ненормированном употреблении там спиртного. И народ в это верил. Хотя ничего подобного не было. Но после смены ликвидаторы получали свои граммы. И те, кто таким образом профилактировался, сегодня относительно здоровы.

- Как вы относитесь к версии о том, что Чернобыль был предсказанной и запрограммированной катастрофой, своеобразным возмездием людям за их грехи...

- Хотя я и крещеный, но в подобные сказки не верю. Причина катастрофы - в нашем русском авось, безалаберности персонала станции. Видимо, была поставлена задача отрапортовать к Первому мая о досрочном выполнении работ по выводу на полную мощность четвертого энергоблока. Вот и гнали, нарушая все меры безопасности.

- Когда вы прибыли в Чернобыль?

- В начале июня. Реактор был уже погашен, и остро встала проблема, что делать с его нижней частью. Началось строительство поддона под реактор: прокладка подземного туннеля, сооружение биологической стены от четвертого блока до третьего, чтобы очистить станцию.

Имея опыт организации противопожарной службы на Ленинградской атомной станции, я, по сути, возглавил пожарную охрану ЧАЭС.

- Чем конкретно вам пришлось заниматься?

- Прежде всего это была организация круглосуточного дежурства. Затем - противопожарное обеспечение строительства защитных сооружений. Все возводилось в большой спешке. Практически без каких-либо инструктажей по мерам предосторожности. Люди приезжали, делали свою работу и уезжали. Поэтому противопожарной охране приходилось держать руку на пульсе, постоянно находиться на объектах, ликвидировать пожары.

Однажды, например, возникла нештатная ситуация, когда, образно говоря, волосы встали дыбом. Итальянская машина "касагранда", которая делает и заливает бетоном траншею на глубину 18 метров, порвала все кабельное хозяйство. В том числе и телефонную связь с Чернобылем. Пришлось в срочном порядке, чтобы вызвать пожарную технику на станцию, подключать военных. Они подняли вертолет. Через него установили связь с Киевом, а оттуда - с Чернобылем.

В другой раз пришлось, что называется, мускулы показывать. Строительным подразделениям, относящимся к двум разным ведомствам, была поставлена простая задача: проложить за два дня бетонную дорогу длиной 800 метров вдоль всего здания станции, для того чтобы техника подходила к четвертому блоку. Они ее выполнили. И даже досрочно. Но в результате под бетоном марки 1.000 толщиной 50 сантиметров оказались все колодцы пожарных гидрантов, канализационные люки.

Я по-человечески обратился к одному начальнику: ваши, мол, люди натворили таких вот чудес. А в ответ: вы, дескать, не владеете ситуацией, это сделали не они. Обратился к другому генералу - результат аналогичный.

Пришлось предупредить обоих, что поставлю вопрос на заседании правительственной комиссии. Через двадцать минут пришли два главных инженера, подогнали бетонолом на базе трактора, с миноискателем нашли все колодцы и люки и сделали так, как надо.

- Возникали ли у вас проблемы бытового плана и личной радиационной безопасности?

- В пожарной охране таких проблем не было. Питание нам привозили из- за пределов тридцатикилометровой зоны, имелись сауны, душевые, холодильники, телевизоры. Что касается радиационной безопасности, то в этом плане больше пострадали добровольцы, призванные на ликвидацию аварии через военкоматы. Они выполняли самую грязную работу, подчас не имея даже элементарных накопителей доз облучения.

В МВД такие индивидуальные приборы имелись, и каждый знал свою дозу. НО, как я экспериментальным путем установил, то, что они фиксировали и то, что заносилось в карточку, не соответствовало действительно полученной радиации. Лично мне записали 25,25 рентгена. Предельная доза. Больше не разрешалось.

- Александр Сергеевич, я знаю, что в данный момент вы возглавляете региональную ассоциацию чернобыльцев - работников МВД. Расскажите о проблемах, которыми приходится заниматься.

- Прежде всего это поддержание духа у ликвидаторов, содействие в решении их бытовых проблем. В чем нам большую помощь оказывает начальник главка, проявляющий заботу не только о чернобыльцах (их, кстати, в нашем управлении немного - всего 12 человек), но и обо всех семьях пожарных, потерявших кормильца. Даже сотрудничаем со специальными конторами наподобие http://www.ritual-rf.ru/prodazha-grobov-v-moskve.html на предмет непредвиденных случаев. Практически за каждой семьей без кормильца выискиваем возможность закрепить шефство какого-либо предприятия.

- И последний вопрос. Если можно, то несколько слов о себе и о своем личном счете в тушении пожаров...

- По большому счету в пожарной охране я с 15 лет. У меня 32 года календарной выслуги. Погоны огнеборца надел в Калининграде и буквально с первого дня работы начал тушить пожары. Поэтому их количество уже давно перевалило за сотню. В Питере практически не было ни одного крупного пожара, где бы я не принимал участия, поскольку все это время работал в службе пожаротушения.

Опубликовано 27 октября 2015 года

Картинка к публикации:

На фото: ЭХО ЧЕРНОБЫЛЯ. "Мы расхлебывали последствия своей же безалаберности" (интервью), автор: admin

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Чернобыль, пожаротушение



Полная версия публикации №1445932240

© Portalus.ru

Главная ЭКОЛОГИЯ ЭХО ЧЕРНОБЫЛЯ. "Мы расхлебывали последствия своей же безалаберности" (интервью)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU