Рейтинг
Порталус

"Новая" экономика как тенденция развития мирового хозяйства

Дата публикации: 24 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: ЭКОНОМИКА - Зарубежные экономисты →
Номер публикации: №1096023761


АВТОР: Людмила Климович

ИСТОЧНИК: "БЕЛОРУССКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ" №1 2002 ГОД


Климович Людмила Александровна — старший преподаватель кафедры международных экономических отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета

Рубеж XX—XIX вв. отмечен глобализацией мировой экономики. Влияние на мировую экономику этого неравномерно протекающего процесса, постоянно меняющего свои формы, связано с распространением информационных технологий, непрерывным внедрением инноваций в мировом масштабе. Настоящий виток развития глобализации основан на компьютеризации почти всех сфер деятельности человека, что позволяет сегодня говорить о феномене так называемой "новой" экономики, базой развития которой являются в первую очередь крупнейшие американские корпорации.

Беларусь, как и другие страны постсоветского пространства, стоит перед необходимостью качественных преобразований в экономике. Страны, не ориентированные на выпуск наукоемкой продукции, бесспорно, будут оставаться в роли поставщиков сырья и, некоторое время, интеллектуальных ресурсов. Для определения достойного места Республики Беларусь в мирохозяйственных связях необходимо более подробно рассмотреть тенденции, формирующие развитие "новой" экономики, и наметить направления встраивания в этот информационно-инновационный поток.

Информационные технологии — характерная черта "новой" экономики

К концу века в США при помощи информационных технологий производилось более трех четвертей добавленной стоимости, создаваемой в промышленности, а американские производители контролировали 40 % всемирного коммуникационного рынка, около 75 % оборота информационных услуг и четыре пятых рынка программных продуктов. Уже в 1991 г. расходы американских компаний на информацию и информационные технологии, составившие 112 млрд дол., превысили инвестиции в основные фонды (107 млрд дол.) 1 . В настоящее время среди крупнейших транснациональных компаний (ТНК) США вперед выдвигаются новые компании в области телекоммуникаций, информационных технологий, такие, как "Microsoft", "Oracle", "Netscaрe", которые основываются прежде всего на концепции единого программного обеспечения.

Сейчас перейден определенный критический барьер, накоплена критическая масса инноваций, возник информационно-инновационный взрыв. Каждая новая технология индуцирует цепную реакцию инноваций. Это и обусловливает непрерывный, быстрый рост "новой" экономики США. Ядром информационных технологий и базой их развития стала Интернет-экономика, которая оказала качественное влияние на способ хозяйствования и привнесла новые методы и технологии в производство и распределение продукта.

Но Интернет-экономика действует в рамках старых экономических закономерностей, начиная с закона спроса и предложения. Происходит встраивание "новой" экономики в механизм старого порядка. Наиболее характерной чертой этого процесса является проникновение крупнейших транснациональных компаний в сферу электронного бизнеса. Современный этап, соединивший технологии Интернет с транснациональным капиталом, начался с прихода в пространство "новой" экономики таких компаний, как "Дженерал электрик", "Дженерал моторс", "Форд", "Интел" и др. Сетевые технологии стали важнейшим фактором модернизации традиционной экономики, в том числе методов формирования управления в корпорациях и некоммерческих организациях. Транснациональные компании, с одной стороны, используют электронный рынок как дополнительный сектор сбыта и привлечения клиентов, а с другой — модернизируют свою инфраструктуру коренным образом за счет web-технологий.

Интернет сегодня дает возможности для ускорения темпов развития как устоявшимся, так и новым, выходящим на рынок компаниям и становится приоритетным фактором международной конкурентоспособности, изменяет масштабы мирового пространства. По оценкам фирмы "Price Waterhouse", более 80 % руководителей крупнейших транснациональных компаний считают, что электронная коммерция коренным образом изменила сам механизм конкуренции в соответствующих отраслях.

Поколение молодых предприятий, работающих в Интернет, сразу получило доступ к мировому информационному пространству. Роль пионеров в новейших информационных технологиях изначально определяет глобальную, транснациональную стратегию компаний. Это связано, прежде всего, с быстрым развитием электронной сети. Феноменально высокие темпы развития сети Интернет объясняются тем, что экономика современной информатики базируется на двух взаимодополняющих процессах: удешевлении средств информатики, прежде всего компьютеров, и уменьшении стоимости услуг по передаче информации. Оба этих фактора ведут к лавинообразному нарастанию числа компьютеров и невероятно быстрому разрастанию компьютерных сетей, что, в свою очередь, ведет к удешевлению их использования. Так, согласно данным, полученным исследовательской фирмой "Network Wizards", число компьютеров, включенных в Интернет с 1996 по 2000 г., утроилось. Сегодня он объединяет 90 тыс. сетевых структур в 100 государствах мира. В США пользователями Интернет являются уже около 130 млн человек, или почти 50 % населения 2 . Число пользователей Интернет увеличивается с фантастической быстротой, и уже можно считать сформировавшимся новое сообщество людей, связывающих с Интернет свою профессиональную деятельность и повседневную жизнь. Круг этих людей быстро растет, захватывая всю интеллектуальную и деловую элиту мира.

По результатам исследования, проведенного фирмой IDC, из опрошенных 11 тыс. руководителей предприятий во всем мире почти 40 % считают участие в электронном рынке важным для своего предприятия. Причем эта доля достигает 50—60 % в быстро развивающихся регионах — Юго-Восточной Азии, США и др. По тем же данным, доля фирм, уже имеющих представительства в Интернет, составляет 24 % в Западной Европе, 37 % в США и Азиатском регионе. Германия и Великобритания — самые крупные европейские рынки в Интернет, каждый из которых насчитывает более 4 млн участников. Причем это число должно увеличиться в 4 раза к 2001 г. Э. Гроув (компания "Intel") предупреждает сегодняшних бизнесменов, что через пять лет "все компании станут интернетовскими или не будут компаниями вовсе" 3 .

Привлекательность электронной коммерции связана со следующими факторами:

— Интернет уже повсеместно является нормой деловой жизни, а всемирное киберпространство — это совершенно новая и неосвоенная среда коммерции, позволяющая реализовать выполнение услуг как напрямую, так и в виде виртуальных моделей, немыслимых в других условиях;

— факторы пространства и времени утрачивают свое значение, и коммерческая деятельность распространяется на весь мир;

— трансакционные издержки уменьшаются за счет "работы" потребителя с производителем в интерактивном режиме без посредников даже с транснациональной структурой; происходит расширение круга субъектов бизнес-операций;

— существует возможность формирования в реальном масштабе времени любых доступных конфигураций изделий по желанию потребителя, т. е. удовлетворения его элитарных индивидуальных запросов;

— условия взаимодействия для всех предприятий одинаковы, поэтому новые, небольшие и агрессивные компании часто могут на равных конкурировать с крупными, хорошо известными;

— масс-медиа электронного рынка — благоприятное пространство рекламы, позволяющее осуществлять сетевой интерактивный маркетинг среди аудитории платежеспособных людей активного возраста.

Целесообразно рассматривать "новую" экономику в трех аспектах. Первый объединяет в некое общее измерение "высокотехнологичные" компании, использующие Интернет в качестве основного ресурса. Второй представляется как набор новых электронных практик, инструментально базирующихся на Интернет- технологиях и направленных на создание новых моделей бизнеса и повышение производительности, прежде всего за счет уменьшения всех трансакционных издержек (особенно взаимодействия и управления). Третий, чисто технологический, связан с созданием web-технологий, обеспечивающих первые два аспекта. Он может объединяться с первым и образует особую отрасль информационной промышленности. Таким образом, можно с уверенностью прогнозировать, что в самом ближайшем будущем окончательно оформится новое рыночное сообщество, основанное на Интернет.

Буквально за пять-шесть последних лет все основные экономические виды деятельности были освоены Интернет и появились Интернет-коммерция, Интернет-реклама, Интернет-банкинг и т. д. Рассмотрим эти направления Интернет-бизнеса более подробно.

Основные направления применения Интернет-технологий в механизме современного рынка

1. Интернет-торговля включает в себя два больших сегмента: торговлю одной компании с другой, по системе, названной В2В (бизнес-бизнес), и розничную торговлю В2С (бизнес-потребитель). Согласно исследованиям Gartner Group B2B, электронная коммерция, (е-коммерция), составлявшая в 1999 г. 145 млрд дол., к 2004 г. достигнет 7,29 трлн дол. Лидером е-коммерции является США. Великобритания и Германия войдут в стадию "гиперроста" электронной торговли через два года, а Япония, Италия и Франция — еще двумя годами позже.

Крупнейшие корпорации мира включаются в B2B е-коммерцию. Примером новой политики ТНК США является создание в ноябре 1999 г. компаниями "Ford" и "General Motors" единого центра продаж автомобилей в Интернет. Более 30 тыс. поставщиков компании "Ford" будут предоставлять материалы и полуфабрикаты на сумму более 80 млрд дол. через электронную систему AutoExchange, которая будет использоваться для реализации готовой продукции, играя роль посредника между взаимодействующими компаниями. Самостоятельную систему MarketSite создала компания "General Motors". Целью при этом становится "производство автомобилей по тому же принципу, по которому компания "Dell" производит компьютеры: каждое изделие создается на заказ и доставляется в течение нескольких дней".

В розничной торговле быстро растут число и объемы продаж Интернет-магазинов. Число посетителей виртуальных магазинов растет на 37 % в год, но это, в основном, частные лица и мелкие фирмы. Так, на сервере компьютерной фирмы "Dell" мелкие покупатели составляют более 90 %. В 1999 г. электронная коммерция США в отношениях фирма-потребитель (В2С) достигла уже 8 млрд дол. и, по мнению консультационной фирмы "Forrester Research", к 2003 г. достигнет 108 млрд дол. 4

Важно заметить, что электронная розничная торговля усиливает конкуренцию и потому очень выгодна потребителю. Например, на рынке такой массовой продукции, как книги, развернулась ожесточенная ценовая конкуренция, приведшая к многократному снижению цен. И это понятно, так как для однородной продукции цена есть ключевой признак, по которому потребитель различает продавцов. Аналогичные ценовые "войны" развертываются, к удовольствию покупателей, и на рынках другой массовой стандартной продукции — компьютеров, электроники, программного обеспечения, авиабилетов и т. д. Все эти товары в Интернет гораздо дешевле, поскольку можно экономить на помещениях, торговом оборудовании и трансакционных издержках. Так, продажа авиабилетов в Интернет дает возможность снизить затраты на обработку одного заказа с 8 дол. до 10 центов, а себестоимость продаж программного обеспечения снижается от 15 дол. в традиционных системах до 20—30 центов в Интернет.

Интернет-бизнес изменяет традиционную структуру деятельности фирм. Электронная поставка товаров, услуг, ремонтных работ, запасных частей и техобслуживания потребует принципиально иной организации, в том числе изменения стиля управления. Если сейчас поставка в большинстве корпораций имеет вспомогательный характер, то в электронной коммерции, по мнению ведущего специалиста по управлению Питера Друкера, она станет единственной сферой, в которой одна компания будет действительно отличаться от другой. Ее скорость и качество станут решающими факторами конкурентоспособности. Физический товар — книги, автомобили, продукты — необходимо доставить покупателю, поэтому здесь победит тот, кто лучше организует поставку.

В будущем корпорации смогут организовывать поставки на разнообразные рынки, не присутствуя там физически. Вот пример: одним из самых быстро развивающихся видов хозяйственной деятельности в США сегодня является продажа по электронной почте новых легковых автомобилей, которой занимается компания "CarsDirect.com". Эта компания, базирующаяся в пригороде Лос-Анджелеса, была создана в январе 1999 г. "CarsDirect.com" в июле 1999 г. стала одним из 20 крупнейших в США автомобильных дилеров, работающим в 40 из 50 штатов США и продающим 1000 автомашин в месяц. Ее успех объясняется не более низкими ценами и не особым мастерством в продажах. На самом деле, в этих областях она все еще далеко отстает от таких более старых и более крупных электронных автомобильных дилеров, как "Aulobytel.com" или "CarPoint.com", дочерней компании "Microsoft". Но, в отличие от своих конкурентов, "CarsDirect.com" организовала уникальную систему поставки. Она заключила с 1100 традиционными дилерами по всей стране контракты на гарантированную доставку проданных ею автомобилей покупателям и проверку качества на местах.

Поставки очень важны в электронной коммерции между компаниями, которая развивается даже активнее, чем розничная электронная торговля, еще быстрее становясь транснациональной.

Точно так же, как электронная коммерция разделяет продажу и покупку, она разделяет производство и продажу. В электронной коммерции то, что мы знаем как "производство", становится снабжением. При этом нет никаких оснований для того, чтобы электронная торговая фирма ограничивалась поставкой на рынок и продажей товаров или марок какого-то одного производителя. И действительно, как показывает опыт компаний "Amazon.com" и "CarsDirect.com", вся огромная сила электронной коммерции заключается именно в том, что она предлагает заказчику полный спектр товаров, кто бы их ни производил. В традиционных хозяйственных структурах продажа все еще рассматривается и организуется как центр, который работает под вывеской "Продаем то, что производим". В будущем электронные торговые компании будут работать под вывеской "Продаем то, что можем поставить".

Кроме того, Интернет создаст и невероятные возможности по продаже услуг. Консультации врачей, юристов, финансистов, ученых могут легко проводиться в сети. При этом можно будет видеть лектора или консультанта на экране монитора, а он сможет видеть вас и вашу реакцию. В недалеком будущем, как считают специалисты, плоское изображение может быть заменено объемным голографическим, и иллюзия непосредственного общения станет полной.

2. Интернет-биржи. В техническом отношении электронная биржа представляет собой централизованную компьютерную систему, в которой будут производиться двусторонние котировки контрактов на поставку основных видов продукции, в результате чего будут формироваться объективно обусловленные уровни цен и материально-финансовые потоки. Такая электронная биржа должна предусматривать торговлю и фьючерсными контрактами, что даст возможность обеспечить сбалансированное устойчивое развитие и на перспективу. Например, в США уже успешно работает электронная биржа энергетических ресурсов. Она обеспечивает 10 %-е снижение цен на энергию и более полную загрузку производственных мощностей, иными словами, выгодна как для покупателей, так и для продавцов электроэнергии. Однако для ее создания потребовался первоначальный финансовый импульс со стороны правительства.

В настоящее время на товарных рынках Интернет бурно развивается простейшая разновидность биржи — аукционная торговля. Однако с организацией расчетных систем в сети вскоре во многих отраслях будут созданы полноценные электронные биржи с двусторонней котировкой и фьючерсной торговлей. В настоящее время акции телекоммуникационных и компьютерных компаний уже традиционно участвуют в торгах в электронной бирже NASDAQ (в 1999 г. в NASDAQ входили около 5500 компаний, связанных прежде всего с производством и программированием компьютеров, развитием сети и различных форм электронной коммерции, с суммарной капитализацией в 2,3 трлн дол.). Рост акций этих корпораций устойчивее, чем в традиционных отраслях экономики. Так, если акции традиционных компаний выросли с 1995 по 2000 г. в 3 раза, то акции в NASDAQ выросли в 7 раз. При незначительных размерах основного капитала новые компании обладают гигантской суммарной стоимостью акций. Например, компания "Netscape", обладавшая в 1996 г. фондами в 17 млн дол., но при этом контролирующая 85 % американского рынка интернетовских браузеров, стоила в 2000 г. более 3 млрд дол. Стоимость компании "America On Line", составлявшая в 1993 г. 268 млн дол., сегодня приблизилась к 27 млрд дол.

Интернет не только породил новые привлекательные объекты для инвестирования, но и стал наиболее перспективным инструментом для проведения частных инвестиций, предоставляя практически любому человеку возможность участвовать в инвестициях в глобальном масштабе. С помощью обычного компьютера, подключенного в Интернет, он может покупать и продавать акции практически всех корпораций мира (система Global Costadien, или, для российских корпораций, РТС), работать на фьючерсных рынках, одалживать свои деньги компаниям и правительствам, покупая облигации, играть на разнице курсов валют (система FOREX).

В последнее время появился класс "профессиональных частников" — дневных трейдеров, для которых работа на рынке на собственных или взятых в управление деньгах стала основным видом деятельности. Такие лица готовы инвестировать малые суммы в высокорискованные активы, вызывая встречное предложение со стороны компаний из сектора высоких технологий (телекоммуникации, фармацевтика, биотехнологии, Интернет и т. д.), ищущих деньги на рынке.

Новые концепции, модели, структурные и технические решения потребовали более гибкой законодательной среды и новой нормативной базы, поощряющей конкуренцию между новыми торговыми площадками. Так, американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) расширила определение биржи, ордера и других базовых понятий. В соответствии с концепцией SEC биржа меняет свой прежний статус некоммерческого партнерства и может зарабатывать прибыль.

3. Интернет-банкинг становится одной из наиболее перспективных форм банковской деятельности. Его основное преимущество заключается в скорости и дешевизне обслуживания. Себестоимость банковских услуг в Интернет снижается по сравнению с традиционным обслуживанием в 8—10 раз. Это побудило большинство банков войти в сеть, а некоторых из них начать сетевое обслуживание клиентов. Например, самый крупный и консервативный банк Германии Deutsche Bank расстается с традиционным банковским бизнесом и делает ставку на развитие Интернет-банкинга. Он освобождается от большей части своей филиальной сети и переносит значительную часть операций в Интернет. Инвестиционные планы банка в сети оцениваются в 1 млрд евро в год. Фактически, Deutsche Bank меняет свои реальные филиалы на виртуальные системы.

Широкому распространению банковских услуг и расчетов в сети препятствуют две основные группы рисков: во-первых, в сети легче снять деньги с чужих электронных счетов, а системы электронной безопасности пока еще недостаточно надежны — хакеры время от времени успешно взламывают их с немалой для себя выгодой. Во-вторых, в сети растет информационная прозрачность и намного труднее скрыть финансовые потоки. Над снижением этих рисков неустанно трудятся сотни тысяч программистов в десятках стран. Общеизвестно, что огромные усилия и финансовые средства тратятся на совершенствование информационной безопасности. Гораздо меньше рекламируются успехи по второму направлению.

Таким образом, Интернет-технологии стали важнейшим условием развития информационной рыночной инфраструктуры мирового хозяйства. Для более полного представления о механизмах развертывания этого процесса требуется рассмотреть динамическую составляющую проникновения электронного бизнеса на рынок.

Процесс ассимиляции электронных технологий в пространство старой экономики

Развитие новой электронной инфраструктуры экономики позволяет в несколько раз уменьшить расходы на взаимодействие. Компания очищается от всего лишнего, оставляя за собой только главное, определяющее. Такая структуризация происходит обычно в четыре этапа.

На первом этапе электронные технологии используются только как дополнительный маркетинговый канал. Создается сайт и база данных клиентов. Принципиальных изменений в поведении компании, в ее структуре и в снижении затрат на взаимодействие не происходит.

На втором этапе сеть становится инструментом бизнеса, связывая бизнес-процессы трех ключевых фигур рынка — поставщика, самой компании и потребителя. Потребитель может управлять складом поставщика и формировать заказ производству. Такой бизнес-процесс резко снижает затраты на взаимодействие, а соответственно и общие издержки (на 20—30 %).

На третьем этапе неосновные функции компании передаются на аутсорсинг специализированным фирмам. С точки зрения принципов менеджмента компания никогда не должна отдавать три основные бизнес-функции: разработку продукта (know-how), так как именно в эту сферу направляются основные инвестиции, прямое общение с клиентом (продажи) и обслуживание клиента. Все остальное — логистику, маркетинг, производство, даже управление финансами — компания может отдать на аутсорсинг и потреблять в качестве услуг. Происходит переход от модели компании, которой принадлежат все основные функции, к модели виртуальной компании, занимающейся только стратегией взаимоотношений с клиентами и развитием продукта, что приводит к конкуренции на мировом рынке чистых know-how, рынок становится в буквальном смысле институтом открытия информации. По выражению нобелевского лауреата Фридриха Хайека, "рынок не производит предметы, а передает информацию о них" 5 . Именно выявление и координацию рассредоточенных в обществе среди бесчисленного множества индивидов неявных знаний Фридрих Хайек считал важнейшим назначением рынка. Более того, рынок и управление становятся взаимодополняющими механизмами распространения знаний. Движущей силой на этом рынке выступает транснациональный класс — профессиональная "аристократия", творческая и управленческая элита нового поколения, генерирующая знания.

Однако в конце 2000 г. в странах Запада, особенно в США, возникло разочарование "новой" экономикой. Это связано с перекосом представлений о значимости информационных ресурсов в обществе, вызванных непомерно высокой капитализацией "информационных" компаний, которая определяется, вообще говоря, прибыльностью компаний, их способностью генерировать высокие дивиденды для акционеров. Но прибыльность и высокие дивиденды "информационных" компаний в основном носят характер ожиданий, которые были навязаны акционерам с помощью специальных моделей воздействия на общественное мнение. Доход носил чисто спекулятивный характер от игры на повышение, а ожидания "светлого будущего" так и оставались ожиданиями. Такая игра вела лишь к раздуванию "мыльного пузыря" на рынке, что по закону финансовых пирамид не могло продолжаться долго. 10 марта 2000 г. индекс NASDAQ достиг своего "исторического" максимума — 5049 пунктов. 10 марта 2001 г. в своем падении он пересек черту 2000 пунктов и вернулся к уровню 1998 г., когда никакого бума с акциями "новой" экономики еще не было. Укоренившиеся же и нашедшие свою нишу на электронном рынке компании (типа "Yahoo!", "Amason.com") фактически не отличаются от остальных компаний мирового рынка по основным рыночным показателям 6 .

В настоящее время можно говорить о тенденции реванша старой экономики. Этот реванш состоит в интеграции электронных практик "новой" и "старой" экономики и модернизации на этой основе всего гигантского сектора последней. 85 % инвестиций в практики "новой" экономики осуществляется традиционными компаниями и направлены на развитие информационно-технологической базы корпораций на основе Интернет. Один из вариантов таких инвестиций — покупка по бросовым ценам Интернет-компаний и конвергенция их в традиционный бизнес. Крупные компании имеют достаточно возможностей для овладения практиками "новой" экономики и для них проблем не возникает. Следует также помнить, что экономика США — основной источник мирового научно-технического прогресса — на долю США приходится 35,8 % мировых расходов на новые технологии (сравним: Германия — 6,6 %). Такой потенциал позволяет сделать любой маневр — например, в область биотехнологий. Похоже, что затухающий бум в Интернет-бизнесе передает эстафету биотехнологической промышленности — на фоне стремительного падения акций Интернет-компаний акции биотехнологической промышленности демонстрируют здоровый рост. Индекс этого сектора на рынке AMEX (третья по значимости торговая площадка США) за 2000 г. вырос на 75 % 7 .

Таким образом, фирмы и компании, которые смогли ассимилировать такое глобальное явление в современной экономике, как Интернет, получили мощный импульс для дальнейшего захвата рынков. А общество, использующее знание как главный ресурс развития и глобальные электронные практики в экономике, имеет значительные шансы оказаться на передовых позициях в мировом хозяйстве.

Варианты развития рынка новых технологий в странах с переходной экономикой

Интернет-экономика — это шанс добиться максимального ускорения темпов развития всех стран, хотя пока они не в одинаковой мере могут им воспользоваться, подобно тому, как в XIX в. не каждому было дано извлечь выгоду из развития железных дорог. Прежде всего должны развиваться соответствующая инфраструктура и создаваться необходимые институты. Так, даже в США "новая" экономика резко пошла вперед только тогда, когда компьютеры появились почти у половины домашних хозяйств. И хотя многое еще должно произойти в развитии компьютерной инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования сети, некоторые районы не высоко развитых технологически, а иногда даже отсталых экономик могут уже сегодня использовать возможности, которые дают им компьютерная революция и Интернет.

В итоге, можно рассчитывать на привлекательные перспективы развития стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. Многое будет зависеть от способности отдельных стран воспользоваться дополнительными возможностями, которые предоставляют глобализация и компьютеризация экономик, а также от умения нейтрализовать дополнительные риски, возникающие в связи с данными процессами.

Каковы будут темпы и качество экономического роста, в основном зависит от проводимой политики и выбранной стратегии развития. Геополитическое положение может в данном случае помочь или помешать, но ключом к успеху является проводимая политика роста. Ее элементом, несомненно, должна стать забота об использовании дополнительных возможностей, создаваемых экономикой компьютерной эры. Конструируя новые стратегии развития в рамках требований XXI в., стоит попытаться использовать с этой целью также возможности решения старых проблем при помощи инструментов "новой" экономики. Те постсоциалистические страны, которые в данной области смогут больше сделать — в том числе больше инвестировать в развитие инфраструктуры Интернет, уделять больше внимания компьютерному образованию общества, финансовой поддержке развития сети, — обеспечат более высокие темпы роста, поскольку там будут развиваться предприятия с большей конкурентоспособностью.

В частности, каковы возможные варианты развития экономик России и Беларуси в поле "новой" экономики, смогут ли наши предприятия и фирмы использовать свой шанс стать солидными игроками на рынке информационных технологий?

Положительный ответ на данный вопрос связан, несомненно, с инновационным сценарием развития экономики. Это потребует резкого роста объема наукоемкой продукции; увеличения количества инновационных предприятий; роста предпринимательского сектора науки, качественного изменения системы образования; широкого участия страны в секторе высоких технологий международного разделения труда; формирования технологической базы, достаточной как для автономного развития экономики при неблагоприятной конъюнктуре, так и для углубления интеграции в мировое хозяйство.

Создание таких условий требует государственного регулирования как на макроэкономическом, так и на микроуровне. Ответ на вопрос о выходе на рынок информационных технологий содержит рассмотрение уже сложившихся трех моделей развития промышленности информационных технологий.

Первая — национальная. Это производство и продажа web-технологий в основном на внутреннем рынке. Знание местной специфики обеспечивает преимущества перед международными конкурентами. Быстро развивающаяся платежеспособная русскоязычная община во всем мире — благоприятная коммуникационная среда для частичного экспорта web-технологий и импорта базовых продуктов. Естественный предел этой модели — ограниченность внутреннего рынка, не обнаруживающего склонности к активному росту. Трудности возникают и с вопросами интеллектуальной собственности — национальная модель упирается в потолок, жестко очерченный экономикой страны, которая не сможет в обозримом будущем загрузить работой большое количество информационных компаний.

Вторая — индийская. Это бизнес офшорного программирования. Офшорный бизнес стимулируется нехваткой инженеров в странах Запада, так как инженерные специальности исторически непрестижны среди коренного населения этих стран. Такой бизнес наполняется разовыми малоинтеллектуальными заказами, не требующими ничего, кроме кропотливой работы (человеко-часов). Потери на усложнении контроля компенсируются экономией на стоимости. Центры этого бизнеса образовались на Тайване, в Сингапуре, Малайзии, Ирландии, Бразилии. В Индии эта модель представлена целым сектором экономики (контрактное программирование) со своей инфраструктурой и благожелательным госрегулированием, включая офшорные зоны и инкубаторы. Доход Индии от экспорта информационных технологий в 2000 г. составил 4 млрд дол. К 2008 г. эта цифра должна увеличиться до 50 млрд дол. (для сравнения: годовой объем экспорта нефти и газа России около 40 млрд дол.).

Тайвань успешно развивает микроэлектронную и компьютерную промышленность. Уже в 1987 г. по количеству продаваемых на мировом рынке персональных компьютеров Тайвань вместе с Республикой Корея делил третье место после США и Японии, а по экспорту микроэлектронных компонентов входил в лидирующую группу из 6—10 мировых держав. Благодаря впечатляющему прогрессу микроэлектронной и компьютерной промышленности и созданию конкурентоспособных наукоемких продуктов (КНП) Тайвань занимал 13-е место в мире по объему торговли КНП и пятое-шестое место — по значению среди торговых партнеров США.

Представляют интерес для Республики Беларусь и России характерные черты становления и развития наукоемких отраслей промышленности Тайваня, которые в схематизированном виде можно представить следующим образом: 1) целенаправленная политика создания благоприятных условий для ускоренного развития микроэлектроники и компьютерной промышленности в свободных экономических зонах; 2) перемещение ряда передовых предприятий американских и японских фирм на Тайвань и совместное создание и освоение КНП на базе развития высоких технологий; 3) формирование на Тайване множества небольших национальных конкурентоспособных фирм в области наукоемких отраслей, способных быстро переходить от выпуска одних КНП к другим с учетом тенденции развития и конъюнктуры мирового рынка; 4) формирование национальных интеллектуальных, руководящих, инженерно-технических кадров, а также квалифицированной рабочей силы в наукоемких отраслях высоких технологий. Кроме того, были разработаны специальные меры по развитию наукоемких отраслей промышленности. К ним относятся: стимулирование экспорта КНП, создание ряда свободных экономических зон и защита внутреннего рынка посредством высоких таможенных пошлин. В конце 1980-х—начале 1990-х гг. тариф таможенной пошлины здесь составлял 15—25 % oт цен на полуфабрикаты и 45—55 % на бытовые товары, причем таможенными пошлинами не облагался только импорт, лицензии и продукция отдельных стран, являющихся монополистами по ее выпуску 8 .

Преимущество индийской модели для нас очевидно: она позволяет реализовать более высокую добавленную стоимость, а потенциальный рынок, ориентированный на эту модель, в тысячи раз превышает отечественный, организация бизнеса не очень сложна и требует умеренных инвестиций. В целом эта модель — эффективный способ использования интеллектуального потенциала страны. Но такой способ содержит в себе и ряд сложностей. Первая — отсутствие сложившихся связей с зарубежным заказчиком. Вторая — при наличии большого количества программистов недостаточно менеджеров проектов. Третья — зависимость бизнеса по данной модели от конъюнктуры международного рынка и его циклов. Не меньше сложностей вызывает и вопрос ценовой конкуренции — зарплата в секторе офшорного программирования Индии в 10 раз меньше, чем в США.

Третья модель — израильско-скандинавская. Это экспорт законченных информационных продуктов и решений, прежде всего технологий. Таким путем пошли Израиль (в основном за счет наших бывших соотечественников), Финляндия, Швеция, Шотландия, Норвегия, Исландия. На NASDAQ число израильских компаний занимает третье место (после США и Канады). В Израиле объем экспорта законченных информационных продуктов в 2000 г. составил 13 млрд дол. — большая часть экспортных поступлений страны. Сектор информационной экономики Израиля состоит из 3000 фирм, 180 венчурных фондов, 130 других инвестиционных компаний и 30 инкубаторов. Широко используется зарубежный аутсорсинг. Израильская "новая" экономика существенно отличается от американского аналога — в ней преобладают не сервисные и медийные, а технологические и инфраструктурные компании. Основные направления деятельности — оптические технологии и компьютерная безопасность, т. е. реальные технологии с реальным, а не спекулятивным спросом. Технологии — та область "новой" экономики, которая не вызывает скепсиса у инвесторов. Индекс израильских компаний на NASDAQ, хотя и опустился со своего пика на 20 %, в целом за 2000 г. вырос на 98 %.

Важно отметить, что исходные условия для "новой" экономики в Израиле были аналогичны сегодняшним нашим: стагнация экономики, утечка мозгов, отсутствие субсидий, нехватка менеджеров, далеко не либеральный характер экономики, чрезмерные налоги.

По оценкам, в 1997 г. в израильские высокотехнологичные компании было инвестировано 429 млн дол. (2,57 млрд фр.). В 1991 г. в Израиле существовал всего один инвестиционный фонд, занимающийся поддержкой инновационных компаний, а в настоящее время — более 70. Суммарные средства, собранные фондами, в 1997 г. достигли 578 млн дол., (3,4 млрд фр. против 1 млрд в 1995 г.). Примерно 40 % экспорта Израиля приходится на товары высокотехнологических отраслей 9 .

Ключевыми факторами экономических успехов Израиля являются: активная государственная поддержка рисковых инвестиций; стратегия интернационализации, проводимая компаниями; привилегированные связи с США. Государственное вмешательство сыграло решающую роль, в частности в создании "инкубаторов" высокотехнологичных предприятий и инвестиционного фонда Yozma в 1993 г. с капиталом в 100 млн дол. для страхования крупных американских рискованных инвестиций, а также финансирования предприятий, осуществляющих инновации.

Интернациональная стратегия высокотехнологичных компаний обусловлена узостью внутреннего рынка (население страны — всего 6 млн человек) и ограниченностью возможностей проникновения на региональный рынок из-за арабо-израильского конфликта. В этих условиях привилегированным направлением внешней экспансии израильских компаний с самого начала их создания стал рынок США. Этому способствует и то, что значительная часть владельцев и менеджеров вновь создаваемых инновационных компаний в Израиле получили образование в США и усвоили основные американские принципы предпринимательства. Подавляющую часть вновь создаваемых высокотехнологичных компаний, численность которых приблизилась к 2 тыс., возглавляют молодые, талантливые ученые и инженеры.

Успехи высокотехнологичных компаний Израиля привлекают рисковые капиталы из многих стран мира. Значительная часть капиталов поступает из США. В частности, научные центры Израиля финансируют такие транснациональные корпорации, как "Intel', "Microsoft", "Motorola".

Израильская модель для Беларуси предпочтительнее других: только она дает возможность для лидерства и для формирования рынка, который фактически неисчерпаем. При этом спрос фундаментально устойчив, так как улучшение среды обитания входит в сущность человеческой природы.

Израильская модель позволяет применять интеллектуальный национальный потенциал наиболее эффективно. Для начала такого проекта у нас немаловажным является наличие молодых высококвалифицированных специалистов.

Развитие современной экономики в Беларуси, как и в России, должно идти по пути всех трех моделей — в зависимости от интеллектуального уровня и подготовленности конкретных предпринимателей, приоритетов государства и предприятий. Но при этом необходимо иметь в виду, что экспортная емкость мирового рынка на уровне индийской модели уже сопоставима с рынком сырья и вооружений, а на уровне израильской модели — превышает его во много раз.

Прорыва следует ждать из сферы предпринимательства. Раскрутка хотя бы одной российской или белорусской компании на NASDAQ может послужить сигналом к притоку иностранных инвестиций, как это имело место в Израиле.

Разумное развитие белорусской экономики видится в переносе центра тяжести на технологическую информационную промышленность как на отрасль с наиболее емким мировым рынком и максимальной производительностью труда. Именно эта отрасль может стать тем локомотивом, который вытащит страну из застоя, поставит ее в условия стабильности и экономической независимости и стимулирует модернизацию всей "старой" экономики.

Особое место в системе прямых мер воздействия государства на бизнес в области высоких технологий должно занимать стимулирование развития технопарковых структур: различных форм научно-производственных комплексов, технологических центров, научных и технических парков. Их главные задача — оказание разного рода услуг по ускорению инновационных процессов, практической реализации перспективных научных идей и открытий. Это достигается путем объединения усилий высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и новых наукоемких предприятий. Многие подобные комплексы, как показывает мировой опыт, возникают вокруг университетов и научных центров и возглавляются ими. Новые предприятия часто создаются самими учеными и специалистами при помощи университетов, финансовых учреждений, торгово-промышленных палат и частного бизнеса. В некоторых случаях университеты через контролируемые ими фонды вкладывают средства в венчурные предприятия с целью эксплуатации технологий, разработанных в их лабораториях. В таких фондах участвуют и ученые. В течение 3—5 лет технополисы и технопарки "выращивают" 10 и более небольших научно-технологических структур, предоставляя им на условиях лизинга электронно-вычислительное оборудование, помещения, оказывая консалтинговые услуги, помощь в проведении совместных НИОКР, подготовке кадров, в создании совместных венчурных фирм.

Нашим передовым предприятиям предоставляется возможность использовать опыт ведущих ТНК, фирм — лидеров в мировом производстве информационных продуктов и обеспечить выход отечественных КНП на мировой рынок, воспользовавшись методами и средствами мировых производителей. Например, для наращивания научно-технологического потенциала фирмы США "Intel", "Motorola", "Texas Instruments", AMD, VLSI, "Microsoft", SUN и многие другие практикуют проверенные временем, жизнеспособные принципы подбора и расстановки научных кадров и ИТР. Прежде всего, это жесткое ограничение численности при высоком уровне оплаты квалифицированного труда. Например, в 1980—1990-х гг. средняя годовая заработная плата научного работника, занятого в сфере НИОКР на фирме, занимающейся конкурентоспособными поисковыми разработками, была на 200—250 % выше, чем у рабочего в обрабатывающей промышленности, а средняя годовая заработная плата инженера-разработчика микроэлектронных изделий была на 250—300 % выше, чем у рабочих той же отрасли при выпуске стандартных изделий.

Далее, опора на ответственных, работоспособных и талантливых исследователей: высокая культура труда и эффективность использования рабочего времени вместе с мобильностью и сменяемостью рода деятельности в рамках одной специальности. Весьма продуктивны привлечение к НИОКР талантливых студентов и аспирантов из университетов на различных стадиях обучения и, после окончания учебы, их стажировка в ведущих центрах США и за рубежом: эффективное проведение долговременной политики "притока умов", в первую очередь молодых, подающих надежды исследователей из Западной Европы, стран "третьего мира", а ныне и СНГ. И наконец, поддержание высочайшего уровня научно-технической оснащенности, фондовооруженности труда в сочетании с оптимальным обеспечением вспомогательным обслуживающим персоналом.

Успешное достижение национальных целей в значительной мере зависит от концентрации ресурсов и усилий на приоритетных направлениях технологического и научно-образовательного развития страны, способных обеспечить конкурентоспособность наукоемкой продукции. Система государственной поддержки реализуется, как правило, через два главных канала финансирования: а) финансирование сферы НИОКР; б) внедрение новейших технологий на основе льготного кредитования, налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурных проектов.

На сегодняшний день никакая страна в отдельности не в состоянии удовлетворить свою потребность в новых технологиях только за счет собственных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. В этой связи весьма актуален выбор стратегии и методологии корректировки механизмов привлечения иностранных и отечественных инвесторов в сферу высоких информационных технологий и отечественного наукоемкого производства.

В заключение, на основе рассмотренного опыта развитых стран, можно определить главные направления государственной поддержки и стимулирования технологий "новой" экономики:

— необходимо определить направления государственной поддержки и стимулирования в области высоких технологий, предпринять усилия по созданию технополисов, технопарков и конкретных производств;

— обеспечить финансовые, правовые и другие условия для быстрого развития инфраструктуры Интернет-экономики, а именно: Интернет-бирж, банков, маркетинга, магазинов и т. д.;

— поддержать эффективную систему образования с целью формирования собственной творческой и управленческой элиты нового поколения, способной генерировать знания и продвигать развитие новых технологий, обеспечить участие страны в секторе высоких технологий на мировом рынке;

— создать условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов в сферу наукоемких производств и участия национальных предпринимательских структур в международных альянсах и транснациональных компаниях в области web-технологий.

Таким образом, не поддаваясь иллюзиям относительно возможностей и перспектив "новой" экономики в странах с переходной экономикой, необходимо не упустить шансы их наилучшего использования для долговременного и устойчивого роста производства и быстрого социально-экономического развития Республики Беларусь.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Мясникова Л. А. Новая экономика — путь России? // Мост. 2001. № 44. С. 5.
2 Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Интернет-экономика // Экономика XXI века. 2000. № 8. С. 110.
3 Там же. С. 111.
4 Там же. С. 117.
5 Хайек Ф. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М., 1992. С. 161.
6 Колодко Г. Новая экономика и старые проблемы // Белорусский экономический журнал. 2001. № 3. С. 21.
7 Мясникова Л. А. Новая экономика — путь России? // Мост. 2001. № 45. С. 10.
8 Жаккен Ж.-Б. Как Израиль находит миллиарды для развития высокотехнологических отраслей // Реферативный журнал. 1999. Серия 2. № 3. С. 31.
9 Там же. С. 32.

Опубликовано на Порталусе 24 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама