Рейтинг
Порталус

Расстрелянный Аркаим

Дата публикации: 19 сентября 2016
Автор(ы): А. Матвеев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) Деловой Урал, 12-22-2000
Номер публикации: №1474288854


А. Матвеев, (c)


Автор: А. Матвеев, заслуженный эколог РФ.

Газетное сообщение о расстреле в заповеднике Аркаим 35 косуль с использованием тяжелых вездеходных автомобилей и снегоходов вызвало у многих жителей области шок ("ЧР", 29.11.2000 г.).

Расстрелянными оказались не только ценные и беззащитные животные - расстреляна идея восстановления здесь когда- то нарушенной гармонии человеческой деятельности и природы. Поставлен крест нa решении проблемы экологизации степных районов области, на становлении региональной политики культурного и природного наследия.

Можно ли было предвидеть эту трагедию? Те, кто знает реальное положение Аркаима, ответить могут, к сожалению, положительно.

Немного истории

После открытия в 1987 году древнего поселения в долине реки Большая Караганка, получившего в дальнейшем название Аркаим, необходимо было определить его статус в рамках одной из категорий особо охраняе-мых природных территорий (ООПТ) - памятник архео-логии, заказник, национальный парк, заповедник. Статус первых двух категорий не решал проблемы комплексного сохранения небольшой территории поселения и прилегающих к нему земель (3,76 тыс. га). Для образования национального парка или заповедника требуется значительно большая площадь и соответственное эколого-экономическое обоснование, но на это требовались время и деньги. Поэтому областной комитет до экологии, где я работал, изучив все варианты, согласился с моим предложением - установить для Аркаима статус филиала Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина. Подготовленный мною с участием первого заместителя председателя комитета Б. А. Пескова и начальника отдела комитета В. Д. Шеметова проект был утвержден облисполкомом и направлен в Совет Министров РСФСР. I9 апреля 1991 года распоряжением N348- р Совмин учредил Аркаим как филиал Ильменского госзаповедника. Так Аркаим приобрел статус заповедной территории. Существенной особенностью явилось то, что организационно и финансово вновь созданный филиал никак не подчиняется самому заповеднику. Он находится под контролем ЧелГУ и фактически не имеет соответствующих атрибутов и отличительных знаков государственного заповедника. Это наложило свой отпечаток на всю деятельность Аркаима.

Огромная энергия и высокий творческий потенциал руководителя Аркаима Г. Б. Здановича, его соратников позволили развернуть здесь небывалые для степного края не только археологические исследования, но и работы по возрождению природы. Здесь заложены участки лесных культур, очищены речки и ручьи. Налаженная охрана способствовала тому, что на территории Аркаима вновь стал селиться стрепет, вид, ранее изгнанный из наших степей, занесенный в Красную книгу России. Вернулись на земли заповедника сурки. Косули, когда-то покинувшие эти угодья, вновь расселились в заповеднике, заметно увеличив свою численность.

Начало деятельности Аркаима доказало, что для комплексного сохранения здесь уникального природного и культурно- исторического наследия необходимо взять под охрану значительную территорию, прилегающую к заповеднику.

Предложение Г. Б. Здановича создать вокруг заповедника буферную зону площадью 80 тыс. гектаров областной комитет признал нецелесообразным, так как при мизерном штате егерей они не смогли бы обеспечить надлежащего режима охраны такой зоны.

Учитывая ценность открытого археологического памятника, а также наличие здесь еще сохранившихся участков ковыльных степей и уникального Картубайского островного бора, самого южного из островных боров области и России, находящегося на границе со степями Казахстана, я предложил создать здесь национальный парк с официальным названием Аркаим. Это предложение было поддержано научно-техническим советом облкомэкологии и областным зкологическим фондом, выделившим на подготов- ку эколого-экономического обоснования - создания НПП - 400 тыс. рублей.

Идею создания национального природного парка поддержала областная администрация, принявшая 27 июля 1994 года постановление N560 "О проведении работ по созданию национального природного парка Аркаим".

С созданием национального парка территория существующего филиала Ильменского заповедника Аркаим, являющаяся по уровню организации управления фактически учебной базой ЧелГУ, вошла бы в состав национального парка в качестве заповедной зоны. При этом национальный парк, как уже самостоятельное государственное природоохранное учреждение, обеспечил бы соответствующий государственно-правовой уровень всех работ, в том числе и организацию охраны своей территории.

Творческий коллектив, созданный на базе ЧелГУ, подготовил и представил облкомэкологии эколого-экономическое обоснование (ЭЭО) создания национального историко-природного парка Аркаим, состоящее из пяти томов добротно оформленного материала. Общая площадь национального парка должна составить 101 тыс. га, включая существующий заповедник Аркаим и 50 тыс. гектаров Картубайского островного бора. Проект эколого-экономического обоснования согласован с главами Брединского, Кизильского районов, а также с руководителями сельскохозяйственных предприятий, на чьих землях будет размещен национальный парк.

Деятельность заповедника Аркаим по восстановлению природной среды наглядно подтверждает возможность возрождения природы. Создание национального парка еще более расширит эту возможность, что послужит примером для создания модели устойчивого развития в степных районах области.

Комиссия государственной экологической экспертизы облкомэкологии под руководством доктора географических наук М. А. Андреевой, рассмотрев представленное эколого-экономическое обоснование, совершенно по формальным, несущественным замечаниям оппонентов решила вернуть его на "доработку". В основном из-за двух замечаний. Первое. В ЭЭО не было определено, как поступить лесному ведомству (лесхозу) с отделенными лесными участками на территории Брединского района, не вошедшими в состав национального парка. Второе. По мнению оппонентов, нужно было в ЭЭО исследовать возможное влияние отдельных радиационных аномалий, находящихся на территории парка, на его посетителей.

Надуманность этих замечаний была очевидна. Оставшиеся вне национального парка небольшие участки леса можно было бы передать соседнему Карталинскому (Анненскому) лесхозу. Такая практика в областном управлении лесами уже имеется.

Присутствие радиационных аномалий в естественном фоне будущего парка не может вообще вызвать какие-либо вопросы, потому что таких проблем у населения, использующего эти земли, никогда не было. Известно, что оба наших национальных парка - Таганай, Зюраткуль - и даже Ильменский заповедник имеют такие аномалии, но это не являлось препятствием для их создания. Формальное решение экспертной комиссии остановило всю работу по созданию национального парка.

Спустя некоторое время был упразднен отдел облкомэкологии, курирующий создание OOПT, а через год приказал долго жить и сам областной комитет.

В итоге судьба третьего национального природного парка на территории области, о котором было много сказано слов на самом высоком уровне, оказалась в подвешенном состоянии. И сегодня мы имеем то, что имеем.

Нужен ли нам Аркаим?

Зa короткое время после открытия Аркаима весть об этом уникальном археологическом памятнике благодаря активной работе Г. Б. Здановича, его коллег и журналистов облетела мир.

Десятки научных, научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров с участием выдающихся ученых многих стран, проведенных в Аркаиме, подтвердили уникальность этого археологического памятника. Ежегодно Аркаим посещают до 4-5 тысяч туристов, в том числе и иностранных.

Посещение Аркаима, как говорят побывавшие в заповеднике, обогащает не только знанием истории, но и духовно.

Созданием национального парка предполагается восстановление естественной экосистемы степей. Поднятие целины и последующее экстенсивное ведение сельского хозяйства привело к полной деградации этих земель.

В Брединском районе при общей административной площади 507,6 тыс. га в 90-е годы пашня занимала 259,9 тыс. га, или 51 процент всей территории. На каждого жителя района приходилось 12 га пашни при урожайности в отдельные годы зерновых не более 4 центнеров с га. В настоящее время многие участки пашни зарастают сорняками.

Для юга области этот "зеленый пожар" является экологическим бедствием. Дело в том, что при произрастании на 1 кв. метре 50 корней сорных растений такие участки теряют плодородие и превращаются в непригодные для сельскохозяйственного возделывания.

Решить эту проблему (разработка и практическое внедрение методик борьбы с сорняками) мог бы национальный парк.

Включаемый в состав парка Картубайский островной бор, являющийся фактически генетическим резерватом для выращивания культур сосны в степных районах области, также представляет собой бесценный дар природы, нуждающийся в лучшей охране. До настоящего времени бор не объявлен даже памятником природы.

Аркаим, оставаясь филиалом Ильменского заповедника, при всей своей значимости и мировой известности по-прежнему является в организационно-правовом отношении лишь подразделением ЧелГУ и, безусловно, никакого влияния на решение больших экологических проблем степных районов области оказывать не может.

Так нужен ли Аркаим жителям Челябинской области, нужен ли он гражданам России, людям Земли?

Ответ на этот вопрос дают тысячи людей, уже посетивших Аркаим. Аркаим нужен! Так же, как нужны национальные природные парки Таганай и Зюраткуль, как Ильменский заповедник, как наши уникальные озера Увильды и Тургояк, включенные в список ценнейших озер мира.

Но нужны ли Аркаим, Таганай, Зюраткуль, Тургояк и Увильды руководителям Челябинской области? Положительный ответ на этот вопрос, к сожалению, не просматривается!

Факт, что постановление областной администрации от 20 июля 1994 года N560 о создании национального парка Аркаим спустя шесть лет фактически забыто, говорит сам за себя.

Формировавшийся десятилетиями перекос в развитии Челябинской области как "опорного края" по-прежнему сохраняется: седьмое место в России по объему промышленного производства и 40-е место по социальному развитию.

Сегодня металлургия, машиностроение, горнорудная промышленность своей работой как-то обеспечивают стабильность экономики области. Им и уделяется первостепенное внимание. Но когда-то надо же начинать решать по-настоящему и социальные, и культурные вопросы. Надо развивать другие сферы хозяйствования, в том числе и туризм. Челябинская область по своим уникальным природным богатствам и красоте ландшафта вполне может быть туристической меккой, а это, кроме всего, важнейший источник доходов.

Чтобы поставить международный туризм на индустриальный поток, нужна инициатива и воля администрации области. Примером может быть инициатива администрации города Трехгорного по сооружению туристического комплекса "Завьялиха".

Начинать нужно с Аркаима и, прежде всего, с организации здесь национального парка.

Развитие в области сети ООПТ, создание в них инфраструктур европейского уровня для организации познавательного, охотничьего и оздоровительного туризма может обеспечить поступление в областной бюджет дополнительных средств и одновременно будет способствовать лучшему сохранению нашего природного и исторического наследия.

О тайне криминала

По действующему УК РФ незаконная охота с причинением крупного ущерба, с использованием механических транспортных средств на территории заповедника наказывается в уголовном порядке.

В Аркаиме все три диспозиции ст. 285 УК РФ оказались налицо. Материальный ущерб от браконьерства исчисляется сотнями тысяч рублей. Моральный же ущерб вообще не поддается оценке.

Во всей этой истории настораживает явно запоздалое поступление информации. Возможно, работники заповедника сами, своими силами пытались довести браконьеров до скамьи подсудимых и затянули дело. И этим может быть подтверждена еще раз определенная организационно-правовая замкнутость Аркаима.

По сообщению начальника областного управления охотничьего хозяйства Е. А. Вострикова, никаких материалов и даже сообщения о факте браконьерства управление не получало ни в марте 2000 года, ни в последующий период.

Как бы то ни было, вопиющий факт варварства должен быть раскрыт. Давность по такому преступлению установлена законом в 3 года.

Привлечение к ответственности лиц, использовавших для браконьерства автомобили "Урал 58-85" ЧБЧ и "КамАЗ 996" АЧ дает возможность найти всех участников.

Это дело чести не только работников правоохранительных органов, но и тех, кто сегодня стремится во власть и кто эту власть получит из рук народа.

Вместо эпилога

После трагедии директор центра Аркаима Г. Б. Зданович, очевидно, в отчаянии, заявил: "При таком отношении к заповеднику все теряет смысл. Если так, то там нам делать нечего... Убийство косуль мы не можем оставить без последствий. Это принципиально. Речь идет о судьбе заповедника. Или мы его отстоим, или, повторяю, нам там делать нечего".

Четыре тысячи лет назад жители Аркаима, по одной из гипотез, перед тем как организованно покинуть городище, сожгли его. Сегодня из Аркаима уйти невозможно, так же, как и сжечь его. Аркаим стал одним из центров мировой культуры, достоянием современной цивилизации.

Если бы нынешние служители Аркаима действительно ушли бы из него, это явилось бы величайшим позором для тех, кто сегодня стоит у власти.

Опубликовано на Порталусе 19 сентября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама