Рейтинг
Порталус

© Обоснование платы за загрязнение окружающей среды

Дата публикации: 28 февраля 2017
Автор(ы): Вифлеемский Анатолий Борисович
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 5, Октябрь 2012, C. 34-39
Номер публикации: №1488279915


Вифлеемский Анатолий Борисович, (c)

Вифлеемский Анатолий Борисович, доктор экономических наук, действительный член Академии педагогических и социальных наук

 

Ликвидация налоговых льгот образовательным учреждениям привела к тому, что их стали облагать различными оброками разнообразные ведомства. Это касается и пожарных, требующих проведения (естественно, платного) "пожарного аудита", это касается различных плат за экспертизы соответствия нормам санитарного законодательства и многого другого.

 

Не остались в стороне и экологи, желающие получить плату за загрязнение окружающей среды, причём её размеры всё увеличиваются. Попробуем разобраться: обоснованны ли эти требования и можно ли не платить?

 

В соответствии с относительно недавними изменениями в законодательстве ряд функций в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы был передан Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. [Имеются в виду Указ Президента РФ от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (в ред. Указа Президента РФ от 21.05.2012 N 636) и Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (с изменениями, внесёнными постановлениями Правительства РФ от 13.09.2010 N 717, от 28.01.2011 N 39, от 21.11.2011 N 957).]

 
стр. 34

 

Если ранее плату за загрязнение окружающей среды собирали территориальные подразделения Ростехнадзора, то теперь уполномоченным органом является Росприроднадзор.

 

Во многих регионах Росприроднадзор стал требовать плату за загрязнение окружающей среды с образовательных учреждений.

 

Нередко чиновники территориальных подразделений Росприроднадзора договариваются с руководителями органов управления образованием (как региональных, так и муниципальных) о том, что с определённого периода учреждения будут вносить эту плату, дают время для планирования необходимых сумм в бюджете.

 

В обмен они обещают не требовать уплаты за предшествующий период. Для муниципальных систем образования суммы измеряются десятками миллионов рублей, а в целом с региональной системы образования это ведомство собирает сотни миллионов рублей.

 

Руководители органов управления образованием не проводят правовой анализ обоснованности таких требований и дают подведомственным учреждениям указания платить требуемую плату, сопровождая свои указания выделением соответствующих денежных средств.

 

Полагаем, что такая позиция руководителей является ошибочной.

 

Рассмотрим, чем обосновываются требования внесения платы за загрязнение окружающей среды, насколько соответствуют нормам права такие обоснования и стоит ли тратить на это деньги региональным и муниципальным системам образования.

 

Обоснование требования платы за загрязнение окружающей среды

 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают на неё негативное воздействие. За негативное воздействие на окружающую среду взимается плата. Порядок определения платы утверждён Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

 

В соответствии с п. 1 данного постановления плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят учреждения, осуществляющие любые виды деятельности на тер-

 
стр. 35

 

ритории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и оказывающие следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

 

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

 

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

 

- размещение отходов;

 

- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

 

Обязанность по внесению платы возникает независимо от вида деятельности в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 

Эта позиция обосновывается п. 9 приказа Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007". [Данные методические рекомендации уже утратили силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 09.08.2011 N 452.]

 

Однако до издания Минприроды России соответствующих нормативных актов по расчётам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно применялся данный документ (письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167).

 

Наибольшие суммы платы за негативное воздействие приходятся на суммы оплаты за размещение мусора.

 

Хотя образовательные учреждения и заключают договоры на оказание услуг по размещению отходов со специализированной организацией, представители Росприроднадзора полагают, что заключение таких договоров не означает, что и обязанность внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на такие организации.

 

Данная позиция обосновывается тем, что такие договоры не содержат делегирования полномочий по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Образовательные учреждения называют природопользователями и требуют внести плату.

 

Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды предусматривают, что плата за загрязнение окружающей природной среды (далее - плата за загрязнение) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. [Утверждены Минприроды России от 26.01.1993 в редакции приказа Госкомэкологии России от 15.02.2000 N 77, с изм., внесёнными решениями Верховного Суда РФ от 13.11.2007 N ГКПИ07-1000, от 12.07.2011 N ГКПИ11-594.]

 

Базовые нормативы платы установлены по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (от-

 
стр. 36

 

хода) ввиду вредного воздействия с учётом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

 

При этом проверяющие также ссылаются на ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:

 

- I класс - чрезвычайно опасные отходы;

 

- II класс - высокоопасные отходы;

 

- III класс - умеренно опасные отходы;

 

- IV класс - малоопасные отходы;

 

- V класс - практически неопасные отходы.

 

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786 утверждён Федеральный классификационный каталог отходов.

 

Ростехнадзор в письме от 26.12.2008 N НФ-48/1400 разъяснял, что отходы, образованные на предприятиях непроизводственной сферы, отходы потребления, образованные на производственных предприятиях, муниципальные отходы являются прочими отходами V класса.

 

Однако администрирующие в настоящее время плату за загрязнение окружающей среды органы Росприроднадзора нередко считают такие размеры платы заниженными и требуют от учреждений вносить плату в большем размере.

 

Согласно положениям приказа Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощённой (декларативной) форме.

 

Это правило применяется в случае образования у юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:

 

- суммарное количество отходов не превышает 150 т в год;

 

- масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% общей массы образующихся отходов;

 

- отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

 

Ростехнадзор в письмах от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 12.02.2007 N 04-09/170, от 23.12.2005 N СС-47/145 высказывал мнение, что если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы коммунальной организации или арендодателю, то именно у этих лиц возникает обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую

 
стр. 37

 

среду и тогда само учреждение платить сбор не будет.

 

Для того чтобы не платить плату за загрязнение окружающей среды, образовательному учреждению необходимо по договору передать право собственности на отходы.

 

Причём договор должен быть заключён со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами. Если такой договор предусматривает переход права собственности на отходы, все права на данные отходы и обязанности по внесению платы возникают у нового собственника отходов, то есть у специализированной организации.

 

Территориальные подразделения Росприроднадзора, стремясь собрать побольше платы (понятное желание, учитывая, что за это они получают премии), дошли даже до таких заявлений, что плата вносится за вредное воздействие на окружающую среду, каковое оказывает абсолютно любая деятельность. Причём это было заявлено письменно и в суде. Однако суд не согласился и указал на то, что такие доводы "основаны на неверном толковании норм законодательства и подлежат критической оценке".

 

В результате решением арбитражного суда Пензенской области от 13.10.2009 по делу N А49-7818/2009 было признано незаконным и отменено полностью постановление старшего государственного инспектора управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области от 14.07.2009 N 85/09-ЮП о привлечении МОУ "Гимназия N 42" г. Пензы к ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. [Статья 8.41 КоАП РФ предусматривает наказание за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, и её применение влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тысяч до 6 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.]

 

Должны ли образовательные учреждения платить за загрязнение окружающей среды?

 

Для этого надо понять, осуществляют ли они деятельность, в результате которой происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. [Закон определяет хранение отходов как их "содержание в объектах размещения... в целях их... захоронения...", а захоронение отходов - как "изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах...".]

 

При этом объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).

 
стр. 38

 

Исходя из смысла, придаваемого этой деятельности нормами закона, образовательные учреждения никогда не занимались (и не могут заниматься!) размещением отходов. На это требуется соответствующая лицензия, кроме того, ограниченная правоспособность организационно-правовой формы "учреждение" в соответствии с действующим гражданским законодательством, не позволяет заниматься такой деятельностью.

 

Требуя от образовательных учреждений вносить плату за загрязнение окружающей среды, чиновники Росприроднадзора подменяют юридическое понятие "размещение отходов" бытовым.

 

Именно такая позиция нашла поддержку арбитражных судов, причём правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по этому вопросу была сформулирована неоднократно (в постановлениях от 12.07.2011 N 1752/11, от 12.07.2011 N 709/11, от 20.07.2010 N 4433/10, от 17.03.2009 N 14561/08, а также в большом числе определений).

 

Так, в частности, в Определении ВАС РФ от 26.02.2010 N ВАС-1520/10 указывается на то, что "деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах...". Ссылки на данные постановления позволяют не только успешно оспаривать в судах требования по внесению ОУ платы за загрязнение окружающей среды. Уже появилась судебная практика взыскания с управлений Росприроднадзора ранее уплаченной платы.

 

Более того, в судебном порядке могут быть взысканы и судебные расходы. Ярким примером этих возможностей является Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2011 N ВАС-9897/11. Высший Арбитражный Суд РФ указал на то, что "...университет не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, университет не занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, у него не существует обязанности по представлению, согласованию расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду".

 

Суд взыскал не только излишне уплаченную университетом плату за загрязнение окружающей среды, но и судебные расходы. Судебная практика доказывает то, что требования об уплате платы за загрязнение окружающей среды образовательными учреждениями в значительной части являются нарушением действующего федерального законодательства. Единственное, что пока проблематично оспорить, - это плату за загрязнение атмосферного воздуха (если у образовательного учреждения имеется собственный автотранспорт).

 

Остальные же требования внесения платы за размещение отходов являются нарушением федерального законодательства и должны оспариваться юридическими службами органов управления образованием (в том числе посредством обращения в органы прокуратуры с жалобами на чиновников территориальных управлений Росприроднадзора для принятия по отношению к ним мер прокурорского реагирования).

 

 

Опубликовано на Порталусе 28 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама