Рейтинг
Порталус

ВИДЯПИНА В.И. - Торгово-экономическая политика индустриальных государств

Дата публикации: 04 ноября 2006
Автор(ы): ВИДЯПИНА В.И.
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА →
Источник: (c) http://lib.vvsu.ru/books/
Номер публикации: №1162652182


ВИДЯПИНА В.И., (c)

Новые тенденции в торговой политике индустриальных государств. Противоречия в развитии процессов мировой торговли — объективный фактор, а следовательно, успехи или неудачи торговой политики есть показатель их разрешения. В международной торгово-экономической политике долгие годы сохраняются две взаимосвязанные тенденции. Первая — стремление к либерализации международной торговли, к уничтожению торговых барьеров, привносимых процессами углубления международного разделения труда, интернационализацией производительных сил. Вторая — одновременное усиление протекционизма, попытки ограничить проникновение «чужого» капитала и товаров в «свою» страну. Эти две тенденции в торговой политике индустриальных стран имеют конкретные проявления: уменьшение роли таможенных пошлин как традиционных мер защиты внутреннего рынка; установление защитных барьеров против экспорта готовых изделий из развивающихся стран; аграрный протекционизм; расширение арсенала средств защиты внутреннего рынка от внешних конкурентов за счет расширительного толкования принятых ранее правил и процедур или отказа от их применения, введение противоречащих им национальных законов и т.д. Реальные интеграционные процессы требуют ослабления протекционизма, однако кризисные явления, ослабление того или иного участника заставляют его отходить от общего курса. Хотя в настоящее время преобладающей все же является тенденция к либерализации международной торговли индустриальных стран. Это однако не исключает практику «селективного протекционизма», когда страны достаточно твердо ограждают те или иные отрасли от угрозы перехода их под контроль иностранного конкурента либо не допускают в страну товары их конкурентов.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Особую роль в регулировании международной торговли занимает международная организация ГАТТ, действующая с 1947 г. Членами этой организации являются развитые страны рыночной экономики, развивающиеся страны, некоторые восточноевропейские страны, (Куба — с 1947 г.). В 1993 г. в ГАТТ на разных уровнях участвовало 155 стран. Сфера ее деятельности охватывает 4/5 мировой торговли. ГАТТ была создана на временной основе после второй мировой войны в период возникновения различных многосторонних организаций в области международного экономического сотрудничества, в частности, Бреттонвудских учреждений, известных сейчас как Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Первоначально 23 страны-участницы ГАТТ входили в число 50 стран, принимавших участие в создании проекта устава Международной торговой организации (МТО), которая должна была стать специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Устав должен был обеспечить не только положения, регулирующие мировую торговлю, но также правила, касающиеся занятости, соглашений о сырьевых товарах, ограничительной деловой практики, международных инвестиций и услуг.

Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около одной пятой мировой торговли или 10 млрд. долл. США. Будучи вместе взятыми, эти торговые уступки и правила стали известны как Генеральное соглашение о тарифах и торговле и вступили в силу в январе 1948 года.

Около двух третей стран-членов ГАТТ находились на ранних этапах экономического развития, развивающиеся страны постоянно стремились к присоединению. Следствием этого явилось то, что в 1965 году к Генеральному соглашению были добавлены новые статьи, поощряющие оказание промышленно развитыми странами помощи развивающимся странам как «дело сознательных и целенаправленных усилий». В 1979 году было принято решение о преференциальном режиме — режиме всеобщей системы преференций (ВСП), в соответствии с чем развивающиеся страны были признаны в качестве постоянного правового фактора мировой торговой системы.

Работа ГАТТ осуществляется представителями правительств — Договаривающимися Сторонами. Торговая политика и переговорные позиции формируются в столицах, большинство стран имеют дипломатические миссии в Женеве, возглавляемые специальным послом при ГАТТ. Высшим органом ГАТТ является сессия Договаривающихся Сторон, проводимая обычно на ежегодной основе. В период между сессиями вопросы решаются Советом Представителей, заседания которого проводятся девять раз в год. Для решения текущих вопросов создаются рабочие группы, например, для рассмотрения просьб о присоединении к ГАТТ; для проверки соответствия заключенных членами ГАТТ соглашений их обязательствам. Решения ГАТТ принимаются на основе консенсуса, голосование проводится редко, причем каждая сторона имеет один голос, и решение принимается простым большинством голосов.

Крупнейшей и наиболее всеобъемлющей группировкой в ГАТТ является Европейское сообщество. ЕС, как известно, является таможенным союзом с единой внешнеторговой политикой и тарифами. Страны-члены ЕС координируют свои позиции в Брюсселе и Женеве, а почти на всех совещаниях ГАТТ от имени ЕС выступает Европейская комиссия (ЕК). Поскольку ЕС не является договаривающейся стороной ГАТТ, а этим статусом пользуются его отдельные страны-участники, данный случай является вопросом обычая и практики.

Меньшая степень скоординированной деятельности в работе ГАТТ характеризуют страны Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Малайзия, Индонезия, Сингапур, Филиппины, Таиланд. С более или менее единых позиций выступают члены ГАТТ, входящие в состав Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ): Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария. Однако Маастрихтские соглашения вносят в политику этих стран серьезные изменения в сторону укрепления связей с ЕС.

Среди других группировок, которые выступают с согласованными едиными подходами, можно отметить Латиноамериканскую экономическую систему (ЛАЭС). Наиболее известной группировкой является Каирская группа, которая объединяет экспортеров сельскохозяйственной продукции из развитых, развивающихся и восточноевропейских стран.

Секретариат ГАТТ численностью около 400 человек находится в Женеве и обслуживает постоянные органы ГАТТ и переговоры Уругвайского раунда, а также оказывает техническую поддержку развивающимся странам. Бюджет ГАТТ составляет около 75 млн. швейцарских франков, причем страны-члены вносят свою долю пропорционально их доле в мировом объеме торговли.

Крупнейшие прорывы в области либерализации международной торговли были достигнуты в результате проведения серии многосторонних торговых переговоров, или торговых раундов, под эгидой ГАТТ. Наиболее значимые из них: Раунд Диллона (1960-1961 годы); Раунд Кеннеди (1964-1967 годы); Токийский раунд (1973-1979 годы). Нынешний, восьмой раунд (Уругвайский раунд) был начат в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) в сентябре 1986 года и закончился 15 декабря 1993 г. более или менее успешно (хотя бы потому, что закончился).1

Деятельность органов государственной власти и государственного управления обеспечивает доступность внешних ресурсов и продуктов для всех национальных экономических субъектов, что, в частности, реализуется в импорте необходимых иностранных товаров и экспорте собственной продукции, т.е. во внешней торговле товарами и услугами. Государство регулирует этот процесс через установление тарифов, ограничений и взимание таможенных пошлин. А в сфере факторов производства процесс принимает формы экспорта и импорта капитала, т.е. его вывоза и привлечения и осуществления совместных международных проектов и некоторые другие формы. Получение выгод от участия в этих процессах и представляет собой задачу государственной политики в области внешней торговли и движения факторов производства.

Воздействие процессов разделения труда на мировое хозяйство. Все страны мира так или иначе включены в международное разделение труда. Его расширения и углубления требуют производительные силы, испытывающие могучее воздействие технологической революции, волнами накатывающейся на мир. Это во многом являлось и ранее основой развития взаимных экономических связей различных государств, независимо от их социального устройства. Однако сами по себе общие материальные предпосылки, благоприятствующие развитию связей и взаимосвязей, не следует принимать за нечто, действующее автоматически. Препятствий на этом пути достаточно, и прежде всего в сфере политики, определяющей сам характер международных отношений, в том числе и экономических отношений.

Недостаток множества исследований и самой методологии изучения как политической экономии, так и теории международных экономических отношений состоял в том, что часто та общая картина, которая складывается из анализа фиксируемых тенденций, представлялась в жестко объективизированном виде, якобы как реальность. Это находило свое отражение практически во всех категориях МЭО: мировое хозяйство рассматривалось как целостность, в которой в полноценных формах международного разделения труда участвовал, например, Советский Союз, без оговорок анализировались такие понятия, как «взаимо-дополняемость экономик», «общеевропейский дом» и т.д.

Оторванность от реальной экономической жизни всегда делала сам предмет МЭО абстрактным, схоластическим. При этом исчезал активный, конструктивный элемент науки. Ей отводилась роль регистратора результатов «автоматически» действующих законов, реализуемых политиками в принимаемых ими решениях. В то же время утверждалось, что их действие свидетельствует об объективном, не зависящем от воли и желаний отдельных правительств (или классовых сил) характере развития международных отношений. Выходило, что «слепая воля» объективных законов сама в состоянии проложить дорогу национальной экономике в систему мирового хозяйства и соответственно чуть ли не автоматически унифицирует национальное законодательство, обеспечивает конвертируемость, к примеру, рубля, улучшает качество товаров и услуг, делает счастливой жизнь человека и т.д.

Включение национальных экономик стран, прервавших директивное экономическое развитие, осуществляющих возврат к рынку и в систему МЭО, как никогда ранее зависит сегодня от воли и мудрости национальных правительств, поскольку фактор государственного влияния в экономическом процессе во всех странах исключительно высок.

Интеграция или дезинтеграция, жесткий протекционизм или регулируемо-либеральный режим, торговые войны или свободная торговля — все это находит свое конкретное отражение в экономической политике государств, проводимой их правительствами. Поэтому задача, стоящая перед этими странами, заключается в том, чтобы привести национальные хозяйства в соответствие с требованиями мирового хозяйства, ликвидировать препятствия в развитии внешнеэкономических связей, содействовать выходу национальных хозяйствующих субъектов на внешние рынки, притоку производственного капитала в их страны. При этом, разумеется, не может идти речь о слепом подчинении национально-государственных интересов кому бы то ни было. Имеются все возможности учесть требования мирового сообщества и свои интересы, обеспечить разумный баланс интересов — и это во многом зависит от реформаторов, их искусства и профессионализма, преданности интересам своих стран.

Сегодня можно сказать, что полноценный отказ от политики обособления (автаркии) практически всех участников СНГ, Балтийских стран, Закавказья происходит непоследовательно, даже судорожно и скорее только на политическом уровне. Необходимо его перевести в сферу внешнеэкономических связей, создав условия, благоприятствующие действию международных экономических факторов.

Опубликовано на Порталусе 04 ноября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама