Главная → ЭКОНОМИКА → Агробизнес и организационные формы элементов подсистемы агропромышленного комплекса
Дата публикации: 26 января 2007
Автор(ы): ВИДЯПИНА В.И. →
Публикатор: Негинский Олег
Рубрика: ЭКОНОМИКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ →
Источник: (c) http://lib.vvsu.ru/books/ →
Номер публикации: №1169791800
ВИДЯПИНА В.И., (c)
Основоположники теории агробизнеса — американские экономисты Дж.Дэвис и Р.Голдберг, выпустившие в 1958 г. книгу «Концепция агробизнеса». Рей Голдберг долго был бессменным руководителем постоянно действующего международного семинара по агробизнесу.
Агробизнес представляется им совокупностью всех операций по производству продукции на фермах; по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственного сырья и предметов потребления, созданных из него, в целях максимизации дохода в условиях наиболее полного обеспечения спроса на данную продукцию.
В условиях рыночной модели экономики агробизнес — это специфическая форма координации обеспечения сельского хозяйства необходимыми ресурсами и осуществления последовательных операций производства, переработки и распределения продовольствия и технического сырья. Цель агробизнеса — максимизация дохода через удовлетворение потребностей.
Присущая странам с развитой экономикой тенденция преобладания в производственной системе АПК несельскохозяйственных сфер предопределяет и ведущее значение их институтов в агробизнесе.
Для несельскохозяйственных предприятий, фирм, объединений современного агробизнеса закономерно постепенное усиление концентрации и централизации хозяйственной деятельности на все более крупных фирмах (объектах).
Так, в настоящее время 2 крупнейшие корпорации США — «Джон Дир» и «Кейс и К°»— контролируют 4/5 всех поставок фирмам тракторов и комбайнов.
Из 12 тыс. пищевых компаний на долю 200 крупнейших корпораций, составляющих лишь 1,7% их общей численности, приходится более 3/5 всей добавленной в данной отрасли США стоимости.
Ожидается, что к началу XXI в. всего 50 крупнейших фирм пищевой промышленности будут контролировать 3/4 всей конечной продукции отрасли.
Кроме того, 2/3 всего розничного товарооборота продовольственной торговли страны сосредоточено в крупных многопрофильных фирмах (от 10 до 50 магазинов) оптово-розничной торговли.
Основной организационной формой агробизнеса являются ведущие фирмы, представляющие собой крупные научно-производственные объединения, насчитывающие каждая от 10 до 100 тыс. занятых, реализующих продукцию на сумму от 5 до 20 млрд. долл. и более.
Развитие крупномасштабного производства обусловливает преобладание в несельскохозяйственных сферах акционерной формы хозяйственных субъектов. Однако в агробизнесе существенную, а иногда и возрастающую роль играют мелкие и средние несельскохозяйственные компании, способные к относительно быстрой структурной перестройке и являющиеся своего рода разведчиками и проводниками достижений научно-технического прогресса.
В собственно сельскохозяйственной сфере функционирующие организационные формы агробизнеса отличаются значительной спецификой, что обусловлено особенностями сельского хозяйства как отрасли. Преобладающим типом таких форм являются фермерские хозяйства: индивидуальные семейные фермы, семейно-групповые (партнерства, семейные корпорации и т.д.). Это относительно небольшие хозяйственные единицы, позволяющие вести производство на основе семейного капитала с использованием кредита и частично наемного труда, доля которого в общей численности среднегодовых занятых в сельском хозяйстве составляет примерно 35%. Занимаются сельскохозяйственным производством и крупные акционерные компании.
Однако даже самые крупные фермы по своим масштабам в десятки и сотни раз меньше, чем несельскохозяйственные фирмы агробизнеса.
Господствующей тенденцией в структуре организационных форм агробизнеса в сельскохозяйственной сфере является постоянное увеличение минимальных масштабов производства на одном предприятии (ферме, фирме), что способствует сокращению общего числа ферм и повышению роли крупных хозяйств.
Однако на данном этапе современные страны развитой рыночной экономики не могут освободиться от мелких и средних фермерских хозяйств. Это объясняется, в частности, тем, что общество в них заинтересовано, так как обеспокоено, что индустриализация сельского хозяйства, его монополизация приведут к удорожанию продовольствия, сужению его ассортимента и ухудшению качества. Особую активность проявляют организации потребителей, которые опасаются содержания вредных для здоровья веществ в сельскохозяйственных продуктах.
Так, в ЕС с 1 января 1988 г. запрещено применение гормонов роста в животноводстве.
Вступают в силу законы, ужесточающие требования к качеству производимого продовольствия и ограничивающие использование химических веществ в аграрном производстве.
По данным опроса, 65% населения ФРГ испытывают страх перед ядом в продовольствии, во Франции 53% населения выразили готовность платить дороже за «чистую» говядину.
В этих условиях в ряде стран появились объединения крестьян и фермеров, ведущих так называемое альтернативное земледелие. В 1972 г. была создана и поныне действует Международная федерация органического земледелия, объединяющая более 80 тыс. фермеров из 30 стран.
Производство химически (экологически) чистого продовольствия открывает новые перспективы для выживания и существования крестьянского семейного хозяйства.
Таким образом, организационная структура агробизнеса основана на различных по форме собственности и организации производства предприятиях, постоянной динамике масштабов и структуры хозяйственных единиц в соответствии с изменениями в уровне развития факторов производства и конкретных усилий в отдельных сферах и отраслях.
Опубликовано на Порталусе 26 января 2007 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK