Рейтинг
Порталус

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА (философский взгляд)

Дата публикации: 09 сентября 2015
Автор(ы): ОУЯН ЧЖИЮАНЬ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1441746735


ОУЯН ЧЖИЮАНЬ, (c)

Китайское общество в процессе своей модернизации встречается с глобальными экологическими проблемами. Эти проблемы уже мешают дальнейшему развитию народного хозяйства и повышению уровня жизни. Их генезис определяется разными сложными источниками. Китайское правительство активно участвует в решении этих проблем и достигло здесь известных успехов. Но до сих пор экологическая обстановка остается серьезной. Многие верят, что с прогрессом техники эти проблемы будут решены сами собой. Однако, овладевая передовыми технологиями и преодолевая с их помощью некоторые экологические проблемы, человек тут же получает новые взамен преодоленных. Поэтому надо серьезно исследовать глубинные причины экологического неблагополучия и искать новые пути их решения.

Экологические проблемы в истории китайского общества и китайская традиционная экологическая культура

Территория Китая состоит как бы из трех частей, рельеф которых с запада на восток имеет постепенное понижение. Это почти автоматически ведет к эрозии почв. Северная территория характеризуется сильной засушливостью из-за влияния сезонного ветра.

В III в. до н. э. площадь лесов на плато Хуанту (Желто-зеленое плато) доходила до 50 %. В северо-восточном районе и в провинциях Сычуань и Юньнань она составляла 80- 90%. А численность населения всей страны едва достигала 20 млн. человек. Географическая среда все еще была прекрасна. Как свидетельствует старинная книга "Шицзин" ("Книга песен"), воды реки Хуанхэ были чисты и прозрачны.

Начиная с династии Цинь (конец III в. до н.э.) китайское общество вошло в период высокой централизации власти, и войн стало меньше. В такой ситуации увеличились производственные мощности, ускорился рост населения. В целях усиления охраны границ и расширения посевных площадей была проведена дополнительная распашка земель в северо-западной области и других областях страны.

стр. 178


Из-за масштабной вырубки лесов и распашки лугов усилилась эрозия почв, изменился гидрологический режим реки Хуанхэ. Площадь пустынь за этот исторический период (до 1949 г.) увеличилась на 120 тыс. кв. км. Перед образованием нового Китая площадь лесов всей страны составляла только 6-8%. Поэтому экологические проблемы в стране сложились в значительной степени по естественным и историческим причинам.

Известно, что в истории древней китайской мысли соотношение Неба (Природы) и Человека было основной темой философствования. И хотя философы трактовали ее по-разному, все же суть их исканий может быть выражена одной формулой: "Единство Природы и Человека" (тянь жэнь хэ и).

Принцип "У вэй" ("Недеяния") - важнейший принцип отношения Природы и Человека. Основной его смысл состоит в том, чтобы не мешать естественному порядку вещей и ходу событий. В истории китайской философии это понятие известно не только последователям даосизма. Впервые вопрос о соотношении естественных процессов и целенаправленной деятельности человека поставил конфуцианец Сюнь Куан (или Сюнь-цзы, 313-238 гг. до н.э.). Он обосновал тезис о способности человека познать "естественное постоянство", воплощенное в Дао, и "подчинить себе Небо и Землю и заставить служить себе вещи". Это замечательное выражение принципа "У вэй".

Во многих древних сочинениях по агрономии подчеркивалось, что соблюдение принципа "У вэй" требует максимально использовать все природные ресурсы. Поэтому китайское традиционное сельское хозяйство является типично цикличным хозяйством. Древние китайцы создали немало остроумных методов, которые позволяли рационально использовать природные ресурсы.

Но придание сельскому хозяйству слишком большого значения принесло и негативный результат. Феодальные правители считали, что земледелие соотносится с торговлей как "корень" (бэнь) с "верхушкой" (мо); или даже полагали, что торговля является одной из причин разорения земледельцев, поэтому она должна быть ограничена. Таким образом, професс науки и техники был приостановлен. Возникла моральная максима: чем больше детей - тем больше счастья.

Экологические проблемы в современном Китае, мероприятия китайского правительства по охране природы

С 1944 по 1978 год китайское правительство вело работу по упорядочению освоения природной среды и добилось на этом пути значительных успехов. В это время в Китае было построено немало гидротехнических

стр. 179


сооружений, что привело к сокращению количества наводнений, увеличению площадей орошаемых земель. Были перестроены старые города, улучшены городские условия производства и жизни. В индустриальном секторе развернулось комплексное использование естественных ресурсов, количество промышленных отходов значительно уменьшилось.

Но в конце 50-х годов, а затем в период "культурной революции" вследствие ошибок правительства производственная деятельность в стране серьезно нарушила законы экологии. Контроль и управление производственной сферой были сведены к минимуму. Для увеличения посевных площадей распахивались целинные земли на склонах и вокруг водоемов. Процесс разрушения экологической системы ускорился. В это же время из-за отмены контроля над рождаемостью резко увеличился рост населения. С 1949 до 1978 год численность населения выросла с 540 млн. до 930 млн. человек.

Индустриализация китайской экономики началась лишь с конца 1978 г. В результате реформ за прошедшие 22 года экономический и общественный облик страны изменился коренным образом. Однако при этом во многих районах страны экологическая ситуация ухудшилась. Промышленными стоками, сельскохозяйственными удобрениями, пестицидами были загрязнены реки, озера, пашни, подземные воды больших городов и морских побережий. Загрязнение воздуха в больших городах стало более серьезным. Твердые отбросы и отходы горами лежали вокруг городов. Площадь пашни и лугов из года в год уменьшалась, луга постепенно превращались в пустыни. Разнообразие видов растительного и животного мира резко сократилось. Эрозия почв усиливалась, а площадь пустынь непрерывно увеличивалась. Почти каждый год на юге страны были наводнения, а на севере - засуха. Из-за нерационального забора подземных вод, во многих районах происходило обрушение грунта.

Работу китайского правительства по охране окружающей среды можно проследить с начала 70-х годов. КНР является одной из главных стран, разработавших проект "Стокгольмской Декларации".

С 80-х годов китайское правительство считает охрану природы и политику планирования семьи единой взаимосвязанной государственной задачей. В последние годы в Китае принят целый ряд законов по охране окружающей среды, создан ряд государственных учреждений по регулированию отношений общества и природы.

После Конференции ООН по защите окружающей среды (1992 г.) китайское правительство разработало "Китайскую повестку дня на XXI век". Китайское правительство закрыло целый ряд заводов и фабрик, серьезно загрязнявших природную среду. Был организован мониторинг промышленного загрязнения. Одновременно быстрыми темпами

стр. 180


менялась структура энергопроизводства. В деревне правительство активно популяризировало безопасные земледельческие технологии. В стране было создано 1146 природоохранных районов, проведены лесовосстановительные работы. Планирование строительства городов и сел стало производиться с соблюдением принципов охраны природы и гармоничного сочетания принципов экономики и экологии. С 1998 г. запрещена рубка естественных лесов в северо-восточном и юго- западном районах.

Благодаря этим мероприятиям состояние окружающей среды стало контролироваться. Качество среды нескольких районов улучшилось. Города Далянь, Вэйхай, Сямынь, Шэньчжэнь, Чжухай, Хайкоу стали известны во всем мире как города с прекрасной природой. Рост населения в стране замедлился. В середине XXI в. численность населения достигнет 1,6 млрд. человек. Затем последует естественное его снижение.

Тенденция развития экологических проблем в Китае, анализ причин их возникновения

Народное хозяйство Китая находится в стадии быстрого роста. Население также быстро растет. Соответственно увеличивается количество расходуемых природных ресурсов и отходов производства. Однако обеспеченность ресурсами в пересчете на душу населения очень мала. Особенно это касается водных, пахотных и лесных ресурсов. С другой стороны, преимущества климатические, геологические используются еще не в должной степени.

Охрана окружающей среды требует больших материальных затрат. Дело осложняется еще и тем, что глобальные проблемы охраны окружающей среды носят не национальный, а общемировой характер.

Однако все сказанное отражает лишь поверхностный слой экологических проблем. Глубинные причины видны хуже, но именно они вызывают экологические проблемы в Китае.

Первая причина - низкий уровень народного образования в стране. С середины XIX до середины XX века китайское общество длительный период подвергалось агрессии и эксплуатации со стороны развитых капиталистических стран, что привело к крайней бедности население и к низкому уровню общего образования в стране. Многочисленное и малообразованное население и сегодня является тяжелым бременем для китайского общества. В результате коэффициент использования естественных ресурсов все еще низок, а часть экономически ценного сырья уходит в отходы, загрязняя при этом окружающую среду. Низкий уровень народного образования препятствует созданию и утверждению экологической этики.

Вторая причина экологических проблем - слабое экологическое сознание местных руководителей и лиц, принимающих решения.

стр. 181


После начала экономических преобразований в Китае развитие хозяйства стало первоочередной задачей местных правительств. Вместе с тем руководящие учреждения оценивают работу подчиненных главным образом по достижениям в хозяйственной деятельности. При таком подходе руководители местных органов власти ориентируются лишь на количественные экономические показатели, не обращая внимания на охрану окружающей среды. И хотя экономическая выгода и экологическая польза имеют единую сущность, рядовые руководители как правило этого не знают. В том числе и потому, что современная экологическая теория получила распространение в Китае лишь недавно. В вузах редко читаются общие курсы лекций по экологии. Поэтому даже руководители, имеющие высшее образование, обычно не обладают систематическими знаниями по экологии. Только в последние годы они стали получать некоторую экологическую информацию из газет, журналов, документов, однако этого далеко не достаточно.

Третья причина возникает из самого процесса модернизации общества. Известно, что западные страны добились экономического процветания за счет резкого увеличения производства. Они первыми заняли все производственные емкости мира и теперь живут в условиях высокого уровня потребления. В этих странах сформировался негативный стереотип мышления: "сначала загрязнение окружающей среды, затем управление ею". Пример стран с высоким уровнем потребления оказывает влияние и на другие страны. Хотя этот путь не универсален, но в развивающихся странах видят только его поверхностный результат. Поэтому процесс развития, характерный для Запада, был везде воспринят как пример для модернизации общества. Процесс модернизации китайского общества был начат с повышения уровня индустриализации. Индустриализация является необходимым этапом развития общества. А в западных странах достигнут высочайший уровень индустриализации. Таким образом, при открытом внешнеполитическом подходе высокий уровень производства и образ жизни западных стран легко принять за образец.

Что касается первой причины, то ее устранить легко. Она начнет исчезать по мере развития народного хозяйства и повышения уровня образования населения. Вторую причину исключить сложнее, поскольку она связана не только с уровнем знаний руководителей, но и с контролем за их деятельностью. Тем не менее проблему изменения режима контроля за действиями местных руководителей можно решить собственными силами. Третья причина самая серьезная. В ее основе -сильное антропогенное воздействие на окружающую среду экономически развитых стран. Кроме того она касается одного глубокого философского вопроса: беспредельна ли сила техники?

стр. 182


Философское размышление о возможностях техники

В Китае многие считают, что экологические проблемы в конце концов являются проблемами технологического отставания. Применение передовой технологии требует огромных затрат. Путь, пройденный западными странами, эту истину доказал. Несмотря на указы и предписания центрального правительства многие предприятия продолжают загрязнять окружающую среду, некоторые даже после закрытия. В результате большая часть районов, в которых люди, освоив передовые технологии, добились серьезных экономических результатов, так и не улучшили качество среды обитания. Поэтому можно сказать, что если эта проблема не решена, то и две вышеуказанные решены быть не могут.

На самом деле даже развитые западные страны не вышли из тени экологической проблемы. В 70-80-е годы в них развернулась полемика о связи между техническим уровнем производства и средой. Противники технического прогресса считали, что развитие техники ведет к возникновению экологических проблем. Они полагали, что, если техническое развитие не сдерживать, погибнет и природа и человеческое общество. Сторонники технического прогресса утверждали, что и природные ресурсы и творческий потенциал людей безграничны, и в будущем не возникнет таких экологических проблем, которые человеческий разум не сможет решить. Десять лет споров так и не принесли результата. Обычно в спорах сторонники прогресса побеждают в тех странах, где экологические проблемы не так остры. Однако экологическая ситуация с каждым годом ухудшается в планетарном масштабе.

Мы не можем точно определить, имеет ли технический прогресс свой предел. Однако известно, что любая беспредельность существует в виде предельности. В том случае, если степень разрушения мира будет выше возможности восстановления среды обитания при помощи существующих технических средств, никто не сможет гарантировать, что не наступит конец земной цивилизации. Поэтому можно утверждать, что опасность исчезновения человечества реально существует. Если люди хотят избежать гибели, то для них существует только один путь - ослабить степень антропогенного воздействия на природу. При этом главное - изменить взгляд на общественное потребление.

Потребности человечества беспредельны, но эта беспредельность возможна только в идеальном обществе и невозможна в реальном. Различие между человеком и животным лежит не в плоскости потребления. Человек наделен способностью творить. Если же главной целью человека станет потребление, то в своем развитии он повернется вспять. Для человека возможно только гармоничное сочетание удовлетворения творческих и материальных потребностей.

стр. 183


Взглянем на историю человечества. В ней мы видим две технологические революции. Сначала имела место сельскохозяйственная. Это первое мирное разрешение конфликта между человеком и природой. Но разрешение не полное, поскольку чрезмерная распашка земель в некоторых районах нарушила природное равновесие, став источником первых экологических проблем. Вторая революция - промышленная. На этом этапе своего развития человечество достигло вершин овладения техникой. Но человечество уж слишком верит в свои силы. Расточительное использование природных ресурсов порождает глобальные проблемы, поскольку суть производства - это обмен материей между человеком и природой. В настоящее время назрела необходимость третьей революции - экологической, цель которой привести в согласие потребности человеческого общества и возможности природной среды. Экологическая революция должна стать вторым мирным разрешением противоречий между человеком и природой.

В третьей революции огромную роль будут играть информационные и биологические технологии. Но по сути это будет именно экологическая революция, а не информационная, так как широкое применение информационных технологий - это только часть задачи.

Магистральный путь решения экологических проблем в Китае

Можно сказать, что экологические проблемы по сути своей являются результатом неправильного использования человечеством естественных природных ресурсов. Справедливо утверждение, что третья технологическая революция одновременно является и величайшей революцией в истории человеческой культуры. Она включает в себя коренное изменение общественной мысли, техники и технологий, общества в целом. Другими словами, происходит всестороннее развитие человека. Главное при этом правильно определить шкалу ценностей. А изменение шкалы ценностей имеет тесную связь с переменами в обществе.

Если с этой точки зрения посмотреть на "развитые" страны, то не все из них можно назвать развитыми. Хотя в некоторых из них состояние природной среды в последнее время улучшилось, тем не менее равновесие между природой и материальным производством не является устойчивым. На поддержание этого неустойчивого равновесия требуется много сил и материальных затрат. Тем более, что положительный результат был достигнут главным образом за счет выноса на территорию других государств вредных производств и даже опасных отходов. В рамках существующей экономической системы различия между бедными и богатыми странами будут увеличиваться. Бедные будут продолжать использовать отсталое производство, богатые "развитые" страны

стр. 184


наравне с другими пожинать плоды глобализации загрязнения. В свете сказанного видно, что у Китая нет необходимости в сфере производства идти по пути западных стран.

Общественно-экономические формации рассматриваются через призму производственных отношений и производительных сил. Этап исторического развития, определенный с точки зрения производственных отношений, называется экономической формой общества, а с точки зрения производительных сил - технической формой общества. Экономическая форма уже подробно описана Марксом. Техническая форма им упомянута, но не рассмотрена детально. Я считаю, что определение этой формы лежит в плоскости производственной техники. Подходя с этой точки зрения, получаем следующие формы: общество с хозяйством на основе охоты и собирательства, общество аграрного типа, общество индустриального производства и общество экологического хозяйства.

В настоящее время Китай стоит перед необходимостью решения двуединой задачи: промышленной революции и экологической революции. Хотя общество экологического хозяйства и является отрицанием общества индустриального хозяйства, но в процессе исторического развития его нельзя миновать. Поэтому Китаю необходимо прежде всего повысить технологический уровень. При низком уровне развития техники нельзя привести в соответствие общество и природу. Однако изобретение и использование новых технологий должно происходить при постоянном экологическом контроле. Необходимо сосредоточить внимание на производстве и популяризации продуктов с "экологической (зеленой) маркой". В условиях рыночной экономики производство и популяризация подобного вида товара не только будет способствовать применению передовых технологий, но и изменит мировосприятие людей. Только так может осуществиться развитие народного хозяйства.

Техника является стороной материальной культуры, но не главной составляющей культуры в целом. Ее ядро - концепция стоимости. Поэтому даже материальная культура не является главной стороной культуры. Главное - духовная культура. По мере возникновения глобальных проблем, во многих странах в общественном сознании появилось стремление "вернуться к природе". Людям все меньше нравится стиль жизни, построенный на стремлении изо всех сил зарабатывать как можно больше, а затем всеми силами потреблять. Последствие будет только одно - разрушение и природы и человека.

Принцип "возвращения к природе" особенно хорошо знаком китайцам. В традиционном китайском мировоззрении как раз зафиксировано такое положение. Но раньше из-за отсталости производительных сил у подобных идеалов не было материальной основы. Когда же общество достигает высокого уровня развития производительных сил, люди забывают об идеалах. Самая большая трагедия человечества в том, что главным

стр. 185


показателем уровней развития стран стал объем ВВП! В этом соревновании развивающиеся страны всегда находятся на последних местах. На самом же деле в этом безумном соревновании будет уничтожено все человечество. Китай, бедный ресурсами, но богатый культурными традициями, должен использовать свое преимущество и выбрать путь, соответствующий реальным возможностям страны. Главное заменить объем ВВП "системой показателей человеческого развития" (HDI). Новый путь, построенный на всестороннем развитии общества, должен учить людей соединять творчество и потребление. Человек будет получать большее удовлетворение от творческого процесса, а не от удовлетворения материальных потребностей. Это магистральный путь решения экологических проблем в Китае.

Литература

Китайская философия. Энциклопедический словарь. Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1994.

Оуян Чжиюань. Последнее потребление. Пекин, 2000 (на кит. яз.).

Оуян Чжиюань. Экологизация - существо и направление третьей производственной революции. Пекин, 1994 (на кит. яз.).

Степин B.C., Лисеев И.К., Аршинов В. И., Мамчур Е.А., Розин В.М., Сачков Ю.В. Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999.

Цюй Гэпин. Среда и развитие Китая. Пекин, 1992 (на кит. яз.).

 

Опубликовано на Порталусе 09 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама