Рейтинг
Порталус

Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве

Дата публикации: 27 октября 2006
Автор(ы): ВИДЯПИНА В.И.
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ →
Источник: (c) http://lib.vvsu.ru/books/
Номер публикации: №1161933919


ВИДЯПИНА В.И., (c)

Рынок является экономической категорией, он тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Мы уже знаем из анализа определений рынка, что он стал результатом естественноисторического развития обмена и условий, породивших товарное хозяйство. Рынок возник 6-7 тыс. лет назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

- как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;

- как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивиды при этом обмене веществ.

Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми как производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Необходимо различать обмен в широком смысле — деятельностью, услугами, опытом, результатами и т.д. и обмен в узком смысле — только результатами труда, или продуктообмен. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т—Т).

Товарное обращение является более развитой формой товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

Торговля — это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев выступают как продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляет суть торговой деятельности.

Торговые услуги выступают отношениями посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров. То обстоятельство, что операции по купле-продаже товаров (в чистом виде) не создают продукт и потому удовлетворяют общественные потребности в реализации товара не в качестве вещи, а в качестве самой деятельности, дает основание назвать эту деятельность услугой. Обособление торговой деятельности от производителя товаров (которому оказывают услугу по реализации его товара, более быстрому и экономичному возмещению затрат на производство этого товара) и от потребителей (им оказывают услуги по удовлетворению их платежеспособного спроса) — другое важное обстоятельство появления торговых услуг, которые можно разделить на основные и дополнительные.

К основным торговым услугам относятся изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров, прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие.

К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование которого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения.

В сфере обращения имеют место услуги финансовой и кредитной систем, которые удовлетворяют потребности самостоятельного движения стоимости в денежной форме и в строгом смысле не являются торговыми услугами.

Вступление торгового капитала в процесс реализации товаров служит основанием для участия его в разделе общей массы прибавочной стоимости и получении торговой прибыли. Движение торгового капитала характеризуется формулой (Д—Т—Д'), где Д — деньги, Т — товар, а Д' — деньги с приращением, с торговой прибылью. Торговая прибыль как расчетная категория выступает как разница между покупной и продажной ценой, получение которой является определяющим мотивом деятельности торговца.

Первоначальной формой торгового капитала был купеческий капитал, объективной основой возникновения которого послужило отделение ремесла от земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег и образованием местных рынков выделилась особая группа людей — купцов, специализировавшихся на посреднических операциях в сфере товарного обмена.

Купеческий капитал служил одним из важных факторов первоначального накопления капитала (сравните с современностью в России). Его роль была сложной и противоречивой. С одной стороны, он способствовал накоплению денежного имущества в руках немногих, росту и концентрации производства, ибо в ряде случаев купцы переходили от простого посредничества к организации производства с целью получения прибыли. С другой стороны, наживая колоссальные прибыли за счет неэквивалентного обмена, купцы подвергали основную массу населения, приобретавшего у них товары, эксплуатации.

В эпоху свободной конкуренции торговый капитал обособляется от промышленного довольно сильно. В настоящее время все заметнее начинает проявляться противоположная тенденция. Крупные промышленные компании создают часто свою собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров.

Рынок — это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал, и не только он.

Таким образом, рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Единство всех вышеназванных категорий в том, что они выражают единую сущность — экономические связи между людьми в процессе движения товаров, а различие (помимо указанных выше) в том, что каждая категория находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности .(обмен — сущность первого порядка; обращение — второго; рынок — сущность третьего порядка).

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции и т.д.) позволяет говорить о российском, американском, японском и других рынках.

Сущность рынка находит свое отражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.

Можно назвать следующие функции рынка:

1) согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и по структуре. Эту функцию регулирования пропорций рынок выполняет путем установления связей между сотнями и тысячами независимых производителей и потребителей через куплю-продажу товаров и услуг;

2) установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его отдачи;

3) экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получение достаточной прибыли; стимулирование научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятий будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), что приведет к падению объемов производства до уровня индивидуального материального благосостояния;

4) обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между субъектами федерации экономических соглашений по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка;

5) обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль — это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1) выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;

2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Такова сущность рынка как политэкономической категории. Но проблема рынка гораздо сложнее.

Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.1

Сочетание в экономике страны рыночных и государственных элементов является критерием организации последовательности совершения отдельных экономических действий. Иными словами, рынок, на котором много независимых покупателей и продавцов, не оказывает существенного влияния на цену. Однако в этих, условиях функционирование государственного сектора выступает инструментом экономического взаимодействия, позволяющего существовать и функционировать конкурентному рынку так же, как и государственному сектору.

Опубликовано на Порталусе 27 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама