Рейтинг
Порталус

Мировая экономика - Протекционистская политика

Дата публикации: 29 января 2007
Автор(ы): ВИДЯПИНА В.И.
Публикатор: Гимадиев Амит
Рубрика: ЭКОНОМИКА МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА →
Источник: (c) http://lib.vvsu.ru/books/
Номер публикации: №1170066997


ВИДЯПИНА В.И., (c)

Оценка условий развития мировой экономики предполагает рассмотрение деятельности государства в области поощрения развития национальной экономики и ее защиты от иностранной конкуренции с помощью ряда мероприятий. Поэтому следует более подробно остановиться на вопросах протекционистской политики государства и практики введения импортных квот.

Характеристика таможенных пошлин. Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Такое их положение определяет многообразие форм, в которых они выступают, и объем задач, выполняемых ими для государственного регулирования внешней торговли. В зависимости от того, накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, они называются соответственно импортными, экспортными или транзитными.

Импортные пошлины, т.е. налогообложение ввозимых в страну товаров, встречаются наиболее часто. В дальнейшем речь будет идти прежде всего об импортных пошлинах, являющихся главным средством национального протекционизма.

На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Если раньше импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.

В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу.

Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.1

При определении условий взаимодействия субъектов мировой экономики особо следует рассмотреть дискриминационные меры государств, затрудняющих ввоз и вывоз определенных товаров, что предполагает изучение систем тарифных ограничений и систем «добровольных» экспортных ограничений различных стран.

Реже используются экспортные пошлины. Их цель — получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казнь.

Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара.

В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов казны и производителей. Такая задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиландом, какао-бобов Ганой и кофе Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России.

В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин. В соответствии с первой величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения: веса, площади, объема и т. д. (Например, пошлина в размере 1 долл. с каждого центнера пшеницы.) Такая пошлина называется специфической.

При второй методике пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Можно, например, назначить пошлину на автомобиль в виде 25% цены. Эта пошлина называется адвалорной.

Действует еще промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина — альтернативная.

Кроме внешних различий пошлин существуют организационно-правовые и политические различия. Так, специфические пошлины используются для налогообложения сырьевых товаров, т. е. стандартных, больших по объему товарных масс.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Последние особенно эффективны в условиях снижения цен на товары, т.е. в периоды депрессии и кризисов. Практика применения специфических пошлин требует более дробной, детальной разбивки товаров по позициям с тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения.

Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинотехнических изделий, для которых свойственна значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен, оставляя уровень защиты неизменным.

После второй мировой войны, когда во всем мире наблюдалась тенденция повышения цен и постоянно увеличивалась доля технологически сложных готовых изделий, страны постепенно переходят на адвалорные пошлины.

Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70-80% всех таможенных пошлин.

В связи с использованием адвалорных пошлин возникает вопрос: какие издержки, связанные с поставкой товаров, следует включать в стоимость, подлежащую налогообложению? Страна вправе использовать цену сиф (включающую стоимость страхования и фрахта) или цену фоб. Вариантом цены фоб может быть цена фас (свободно вдоль борта), которая меньше цены фоб на стоимость погрузочных работ. Цена сиф совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены фоб на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути.

В рамках изучения функционирования мировой экономики целесообразно рассмотреть деятельность государства по стимулированию экспорта за счет бюджета. Такое стимулирование может осуществляться в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства или же в форме предоставления на те же цели благоприятных условий. Более подробно эта тема раскрывается в отдельных разделах данной хрестоматии, посвященных экспортным субсидиям и политике «нового» протекционизма.

Опубликовано на Порталусе 29 января 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама