Рейтинг
Порталус

Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства

Дата публикации: 23 апреля 2007
Автор(ы): ВИДЯПИНА В.И.
Публикатор: Максим Ярмантович
Рубрика: ЭКОНОМИКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ →
Источник: (c) http://lib.vvsu.ru/books/
Номер публикации: №1177312242


ВИДЯПИНА В.И., (c)

Рыночные отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют на равных основаниях акционерные, арендные, частные, государственные предприятия.

Собственность представляет форму отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства. Формы собственности предполагают способы распределения, обмена, потребления материальных благ; положение определенных групп, классов. При частной собственности отношения строятся на обособленном присвоении, при общественной — на совместном присвоении.

Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, сколько (одно или несколько) лиц являются владельцами предприятия, от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия.

В настоящее время в экономике взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Каждая форма собственности по-своему приспосабливается к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Так как рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то исключается господство какой-либо одной формы собственности.

Крупным шагом в этом направлении является реализация программы разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Разгосударствление включает в себя как приватизацию, так и изменение функций государственного управления хозяйством. Последнее означает передачу государством функций непосредственного управления предприятиям или их объединениям. В ходе разгосударствления предприятие как государственный хозяйствующий субъект обретает полную самостоятельность и ответственность.

Приватизация — наиболее короткий путь к созданию конкурентной среды через нивелирование монополизма государственной собственности. Причем действующее законодательство предусматривало следующее: продажу долей (акций) в капитале акционерных обществ (товариществ); продажу имущества предприятия, сданного в аренду с правом выкупа; безвозмездную передачу.

Приватизация методом акционирования реализовывалась путем предоставления льгот трудовым коллективам приватизируемых предприятий по трем вариантам.

1. Предусматривалась передача всем членам трудового коллектива единовременно и безвозмездно именных привилегированных неголосующих акций, составляющих 25% уставного капитала. Обыкновенные акции до 10% уставного капитала продавались по подписке членам трудового коллектива со скидкой 30% от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех лет, при этом величина первоначального взноса не может бъпъ менее 15% номинальной стоимости акций. Должностным лицам администрации (руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру) предоставлялось право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах до 5% от величины уставного капитала.

2. Предполагалось предоставление всем членам трудового коллектива права приобретения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51% от величины уставного капитала. В этом случае безвозмездная передача акций и продажа акций на льготных условиях не осуществлялась. При преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества открытого типа комитеты по управлению имуществом по предложению администрации приватизируемого предприятия с согласия трудового коллектива могли предоставлять персонально работникам предприятий, входящим в единый технологический комплекс с приватизируемым предприятием, право участия в закрытой подписке на акции, проводимой среди работников приватизируемого предприятия. Общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящих с ним в единый технологический комплекс, не могло превышать 51% от величины уставного капитала акционерного общества.

3. Если группа работников предприятия брала на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получала согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора, срок действия которого не мог быть более одного года, то членам такой группы предоставлялось право (опцион) на приобретение по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. На период действия договора указанной группе передавалось право на 20% голосующих акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества. В план приватизации включались условия договора, заключение которого с указанной группой соответствующим фондом имущества являлось обязательным. В договоре оговаривались обязательства членов группы и пределы их материальной ответственности имуществом, принадлежащим им на правах частной собственности (вносимым в виде залога), на сумму не менее 200 установленных законодательством России минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на каждого члена группы. При данном варианте всем работникам предприятия (включая членов группы) продавались обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного капитала, но на сумму не более 20 установленных законодательством России минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника, со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на 3 года. При этом величина первоначального взноса не могла быть менее 15% номинальной стоимости акций.

В процессе приватизации значительная часть акций приватизируемых предприятий .осталась в собственности государства. Следовательно, многие предприятия с точки зрения формы собственности превратились в смешанные.

Отличительная особенность проведенной первого этапа приватизации — в открытом доступе к приватизации всех граждан России главным образом через приватизационные чеки (ваучеры), розданные вне зависимости от пола, возраста, характера занятости. И несмотря на многочисленные критические замечания ряда экспертов, главные цели этого этапа были достигнуты: сформирован широкий слой частных собственников; привлечены в производство инвестиции, в том числе иностранные; предложены мероприятия по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров).

Первоначальная чековая приватизация обычно завершается формированием акционерных обществ, эмиссией акций и их реализацией на первичном рынке. На этом этапе формально преобразуются отношения собственности и создаются предпосылки для привития акционерам и работникам предприятия предпринимательского и хозяйственного стилей поведения, формирования акционерного механизма развития производства и повышения его эффективности и качества продукции. Создается нормативная база образования и функционирования акционерных обществ и устанавливается государственный контроль за выполнением законодательства.

По мере социально-психологической адаптации акционеров и работников предприятия к новым отношениям собственности в России в 1992—1997 гг. осуществлялась реальная трансформация отношений собственности и образование мотивационного механизма роста и развития производства. Акционеры включались в управление на основе возможностей акционерной демократии, формировались инвестиционная и дивидендная политика, складывается группировка акционеров, заинтересованных в перспективе доходов на основе роста и развития производства. Руководители и специалисты приобретали навыки и стиль рыночного поведения, реакции на изменение внешней среды.

Если первый этап приватизации предполагал главным образом бесплатную (с помощью ваучера) или на льготных условиях раздачу государственного и муниципального имущества, то второй этап предполагает продажу акций за деньги. Причем предусматриваются различные варианты продаж: аукционная продажа, передача пакетов акций в залог и доверительное управление, использование конвертируемых облигаций и производных ценных бумаг при раскреплении пакетов акций из федеральной собственности.

На этапе денежной приватизации и формирования инвестиционных фондов предусматривается создание структуры акционерной собственности и складывается твердое ядро акционеров, состоящее из образовавшейся на предыдущем этапе группировки, нацеленной на перспективы развития производства и привлечение новых инвесторов. Политика в области формирования структуры акционерной собственности содействует образованию «среднего класса» и ограничивает имущественное расслоение. Постепенно акционерные общества будут осуществлять дополнительную эмиссию акций для реализации на фондовом рынке, что будет означать развитие вторичного рынка ценных бумаг. Акции этих предприятий, пройдя независимую экспертизу на надежность, будут иметь более высокий курс, чем те, которые реализуются акционерными обществами самостоятельно.

На этом этапе следует ожидать трансформации ряда закрытых АО в открытые, перехода контрольного пакета акций в руки акционеров с более выраженным стилем рыночного поведения, перекупки акций обществ, не выдержавших конкуренции, банкротства наиболее слабых из них. Именно на данном этапе могут встать сложные социальные проблемы, связанные с увеличением безработицы. Эти проблемы необходимо предвидеть и своевременно, т.е. загодя, принять меры по их решению. Это, в частности, возможно посредством диверсификации производства как по ассортименту выпускаемой продукции, так и по видам услуг и организации внутреннего рынка рабочей силы.

На завершающем этапе разгосударствления образуются крупные акционерные компании, осуществляется накопление капитала акционерными обществами, интенсивно развивается рынок ценных бумаг и акционерный механизм дополняется собственным механизмом заемных средств, поскольку крупные компании в состоянии самостоятельно выкупать облигации, приносящие их владельцам более высокий доход, чем дивиденды по акциям. На этом этапе возможно широкое привлечение иностранного капитала и образование совместных компаний.

Длительность и сложность процесса развития предпринимательства приводят к необходимости программно-целевого управления этим процессом, поэтому во многом успех развития предпринимательства зависит от центральных органов государственной власти.

Перспективное развитие предпринимательства ориентируется на два основных направления:

1. Создание крупных организационно-хозяйственных структур (должно придать экономике стабильность и управляемость, открыть путь к широкомасштабной реализации научно-технических новаций).

2. Развитие малого бизнеса (должно создать конкурентную среду, обеспечить производству гибкость и индивидуализацию).

В рамках первого направления возникают достаточно мощные организационно-хозяйственные структуры нового типа — государственные, смешанные и частные корпорации, концерны, а также финансово-промышленные группы, способные успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках. Органическое переплетение крупных и сверхкрупных производственных компаний с мощными и разветвленными финансовыми учреждениями (коммерческими банками, страховыми и инвестиционными институтами), а также с транспортными, торговыми и информационными структурами образует финансово-промышленные группы, располагающие поистине громадными производственными и финансовыми возможностями. Функционирование подобных групп является прогрессом современного общественного производства и одновременно условием его дальнейшего развития. Финансово-промышленные группы возникают и укрепляются под влиянием необходимости разворачивать широкомасштабные научные исследования и разработки, использовать сложнейшие технические и технологические комплексы, производственную кооперацию, чтобы эффективно противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры. Кроме того, опыт развития ведущих стран Запада показывает, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с транснациональными корпорациями и иностранными финансово-промышленными группами, если сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования, тесно взаимодействует с государственными органами, работает в правовом режиме, адекватно учитывающем особенности национальной и мировой экономики.

В отличие от мощных финансово-промышленных групп малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта черта малого бизнеса приобретает в современных условиях особую значимость и силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания ассортимента производимых товаров и услуг.

Кроме того, малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, в том числе трудовые и сырьевые, которые в его отсутствие не были бы использованы.1

С развитием рынка совершенной конкуренции складывается ситуация, когда крупные компании и их объединения сосредотачивают в своих руках подавляющую часть производства и сбыта товаров, что обеспечивает им возможность диктовать свои условия продажи и устанавливать монопольные цены. Этот процесс монополизации рынка ведет к стагнации. Важным направлением борьбы с этим явлением является развитие малого и среднего бизнеса. Реализовывать различные меры помогают законодательные акты, принимаемые государством для регулирования процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции.

Существенный вклад вносит малый бизнес и в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, ввиду многочисленных составляющих его элементов и их высокой динамики он в гораздо меньшей степени поддается монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны, при узкой специализации и использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве серьезного конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных корпораций.

Значительна роль малого бизнеса и в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.

Очевиден вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% новых рабочих мест.

Наконец, велика роль малого бизнеса в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Все отмеченные преимущества обязывают государство оказывать всемерную поддержку малому бизнесу.

В стимулировании развития малого предпринимательства возникает важный вопрос распределения полномочий между государственными органами федерального и регионального уровней. Для России с ее обширной территорией ответственность за поддержку предпринимательства объективно лежит в основном на регионах. Малый бизнес призван в первую очередь решать местные экономические и социальные задачи, и как следствие местные власти объективно оказываются крайне заинтересованы в поддержке предпринимательства. В то же время очевидна важность стратегических и координирующих усилий государственных органов федерального уровня в поддержке малого предпринимательства.

Основная задача федеральных органов поддержки малых предприятий состоит в том, чтобы разработать единые для всех территорий России принципы организации малого предпринимательства.

Поддержка малых предприятий на федеральном уровне сводится прежде всего к определению государственных приоритетов в помощи малым предприятиям, формированию необходимого фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета и разработке общих принципов распределения этих средств между различными республиками и регионами России, особенно между теми, где складывающиеся социально-экономическая и финансово-бюджетная ситуации не позволяют рассчитывать на мобилизацию на месте достаточных ресурсов для поддержки малых предприятий.

Федеральными органами решается и такая задача, как координация деятельности федеральных фондов, прямо или косвенно заинтересованных в осуществлении мер поддержки малого бизнеса. Так, фонд занятости непосредственно заинтересован в таком участии, поскольку поддержка малого предпринимательства дает наивысший результат при реализации инвестиций в прирост рабочих мест; в свою очередь, расширение занятости в виде обратного эффекта приводит к увеличению потока средств, поступающих в распоряжение данного фонда.

Важной задачей, решаемой также на федеральном уровне, является создание централизованных систем, осуществляющих обеспечение малого предпринимательства информацией как текущего коммерческого характера, так и касающейся состояния региональных рынков капитала, наиболее перспективных инвестиционных проектов на местах и пр. Другими словами, задачей поддержки малого бизнеса на федеральном уровне является мобилизация для этой цели финансовых ресурсов инвестиционной поддержки малых предприятий за счет не только бюджетных средств, но и накоплений частных инвесторов через систему открытых рынков капитала.

Правительством РФ одобрена комплексная программа государственной поддержки предпринимательства и принято решение о финансовом обеспечении через созданный Фонд поддержки предпринимательства. Программа предусматривает формирование нормативно-правовой базы, содействие внешнеэкономической деятельности, соответствующие механизмы реализации поддержки — через налогово-кредитную политику, страховую деятельность, лизинг, венчурный капитал, сеть подготовки кадров и информационного обслуживания.

Политика поддержки малого предпринимательства концентрирует ресурсы для помощи наиболее важным сферам функционирования малого бизнеса. Государственная поддержка оказывается тем, кто готов начать свое дело в области научно-технических разработок и их внедрения в производство. Она предусматривает создание льготного налогового и кредитного режима для малых наукоемких компаний венчурного капитала, всевозможных научно-исследовательских партнерах.

Программа содействия кооперированию малых предприятий и их сотрудничеству с крупными и средними предприятиями необходима для совместного решения вопросов, непосильных для отдельного предприятия, например связанных с заметной рационализацией, оптимизацией использования и расширения основных фондов. Кроме того, кооперируемым малым предприятиям в большинстве случаев оказывается легче отстаивать собственные инвестиционные интересы во взаимоотношениях со средними и крупными предприятиями, с государством, органами власти различного уровня. Государственная поддержка такого кооперирования требует введения дополнительных финансовых и прочих льгот для малых предприятий, поддерживающих устойчивые хозяйственные взаимоотношения.

Программа поддержки малых предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности в первую очередь направлена:

- на преодоление ресурсоориентированного экспорта, повышение в нем доли конечной и наукоемкой продукции, а также изделий малых промыслов и услуг;

- на общее расширение рынка потребительских товаров и услуг, а также на сохранение в социально необходимых рамках импорта по таким товарным группам, как лекарства и сырье для их производства, детское питание, детская одежда и обувь.

В других сферах внешнеэкономической деятельности малых предприятий приоритетными являются: направление иностранных кредитов, капиталов и помощи прежде всего на цели технической реконструкции и модернизации малых предприятий и создание новых экспортных производств; развитие транзитных внешнеторговых перевозок; расширение экспорта услуг.

Программа формирования социальной базы малого бизнеса направлена на рост занятости населения: преодоление социально-психологической неподготовленности людей к организации собственного дела; увеличение рабочих мест для выпускников школ и институтов, лиц с ограниченной трудоспособностью, беженцев, вынужденных переселенцев. Механизмами реализации данной программы являются оказание поддержки созданию рабочих мест для этих категорий населения в сфере малых предприятий;

избирательная налоговая политика по отношению к различным категориям населения, занятым предпринимательством.

Программа участия малого бизнеса в улучшении экологической обстановки реализуется в двух направлениях: переработка остающихся отходов в товарную продукцию (применением экологически чистых технологий) и повышение степени использования добываемых природных ресурсов. Помимо финансовых и правовых льгот для малых предприятий, способствующих оздоровлению окружающей среды, предусмотрено освобождение их от местных налогов.1

Государственное регулирование материального производства. Сфера материального производства является важнейшим объектом государственного регулирования. В ее составе

современная статистика и управление выделяют отрасли, подотрасли, межотраслевые

хозяйственные комплексы; используются и другие виды группировок.

К материальному производству относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в продукта, энергии и в форме перемещения грузов, хранения

продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Наиболее общий принцип выделения сферы материального производства — участие соответствующих предприятий, организаций в увеличении стоимости общественного продукта и национального дохода. Другими словами, сфера материального производства — это любая деятельность, затраты на осуществление которой относятся на стоимость произведенной продукции или выполненных работ.

В соответствии с Классификатором отраслей экономики к материальному производству отнесены 14 крупных отраслей — промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.

Определяющим признаком для выделения крупных отраслей экономики является однотипность выполняемых предприятиями и организациями функций и видов деятельности. Классификационной единицей отрасли является предприятие, имеющее самостоятельный баланс и счет в банке. В том случае, если предприятие занимается разнородной деятельностью, оно учитывается в составе той отрасли экономики, к которой принадлежит преобладающая часть этой деятельности.

В составе крупных отраслей выделяют подотрасли. Они представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг). Например, в промышленности выделяют около двух десятков подотраслей — электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение, пищевая, легкая промышленность, производство строительных материалов и др. В сельском хозяйстве выделяют подотрасли: растениеводство и животноводство, на транспорте — его отдельные виды: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный. трубопроводный.

Промышленность подразделяется на добывающую, в том числе горнодобывающую, и обрабатывающую. К обрабатывающей индустрии относятся предприятия, перерабатывающие продукцию добывающих отраслей и предшествующих стадий обрабатывающей промышленности, а также предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. Предприятия добывающей промышленности и сельское хозяйство составляют сырьевой комплекс страны.

В последнее десятилетие в статистике, планировании и управлении оперируют понятиями межотраслевых хозяйственных комплексов. В сфере материального производства обычно выделяют следующие комплексы: топливно-энергетический, горно-металлурги-ческий, химико-лесной, машиностроительный, агропромышленный, строительный, транспортный, социальный, военно-промышленный.

Государственное регулирование отраслей материального производства осуществляется различными методами, которые можно условно разделить на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия проявляются чаще всего в форме административных рычагов: установление законодательных рамок самостоятельности предприятий, регистрация предприятий (юридических лиц), предоставление лицензий и свидетельств на виды деятельности, различные формы кадровой политики, размещение заказов на поставку продукции, директивное определение номенклатуры выпускаемой продукции, использование органами государственного управления права «вето» на принимаемые руководством АО решения при наличии у фондов имущества «золотой акции» и др. В отношении некоторых групп отраслей и производств осуществляется прямое государственное управление (атомная энергетика, производство оружия, государственные и муниципальные унитарные предприятия, предприятия, находящиеся на стадии банкротства и т.п.).

Методы косвенного воздействия на предприятия принимают разнообразные формы в зависимости от состояния хозяйственного законодательства, юридической самостоятельности предприятия, действенности, приемлемости и отработанности различных форм воздействия на юридические лица, характера объекта регулирования, задач, стоящих перед органами власти. Методы косвенного регулирования базируются на экономическом стимулировании. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма.

Основными задачами государственного регулирования сферы материального производства в настоящее время являются:

- стабилизация основных показателей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей;

- структурная перестройка общественного производства в направлении его социальной ориентации, изменения соотношений между добывающими и обрабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств и особенно восстановления позиций машиностроительного комплекса как обязательного условия поступательного движения экономики;

- техническое перевооружение отраслей материального производства;

- вхождение в мировой экономический процесс в качестве равноправного партнера развитых стран мира, изменение направленности экспорта российских производителей с продукции сырьевых на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности;

- повышение качества продукции российских предприятий до уровня требований мирового рынка;

- рационализация размещения производства по территории России;

- обеспечение безопасности производства, и особенно экологической безопасности, энергетики, химической, металлургической промышленности.

Большие возможности влиять на материальное производство заложены в реализации соответствующей финансово-кредитной и инвестиционной политики. Выделяя из бюджета средства на государственные закупки (например, размещение заказа на продукцию ВПК), государство стимулирует рост как в отраслях-исполнителях заказа, так и в сопряженных производствах. Размещением своих заказов государство влияет не только на объемы, но и на структуру производства.

Рычагами воздействия на материальное производство могут рассматриваться регулирование процентной ставки за кредитные ресурсы, изменение (увеличение или уменьшение) резервной нормы для коммерческих банков, государственная политика доходов, формирование покупательского спроса населения.

Рост резервной нормы увеличивает количество ресурсов, которые должны будут держать коммерческие банки в Центральном банке России. При понижении резервной нормы при прежних размерах финансовых ресурсов коммерческие банки могут выдавать кредиты в больших размерах.

Наиболее радикальным средством влияния на производство является регулирование процентных ставок за кредиты. Решение об изменении ставки рефинансирования Центробанка РФ автоматически отражается на процентных ставках коммерческих банков. Чем выше уровень процентных ставок, тем менее привлекательными оказываются кредиты (особенно долгосрочные), и наоборот. Ставки за кредиты в размере 100, 150% годовых с учетом инфляции становятся непреодолимой преградой для заемщиков средств на осуществление долговременных проектов. Снижение процентных ставок Центробанком страны обычно способствует оживлению капитального строительства, производства строительных материалов и конструкций, машин и оборудования, техническому обновлению предприятий, создает базу экономического роста в целом по стране.

Непосредственное влияние на материальное производство государство оказывает путем бюджетного финансирования инвестиций. Теории рыночной экономики оперируют понятием мультипликатора экономического роста, который свидетельствует о величине

изменения производства в зависимости от изменений объемов инвестиций в экономику. Возможные изменения объемов производства (индексы) рассчитываются по формуле

Инд= М*Iинв, (19.4.1)

где М — мультипликатор экономического роста;

Iинв — индекс первоначального изменения инвестиций.

В России в последние годы принят ряд законодательных и других нормативных актов, касающихся инвестиционной политики: федеральные законы об инвестиционной деятельности в стране, об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации, постановления Правительства РФ, утвердившие Положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации, комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем поддержки инвестиционных проектов посредством направления финансовых ресурсов на выполнение целевых программ и на другие государственные нужды. Средства на эти цели предусматриваются в государственном бюджете и в некоторых внебюджетных фондах.

Основной контроль за использованием централизованно выделяемых финансовых ресурсов на инвестиции в производственную сферу ложится на Министерство экономики, Министерство финансов и особенно Казначейство РФ.

Одной из форм воздействия государства на инвестиционные процессы в стране является участие в осуществлении коммерческих проектов. Оно допускается в размере 20% необходимых средств для реализации проектов в том случае, если срок окупаемости затрат по ним не более двух лет. Государственные инвестиции предоставляются в порядке конкурсного отбора прошедших экономическую экспертизу предложений. В особых случаях доля государства в финансировании коммерческих проектов может быть по решению высших органов государственной власти повышена. Например, согласно Указу Президента РФ от 17 октября 1995 г. Московскому акционерному обществу «Завод имени И.А. Лихачева» разрешено участвовать в конкурсе на получение государственных капитальных вложений для реализации коммерческих проектов при условии, что само АО вкладывает не менее 60% собственных и заемных средств.

Финансовая поддержка из средств федерального бюджета предоставляется предприятиям всех организационно-правовых форм и видов собственности выделением ссуд на срок, не выходящий за пределы финансового года, на возвратной основе и за плату в размере, обеспечивающем оплату процентов по государственному долгу, т.е. фактически без процентов. Финансовая поддержка может быть предоставлена также в виде отсрочки в уплате налогов. Краткосрочная финансовая поддержка предоставляется:

- на проведение структурной перестройки производства;

- для расчетов по кредитам, взятым на закупку оборудования и материалов;

- на разработку, внедрение и приобретение новых технологий, оборудования и материалов, в том числе за рубежом.

Акционерные и частные предприятия отвечают за выданные ссуды при их невозврате своим имуществом. Руководители государственных предприятий и акционерных обществ, где держателем акций является государство, при заявке на получение ссуды дают согласие на переоформление их трудовых контрактов на контракты, заключаемые в соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. «О мерах по обеспечению государственного управления экономикой», согласно которому решение об освобождении от работы руководителя предприятия может принимать орган власти.

Приняты законодательные акты о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, газ, перекачку, перевалку и налив нефти. Угольная промышленность раньше получала дотации за счет введенного в 1994 г. специального налога, а в настоящее время — за счет других доходных источников бюджета Российской Федерации. Для предприятий по добыче нефти установлен льготный порядок экспорта продукции.

Для обеспечения баланса интересов потребителей и производителей государство регулирует деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями. К числу естественных монополий относятся фирмы по передаче электроэнергии, транспортировке нефти и газа, железнодорожным перевозкам, перевозу товаров любым транспортом в труднодоступные регионы РФ, услуги связи и др. Образованы государственные органы, призванные контролировать деятельность естественных монополий и других монополистических образований в России.

Одним из способов воздействия на важнейшие отрасли сырьевого и обрабатывающел о комплексов является система государственного заказа. Согласно федеральному закону РФ «О поставках продукции для общегосударственных нужд» государственный заказ может размещаться на предприятиях, в организациях и учреждениях любой формы собственности. Госзаказ на поставку продукции размещается для создания и поддержания государственных материальных резервов, обеспечения необходимого уровня обороноспособности страны и ее безопасности, выполнения экспортных поставок, реализации федеральных программ. Поставки продукции для федеральных нужд финансируются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Элементом государственного регулирования деятельности предприятий является применение процедуры банкротства (несостоятельности). Несостоятельность предприятия свидетельствует о том, что оно не может нормально функционировать в складывающихся на рынке условиях и должно реорганизоваться или прекратить свое существование как хозяйственная единица. С государственных позиций прекращение деятельности предприятий может быть нежелательным даже при их убыточности. Поэтому государственные предприятия, утратившие возможность самостоятельного хозяйствования, то есть предприятия-банкроты, могут получить статус казенного завода. При этом в структуре федеральной исполнительной власти создаются органы, имеющие широкие полномочия по управлению казенными предприятиями, особенно по планированию и финансированию.

Производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развитии завода, которые разрабатываются на основе выявляемой уполномоченным органом потребности в продукции (работах, услугах), производимой заводом с целью обеспечения поставок для государственных нужд. Заводу за три месяца до начала планируемого года доводится утвержденный план-заказ в составе следующих показателей:

- объем поставок продукции (работ, услуг), производимой заводом в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента требований к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения;

- фонд оплаты труда и норматив уменьшения его при невыполнении показателей плана-заказа;

- лимит численности работников;

- объем средств, выделяемых из бюджета, и условий их предоставления. Для организации работы по поставкам продукции Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков, которыми могут быть федеральные органы исполнительной власти, казенные предприятия или государственные учреждения. На государственных заказчиков возложена обязанность по заключению договоров с поставщиками продукции. Правительство предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика. Государственным контрактом может быть предусмотрен контроль за ходом работ по выполнению договора поставок, но без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поставщика продукции.

Размещение государственных заказов на поставку продукции проводится путем организации торгов, конкурсов, аукционов. Для предприятий-монополистов и казенных заводов может быть предусмотрен режим обязательного заключения контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд. В случае необоснованного

отказа от заключения государственного контракта на поставку продукции поставщик уплачивает покупателю штраф.

Особое место в деятельности государственных структур занимает регулирование АПК и земельных отношений. За последние годы принят ряд законодательных и нормативных актов, среди которых можно выделить постановление Правительства РФ «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году».

В структуре федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти сформированы подразделения, осуществляющие реализацию аграрной политики государства. Наиболее общие вопросы управления решает Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. Для регулирования земельных отношений создан Государственный комитет РФ по земельным ресурсам, имеющий свои подразделения во всех субъектах Федерации.

Формы финансовой поддержки производителей сельскохозяйственной продукции со стороны государства — следующие: авансовая оплата поставок продукции, в том числе на стадии заключения договоров о поставках и после завершения сева; выплаты дотаций из соответствующих бюджетов на продукцию животноводства в размерах, обеспечивающих рентабельность производства; предоставление гарантий на оплату закупок, выделение кредитов на закупку минерально-технических ресурсов; компенсация затрат сельских товаропроизводителей на закупку горюче-смазочных материалов (ГСМ); отмена штрафных санкций по просроченным процентным ставкам; отсрочка и рассрочка погашения кредита.

Государство предоставляет различного рода льготы, оказывает финансовую поддержку и другие виды поддержки производителям сельхозпродукции, как правило, в том случае, если они вступают с ним в какие-либо договорные отношения.

В соответствии с принятым в 1995 г. федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» разрабатываются государственные, региональные и местные программы поддержки малого предпринимательства. В федеральном, региональных и местных бюджетах предусматриваются ассигнования на реализацию программ поддержки малого бизнеса. Под государственным контролем создаются фонды поддержки малого предпринимательства в виде государственных и муниципальных фондов. Налоговым законодательством предусмотрены льготы в виде облегчения налогового бремени, освобождения от налогов и отсрочки их выплат. Малым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации, дается право сразу списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы до трех лет.

Законом предусматривается льготное кредитование субъектов малого предпринимательства. Разрешается создание обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства с предоставлением им некоторых льгот. Определены меры по производственно-технологической поддержке субъектов малого предпринимательства путем обеспечения их современным оборудованием, технологиями и размещения заказов.

Налоговая политика в руках государства может быть мощным рычагом воздействия на материальное производство. Льготное налогообложение, снижение налоговых ставок непосредственным товаропроизводителям, налоговые кредиты и тому подобные меры могли бы способствовать развитию материальной сферы.

Дифференциация налоговых ставок (прежде всего на прибыль, добавленную стоимость, за пользование природными ресурсами) может использоваться государством для регулирования структуры производства. Налоговые ставки для производителей особо дефицитной продукции на период необходимого подъема этого производства могут снижаться до предельно возможного низкого уровня.1

Государственное регулирование территориальных пропорций и региональных рынков

Государственное территориальное регулирование является составной частью управления экономикой, отражающей специфический пространственный аспект процессов воспроизводства материальных благ, рабочей силы, производственных отношений л решения проблем социального и экономического характера. Оно представляет собой важнейшую функцию управления процессами территориального разделения труда, специализацией и комплексным экономическим и социальным развитием регионов.

Задачами государственного территориального регулирования являются: определение перспектив развития каждого региона с общегосударственных позиций, имея в виду, что экономика страны есть единый хозяйственный комплекс; обеспечение пропорционального развития экономики каждого региона на основе комплексного и рационального использования территориальных ресурсов многоцелевого назначения (трудовых, земельных, водных, энергетических и др.); выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; обеспечение рациональной системы территориального размещения населения, исходя из потребностей производства и социального развития.

При переходе крыночной экономике происходят изменения в характере регионального развития страны. Это обусловлено ограничением вмешательства государства в экономическую деятельность, переносом центра тяжести в принятии многих хозяйственных решений на микроуровни. Подчиняющиеся общим рыночным законам экономические отношения реализуются в условиях существования сложной и многоуровневой структуры территориальной организации общества, базирующейся на принципах федерализма и местного самоуправления.

Каждый регион имеет сферу самостоятельного регулирования экономических отношений, принимаемых под свою ответственность решений с учетом собственных ресурсов. Федеральные же органы устанавливают для каждого территориального уровня конкретный перечень налоговых, административных и иных рычагов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов федерального и иного уровня независимо от вмешательства в его деятельность территориальных органов власти за пределами их законных компетенции.

Центральные и местные органы власти взаимодействуют в целях упорядочения отношений собственности, природопользования (в том числе землепользования), бюджетно-налоговых отношений, государственной поддержки отраслей и регионов.

Государственное территориальное регулирование строится с учетом признания природно-климатических, социально-экономических, национально-этнических и др. различий между регионами, которые являются предпосылками использования различных моделей территориального развития. Допускаются специфические режимы территориальных организаций хозяйственной деятельности в регионах с законодательно установленным особым статусом (свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории проживания малочисленных народов, полуанклавы типа Калининградской области и т.д.).

Для государственного регулирования территория страны разделяется на ряд экономических районов. Каждый из районов, как правило, включает несколько административных единиц. Признаками для выделения района служат: общность территорий; однородность природных условий; общая направленность решаемых хозяйственных задач на основе исторически сложившейся региональной экономической структуры, имеющей ряд характерных особенностей. В результате целенаправленной хозяйственной деятельности, освоения новых природных богатств и развития производства сетка экономического районирования может изменяться. Экономический район или группа районов (зона) являются основной таксономической единицей для определения главных направлений размещения производительных сил.

Государственное территориальное регулирование в настоящее время проявляется в поддержке северных регионов страны путем льготного кредитования и 50%-ной компенсации транспортных расходов, финансового обеспечения гарантий и компенсаций для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях; в дополнительной селективной поддержке как регионов, признаваемых депрессивными (республики Ингушская, Тыва, Алтай, Бурятия, Калмыкия и др.), так и регионов, чрезвычайное государственное стимулирование которых ориентируется на превращение их в зоны устойчивого развития (Волгоградская, Саратовская, Самарская области и др.).

Аналогичные меры селективной поддержки принимаются и в целях структурной перестройки экономики регионов, находящихся в экстремальных природно-климатических условиях и малоосвоенных (республики Саха (Якутия), Коми, Карелия, Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Сахалинская области). Подобного рода государственная поддержка оказывается также регионам, отличающимся исключительным экономико-географическим положением (Калининградская область) либо оказавшимся приграничными (Псковская, Новгородская, Смоленская области, Краснодарский край и республики Северного Кавказа). Финансовая поддержка оказывается также так называемым закрытым административно-территориальным образованиям, в которых расположены организации и предприятия Минатома и Минобороны России.

В целях научного обоснования рационального размещения производства и оптимизации региональной структуры экономики разрабатываются комплексные схемы размещения производительных сил, включающие прогнозы основных синтетических показателей регионального развития на перспективный период до 15 лет, схемы развития и размещения отраслей национальной экономики или группы взаимосвязанных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Схемы развития и размещения производительных сил регионов включают обоснование хозяйственной специализации каждого региона, структуры и пропорций его хозяйства, включая развитие инфраструктуры, внутрирайонное размещение производства. Они содержат: оценку экономико-географического положения (население и трудовые ресурсы, производственные фонды, природные ресурсы); прогноз ресурсного потенциала;

концепцию экономического и социального развития; определение основных направлений комплексного развития экономики района, совершенствование внутрирайонных пропорций;

совершенствование системы городского и сельского расселения с учетом изменения в развитии и размещении производства и территориальной организации хозяйства; систему мероприятий по охране окружающей среды.

В региональных схемах особое внимание уделяется комплексности развития, т.е. взаимодействию развития различных отраслей на территории, увязке развития всего производства с трудовыми ресурсами, ресурсами земли, воды, с инфраструктурой, комплексному использованию природных ресурсов. В каждом регионе должно быть обеспечено соответствие числа рабочих мест и численности трудоспособного населения, необходимое развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Наиболее эффективно производство развивается в форме территориально-производственных комплексов (ТПК). Под ТПК понимается совокупность экономически и технологически взаимосвязанных предприятий независимо от их подчиненности, находящихся на ограниченной территории и использующих ее ресурсы и общую инфраструктуру. В наибольшей мере сейчас уделяется внимание развитию Саянского, Канско-Ачинского, Южно-Якутского и других районов.

Целевые программы территориального развития являются одной из традиционных форм государственного регулирования. Программа регионального развития включает экономические, научно-технические и организационные мероприятия, обеспечивающие решение определенных территориальных проблем: вовлечение в хозяйственный оборот природных богатств на вновь осваиваемых территориях и охрану окружающей среды на освоенных территориях; решение крупных экономических проблем на какой-либо территории в целях выравнивания уровня ее развития с другими районами страны и т.д.

Реализуя данную программу, государство осуществляет селективную поддержку регионов, направленную на ускорение развития в них приоритетных отраслей, стимулирование предпринимательской деятельности, экспортного потенциала и развитие экономики России в целом. Федеральные региональные программы разрабатываются по определенному кругу регионов, имеющих особо важное геополитическое значение для всей России, и призваны решать такие задачи общефедерального уровня, которые не под силу одному региону и расположенным в нем предприятиям. Программы, имеющие федеральное значение, финансируются не только из федерального бюджета, но также и из местных бюджетов, через банковские кредиты, иностранные инвестиции, средства предприятий, организаций, предпринимательских структур.

По данным Министерства экономики РФ, за счет средств федерального бюджета на основе ранее принятых программ проводятся мероприятия в регионах (их 21), подвергшихся атмосферным влияниям после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Осуществляются федеральные государственные программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, социально-экономического развития Курильских островов. В 1993 г. начата реализация федеральных региональных программ «Великий Водораздел» (социально-культурного развития Тверской области), «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторически малых и средних городов России». Подготавливаются и рассматриваются экономические обоснования для разработки федеральных программ экономического и социального развития кузбасского топливно-промышленного комплекса Калининградской области, программы развития Ингушской Республики.

Размещение хозяйства и населения, производственной и социальной инфраструктуры на сравнительно небольших территориях конкретизирует районная планировка, в которой учитываются архитектурно-строительные и инженерно-технические факторы, даются детальные физико-географические и инженерные характеристики района. Проекты районной планировки базируются на принятых схемах развития и размещения производства. В них большое внимание уделяется выбору конкретных площадок для строительства. Для организации работ по районным планировкам большое значение имеют схемы расселения, предусматривающие рациональные размещения населения, ограничение роста крупнейших городов, развитие малых и средних городов, перспективных сельских населенных пунктов. В районных планировках детально рассматриваются вопросы создания объектов производственной инфраструктуры — линий электропередач, коммунального транспорта, связи, а также культурно-бытовых объектов, учреждений здравоохранения, просвещения и т.д.

Некоторые регионы требуют расширения экономических полномочий, в том числе в вопросах приватизации, использования ресурсов, проведения реформ; увеличения части оставляемого на данной территории дохода, налоговых, таможенных и внешнеэкономических льгот, льготных кредитов; расширения бюджетных дотаций и субсидий;

усиления мер государственного протекционизма; равных прав всех субъектов России;

сохранения экономических преимуществ для республик в составе России.

Есть регионы, которые перечисляют в федеральный бюджет до 60—65% доходов и покрывают 85—95% своих расходов средствами федерального бюджета. Из 89 регионов 41 получает из федерального бюджета 40% расходуемых ими средств, причем на 22 региона приходится более 60% выделяемых дотаций.

Бездотационные регионы (их менее 20) — это области, края и республики, образующие «узкий пояс», который охватывает Сибирь, Урал и центр России, а также два автономных округа, где в основном добывается нефть. На Тюменскую область и г. Москву приходится около 20% поступлений в федеральный бюджет.

Весьма различны также потенциальные запасы и степень обеспеченности регионов природными, минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими ресурсами; уровни развития отраслей специализации, производственных связей. Все это требует регулирования пропорций из центра с учетом конкретных особенностей воспроизводственного процесса каждого региона.

Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». Одним из главных условий реализации задач региональной политики признано обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем. При этом должно углубляться территориальное разделение труда на основе государственного воздействия на регионы прежде всего методами прогнозирования и программирования, привлечения инвестиций, регулирования цен в сфере энергетики и транспорта в целях выравнивания условий хозяйствования в различных регионах.

Главной проблемой является стимулирование экономического развития регионов на основе максимального использования местных конкретных условий и потенциала региональных рынков. В России эффективного национального рынка не может быть без развитых региональных рынков.

Согласно принятому в 1995 г. Федеральному закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» региональный рынок — это сфера обращения товаров на части территории России, определяемой экономической возможностью покупателя приобретать товар на соответствующей территории или отсутствием этой возможности за ее пределами.

Географические границы товарного рынка создаются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Территория рынка определяется по принципу признания покупателями равной доступности товаров, продаваемых в различных регионах. Основными признаками единого географического рынка являются:

- возможность перемещения спроса между территориями ввиду доступности транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу, незначительных (в пределах 5% от цены товара) транспортных расходов на это перемещение;

- возможность перемещения товара между территориями ввиду малых дополнительных издержек (в пределах 5% от цены товара) на транспортировку от продавца к покупателю, сохранности качества товара в процессе транспортировки;

- отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товара;

- сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

Государство создает предпосылки для формирования региональных рынков:

разграничение собственности по уровням управления, определение статуса федеральных и региональных природных ресурсов, разграничение функций между центром и регионами в сфере финансов, налогообложения, внешних связей и т.д.

Региональные рынки формируются под воздействием реализуемых федеральных целевых программ, для финансирования которых используются бюджетные средства, а также другие формы поддержки регионов. Так, Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 911 для поддержки модели реформирования экономики региона Кузбасса в 1997—2000 гг. вновь созданным на территории Кемеровской области предприятиям разрешено предоставлять инвестиционный налоговый кредит по всем видам налогов, которые вносятся в федеральный бюджет.

После распада СССР 35 субъектов Российской Федерации стали приграничными регионами, а вместе с прибрежными — 43. Такие изменения обусловили необходимость более полного учета интересов регионов при осуществлении внешнеэкономических связей России. Государство содействует вхождению регионов в международное сотрудничество, поддерживает их внешнеэкономическую деятельность, способствующую развитию и улучшению условий жизни населения. При огромных расстояниях между регионами России торговля с соседними странами позволяет резко сократить транспортные издержки. Экономическое взаимодействие регионов с зарубежными партнерами позволяет им также ускорять решение своих проблем, минуя центр.

Регулирующая роль государства в отношении региональных рынков проявляется по многим другим направлениям. Так, за счет получения дотаций из бюджета поддерживаются

на соответствующем уровне цены. Важное значение придается борьбе с монополизмом на региональных рынках.

Законом не допускается доминирующее, исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке товара составляет 65% и более. Антимонопольный орган может признать доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%, исходя из соответствующих критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке товара не превышает 35%.

Региональные рынки особого рода формируются в границах свободных экономических зон.1

В условиях рынка необходимо быть уверенным в развитии событий, хотя бы в какой-то степени. Эта потребность реализуется в системе страхования — особого вида экономических отношений. Эта система включает в себя образование специального фонда средств и его использование для преодоления и возмещения для разного рода потерь, ущерба. Происходит это путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм. Государство, регулирующее рынок, стимулирует создание и развитие устойчивых страховых компаний, что повышает надежность, и, следовательно, привлекательность экономики.

Функции государства многоплановые и в проведении экономической политики правительство должно учитывать все последствия принимаемых мер и заботиться, в частности, о защите прав граждан, об их социальной защите. Этим вопросом занимается система социального страхования, которая представляет собой систему материального обеспечения в случае временной потери нетрудоспособности, старости, инвалидности, а также система здравоохранительных мероприятий. Государство участвует в этом процессе как непосредственно — через государственное социальное страхование, так и опосредованно — через создание нормативной базы для негосударственного социального страхования и контроль заработай системы.

Опубликовано на Порталусе 23 апреля 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама