Рейтинг
Порталус

Особенности экологического образования в национальной школе

Дата публикации: 23 сентября 2011
Автор(ы): Калюжина М.М.
Публикатор: Маргаритка
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1316769762


Калюжина М.М., (c)

Особенности экологического образования в национальной школе


Калюжина Маргарита Михайловна
методист


МОУДОД «Лянторский центр детского творчества» г. Лянтор, Сургутский район, ХМАО-Югра

До недавнего времени природа воспринималась только как обезличенная «окружающая среда». Культивировался антропоцентрический тип экологического мышления.
В настоящее время возникает необходимость новой системы взаимоотношений человечества с природой. Новое экологическое (экоцентрическое) сознание кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе. Возникает необходимость «экологизации» образования всех слоев общества. Большинством специалистов признается необходимость включать рассмотрение экологических проблем, практически, во все учебные программы. Экологическое образование должно носить непрерывный характер.
Начало экологического образования должно быть положено в семье. Традиции, в отношении с природой, складывающиеся в семье, оставляют в душе ребенка, в его поступках глубокий след. В семьях северных народов, в том числе и ханты, природу одухотворяют и ставят человека в равноправное положение с ней. Природа живая, она также чувствует, также ощущает и также может обидеться на неправедные действия человека. Вредить ей или поступать опрометчиво просто опасно, ибо вездесущие духи непременно отомстят обидчику. Подобное понимание окружающего мира выработало особый «экологический» подход к среде обитания. Брать от леса или реки предписывалось ровно столько, сколько человеку необходимо было в данный момент, без излишеств. Все приемы охоты и рыбной ловли, а также заготовки сырья должны соответствовать данному принципу. Природные условия Западносибирской тайги относительно бедны. В дело должно идти все, ничего не должно пропасть даром. С одной стороны это не позволяло оголить собственные территории и угодья, с другой стороны – давало возможность природе восстановиться.
Особую роль играет сакральный аспект экологического вопроса. Люди живут в мире духов, и духам принадлежит часть материальных благ, созданных человеком. Считается, что без помощи духов вообще невозможно ничего получить. Духи могут наказать человека за неоправданный расход и прогонят дичь и рыбу с угодий и, тогда человека ждет голодная смерть. Напротив, добросовестное исполнение установленных правил служит залогом успеха в будущем и процветание рода. Национальная психология передается от старших поколений к младшим, этим сохраняя себя, несмотря на отрицательное влияние изменяющегося мира.
Учителям национальных школ необходимо осмыслить исконную культуру, отделить вечное от архаичного, устаревшего, быть гибким, в перестройке образования, и опираться на позитивное содержание, методы, приемы традиционного воспитания.
Педагогический коллектив лянторской национальной школы интерната, учитывая принципы этнопедагогики, разработал программы экологического образования с детьми ханты. На уроках биологии такие проблемы как «Почему человек выращивает цветы», «Зачем в доме попугай» и т.п., для детей ханты не актуальны. Им интересны такие вопросы: почему на одни виды уток можно охотиться, а на другие нет; почему лебедей стрелять вообще нельзя; что будет с лесом и водоемом, если происходит разлив нефти; и через какое время загрязненная природная среда восстановится; как быстрее восстановить хвойный лес после вырубки. Решая подобные проблемы, они познают азы охраны природы. Сравнивая, полученные на уроках знания, с тем к чему его приучали дома, ребенок повышает свою экологическую культуру.
Изучая общие законы, ребята ханты знакомятся и с экологическим законодательством. Таким образом, повышая свое юридическое образование, коренные народы могут цивилизовано защищать, отстаивать нарушенные права по сохранению природных комплексов своих территорий, угодий и т.д.
Программы по изобразительному искусству адаптировались с учетом национальных особенностей этнопедагогики. Ребята занимались изображением сцен охоты, рыбной ловли, состязаний, пейзажей родного края. Подобная тематика способствует укреплению национальных традиций в сложившихся отношениях с природой. Обсуждая рисунки, учащиеся отмечали, что в сценах охоты на лося изображаются самцы, а детеныши или матки нет. По традициям охоты их стрелять нельзя, т.к. они являются продолжателями рода.
Литература традиционно связана с миром природы. Через переживания автора или героя раскрывается и собственное величие природы, как это происходит в творчестве Ю.Шесталова, Е. Айпина и др.
Экологизация, практически, всех изучаемых предметов способствует укреплению традиций во взаимоотношениях с природой.
Внеклассные мероприятия содержали элементы сакральности. Праздник Медведя символизирует силу, мощь живой природы, напоминает детям, что они малая часть огромной природы и должны соблюдать все законы ее естественного развития. Вороний праздник посвящается прилету водоплавающих птиц, одному из основных источников питания ханты. Он напоминает детям, что дарами природы необходимо пользоваться экономно, ибо последует наказание, в частности, обеднением природы. Праздник Солнца олицетворяет конец зимы, пробуждение природы, подразумевая новые отношения с ней. Например: охота на животных разрешена только по определенным периодам и т.п.
Содержание этих и других мероприятий способствуют сохранению и укреплению национальных традиций, а также адаптации к новым влияниям наступающего техногенного общества. Способствуют появлению нового поколения коренных народов Севера, которые помнят и чтят свои традиции, сосуществуя с мощным воздействием надвигающейся цивилизации, умея противостоять ее отрицательному воздействию.

Опубликовано на Порталусе 23 сентября 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): экологическое образование в национальной школе



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама