Рейтинг
Порталус

Экологические проблемы и пути их решения на занятиях по физике

Дата публикации: 23 марта 2009
Автор(ы): Гаранин С.А.
Публикатор: НВК
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ Проблемы экологии →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1237780627


Гаранин С.А., (c)

Экологические проблемы и пути их решения на занятиях по физике
Гаранин С.А.

Экологический кризис сегодня – это беда не одного какого – нибудь региона, страны, континента. Это проблема всех живущих на Земле. Проблема выживания последующих поколений все настойчивее овладевает умами и сердцами граждан нашей планеты, порой затеневая страх перед угрозой ядерной войны. Люди начинают понимать всю серьезность угрозы нависшей над человечеством, создаются организации, которые борются за чистоту окружающей среды. Но часто их работа похожа на «мышиную возню» и каких- либо действенных мер они не оказывают. Сегодня эту сложную задачу можем решить только мы – преподаватели, учителя каждый день и каждый час, убеждая настойчиво и терпеливо свою правоту на конкретных при-мерах нашего региона. И все мы должны быть едины в понимании этой проблемы. Каждый убеждает своими средствами: литература – силой слова, история – убедительностью фактов, физика – следствием научно-технического прогресса.
Изучая тему « Тепловые явления», помимо традиционного материала, сообщаю студентам причину низкого КПД тепловых двигателей – это неполное сгорание топлива и как следствие – загрязнение атмосферы. Что делается у нас в России для улучшения параметров тепловых машин? Выполняются сообщения самими студентами: введение факельного зажигания на всех автомобилях, перевод предприятий с угля и мазута на газ, дополняются сообщения цифрами, схемами, видеоклипами выполненными в компьютерных программах «Power Point» и «Movie Maker». В заключение темы провожу экскурсию в один из автопарков города, где руководитель предприятия сообщает студентам, что делается работниками автопарка для снижения токсичности выхлопных газов: использование неэтилированного бензина, перевод двигателей внутреннего сгорания на газ, замена старого автопарка на новый с применением дизельных двигателей, жесткий технический контроль за состоянием автомобилей. После экскурсии студенты пишут отчеты, некоторые готовят научные работы и выступают с ними на научно – практических конференциях. В некоторых группах проводится конференция в виде деловой игры. Группа делится на две подгруппы - технические работники: конструкторы, инженеры по ТБ, экологии и представители прессы. Обе группы тщательно готовятся. «Конструкторы» - об особенностях строения тепловых двигателей; «инженеры по ТБ»- об особенностях работы с такими двигателями; «инженеры по экологии – об особенностях воздействия тепло-вых двигателей на окружающую среду. «Представители прессы» задают вопросы «техническим работникам», на которые те пытаются ответить, иной раз ответы столь обстоятельные, что поражают гостей, присутствующих на занятии. В качестве приглашенных обычно бывают работники данного предприятия. В заключении студентами заполняется таблица, которая позволяет преподавателю понять и правильно оценить знания студентов по данной теме.

Виды тепло-вых двига-телей
Устройство
Принцип работы
КПД
Пути по-вышения КПД
Перспективы дальнейшего использования
Воздействие на окру-жающую среду

Перед началом изучения ядерной физики студентам задается вопрос, над которым они будут работать в течении всего раздела, АЭС - необходи-мость ли сегодня. Первое занятие по этому разделу начинается с того, что студентам сообщаются следующие цифры: угля хватит человечеству на 600 лет, нефти – на 90 лет, урана – 70 лет. Цифры показывают, что использование
атомной энергии не является обоснованным. Особый интерес вызывают у студентов объем радиоактивных отходов, которые накапливаются только на АЭС за год – 300 т и методах их хранения. Проблема радиоактивных могильников - проблема не только региона, страны – проблема всего человечества.
После изучения этого раздела, некоторые студенты, находясь под впечатлением, выполняют научные работы, с которыми выступают на научно – практических конференциях колледжа, города, региона. Одной из таких работ является: «Радиационный фон нашего района и влияние его на здоровье населения». Работа выполнялась студентами первого и второго курсов, специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» Мельниковым С. и Мельниковым Д. Работа студентов имела успех.
Для своей работы студенты использовали прибор комбинированный для измерения ионизирующих излучений «РКСБ – 104». Измерения проводились во многих точках района, результаты измерений сравнивались с числом больных, состоящих на учете в той или иной поликлинике.
Заключительным занятием является обобщающее занятие, которое провожу в форме конференции для всего курса с подготовкой материала преподавателем и студентами в программах «Power Point» и «Мovie Maker».
Предварительно группой студентов в колледже проводится социальный опрос: «Технический прогресс – это добро или зло человечества?» Такой же опрос проводится и по окончанию конференции, результаты сравнивают-ся, подводятся итоги. В презентации использовались фрагменты фильмов: «Через тернии к звездам», «Послезавтра», «Петербургские фонтаны».
В подготовке моих занятий помогает материал центральной экологической службы нашего города, которая ведет серьезную работу во всех на-правлениях. Факты, отчеты, итоги систематически отражаются службой в экологическом вестнике. Материал вестника убеждает меня в необходимости работы по экологическому воспитанию и я, естественно являюсь сторонником воспитания разумного отношения к природе. Пусть сегодня мои труды дойдут до некоторых, завтра их станет больше, а потом это станет нормой жизни.

Опубликовано на Порталусе 23 марта 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама