Рейтинг
Порталус

Задачи статистики в условиях перехода к рыночной экономики

Дата публикации: 07 марта 2007
Автор(ы): ВИДЯПИНА В.И.
Публикатор: Каверина Зинаида
Рубрика: ЭКОНОМИКА СТАТИСТИКА →
Источник: (c) http://lib.vvsu.ru/books/
Номер публикации: №1173254934


ВИДЯПИНА В.И., (c)

Коренным вопросом осуществления радикальной экономической реформы в России от командно-административных форм управления к экономическим. Это ставит перед статистикой как составной частью системы управления национальным хозяйством новые задачи задачи.

Исходя из изменений управления, роли и места предприятий, фирмы, межрегиональных отношений и отношений внешним миром, основными статистики на современном ее этапе являются:

1) всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей;

2) обобщение и прогнозирование тенденций развития национального хозяйства;

3) вьмвление имеющихся резервов эффективности общественного производства;

4) своевременное обеспечение надежной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйственных органов, а также широкой общественности.

В условиях изменения социально-политической роли статистики как фактора формирования общественного сознания особое значение имеет существенное расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Это является одним из крайне необходимьк направлений демократизации общества. Расширение публикаций статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах, в отдельных регионах, сосредоточить внимание на недостатках и упущениях для их устранения.

Возвращение статистике широкого общественного предназначения определяет главные направления ее развития: совершенствование анализа статистической информации, упорядочение отчетности, обеспечение ее достоверности.

Главным средством повышения достоверности статистической информации является дальнейшее совершенствование методологии ее формирования. Предстоит пересмотреть существующие методики, которые не свободны от стремления к приукрашиванию результатов экономического и социального развития. Так, в данные за 1985—1987 гг. по национальному доходу, реальным доходам населения вносились коррективы, устраняющие влияние сокращения производства и реализации алкогольных напитков. В результате завышались темпы роста национального дохода. В официальных публикациях тех лет сообщалось о превышении государственных доходов над расходами. Но доходы все сокращались, росло покрытие расходов в счет будущих поступлений. Не соответствовало действительности утверждение о постоянстве цен на товары народного потребления. Ранее публикуемые индексы прейскурантных цен отображали лишь изменения цен, осуществлявшиеся в законодательном порядке. Но они не отображали повышения цен новых товаров, влияния неудовлетворенного спроса, других форм скрытого роста цен и т.д.

Ясно, что статистике необходимо освободиться от всего привнесенного в нее командно-административной системой, преодолеть сложившуюся практику получения статистических показателей как таковых пря закрытой методике их расчета. Это порождает разрозненность статистических данных, несоответствие исчисления сопряженных параметров международным стандартам.

Весьма важным является критический пересмотр сложившейся в годы преобладания затратных методов хозяйствования практики формирования статистической отчетности, которая в основном строилась на сплошной, весьма обильной и дорогостоящей информации. Это сводило на нет применение статистических методов изучения массовых совдюльно-экономических явлений. Необходим поиск путей существенного сокращения отчетности, прежде всего срочной отчетности, перегруженной оперативно-техническими показателями, требуется освобождекие предприятий от мелочной опеки их произ-водсттзенной и коммерческой деятельности.

Перед статистической наукой встают важные проблемы теоретического обоснования объема и структуры статнстэлеской информации, отвечающей современным и персибкткзньш условиям развитом экономики, перехода к функциональным принципам управления.

Весьма важно решить вопрос о переходе от сплошной отчетности к несплошным видам статистического наблюдения: единовременным учетам, выборочным и монографическим обследованиям. Это прямо вытекает из изменения положений предприятий в условкях рыночной экономики, из разнообразия форм кооперирования, динамичности их организационно-экономических процессов.

Применение несплошных статистических методов наблюдения повышает оперативность реагирования на происходящие конъюнктурные изменения, обеспечивает управление информацией, позволяющей принимать своевременные решения. Периодические выборочные обследования должны стать главным инструментом статистического наблюдения за изменениями массовых социально-экономических явлений, за положением дел в регионах.

Все более необходимыми и значимыми в сборе статистической информации становятся единовременные методы учета. На их основе решаются вопросы анализа накопленного экономического потенциала, изучения уровня жизни, обеспеченности населения товарами. Статистическая информация должна характеризовать становление многоукладной экономики, развитие различных форм собственности и видов предпринимательства, социальную структуру народного хозяйства.

Необходимо по-новому оценивать конечные результаты статистических разработок, которые состоят не только в учете и составлении сводок, но и содержат аналитические выводы. Особое значение имеет усиление прогностической направленности аналитической работы. Она должна содержать элементы предвидения, выявления критических точек роста, указывать на возможные последствия складывающихся ситуаций.

Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость внедрения в статистический и бухгалтерский учет системы национальных счетов (СНС). Широко применяемая в мировой практике СНС наиболее полно отвечает особенностям и требованиям рыночных отношений. В этой связи важно развитие профессиональных контактов с международными статистическими службами ООН, прежде всего с ее Статистической комиссией.

Статистическая комиссия ООН осуществляет разработку методологии статистических работ, ' сопоставимости показателей, подготавливает рекомендации для Статистического бюро Секретариата ООН, координирует статистическую работу специализированных органов ООН, осуществляет консультации по вопросам сбора, накопления, разработки, анализа и распространения статистической информации.

Статистическое бюро Секретариата ООН, .являясь исполнительным органом, собирает статистическую информацию от государств — членов ООН, публикует эти данные, а также подготавливает доклады по различным вопросам статистики и осуществляет разработку методологических вопросов статистики. Результаты этих работ публикуются в периодических изданиях, таких, как «Ежемесячный статистический бюллетень», «Демографический ежегодник», «Ежегодник по внешней торговле» и др.

Вопросы статистики рассматриваются также региональными экономическими комиссиями для Европы, Азии и Дальнего Востока, Латинской Америки, Африки. Международным статистическим органом является Международный статистический институт (МСИ), который ведет обобщение научных исследований в области теории и методологии статистики.

Координация деятельности статистических служб стран — членов СНГ осуществляется созданным в 1992 г. Статистическим комитетом Содружества независимых государств, в Российской Федерации — Государственным комитетом РФ по статистике (Госкомстатом РФ).

В республиках, входящих в Российскую Федерацию, имеются республиканские статистические комитеты, а в областях (краях) — областные (краевые) управления статистики с разветвленной сетью районных (городских) отделов государственной статистики.

Статистический комитет СНГ призван выполнять ряд важных функций по координации деятельности статистических служб государств — членов Содружества.

Это прежде всего:

-- разработка и осуществление на основе взаимных консультаций статистической методологии. Обеспечение национальных статистических служб государств — членов СНГ методическими материалами и инструментарием, организация обучения кадров, проведение семинаров и других мероприятий, связанных с переводом статистики на систему национальных счетов, международных стандартов и классификаторов;

- обеспечение сопоставимости и преемственности статистических разработок. Формирование сводных статистических данных, необходимых для взаимодействия государств — членов СНГ в политической, социально-экономической, внешнеэкономической деятельности;

- публикация систематизированных данных по международной статистике и международным сопоставлениям, обеспечение этими данными государств — членов СНГ;

- осуществление взаимодействия с координирующими службами Содружества, . обеспечение их необходимой экономико-статистической информацией; анализ хода реализации программ, предусмотренных соглашениями СНГ, и взаимных обязательств;

статистическое изучение развития общеевропейского и евроазиатского рынков, интеграции государств — членов СНГ в мировую экономику; статистическое исследование процессов экономических реформ, приватизации и демонополизации, становления рыночных отношений; обеспечение взаимодействия в статистическом изучении и анализе экологических проблем;

- методологическое и программное обеспечение проведения переписей населения, единовременных учетов и обследований в области промышленности, в том числе в топливно-энергетическом комплексе, других базовых отраслях — сельском хозяйстве, капитальном строительстве, процессов, происходящих в социальной сфере.

Осуществляемая в народном хозяйстве экономическая реформа ставит на передний план изменение основных функций внутренней и внешней торговли, обеспечивающих переход от распределительного механизма к регулирующему удовлетворению населения товарами народного потребления. Это, в свою очередь, предопределяет требования к статистике коммерческой деятельности.

К основным функциям внутренней торговли относятся: изучение и определение товарного потенциала регионов, региональных балансов производства — потребления, экономического оборота (ввоза-вывоза) между регионами как отражение сложившегося, объективно существующего разделения общественного труда внутри народнохозяйственного комплекса. Статистические методы должны позволять прогнозировать развитие рынка товаров народного потребления, способствовать рациональному регулированию межрегиональных поставок в соответствии со сложившимся разделением труда и национальными особенностями.

Разработка механизма изучения товарных ресурсов, их перераспределения, создания гибкой информационной базы спроса-предложения товаров народного потребления является первоочередной задачей коммерческих служб.

Основное направление коммерческой деятельности в новых условиях — всемерно способствовать повышению уровня жизни населения. В своей деятельности торговля должна опираться на научно обоснованную систему расчетов, определяющих прожиточный минимум средств на удовлетворение потребностей населения по научно обоснованным нормам потребления основных продуктов питания и непродовольственных товаров. Выполнению этого важного требования будет способствовать разработка статистикой обобщающего показателя измерения уровня жизни населения как по социальным группам и группам доходности, так и по другим отдельным слоям общества.

Совершенствуя механизм обеспечения населения товарами, торговля призвана осуществлять и социальные функции защиты прав потребителя; должна представлять его интересы. Для этого заказ торговли на производство и поставку товаров должен стать основой формирования объемов производства промышленных предприятий и организаций аграрно-промышленного комплекса. В связи с этим целесообразно также предусмотреть эффективную систему штрафных санкций за нарушения договорных условий и гибкую систему учета деятельности этих предприятий по обеспечению товарами народного потребления, включающую показатели не только количественной (затратной) оценки, но и отражающую качество выпускаемых изделий, их соответствие международным стандартам.

Качество товаров тесно связано с политикой цен. Существующая система цен не дает репрезентативных результатов, а практика не обеспечивает корректность расчетов, так как не отражает рост цен на товары, не отличающиеся новыми качествами, что не отражает объективно фактическую ситуацию.

В настоящее время ценообразование разошлось с качеством товаров, с анализом их потребительских стоимостей, с фактической издержкоемкостью товаров.

Рыночный механизм ценообразования требует создания гибкой системы статистических показателей как информационной основы моделирования рыночных ситуаций, а на их основе — научно обоснованного прогнозирования последствий.

В условиях развития рыночных отношений необходим высокий профессионализм коммерческих работников. Вот почему необходима разработка модели нового торгового специалиста — коммерсанта, в совершенстве владеющего статистической методологией анализа ситуаций и прогнозирования рыночных отношений.

Эффективность и направленность коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики определяются критерием максимальной прибыли при оптимальных расходах. Основным достоинством рыночной экономики является принцип саморегулирования производства товаров через выравнивание размеров прибыли. Потребительская стоимость товаров из абстрактного понятия переходит в ранг регулятора, происходит смена затратного механизма на рыночные отношения. Для работы в этих условиях должен быть изменен торговый механизм, а специалисты торговли—коммерсанты, менеджеры, экономисты — должны владеть новыми методами управления, обладать знаниями коммерческого товароведения, методами предвидения последствий принимаемых решений.

С развитием международных экономических отношений начинается процесс создания совместных торговых предприятий с иностранными фирмами. Здесь необходима глубокая проработка комплекса вопросов российскими предпринимателями и их партнерами в зарубежных странах, с одной стороны, а с другой — регулирующих функций в защиту населения от оттока дефицитных товаров за границу и притока некачественных зарубежных товаров. В этой связи важна научно-практическая разработка вопросов организационного, экономического, этического плана в области внешнеэкономических связей, обеспечивающая выполнение их на высоком профессиональном уровне для достижения эффективных результатов.

Как внутренняя, так и внешняя торговля в условиях рыночных отношений нуждается в определенном государственном регулировании. При этом имеется в виду экономическое и правовое их рзгулифование. К первому относятся система санкций, налоговый контроль, система стаЕда-стов, ценовая политика и т.п. Ко второму — -правовая защищенность потребителя от диктата производителя, наличие действенного торгового права и надзора за его Есполненмзм. В этих целях подлежат пересмотру многие нормативные акты, действующие з торговле, нужна перестройка ряда аспектов статистической работы, в том числе и статисткой коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Информация в стстистеке может быть -извлечена из некоторого объема данных, которые обладают достаточной степенью достоверности. При этом данные обладают как количественными, так и качественными параметрами, что делает необходимым введение элемента единообразия в систему гзмерений, тек как использование информации, недетерминированной общим знаменателем, приводит к искажению реальной сущмости происходящего явления.

Опубликовано на Порталусе 07 марта 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама