Рейтинг
Порталус

ЛЕСНОЙ ФОНД: АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВ ПОЛЬЗОВАНИЯ

Дата публикации: 17 сентября 2015
Автор(ы): А. МАНАКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) Вопросы экономики, № 9, Сентябрь 2006, C. 57-70
Номер публикации: №1442512823


А. МАНАКОВ, (c)

А. МАНАКОВ, магистр экономики

 

Одной из новаций проекта Лесного кодекса является изменение механизма предоставления прав долгосрочного пользования участками лесного фонда - отказ от конкурсов в пользу аукционов. В проекте Лесного кодекса отражены общие понятия о лесных аукционах, а все дополнительные параметры и способы их претворения в жизнь будут закреплены в подзаконных актах и/или в приказах профильных министерств и агентств. В этой связи важно проанализировать существующие механизмы предоставления прав пользования лесом как с учетом российской специфики, так и в свете зарубежного опыта, для того чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются регулирующие органы при дизайне аукционов.

 

Лесопользование в Российской Федерации

 

В России лесные земли принадлежат государству, следовательно, можно говорить только о различных вариантах временного предоставления доступа к ним на тех или иных условиях. Если рассматривать собственность как "пучок" прав, то государство, оставляя за собой большую их часть, передает в распоряжение частных организаций лишь права на использование и получение дохода.

 

Главным препятствием на пути развития лесного хозяйства чаще всего называют отсутствие частной собственности на землю. Наряду с очевидными преимуществами частной организации лесного сектора, на сегодняшний день существуют серьезные аргументы против продажи лесных земель. Прежде всего, в России регулирующие государственные органы не знают, сколько стоит лесная земля. Если государство начнет продажу сейчас, то может быть потерян важный актив и не получена должная компенсация. Многие агенты лесного сектора также опасаются, что главными покупателями земли могут стать зарубежные инвесторы (в Азиатской части - Китай, в Европейской части - Финляндия). Это опасение подкреплено тем, что доступ российских лесопромышленников к рынкам капитала ограничен.

 

стр. 57

 

 

В соответствии со ст. 80 Лесного кодекса РФ1, существуют следующие виды пользования лесом: заготовка древесины, живицы2 и второстепенных лесных ресурсов; пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, для научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Подобное пользование осуществляется или с изъятием лесных ресурсов, или без такового. Участок лесного фонда предоставляют для разных видов лесопользования одному или нескольким лицам.

 

Продукция лесного хозяйства используется для переработки, а в части необработанных балансов идет непосредственно на экспорт. За прошлый год в России было заготовлено около 55,3 млн. условных кубометров древесины, из которых на экспорт было отправлено около 74,3% (в том числе продукции глубокой переработки - 22,4%)3.

 

Переработкой древесины в России занимаются несколько крупных компаний (в скобках указан годовой оборот некоторых из них, в млрд. долл.): ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз" (1), Группа "Титан" (0,6), Континенталь Менеджмент (0,25), Национальная лесоиндустриальная компания (0,04), группа компаний "Звезда" (0,055), группа компаний "Фокс", ЗАО "Новгородские лесопромышленники". Помимо крупных игроков, на рынке действует множество мелких лесозаготовителей. Как правило, это лесхозы. В ближайшее время их количество может существенно увеличиться, поскольку рассматривается вариант разделения функций лесхозов на управление лесным хозяйством и коммерческую деятельность. Это означает, что их заготовительные мощности будут сосредоточены в отдельных организациях.

 

Главенствующую роль в лесном секторе играют органы государственного управления. Принципы регулирования сектора определяет Министерство природных ресурсов РФ. Управление осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства РФ (ФАЛХ) - структурой, подчиненной министерству. ФАЛХ имеет территориальные отделения в регионах (АЛХ), контролирующие государственные лесхозы. Лесхозы непосредственно управляют лесными угодьями. Они также занимаются коммерческой деятельностью: ведут заготовку древесины, первичную деревообработку и продажу. Это один из основных источников их финансирования.

 

При такой конфигурации система управления оказывается неэффективной и непрозрачной. В одной организации совмещены одновременно функции регулирующего и хозяйствующего субъекта. Средства финансирования деятельности лесхозов, являясь по назначению государственными, не проходят через систему казначейства и не отражаются в бюджете.

 

 

1 Редакция Лесного кодекса с изменениями на 21 июля 2005 г., действующая с 12 августа 2005 г.

2 Живица - бесцветная вязкая смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев, которая используется в качестве сырья для получения канифоли, скипидара, бальзамов и репеллентов.

3 Расчеты сделаны на основе данных "Леспроминдастри консалтинг" (www. lesprom.ru). В вычислениях не учитывался теневой сектор. Кроме того, продукцию глубокой переработки мы считали частью общих заготовок.

 

стр. 58

 

 

Права лесопользования, в соответствии с лесным законодательством, могут возникнуть на основании актов государственных органов, договоров, судебных решений4 и по иным основаниям. Рассмотрим наиболее распространенный вид лесопользования - на условиях договора аренды.

 

На сегодняшний день основным нормативно-правовым документом в этой области является "Положение об аренде участков лесного фонда"5. Некоторые его части не отвечают действующей редакции ЛК РФ. Например, в соответствии с "Положением об аренде", вынести решение о приостановлении или ограничении права пользования участком лесного фонда могут Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в то время как в соответствии с Л К РФ подобное решение выносит суд.

 

Далее, согласно первому документу, арендатор не несет финансовую нагрузку, связанную с лесовосстановлением и другими лесохозяйственными работами, поскольку оплата таких работ входит в обязанности арендодателя6. Действительно, арендатор должен оказывать содействие в проведении лесоустройства и лесохозяйственных мероприятий, но на договорных условиях, однако конкретный формат договорных отношений законом не установлен. Согласно же ЛК РФ, если лесопользователь не выполняет лесовосстановительных и противопожарных работ и не соблюдает правил пожарной безопасности в лесах, то его в принудительном порядке могут лишить прав пользования участками лесного фонда.

 

Согласно "Положению об аренде", при возникновении не зависящих от арендатора обстоятельств, приведших к существенному ухудшению условий лесопользования, предусмотренных договором аренды, или состояния участка лесного фонда, арендатор вправе потребовать замены участка или его части, либо увеличения его размера, либо соответствующего уменьшения арендной платы. Но в законе ничего не сказано о конкретном перечне упомянутых условий лесопользования и не предусмотрено обязательств арендодателя по выполнению требований арендатора.

 

Наконец, применение отдельных норм "Положения об аренде" зависит от решения должностных лиц. Именно они определяют, будет ли восстановлено право пользования после его принудительного прекращения, которое возможно в случае изъятия участка лесного

 

 

4 В соответствии со статьей 43 ЛК РФ, по решениям государственных органов участки леса могут передаваться в краткосрочное пользование для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений и других структур, финансируемых за счет средств местного бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, проживающего на этой территории. Поскольку доля таких лесопользователей невелика, а других случаев предоставления прав на основании решений органов властей Лесным кодексом не предусмотрено, далее этот вид основания лесопользования в настоящей работе не рассматривается. По этой же причине не рассматриваются основания лесопользования по судебным решениям.

5 Утверждено постановлением Правительства РФ N 345 от 24 марта 1998 г. (в редакции Постановлений Правительства РФ N 349 от 19.06.2003 г., N 313 от 20.05.2005 г.) - далее мы будем именовать этот документ "Положением об аренде".

6 За исключением случаев, оговоренных в п. 33 "Положения об аренде" и ст. 83 ЛКРФ.

 

стр. 59

 

 

фонда для государственных нужд, а также в каком случае и почему пользование может быть прекращено7.

 

Лесные конкурсы

 

Механизмом предоставления прав долгосрочной аренды является конкурс. По итогам конкурсной процедуры определяются победители, сообщающие не только о том, сколько они готовы заплатить, но и об обязательствах, которые они готовы взять на себя в случае выигрыша. Соответственно, решение о том, кому достанется лот, принимается на основе определенных критериев. Рассмотрим механизм проведения конкурсов с точки зрения его конструктивных особенностей и возможностей использования данной процедуры для недобросовестной конкуренции.

 

Подготовка и проведение лесного конкурса включают в себя следующие этапы: принятие решения о проведении лесного конкурса; подготовка и публикация извещения о его проведении; подготовка конкурсной документации; прием заявок с конкурсными предложениями; вскрытие конвертов с конкурсными предложениями; их рассмотрение, обсуждение и оценка; выявление победителя; подписание протокола о результатах конкурса между победителем и организатором; заключение договора аренды участка лесного фонда8.

 

После принятия решения о проведении лесного конкурса лесхозы совместно с АЛХ распространяют информацию о нем в СМИ. Потенциальный участник конкурса обращается в лесхоз и подает заявку. Список необходимых для участия документов и форма конкурсной документации на федеральном уровне не утверждаются, и каждое АЛХ разрабатывает их по своему усмотрению. Тем самым произвольно формируются различия между регионами.

 

Чрезвычайно важным при проведении лесных конкурсов оказывается определение критериев отбора победителей. Существенную роль играют: размер арендной платы, наличие производственных мощностей по заготовке, вывозке и переработке древесины, проведение мероприятий по охране, защите участков лесного фонда и воспроизводству лесов за свой счет, объемы инвестиций для увеличения глубины переработки древесины, создание новых рабочих мест, участие в решении социальных вопросов в районах проведения лесозаготовок9. Кроме того, конкурсная комиссия может установить дополнительные критерии для определения победителей.

 

Мы видим здесь ряд проблем. В частности, критерий, связанный с объемами инвестиций для увеличения глубины переработки древесины, не имеет непосредственного отношения к лесному хозяйству

 

 

7 Кроме того, арендатор обязан прибегать к услугам государственных структур (например, по разработке проектной документации), но расценки на эти услуги не определены.

8 См.: "Порядок организации и проведения лесных конкурсов". Утвержден приказом МПР России от 21.04.2005 г.

9 Последний из приведенных критериев не конкретизирован, то есть потенциальные лесопользователи сами должны проявить инициативу и предложить свою помощь в решении социально-экономических проблем района.

 

стр. 60

 

 

(это компетенция лесопромышленного комплекса). Для успешного развития и эффективности лесного хозяйства не столь важно, идет ли заготовленная древесина на переработку или на экспорт. Существуют более простые и эффективные меры стимулирования инвестиций: повышение экспортной пошлины на круглый лес, введение льготного налогообложения инвестиций и т. д. Применение такого критерия приводит к возникновению необоснованного барьера входа на рынок лесозаготовки. В обязательства лесопользователя переработка входить не должна; возможно, более эффективной структурой является специализированная лесозаготовительная компания.

 

Требование создания новых рабочих мест и участия в решении социальных вопросов в районах проведения лесозаготовок фактически перекладывает функции государства на плечи арендаторов, причем делается это без их согласия и в противоречии с их экономическими интересами. Тем самым создаются условия для развития коррупции, поскольку существуют возможности извлекать выгоду самого разного рода из реализации арендаторами "социальных" проектов. К тому же, "включение" в арендную плату социальных обязательств лишает прозрачности систему цен на рынке прав лесопользования.

 

Полномочия конкурсной комиссии в разработке дополнительных критериев оценки реально означают, что должностным лицам дана полная свобода в их установлении. Подобное положение также создает предпосылки для развития коррупции (в частности, критерии намеренно могут дополняться с учетом интересов конкретного лесопользователя). Конфиденциальность процедуры оценки усугубляет ситуацию: круг лиц, имеющих доступ к соответствующей информации, весьма ограничен, а значит, маловероятно, что правильность решения комиссии будет поставлена под сомнение.

 

Участниками лесного конкурса не могут быть организации, являющиеся аффилированными лицами по отношению к лицам, входящим в состав конкурсной комиссии. Это обстоятельство очень важно для обеспечения адекватной цены за предоставление права пользования. У лесопользователя, проявившего интерес к определенному участку, есть серьезные стимулы обеспечить наличие конкурента, поскольку комиссия вправе приступить к рассмотрению и обсуждению конкурсных предложений при наличии не менее двух признанных ею участников10. В связи с этим очень важно определить, кто подтверждает, что сами участники конкурса не являются аффилированными. В "Порядке проведения конкурсов" ответственность "по умолчанию" возложена на участников, а наиболее жесткая, но явно недостаточная мера ответственности - отказ в участии11. Если участник конкурса отзывает свое предложение по истечении срока приема заявок, то задаток12 ему не возвращается. Без статистических данных о снятии заявок сложно оценить,

 

 

10 В соответствии с п. 25 "Порядка проведения конкурсов".

11 Невзирая на важность данного условия, нельзя допустить, чтобы оно стало барьером для добросовестных участников. Поэтому необходимо обеспечить независимую ни от комиссии, ни от лесопользователя экспертизу.

12 Задаток составляет 10% от начального размера арендной платы.

 

стр. 61

 

 

насколько такой штраф действен в борьбе с манипуляциями при подаче заявок, которые совершаются для срыва конкурса.

 

Неявка победителя для подписания договора аренды в определенный срок рассматривается как отказ от него. Может возникнуть и такая ситуация, когда в соответствии с решением конкурсной комиссии, утвержденным организатором, ни один из участников не признается победителем. Учитывая непрозрачность рассмотрения конкурсных заявок, подобное решение не найдет понимания ни среди участников конкурса, ни среди внешних наблюдателей. Кроме того, оно явно выглядит необоснованным, поскольку все участники прошли процедуру квалификации, перейдя из разряда претендентов в разряд участников конкурса.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лесной конкурс в его современной форме нельзя считать эффективным механизмом предоставления прав на заключение договора аренды.Причем анализ показывает, что требуются не внешние и незначительные изменения, а разработка принципиально иного способа предоставления прав пользования лесом.

 

Лесные аукционы

 

Требованиям эффективности и прозрачности в значительно большей степени отвечает механизм аукционов. Как уже говорилось выше, именно на их использование ориентирован новый Лесной кодекс. В Протоколе о результатах лесного аукциона, в отличие от договора аренды, не обязательно указывать срок, в течение которого осуществляется лесопользование, а также права и обязанности сторон по использованию, охране, защите и воспроизводству участка лесного фонда и некоторые другие пункты. Подразумевается, что обязательства по лесохозяйственным и лесовосстановительным работам берет на себя лесхоз.

 

Следует отметить, что в среднем плата за краткосрочное лесопользование (по результатам аукциона) в 1,5 раза выше, чем при долгосрочной аренде. Однако в настоящее время на долгосрочных основаниях арендуют более половины всей лесной земли, тогда как на краткосрочных - около четверти. Сравнение основных прав пользования наглядно представлено в таблице 1.

 

В зависимости от значимости лесных аукционов применяются два вида торгов: устные торги (так называемый "английский аукци-

 

Таблица 1

 

Критерий сравнения

Аренда

Краткосрочное пользование

Основание возникновения

Победа в лесном конкурсе

Победа в лесном аукционе*

Форма договора

Договор аренды

Протокол о результатах лесного аукциона

Срок

От 1 года до 99 лет

До 1 года

 
 
 
 
 

-----

 

* За исключением случаев, предусмотренных в ст. 43 ЛК РФ.

 

стр. 62

 

 

он"13) и совместные торги (сочетание устных торгов и письменных заявок), которые осуществляются следующим образом (см. рис.). Вначале проводится устный лесной аукцион. По окончании этого аукциона, но до вскрытия поступивших письменных заявлений аукционист предлагает покупателям, выигравшим торг по той или иной аукционной единице, сделать дальнейшие надбавки. После этого аукционная комиссия вскрывает письменные заявления на виду у всех покупателей. Каждое заявление прочитывается вслух, и сделанные в нем предложения заносятся в отчет о результатах лесного аукциона по соответствующим аукционным единицам с указанием предложенной цены и регистрационного номера, запечатанного в конверте. Выигрывает торги победитель "второй стадии".

 

Механизм совместных торгов

 

 

Рис.

 

Итак, аукционный механизм является весьма заманчивой альтернативой лесным конкурсам. Однако и в случае аукционов у организаторов и регулирующих органов возникает немало трудностей. Для того чтобы предметнее рассмотреть данные проблемы, целесообразно обратиться к мировому опыту и проанализировать общие вопросы дизайна аукционов.

 

Зарубежный опыт использования аукционов

 

Аукционные процедуры весьма широко используются за рубежом для предоставления прав пользования лесом. Так, в Великобритании Лесная комиссия (Forestry Commission) организует конкурсное предоставление прав пользования участками лесного фонда с помощью публичных аукционов и тендерных продаж. Информация об аукционах содержится на сайтах представителя Лесной комиссии, она размещается за 6 недель до проведения аукциона. Кроме того, компаниям, которые могут быть заинтересованы в участии, рассылаются материалы об объекте аукциона. Аукционы открыты для посещения. Лесная комиссия оставляет за собой право изменять заранее оговоренный порядок выставления лотов на торги (в этом случае публикуется соответствующее объявление).

 

 

13 См. ниже, табл. 2.

 

стр. 63

 

 

Стандартным условием является наличие резервной цены14: Лесная комиссия делает одну ставку в каждом аукционе (скрытая резервная цена) и может устанавливать начальную цену торгов (ниже резервной цены). После вскрытия конвертов с заявлениями, в которых зафиксированы ставки, выявляется участник, предложивший наивысшую ставку. Она сравнивается с резервной ценой продавца, которую участники не знали, когда делали свои ставки. Если максимальная из предложенных ставок выше резервной цены, то заключается договор по цене, равной ставке выигравшего участника. Если она меньше резервной цены, то между выигравшим участником и представителем Лесной комиссии ведутся переговоры, в процессе которых либо принимают компромиссное решение, либо аукцион объявляют несостоявшимся15.

 

В США используются одновременно и открытые и закрытые аукционы. Выбор способа проведения торгов и другие аспекты аукционной процедуры определяется спецификой территорий. Именно поэтому лесные аукционы в США представляют собой один из уникальных случаев, когда можно на эмпирических данных сравнить несколько форматов аукционов.

 

Во Франции владельцы леса и управляющие государственными лесами устраивают аукционы ежегодно. На них продается примерно половина всего леса, который используется в национальной лесной промышленности. Как правило, лес на небольших участках продают на аукционе с одним платежом (lump-sum auction), где итоговый платеж зависит не от того, какой объем древесины можно заготовить на этом участке, а от того, сколько всего леса здесь находится. Перед торгами продавец сообщает информацию об объеме леса на торгуемом участке. Каждый продавец имеет возможность осуществить собственную независимую оценку своего участка. Как правило, лес продается либо на закрытом аукционе первой цены, либо на открытом возрастающем аукционе. Резервная цена продавца не раскрывается до окончания торгов16.

 

В Норвегии, Финляндии, Германии, Швеции аукционы не являются типичным способом предоставления прав пользования участками лесного фонда и продажи древесины. В этих странах цены на лес определяются на основе соглашений между крупными покупателями и крупными продавцами17.

 

В развивающихся странах Центральной Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии аукцион, как механизм предоставления прав лесопользования (обычно в виде концессий), становится все более распространенным18. Аукционы и закрытые тендеры применялись для

 

 

14 Резервная цена характеризует ценность объекта для продавца.

15 Forestry Commission UK (http://www.forestry.gov.uk).

16 См. подробнее: Elyakimea В., Loisel P. An optimal standing timber auction? // Journal of Forest Economics. 2005. No 11. P. 107 - 120. О закрытом аукционе первой цены см. ниже.

17 См.: Toivonen R. Roundwood Price Reporting, Comparison of a Few European Countries / Pellervo Economic Research Institute // Working Papers. 1997.

18 Grut M., Gray J. A., Egli N. Forest pricing and concession policies: Managing the high forests of West and Central Africa: Technical Paper No 143 // Africa Technical Department Series / World Bank. Washington, 1991; Landell-Mills N., Ford J.Privatising Sustainable Forestry: A Global Review of Trends and Challenges / International Institute for Environment and Development. London, 1999.

 

стр. 64

 

 

распределения концессий в Венесуэле, некоторых штатах Малайзии, а также во многих африканских странах, таких, как Кот-д'Ивуар и Конго19. В Гондурасе аукционы использовались для продажи краткосрочных прав пользования20.

 

Камерун начал применять аукционные механизмы в 1996 г. Первые шаги были не очень успешными, главным образом из-за путаницы с условиями продажи, недоверия частных компаний к органам государственного управления, непонятности и недостаточной формализации аукционных процедур. Впоследствии в них были внесены изменения. Опыт этой страны представляет интерес для России с точки зрения создания и организационного устройства нового механизма предоставления прав пользования лесными ресурсами.

 

В Перу планируется с помощью аукционов выбирать частные компании, которые будут работать на 20 концессионных участках (2,18 млн. гектаров леса) в Биабо (около Амазонки). Для разработки аукционов, системы управления, мониторинга и контроля приглашены специалисты Мирового банка, а также Всемирного лесного фонда.

 

Бразилия начала применять аукционы для предоставления прав лесопользования в конце прошлого века. Первый аукцион на право концессии состоялся в регионе Тапайос. Он был неудачным, поскольку в нем приняла участие только одна компания с очень низкой ставкой. Причиной этого послужила неготовность компаний работать в новом формате.

 

В Малайзии имеются значительные лесные ресурсы. Несмотря на то что существует общий свод правил, штаты обладают достаточной свободой в выборе механизма предоставления прав пользования лесом. В одних штатах преобладает закрытый административный механизм предоставления прав, в других - аукционы. Варьируются также и сроки пользования21.

 

Лесные аукционы в развитых странах представляют собой образец прозрачного и эффективного институционального механизма. Но очевидно, что и аукционным процедурам присущи свои критерии качества, которые должны быть выявлены и проанализированы. Этот анализ чрезвычайно актуален, так как позволяет избежать ошибок при дизайне лесных аукционов в России.

 

В частности, ни в одной стране мира данные институциональные механизмы не застрахованы от коррупции (которая является одной из наиболее насущных проблем в лесной отрасли России). Для предотвращения коррупционных сделок как в развитых, так и в развивающихся странах часто прибегают к помощи независимой экспертизы.

 

 

19 Gillis M. Forest concession management and revenue // N. Sharma (ed.) Managing the World's Forests: Looking for Balance Between Conservation and Development. Dubuque, Iowa: Kendall-Hunt Publishing, 1992. P. 139 - 175.

20 Ryburn W. E. Timber valuation: A simplified approach for appraising standing timber in Honduras // World Forestry Congress. Turkey, Antalya, 1997, 13 - 22 October; Gray J. A., Hagerby L. Forest concessions in Nicaragua: Policies and pricing. Managua, Nicaragua: Adforest/Marena, 1997.

21 Responses of Timber Concessionaires to Selected Policy Instruments: The Case Of Peninsular Malaysia: Research report No 2003-RR1, P. 3. (http://www.idrc.ca/en/ev-33035-201-1-DO_TOPIC.html).

 

стр. 65

 

 

Кроме того, опыт развивающихся стран свидетельствует о том, что применение аукционов оправданно и приносит большой доход в том случае, если существует достаточная конкуренция за права пользования. Там, где уровень конкуренции невысок, при административном назначении платы за пользование лесными ресурсами ориентируются на итоги аукционов в других регионах.

 

Положительные и отрицательные эффекты применения аукционов зависят не только от конкретных условий их проведения, но и от самой структуры заложенного в них институционального механизма. Для того чтобы понять, какие содержательные проблемы встают перед организаторами аукционов, обратимся к результатам, полученным в экономической теории, в рамках которой проводится сравнение различных способов дизайна аукционов.

 

Отдельные аспекты теории аукционов

 

Аукцион - это процедура, по итогам которой принимается решение о том, кому передать лот и сколько каждый участник должен заплатить. Участники сообщают о своей готовности платить, и указанное решение принимается исключительно на основе полученных сигналов. Существуют две разновидности аукционов - на покупку и на продажу. Поскольку с теоретической точки зрения принципиальной разницы между ними нет, далее рассматриваются только аукционы на продажу22.

 

Таблица 2

 

Вид аукциона

Описание

Английский аукцион (открытый аукцион второй цены)

Механизм торгов: открытый. Покупатели последовательно повышают цену, выигрывает тот, кто называет такую ставку, при которой все другие участники отказываются от продолжения торга*.

Голландский аукцион (открытый аукцион первой цены)

Механизм торгов: открытый. Продавец снижает цену до тех пор, пока кто-то из покупателей не высказывает желания купить лот. Покупатель платит ту сумму, до которой успела опуститься цена.

Закрытый аукцион первой цены

Механизм торгов: закрытый. Участники аукциона в закрытом порядке обозначают суммы, которые они готовы заплатить за объект торгов. Победителем признается участник, который предложил самую высокую цену. Победитель платит сумму, обозначенную в заявке.

Закрытый аукцион второй цены

Отличается от закрытого аукциона первой цены тем, что победитель платит не сумму, которую обозначил в своей заявке, а сумму второй по величине заявки.

 
 
 
 
 

-----

 

* Другая интерпретация ("японский аукцион"): продавец последовательно повышает ставку, покупатели уходят, если цена превышает ту сумму, которую они готовы заплатить. Повышение происходит до тех пор, пока не останется один участник. Его и признают победителем.

 

Источник: Klemperer P. Auctions: Theory and Practice (http://www.nuff.ox.ac.uk/users/klemperer/VirtualBook/VirtualBookCoverSheet.asp).

 

 

22 В частности, лесные аукционы являются аукционами на продажу.

 

стр. 66

 

 

Рассмотрим четыре основных типа аукционов (см. табл. 2). Два из них - закрытый и открытый аукционы первой цены - тождественны, поскольку информационно и стратегически эквивалентны. Закрытый и открытый аукционы второй цены эквивалентны в том случае, если оценки торгуемого блага частные23.

 

Продавец в аукционах может устанавливать резервную и начальную цены24. В случае если резервная цена оглашается перед началом аукциона, она становится начальной ценой. Организатор устанавливает и шаг аукциона. Величину шага торгов целесообразно увязывать со стартовой ценой, поскольку при стартовой цене, близкой к стоимости объекта, и высоким шагом торгов аукцион может выиграть участник с не самой высокой оценкой объекта.

 

Обычно рассматривают два основных критерия качества аукционной процедуры - эффективность и доход. Аукцион называют эффективным, если объект достается участнику с наивысшей оценкой. С точки зрения дохода аукцион тем лучше, чем большую ожидаемую прибыль он приносит организатору.

 

Дизайн аукционов

 

Обзор практики применения теории аукционов25 позволяет сделать вывод о том, что отдельные аспекты организации торгов заслуживают более пристального внимания. Среди них выделяют устойчивость к сговору между участниками аукциона; затрудненность входа и создание препятствий для потенциальных участников; резервные цены и политические мотивы; стимулы к соблюдению априорно установленных правил; влияние структуры рынка.

 

Когда говорят о сговоре, имеют в виду прежде всего открытый аукцион. Речь здесь идет не о явном сговоре участников, который служит основанием для судебного преследования, а о ситуации, когда участники обмениваются сигналами на ранних стадиях аукциона.

 

Одним из показательных примеров является случай одновременного проведения аукциона по нескольким сходным лотам. Предположим, что выставлены на продажу права пользования двадцатью сходными участками лесного фонда и есть две крупные компании, на них претендующие (А и Б). Первым ходом компания А делает ставку 100 по первым 10-ти лотам, а по вторым 10-ти лотам - 90. Этим компания А дает сигнал компании Б о том, что готова разделить эти участки. Компании Б выгодно сделать ставку по последним 10-ти участкам и не участвовать в торгах по первым, поскольку иначе компания А вступит в борьбу за последние 10 участков. Возможность неявного сговора обеспечивается очень простым механизмом наказания за нарушение правил сговора. Так, компания А, которая хочет наказать компанию Б, может вступить в аукцион, который ей неинтересен, чтобы

 

 

23 На аукционе с частными оценками участники обладают индивидуальными оценками лота, не зависящими от оценок других участников; на аукционе с общими оценками участники по-разному оценивают объект, имеющий некую "объективную" стоимость.

24 Начальная цена - это цена, с которой начинается торг.

25 См., например: Klemperer P. D. What Really Matters in Auction Design // WP 2001.

 

стр. 67

 

 

поднять ставки и тем самым наказать компанию Б за нарушение правил сговора в другом аукционе. Таким образом, открытый аукцион создает предпосылки для согласованного поведения участников.

 

Важнейшую роль в аукционе играет конкуренция. Но даже в открытом аукционе есть немало препятствий для участников. Основным является то обстоятельство, что на открытом аукционе всегда побеждает участник с максимальной оценкой лота. Следовательно, компаниям невыгодно участвовать, если есть фаворит, который, по общему мнению, обладает наивысшей оценкой блага. Незаинтересованность возникает в случае, если цена участия для разных компаний существенно варьируется26. Проблемы участия и конкуренции еще более серьезны, когда речь идет об аукционе с общими оценками. Компании делают ставки очень осторожно, поскольку опасаются "проклятия победителя" (переоценки объекта торгов). Особенно осторожны мелкие фирмы: они понимают, что чаще всего их выигрыш означает переоценку лота.

 

Отдельного рассмотрения заслуживает "хищническое" поведение. Крупный игрок может продемонстрировать свое намерение выиграть путем участия в предыдущих аукционах, публикаций в прессе и т. д. и тем самым отпугнуть конкурентов. Затрудненность входа делает очень вероятным сговор сильных игроков, поскольку все слабые игроки откажутся от участия в аукционе. Даже если мелкая компания примет участие в торге, сильные ее вытеснят.

 

Известны случаи, когда из-за неадекватно малых резервных цен аукционы демонстрировали низкую доходность. В английском аукционе низкая резервная цена стимулирует возникновение сговора. В закрытом аукционе второй цены при низкой резервной цене и малом количестве участников ставка победителя и его платеж могут отличаться в разы. В то же время существуют серьезные стимулы к занижению резервной цены. Дело в том, что часто организатор аукциона не является владельцем лота и, следовательно, заинтересован не столько в максимизации выручки, сколько в том, чтобы лот был продан. Особенно это характерно в случае государственных структур оперативного уровня, для которых обычно устанавливаются планы не по доходам, а по объемам.

 

Нарушения правил чаще встречаются в открытых аукционах, поскольку такой аукцион растянут во времени, то есть участники имеют возможность оценить стратегию конкурентов и предпринять ответные действия. Другим аспектом соблюдения правил является выполнение обещаний продавцом. Так, если продавец не сдержит обещание и продаст лот по цене ниже резервной, то больше никто не будет обращать внимание на ее наличие. Согласованное поведение одного из участников и продавца также является нарушением правил аукциона. В закрытом аукционе организатор может сообщить ставки других участников своему партнеру. Наиболее распространенным спо-

 

 

26 Так, например, если от компаний требуют масштабных подготовительных работ, а у одной из них есть преимущество, то остальные будут сомневаться, участвовать им или нет.

 

стр. 68

 

 

собом борьбы с подобного рода мошенничеством является публичность аукционной процедуры (публичное вскрытие конвертов и пр.)27.

 

Структура рынка играет важную роль в определении последствий применения той или иной аукционной процедуры. Например, компания может купить права пользования участками лесного фонда себе в убыток, который впоследствии нивелируется наличием монопольного положения в регионе.

 

Особенности классических типов аукционов

 

Основным недостатком английского аукциона является то, что при такой организации торгов участникам удобно входить в сговор и реализовывать "хищническую" стратегию. В то же время у английского аукциона есть неоспоримое преимущество: победителем становится агент с максимальной оценкой лота. Кроме того, в процессе торга участники получают информацию об оценках друг друга, что делает торг более обоснованным. В случае одновременной продажи комплементарных благ в открытом аукционе вероятность того, что блага достанутся одному владельцу, более высокая. Таким образом, полностью отказываться от открытого аукциона из-за возможности сговора и "хищничества" неразумно. Однако целесообразно внести в аукционную процедуру некоторые изменения28. Во-первых, следует разрешить делать ставки анонимно (что делает аукцион более устойчивым к сговору) и использовать в качестве ставок только "круглые"29 числа (что затрудняет подачу сигнала). Во-вторых, разумно продавать объединенные лоты (это уменьшает возможности деления лотов между участниками картеля победителей).

 

В закрытом аукционе каждый участник делает единственную ставку, поэтому возможностей для сговора гораздо меньше (одна компания не может наказать другую30). У компаний больше стимулов принять участие в закрытом аукционе, так как, даже не обладая максимальной оценкой, они имеют шанс выиграть. В закрытом аукционе могут принять участие компании-посредники, которые рассчитывают перепродать лот31. Таким образом, конкуренция в закрытом аукционе выше, чем в открытом. Если сильные игроки вступают в соглашение, то тем самым они привлекают конкурентов, поэтому им невыгодно делать ставки согласованно. В случае аукциона с общими оценками закрытый вариант гораздо привлекательнее для малых компаний, поскольку в отличие от открытого аукциона выигрыш реже влечет за собой переоценку объекта торгов. Несмотря на все эти достоинства, закрытый аукцион первой цены имеет один серьезный недостаток - он

 

 

27 Добавим, что организатору невыгодно исключать недобросовестного участника, поскольку это может существенно ухудшить результаты аукциона.

28 См.: Klemperer P. D. What Really Matters in Auction Design.

29 Скажем, 10 - "круглое" число, а 10,1 - нет.

30 Теоретически в повторяющихся закрытых аукционах такая возможность есть, однако в любом случае закрытый аукцион более устойчив к сговору по сравнению с открытым.

31 В открытом аукционе таковых быть не может, поскольку они либо проиграют, либо не найдут покупателей.

 

стр. 69

 

 

не всегда обеспечивает эффективность32, то есть не гарантирует, что победитель имеет максимальную оценку блага.

 

* * *

 

Итак, мы рассмотрели существующие механизмы предоставления прав пользования лесом и выяснили, что конкурс обладает рядом существенных недостатков: он создает основу для коррупционных отношений, затрудняет участие и в результате не обеспечивает адекватного дохода и эффективности. Обратившись к альтернативной процедуре - аукциону - мы привлекли зарубежный опыт, и оказалось, что аукцион также не лишен недостатков, которые, однако, могут быть частично устранены. Согласно теории аукционов и практике ее применения, основными факторами, влияющими на качество механизма торгов, являются устойчивость к сговору и обеспечение стимулов к участию. Эти обстоятельства следует учитывать при дизайне конкретных аукционных механизмов в лесной отрасли России. Только в этом случае данные механизмы можно будет использовать в лесном секторе.

 

 

32 Например, когда участники разнотипные.

Опубликовано на Порталусе 17 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама