Рейтинг
Порталус

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Дата публикации: 06 июля 2015
Автор(ы): И. Г. Рябова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 8, 2012, C. 58-63
Номер публикации: №1436181558


И. Г. Рябова, (c)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА1

 

И. Г. Рябова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики дошкольного и начального образования Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

 

E-mail: manpo@yandex.ru

 

В статье рассматриваются социально-педагогические проблемы формирования эколого-экономической культуры учащихся. Представлены основные компоненты эколого-экономической культуры и их главные составляющие. Также конкретизировано содержание эколого-экономического образования с учетом специфики поликультурного региона.

 

Ключевые слова: эколого-экономическая культура учащихся, содержание эколого-экономического образования с учетом специфики поликультурного региона.

 

В современных условиях четко проявились глобальные проблемы человечества, основными из которых являются экологическая и экономика защиты окружающей среды. Они вызваны масштабностью производственной и экономической деятельности, использованием сложных технических систем. В целом эти проблемы отражают результат взаимодействия человека, общества и природы и характеризуют современную эпоху как технократическую и кризисную.

 

Несмотря на то что экономика защиты окружающей среды как самостоятельная наука - довольно молодое направление, эколого-экономический подход существует достаточно давно. Как известно, немецкий биолог Эрнст Геккель (1866) под экологией подразумевал совокупность знаний, которые относятся к экономике природы: изучение совокупности взаимодействий живого мира со средой, которая его окружает, а также как органические, так и неорганические способы взаимодействия и, более всего, изучение дружественных и недружественных отношений с животными и растениям, с которыми прямо или косвенно мы вступаем в контакт. В современной науке также рассматриваются проблемы взаимосвязи экологии и экономики. Определяя экологию как науку о хозяйстве (экономии) живых существ, ученые связывают термин "экология" с термином "экономия" (С. Станкович). Неслучайно, что в названии этих слов единый корень. Экономия - это наука о производстве и распределении благ, материальном сохранении человечества, человеческих потребностях и их удовлетворении. С другой стороны, поскольку охрана окружающей среды опирается на взаимоотношения, связывающие одни живые существа с другими и с неживой природой, экология, таким образом, является синтезом экономики живой природы и науки об охране живого мира вообще. Анализ отношений экономики защиты окружающей среды и экологического сознания (Д. Спасич) указывает на взаимную связь данных категорий и на более широкое исследование на локальном, региональном и глобальном уровнях.

 

Преобладание технократических подходов привело к утрате гуманистической осмысленности науки. В возникшей ситуации имеется настоятельная необходимость коренного изменения взаимоотношений человеческого общества и природы на основе создания новой системы ценностей, при которой биосфера планеты рассматривалась бы как само-

 

 

1 Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева" на 2012 - 2016 гг. (проект 2.1.1 "Решение комплексных проблем по разработке и внедрению гуманитарных технологий в образовательную практику на базе НОЦ и НИЛ").

 
стр. 58

 

ценность и предметное бытие ее социальной сущности (М. А. Якунчев). Достижение этих установок возможно при условии выработки стратегии сохранения окружающей среды и выбора эффективных путей выживания общества. Его дальнейшее становление современные исследователи связывают с неогенным этапом взаимодействия человечества и природы, ожидаемым результатом которого может быть качественно новое состояние биосферы. Оно должно отличаться от предшествующей истории возможностью поддерживаемого развития, приближающего общество и биосферу к некоторому динамическому устойчивому состоянию. Осознание опасности для дальнейшего существования цивилизации приведет к возникновению нового типа мышления, связанного с потребностью общества в формировании духовно богатой, социально активной, физически здоровой творческой личности с гуманистическим мировоззрением и высоким уровнем эколого-экономической культуры. Приоритетную роль при этом современные исследователи отводят экономическому и экологическому образованию.

 

Экономические преобразования, переход к рыночной экономике, задачи, выдвинутые рядом правительственных решений последних лет в области охраны природы, образования, привели к обособлению экологического и экономического образования в стране. Оформление в 1960-е гг. экономического образования, затем в 1970-е гг. экологического образования ставит вопрос о соотношении и взаимодействии этих направлений. Это необходимо в связи с теоретическим обоснованием и освоением новых областей педагогической деятельности. Сущностные предпосылки взаимосвязи двух направлений образования обусловлены экологичностью труда и трудовой сущностью стоимости.

 

В педагогической литературе выделен и обоснован принцип комплиментарности экологического воспитания (С. Н. Глазачев): ни одно из направлений воспитания не комплексируется с остальными в таком количестве связей, как экологическое. Несколько в меньшей степени обладает коплиментарностью экономическое воспитание. В этом сила обоих направлений.

 

Изначальная связь экологического и экономического образования в целях формирования экологически грамотной личности, высокая комплиментарность обоих направлений - важные моменты их общности. Недостаточная разработанность содержания, дидактических средств осуществления образования по обоим направлениям и неувязанность их профессионального и общеобразовательного аспектов - еще один момент их общности.

 

Эколого-экономическое образование пока еще не стало непрерывным, т. е. охватывает сейчас частично ступень средней общеобразовательной и высшей школы. Происходит становление непрерывного эколого-экономического образования.

 

На кафедре педагогики дошкольного и начального образования Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева в рамках работы научно-образовательной лаборатории "Образование и воспитание дошкольников и младших школьников в условиях поликультурного региона" ведется разработка проблемы эколого-экономического образования и воспитания учащихся. Основное внимание уделяется теоретико-методологическому обоснованию, разработке содержания и созданию программ экологического и экономического образования учащихся. На этом пути уже достигнуты некоторые результаты.

 

Одним из важнейших этапов этой работы является определение содержания эколого-экономического образования учащихся.

 

Понятие содержания образования является достаточно разработанным в научно-педагогической литературе. В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др. приходят к единому основанию содержания образования - социальному опыту личности ученика. Согласно концепции образования как социально адаптированного опыта личности, структура содержания образования включает в себя четыре компонента: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственного отношения к миру и действительности. Так как данная концепция является общеметодологической, она легла в основу рассмотрения нами содержания эколого-экономического образования учащихся.

 

Мы принимаем во внимание утверждение В. С. Леднева о том, что в структуре

 
стр. 59

 

содержания образования в полном объеме отражается структура опыта личности. При разработке содержания эколого-экономического образования мы опирались на модель эколого-экономического образования школьников, согласно которой содержание образования должно обеспечить формирование знаний, умений и технологий, интересов, потребностей и мотивов, взглядов, убеждений, отношений (статический план личности), а также является основой творческой деятельности (динамический план). Для того чтобы содержание эколого-экономического образования обеспечило все названные структурные компоненты модели, необходима его специальная организация, которая подчиняется специфическим принципам отбора содержания, а также предусматривает уровни отбора содержания образования.

 

Однозначного ответа на вопрос о принципах построения содержания образования в педагогической науке нет. Авторы, рассматривающие принципы отбора содержания образования (Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина, Б. Т. Лихачев, В. Оконь, П. И. Пидксистый, И. Ф. Харламов и др.), характеризуют в основном общеметодологические принципы. Принципы отбора содержания образования в каждом конкретном случае будут основываться, прежде всего, на общеметодологических принципах. Вместе с тем специфика вида образования требует определения тех принципов отбора содержания, которые для данного вида образования являются сущностными. Следовательно, речь идет о необходимости определения подходов к отбору содержания эколого-экономического образования будущего учителя с учетом требований общеметодологических принципов.

 

Так как под принципами обучения в дидактике понимаются основополагающие требования образования, то можно отметить, что подходы к отбору содержания образования обусловлены принципами образования как общедидактическими, так и специфическими.

 

При определении подходов к отбору содержания эколого-экономического образования мы учитывали уже разработанные в теории экологического и экономического образования принципы и подходы.

 

С. Н. Глазачев, разрабатывающий вопросы экологического образования, выделяет следующие принципы: развития экологической культуры личности и общества как интеллектуального и практического опыта сохранения и улучшения состояния социоприродной среды, комплиментарное™, использования обучающей (воспитательной) функции изменяемой и охраняемой природы, сочетания рассмотрения проблем охраны природы в мировом масштабе с посильным участием в их решении в местном масштабе (мыслить глобально - действовать локально) [1].

 

Экологическая составляющая естественнонаучного образования обоснована Н. М. Мамедовым и И. Т. Суравегиной [2].

 

М. А. Якунчев и С. Н. Горшенина рассматривают проблемы использования этноэкологических традиций с целью формирования экологической культуры школьников [3].

 

П. А. Хроменков, разрабатывающий вопросы экономического образования, выделяет культурологический подход, который предусматривает экономическое прогнозирование, включение в содержание элементов мировой экологической культуры и учет региональных особенностей на основе национальных традиций в народном хозяйстве [4].

 

Принимая во внимание результаты предшествующих исследований, а также обусловленность подходов к отбору содержания образования общетеоретическими принципами экологического и экономического образования, мы считаем, что культура - наиболее широкое понятие. В ней раскрывается целостное понимание и единство мира, обобщенное представление о многообразии и уникальности видов деятельности человека, его духовные богатства и сущностные особенности - мировоззрение, мышление, способности, потребности, ответственность, знания, умения, качества личности, ценностные отношения и экономически природосообразное поведение.

 

Эффективное осуществление основных задач эколого-экономического образования возможно посредством включения объектов воспитания в эколого-экономическую деятельность, в процессе которой они осознают себя субъектами. Возникающие при этом отношения производства, обмена, распределения и потребления способствуют экономиче-

 
стр. 60

 

скому и экологическому развитию личности, воспитанию эколого-экономически значимых качеств, освоению эколого-экономической культуры. Эколого-экономическая культура как часть общей культуры представляет совокупность достижений в экологической и экономической науке и практике. Ядром эколого-экономической культуры является эколого-экономическое сознание, формируемое на основе эколого-экономических знаний и опыта личности.

 

Эколого-экономическая культура предполагает наличие эколого-экономических знаний и умений, которые реализуются через совокупность эколого-экономически значимых качеств личности в процессе эколого-экономической деятельности и возникающих в результате этой деятельности экономических отношений. Эколого-экономическая культура личности - это совокупность усвоенных эколого-экономических знаний, профессиональное мастерство, сформированность эколого-экономически значимых качеств, необходимых для участия в эколого-экономической деятельности, творческая активность человека в экономической жизни общества.

 

Эколого-экономические знания представляют собой совокупность экономических теорий о содержании, характере, свойствах материальных благ, их производстве, обмене, распределении и потреблении, влиянии материальной жизни на развитие общества, а также естествоведческих, социологических, технологических, нормативных, ценностных теорий. Эколого-экономические умения -способность человека выполнять эколого-экономическую деятельность или ее отдельные элементы на базе экологических и экономических знаний и опыта.

 

Под эколого-экономически значимыми качествами личности мы понимаем нравственные качества, проявляющиеся во всех видах эколого-экономических отношений в процессе эколого-экономической деятельности.

 

Эколого-экономически значимые качества могут быть положительными и отрицательными. К положительные качествам личности мы относим уважение и любовь по отношению к живому, заботу о растениях, животных, человеке, предвидение и предупреждение опасностей, грозящих экосистемам, трудолюбие, коллективизм, ответственность, организованность, экономность, бережливость, деловитость, предприимчивость, расчетливость. К отрицательным можно отнести бесхозяйственность, бесчувственность и непонимание природы, экосистемных явлений, а также эгоизм, расточительность.

 

Под эколого-экономическим сознанием мы понимаем осознание человеком реальной картины экономической жизни, экономических отношений, собственной деятельности в этой жизни; материальной, эстетической, познавательной ценностей экосистем и в соответствии с ними выбор стратегии и тактики поведения.

 

Эколого-экономическое мышление - это интеллектуальное свойство человека, способность осмысливать эколого-экономические явления, познавать их, усваивать эколого-экономические понятия, категории, теории, соотносить их с практикой и ориентироваться в экономической жизни.

 

В процессе эколого-экономического воспитания знания должны превращаться в убеждения и быть реализованы в поступках и поведении.

 

Главной движущей силой превращения эколого-экономических знаний в убеждения и поступки выступают экономические потребности и интересы личности, на формирование которых влияет уровень экономической культуры общества, который, в свою очередь, зависит от общественных отношений; понимание небеспредельности природных ресурсов и учет этого в повседневной жизни, удовлетворение потребностей на основе самоограничения и самодостаточности, соблюдение норм и правил поведения, совершенствование качеств личности при благотворном влиянии окружающей среды.

 

С другой стороны, эколого-экономическое образование призвано стимулировать спрос на знания, развивать умение применять эколого-экономические знания в процессе сознательной деятельности.

 

Эколого-экономическое образование является важной составной частью мировоззрения. Значение эколого-экономического образования в том, что оно ближе других форм общественного сознания стоит к общественному бытию и служит как бы связующим звеном между общественным

 
стр. 61

 

бытием и общественным сознанием. Это та область, по мысли И. В. Иткина, где система общественного воспитания более всего соприкасается с системой производственных отношений, это непосредственный стык экономики и образования [5]

 

Таким образом, эколого-экономическое образование как часть целостного воспитательного процесса подчиняется его основным закономерностям, в основе которого лежат деятельность и общение, определяющие социальную жизнь человека. Поскольку образование направлено на подготовку подрастающего поколения к жизни, эколого-экономическое образование направлено на подготовку к эколого-экономической деятельности, сознательное участие в экономике и практической природоохранительной деятельности; оно должно занять приоритетное положение в педагогике.

 

В связи с вышесказанным возникает возможность конкретизировать содержание эколого-экономического образования с учетом специфики поликультурного региона. Региональный аспект эколого-экономического образования, по нашему мнению, включает следующие компоненты:

 

1) знания интегративного характера: исторически обусловленной трудовой деятельности человека; современной экономической науки, производства, общественной жизни и культуры; экономических, социальных проблем в силу того, что экономическое развитие регионов обусловливает возникновение специфических экономических проблем, которые являются одним из факторов социальной стабильности; экономических, научно-технических идей для обеспечения эколого-экономического результата; новых экономических отношений и экологической безопасности современного производства; путей оптимизации отношений в системе "человек-общество-рынок"; глобальных, региональных, локальных экологических проблем и задач; экономической эффективности региональных социально-экономических проектов; универсальности, обобщенности элементов содержания образования;

 

2) знания о природе и экономике региона: специфики экологической ситуации в регионе; структуры экономики региона и ее последствий для природы; региональной экономической политики; особенностей региональной экологической политики; состояния природных и энергетических ресурсов и их использования в регионе; особенностей социально-экономических проблем; особенностей возможных техногенных катастроф и экстремальных ситуаций в регионе, их вероятного влияния на состояние и здоровье человека;

 

3) опыт эмоционально-ценностных отношений и учет требований поликультурного социума предполагает изучение национальных особенностей восприятия основных мировоззренческих идей в области экологии; культурных традиций народов региона, составляющих поликультурный социум; исторически сложившихся трудовых традиций народов в данной местности; народных промыслов; знакомство с народным фольклором, народной мудростью, выраженных в пословицах и поговорках; опыта хозяйствования, бережливости; знаний о здоровье, здоровом образе жизни;

 

4) практическая ориентация предполагает связь теоретических сведений с путями их практического применения; показ практической стороны знания; сочетание знаний с практическими умениями; сочетание знаний, умений и опыта деятельности. Накопление такого опыта связано с использованием знаний для моделирования и функционирования природных, социоприродных экосистем местности проживания, технических и технологических устройств, используемых для сохранения здоровья человека и слежения за экологическими показателями жизненного пространства в регионе, формированием знаний и умений выполнения правил целесообразного эколого-экономического поведения.

 

Реализация обозначенного содержания эколого-экономического образования будет способствовать успешному становлению эколого-экономической культуры учащихся с учетом особенностей проживания в условиях региона.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Глазачее С. И. Экологическая культура и образование в меняющемся мире // Экологическая культура и образование: опыт Рос-

 
стр. 62

 

сии и Югославии. - М: Тэко Центр, 1998. - С. 34 - 44.

 

2. Мамедов Н. М. Суравегина И. Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. - М: Школа-пресс, 1997.

 

3. Якушев М. А., Горшенина С. П. Этноэкологические традиции в педагогической культуре народа // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - N 1 (5). - С. 25 - 29.

 

4. Хроменков П. А. Формирование основ экономической культуры у старшеклассников // Экономическое воспитание в системе непрерывного образования: Тез. докл. Респ. научно-практ. конф. - Свердловск, 1991. - С. 17 - 18.

 

5. Иткин И. Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания: Автореф. дис. ... к.филос.н. - Свердловск, 1972.

 

FORMATION OF ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC CULTURE AS A STUDENT EDUCATIONAL SOCIAL PROBLEM

 

I. G. Ryabova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of Pedagogy of Preschool and Primary Education of the M. E. Evsevev Mordovia State Pedagogical Institute, corresponding member of the International Academy of Science Teacher Education

 

The article deals with the social and educational problems of formation of ecological and economic culture of the students. The main components of the environmental and economic culture andtheirmain components. Also elaborated on the content of environmental and economic education-specific multicultural region.

 

Key words: environmental and economic culture of pupils, the content of ecological and economic education-specific multicultural region.

Опубликовано на Порталусе 06 июля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама